header left
header left mirrored

СпецЭкономЗоны КНР

 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

С начала 80-х годов, как следствие открытости китайской экономики, в Китае стали появляться зоны развития. Своим успехом они, в основном, обязаны проведению льготной политики и созданию благоприятного инвестиционного климата. Они всё успешнее пользуются такими своими преимуществами, как удобное месторасположение, современная инфраструктура, богатые ресурсы рабочей силы, эффективное руководство и развитая сфера услуг. 

Часто за различными наименованиями скрываются различия в налогообложении  и в импортно-экспортных ограничениях. Но различия между зонами оказываются более глубокими, чем то, что их объединяет. Для инвесторов обрабатывающих отраслей Китая выбор зоны развития в качестве базы – это первый шаг в огромное поле деятельности, требующей вооружённости против рисков. Большинство рассматривает возможность выбора не менее трёх зон, или даже пяти. Так как каждая зона отличается от других своими особенностями, необходимо знакомиться с ними не только по рекламным брошюрам и опубликованной информации, но и по подробным фактам их практической деятельности. 

Зоны развития – это важный сектор «игрового поля» для иностранных инвесторов в Китае. Зоны отличаются друг от друга качеством предоставляемых ими услуг и льгот, но лучшие из зон это те, которые оказывают большую помощь при общении с китайской бюрократией и способствуют скорому продвижению дел, хотя в Китае прежде, чем вступить в договорные отношения, всегда неплохо узнать мнение профессионала. В разнообразии зон в Китае видится не только стимул для привлечения иностранных инвесторов, но и то, как Китай осуществляет управление, и что он понимает под развитием рыночной экономики в местных условиях. Иначе говоря, зоны могут предоставить такую уникальную гибкость в своей деятельности, какой пока что больше нигде не сущзествует.

Ключевыми вопросами, которые требуют рассмотрения, однако, остаются те же: что выгоднее - добавленная стоимость, которая привносится благодаря месторасположению, деятельности местной администрации, предлагаемым услугам и налоговым льготам,  или деятельность в более затратных зонах развития? До принятия каких-либо обязательств необходимо также рассмотреть вопросы, касающиеся качества и содержания инфраструктуры, доступности рабочей силы, близости к местным  поставщикам и основным звеньям транспортной инфраструктуры. Необходимо также помнить, что цены на землю и плату за аренду помещений можно всегда обговорить в рамках правил деятельности одной и той же зоны, и поэтому есть смысл неспешно присмотреться к ценам и качеству выпускаемых товаров, чтобы найти устраивающую вас зону, в которую вы решитесь инвестировать капитал. Издержки на инфраструктуру также могут быть разными. 

Читатели должны знать, что в 2003 году Министерство земли и ресурсов и другие правительственные департаменты провели беспрецедентное общенациональное расследование злостных случаев нерационального использования земли в зонах экономического развития.  Расследование привело к закрытию 4 735 зон развития (около 70% всех зон по стране). Большинство проблем возникало на уровне провинций. 

Инвесторам следует удостовериться, особенно настраиваясь на  зоны провинциального и муниципального уровней, что руководство последних имеет соответствующие разрешения от центральных органов на предоставление  тех льгот, которые они предлагают. 

Однако в ноябре 2005 года появились признаки некоторого смягчения политики в отношении ЗР. Министерство финансов и торговли  пообещало снова приступить к рассмотрению заявок на  расширение территорий зон развития, поддерживаемых государством (государственных зон развития). По сообщениям министерства, индустриальные парки, получившие прямые иностранные инвестиции в объёме более 1 миллиарда долларов или с ежегодной экспортной стоимостью, превышающей 500 миллионов долларов, имеют право претендовать на дополнительную площадь к своей территории. Министерство также будет рассматривать заявки от зон, стоимость ежегодной продукции которых превышает 4 миллиарда юаней или чей ежегодный налогооблагаемый доход превышает 1 миллиард юаней. При этом все зоны, утверждённые Центральным правительством, также будут иметь право на расширение свих территорий при условии, что их выпуск за последние два года увеличился. 

Кроме того, вступление Китая в ВТО может привести к изменению роли таких зон, так как уже начинает исчезать разница между льготами, предлагаемыми зарубежным и внутренним компаниям, а также между тарифными и нетарифными ограничениями. Однако вряд ли эти различия исчезнут полностью – большинство зон имеют географическое расположение, удобное для ведения в них международной торговли, и могут предложить инвесторам такой уровень сервиса, который не могут предложить вне-зонные территории, при этом многие из зон начинают специализироваться в определённых отраслях.

 

Типы зон 

В настоящее время в Китае находится свыше двух тысяч зон развития общей площадью 13 700 кв.км. Ниже описаны основные типы государственных зон. Есть и другие типы зон, среди которых многочисленные муниципальные и провинциальные промышленные зоны, а также зоны экономического развития.:

Основные государственные типы зон в этом регионе, которые мы здесь рассмотрим, следующие:

Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР),

Зоны свободной торговли (ЗСТ),

Зоны развития высокотехнологичного производства  (ЗВТП),

Зоны приграничного и экономического сотрудничества (ЗПЭС),

Зоны экспортной обработки (ЗЭО)

Читателям следует знать, что наименования многих китайских зон могут быть представлены несколькими англоязычными и русскоязычными вариантами, что добавляет путаницу как в идентификации самих зон, так и в типах, к которым они принадлежат.

Подробности, касающиеся основных государственных зон, см. на вебсайте Китайской ассоциации зон промышленного  развития - http://www.cadz.org.cn

 

Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР)

Economic & Technological Development Zones (ETDZ)  

级经济术开发区 

В начале 1984 года, в качестве одного из этапов проведения политики «открытых дверей», правительство Китая решило основать на прибрежных территориях ЗТЭР, основываясь на успешном опыте созданных ранее «особых экономических зон». С 1984 по 1988 гг, в городах Далянь (Dalian), Циньхуандао (Qinhuangdao), Тяньцзинь (Tianjin), Яньтай (Yantai), Циндао (Qingdao), Ляньюнган (Lianyungang), Наньтун (Nantong), Миньхан (Minhang), Хунцяо (Hongqiao), Цаохэцзин (Caohejing), Нинбо (Ningbo), Фучжоу (Fuzhou), Гуанчжоу (Guangzhou) и Чжанцзяган (Zhanjiang) появилось 14 ЗТЭР

В 1992 и 1993 гг. было образовано ещё 18 национальных ЗТЭР, в частности, в Инькоу (Yingkou), Чанчунь (Changchun), Шэньян (Shenyang), Харбин (Harbin), Вэйхай (Weihai), Куньшан (Kunshan), Ханчжоу (Hangzhou), Сяошань (Xiaoshan), Вэньчжоу (Wenzhou), Жунцяо (Rongqiao), Дуншань (Dongshan), Гуанчжоу (Guangzhou), Наньша (Nansha), Хуйчжоу (Huizhou), Даявань (Dayawan), Уху (Wuhu), Ухань (Wuhan), Чунцин (Chongqing), Пекин (Beijing) и Урумчи (Urumchi). 

С 2000 по 2002 гг. Государственный Совет принял решение о создании третьей группы зон, включающей Хэфэй (Hefei), Чжэнчжоу (Zhengzhou), Сиань (Xi'an), Чанша (Changsha), Чэндк (Chengdu), Куньмин (Kunming), Гуйян (Guiyang), Наньчан (Nanchang), Шихэцзы (Shihezi), Синин (Xining), Хух-Хото (Hohhot), Тайюань (Taiyuan), Наньнин (Nanning), Иньчуань (Yinchuan), Ланьчжоу (Lanzhou), Лхаса (Lasa) и Lanzhou. Совет также санкционировал создание индустриального парка Suzhou, ЗТЭР Hainan Yangpu, Зоны экспортной обработки Shanghai Jinqiao, ЗТЭР Ningbo Daxie и Инвестиционной зоны Xiamen Haicang , чтобы на них также распространялась льготная политика, установленная для этих национальных ЗТЭР. 

Государственные ЗТЭР – это относительно небольшие участки территории, выделенные в пределах открытых городов, в том числе и тех, что расположены на побережье. Выполняя роль «окон и баз» открытой экономики, «магнита» для привлечения капитала, a также стимула расширения экспорта, высокотехнологического развития и содействия региональной экономики, они становятся мощным движителем развития региональной экономики и играют важную роль в совершенствовании  экономики и структуры промышленности региона. ЗТЭР имеют большие достижения и становятся привлекательными объектами для иностранных инвестиций, а также основным потенциалом  развития экспорта. 

В 2004 году ВВП этих зон составил 660 миллиардов юаней, что на 32,4% выше, чем в предыдущем году и на 22,9% выше среднего показателя по стране. Добавленная стоимость их промышленного производства составила 485,6 миллиарда юаней, на 34,8% больше показателя предыдущего года (на 23,3% выше, чем в среднем по стране). Объём промышленного производства составил 1794,9 миллиарда юаней, на 38,5% больше, чем в предыдущем году. Сумма налоговых поступлений равнялась 93,3 миллиарда юаней, на 23,3% выше показателя предыдущего года. 

Экспорт составил 80,3 миллиарда долларов, это на 64,3% выше соответствующего показателя предыдущего года и на 28,9% выше среднего уровня по стране. Объём импорта составил 85,9 миллиарда долл., поднявшись на 65,2% по отношению к уровню предыдущего года (на 29,2% выше среднего показателя по стране). Объём контрактных ПИИ составил 22,1 миллиарда долларов, на 8,8% больше, чем в прошлом году; фактически использовано 13,6 миллиарда долларов, больше на 31,7%.

 

Зоны свободной торговли (ЗСТ)

Free Trade Zones (FTZ)  

保税区 

Образованные по постановлению Государственного Совета, Зоны свободной торговли представляют собой экономические территории, находящиеся под особым таможенным контролем, и рассматриваются как база привлечения иностранных инвестиций и осуществления экспортной торговли. Торговля товарами экспортной переработки всегда была и остаётся очень важным звеном экономического развития Китая. Сейчас в Китае 15 зон свободной торговли, расположенных на территории основных портов или близ них и обеспеченных средствами таможенной и экспортно-импортной деятельности. 

Каждая ЗСТ, как правило, представляет собой территорию в 6-10 кв. км, позволяющую вести многие виды экономической деятельности, такие как хранение товаров, валютные операции, маркетинг, торговля и экспортная переработка. На территории ЗСТ обычно проводятся такие простые операции,  как классификационное тарифное руководство, погрузка запасных частей, складирование, упаковка и брендирование. Но многие компании в таких зонах ведут и операции по коммерческому складированию товаров. 

Кроме того, для некоторых видов деятельности, подпадающих под определение «осуществляемые внутри территории, но не контролируемые таможней», применяются различные таможенные льготы, такие как:

-- освобождение от налогов на все виды строительства и на импорт, связанный с   инфраструктурой, а также на всё оборудование, запасные части и детали, импортируемые для внутреннего использования;

-- импортные товары, ввозимые на территорию китайских ЗСТ из-за границы, освобождаются от таможенных сборов и налога на добавочную стоимость; последние налагаются на конечные продукты, вывозимые за территорию ЗСТ

-- если реэкспортируется более 70% конечной продукции, любой остающийся

продукт облагается налогом по пониженному тарифу на основе первоначально импортируемых компонентов. Все конечные продукты, «импортируемые» из ЗСТ в пределах Китая, облагаются таможенным сбором и НДС, рассчитанными по соотношению затрат местных источников к стоимости импортируемых компонентов. 

Ещё недавно ЗСТ представляли собой единственные территории, в границах которых зарубежная фирма могла образовывать торговую компанию полностью под своей юрисдикцией. Теперь это ограничение снято по условиям обязательств Китая перед ВТО.

 


Зоны развития высокотехнологичного производства (ЗВТП)

High-Tech Industrial Development Zones (HIDZ) 

高新技术产业开发区 

Китайская Ассоциация ЗР отмечает, что «зоны развития высокотехнологичного производства основываются на интенсивных видах информационной технологии и открытости операционной среды и в основном зависят от собственной научной и технической базы Китая, его экономического потенциала ... [Они являются] концентрированными зонами, созданными с целью максимального переноса  научных и технических достижений в область практической производственной вооружённости через доступную в местных условиях функциональную и физическую оптимизацию с ориентиром на местные и зарубежные рынки, а также на развитие китайской наукоёмкой индустрии». Предприятия этих зон могут иметь налоговые и определённые таможенные льготы, устанавливаемые в КНР. Создание Зон Высоких технологий началось в 1988 году, когда Китай принял программу научно-технического развития «ФАКЕЛ». На сегодняшний момент в КНР насчитывается порядка 53  ЗРВТ государственного уровня. Однако следует обратить внимание на то, что существуют также зоны провинциального уровня – так называемые научно-технические парки. Они создаются на внебюджетные деньги, очень часто с привлечением целевых иностранных инвестиций. Чаще всего донарами для создания таких парков выступают иностранные китайцы (хуацяо) или правительственные и предпринимательские круги стран с высоким процентом этнических китайцев: Сингапур, Таиланд, Бирма, Индонезия и т.п.

Зоны приграничного и экономического сотрудничества (ЗПЭС)

National Border & Economic Cooperation Zones (BECZ)

经济合作区 

Особый тип зон, ЗПЭС,  создан на северо-востоке. ЗПЭС развивают приграничную торговлю для приграничных открытых городов и осуществляют обработку товаров для реэкспорта. Открытость внешнему миру по пограничным областям центрального и западного Китая – это важная политическая составляющая в развитии торговли, экономики и установления добрых отношений с соседними странами. Эта составляющая играет позитивную роль в развитии экономики в областях проживания национальных меньшинств. 

Начиная с 1992 года, Государственный Совет одобрил создание уже 14 таких ЗПЭС.

На границе с Россией находится четыре таких зоны: Маньчжоули, Хэйхэ, Суйфэнхэ, и Хунчунь. В Синьцзяне, на границе со среднеазиатскими странами, еще четыре: Хоргос, Инин, Болэ, Тачэн. Пять зон находятся на Юге КНР на границе со странами ЮВА: Жуйли, Пинсян, Ваньдин, Хэкоу, Дунсин. Одна зона – на границе с Монголией – Эрлянь-Хото. И последняя зона находится в провинции Ляонин – Даньдун.

 

 

Зоны экспортной обработки (ЗЭО)

Export Processing Zones (EPZ)  

出口加工区 

В апреле 2000 г. Государственный Совет одобрил создание ЗЭО в 15 городах. Среди них такие как Guangzhou, Beijing и Dalian. Этот вид зон представляет собой особо ограниченную территорию, находящуюся под таможенным контролем.  Они ограничены территорией в 2-3 кв. км, выделенных, как правило, в границах существующей зоны развития (обычно в границах ЗТЭР).

ЗЭО обеспечивает меньшее вмешательство бюрократии в осуществление  экспортной обработки, так как товары могут ввозиться в эти зоны без сопровождения формальными декларациями и без оплаты пошлин на товары, подготовленные для реэкспорта. 

Согласно разъяснению Китайской Ассоциации ЗР «ЗЭО создаётся как особо ограниченная территория, находящаяся под надзором таможенных органов... [и] представляет собой один из важных шагов, предпринимаемых Китаем в направлении расширения его участия в международном рынке и дальнейшей открытости его рынка внешнему миру». На сегодняшний момент в Китае существует 15 ЗЭО. 

Центральное Правительство учредило эти небольшие территории как абсолютно изолированные участки, находящиеся под круглосуточным контролем таможни, для проведения экспортных операций и подавления нелегальной продажи беспошлинного сырьевого импорта. В этих зонах позволены лишь процедуры, связанные с экспортной обработкой, с хранением товаров, требуемым процедурой их обработки на предприятиях зоны, и с грузовыми перевозками. Узкая цель, поставленная перед  ЗЭО, позволяет Китаю предоставлять такие меры поощрения компаниям, занимающимся экспортной обработкой, которые недоступны ни ЗСТ, ни автономно работающим предприятиям, пользующимся льготами при уплате таможенных пошлин. 

ЗЭО отличаются от ЗСТ по ряду признаков. Во-первых, в ЗЭО разрешается несколько видов деловой деятельности: обработка экспорта, складирование товаров, требуемое процедурой их обработки, выполняемой предприятиями в зоне, и грузовые перевозки. Узкая цель, поставленная перед  ЗЭО, позволяет Китаю предоставлять такие меры поощрения, которые не предоставляются ни в ЗСТ, ни автономно работающим предприятиям, пользующимся льготами при уплате таможенных пошлин. Во-вторых, в отличие от ЗСТ, на коммунальные компании не налагается НДС. В-третьих, только компании, экспортирующие более 70% своей продукции, имеют право на снижение ставки подоходного налога, на которую претендуют все компании ЗСТ. И, так как  ЗЭО ориентированы на экспорт, все компании, расположенные в ЗЭО, считаются правомочными торговыми предприятиями и не обязаны работать на рынок товаров, выпускаемых в зоне, если у них есть продукция для продажи на внутреннем рынке. 

ЗЭО имеет и общие черты с ЗСТ, а именно: импортная пошлина на продукцию, продаваемую в Китае, зависит от категории конкретного вида продукции. Также как и в  ЗСТ, НДС не налагается ни на какую деятельность, ведущуюся в границах ЗЭО. И импорт освобождён от налога. 

Хотя КНР определяет ЗЭО  как «закрытые территории», это обозначает лишь то, что ЗЭО физически отделены от остальной территории экономического развития, в которой они находятся. Все товары, весь штат работников и транспорт должны подвергаться осмотру при появлении в зоне и оставлении её. Никто из персонала не может проживать на территории ЗЭО. Для иностранных же инвестиций ЗЭО юридически и практически открыты. 

В связи с тем, что деятельность ЗЭО основана исключительно на экспортных процедурах, самая значительная разница между ними и ЗСТ заключается в  политике содействия экспортным операциям. Если компания, находящаяся на территории ЗЭО, закупает товар у предприятия на территории Китая, предприятие-продавец получает экспортную скидку, а предприятие, находящееся на территории зоны и купившее этот товар, не платит НДС. В то время как компании, находящиеся в ЗСТ, или вне-зонные предприятия, пользующиеся льготами при уплате таможенных пошлин, обязаны платить НДС в форме предоплаты за каждый товар, ввезённый из Китая, и могут претендовать на экспортную скидку только после того, как этот товар будет экспортирован. 

Предприятия в ЗЭО находятся в более выгодном положении перед предприятиями, находящимися вне зоны, также и потому, что они имеют право на первоочередное прохождение и на более льготный режим процедуры таможенного досмотра, чем в случае с ЗСТ. Все компании в ЗЭО должны иметь компьютеризированную базу данных, подсоединённую к таможне для осуществления электронной очистки товаров. В настоящее время компании, которые вовремя платят таможенную пошлину и имеют надёжную компьютеризированную систему отслеживания, могут претендовать на процедуру таможенного досмотра без предъявления документов. ЗЭО  получает 24-часовую поддержку таможенных властей, а её товары, как оплачиваемые, так и не оплачиваемые пошлиной, подвергаются одной и той же процедуре осмотра. Эти правила содействуют более быстрому прохождению таможенного контроля.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования