header left
header left mirrored

China Brief - Volume XIII, Issue 10

Есть такая организация The Jamestown Foundation. Она была создана еще в далекие 80-е годы и задумывалась как фонд помощи перебежчикам из "Восточного блока"(основатель фонда - Билл Геймер- работал в свое время с самым высокопоставленным советским перебежчиком Аркадием Шевченко). Сейчас этот Фонд один из мощных штатовских аналитических центров. В основном, конечно, полнейшая ксенофобическая блевотина в лучших штатовских традициях. Но иногда там мелькают очень интересные мысли и лица. В основном там тусуются бывшие разведчики-неудачники и отставные военные. Уже много лет я подписан на их аналитический бюллетень по Китаю "China Brief". Перевод - "АБИРУС"

Объединяя дубинки: увеличивая силы полиции, улучшая отчетность
Опубликовано: China Brief издание: 13, выпуск: 10, 9 мая 2013

Автор: Willy Lam

С того момента, когда в прошлом ноябре Xi Jinping занял пост ГлавногоСекретаря Коммунистической Партии Китая и главнокомандующего, егораспоряжения о том, чтобы повысить способность армии «быть готовой сражаться и побеждать», были в центре внимания общественности. Большое количество перестановок за последнее время в политическо-юридичеких (zhengfa) отделах  - которые ограничили силы полиции страны, а также судов и прокуратуры - тем не менее, показали, что новый глава одинаково серьезнонамерен усилить «сохранение [общественно-политической] стабильности» (weihuwending, или weiwen) аппарата. В то время как отделам zhengfa, включаяМинистерство Общественной Безопасности, было предоставлено большевласти, были предприняты меры, чтобы увеличить количество внутренних проверок и уравновесить соотношение сил, чтобы подавить коррупцию и злоупотребление властью среди полицейских на региональном уровне. Более того, вместе с жестким претворением в жизнь этого закона особое внимание уделялось тому, чтобы стереть социальное неравенство на местах.

Сердцем национальной организации zhengfa является Центральная комиссия по политике и законодательству КПК, которую возглавляет член Политбюро и бывший министр общественной безопасности Мэн Цзяньчжу. Мэн подчиняется Си, первому за последнее время Генеральному секретарю, кто напрямую стал контролировать полицейский аппарат («Все люди Генерального секретаря: Разоблачен внутренний круг Си Цзиньпина» China Brief, 15 февраля). Свидетельством тому, что силы Центральной комиссии по политике и законодательству были увеличены, было назначение в этом апреле Wang Yongqing Генеральным секретарем Комиссии. 53-летний Ван, бывший глава Центрального офиса Государственной комиссии по Реформам государственного сектора, был одновременно назначен Заместителем Генерального секретаря Государственного Совета. Это был первый случай, когда представителю руководстваЦентральной комиссии по политике и законодательству было предложено место в верхушке центрального правительства (Xinhua, 23апреля; Chinapeace.org [Beijing] 23апреля). Одновременное назначение означает, что Центральная комиссия по политике и законодательству, которая является органом партии, может лучше управлять и координировать деятельность центральных органов управления, связанных с zhengfa, в частности контролировать Министерство общественной безопасности и Министерство государственной безопасности. До этого назначения, связь между Центральной комиссией по политике и законодательству и правительственными департаментами в основном заключалась только в том, что Министр общественной безопасности – или глава национальной полиции – выполняет так же функции Заместителя Секретаря Партии Центральной комиссии по политике и законодательству.

Больше власти было предоставлено Министру общественной безопасности. В верхнем эшелоне большинства отделов Государственного Совета присутствует только один представитель высшего руководства – обычно министр – который является членом Центрального комитета КПК. В Министерстве общественной безопасности, министр Guo Shengkun, а так же оба его заместителя, Yang Huanning и Li Dongsheng – члены Центрального комитета («Цетрализованная власть – ключ к осуществлению «Китайской Мечты» Си» China Brief, 28 марта). И все же, как минимум, на региональном уровне так же предпринимаются попытки произвести проверки и сбалансировать кадровый состав, с тем, чтобы бороться со злоупотреблением властью. Частично это является результатом самоанализа на высоком уровне, которому предшествовал скандал c участием главы полиции Chongqing Wang Lijun. В феврале прошлого года Ван, офицер имеющий множество наград, искал убежище в Консульстве Соединенных Штатов в Chengdu. Спустя семь месяцев бывший первоклассный полицейский был приговорен к пятнадцати годам тюрьмы за такие преступления, как взятки и искажение хода правосудия. В то же время было задержано несколько старших сотрудников полиции на провинциальном уровне, им были предъявлены обвинения, связанные со взяточничеством (People’s Daily Online, 25 сентября, 2012; Xinhua, 24 сентября, 2012).

Си и Секретарь Центральной комиссии по политике и законодательству Мэн решили ускорить процесс, который сначала в поздних 2000-ых начал бывший президент Hu Jintao, отменив назначение одного и того же человека одновременно на должности главы региональной полиции и секретаря или заместителя секретаря в провинциальных или муниципальных комитетах zhengfa. Вплоть до 2008 года главы полиции выполняли так же функцию секретарей zhengfa в более чем половине 31 провинции Китая и городах центрального подчинения. К концу 2002 эта традиция назначения существовала только в восьми провинциях. После Всекитайского собрания народных представителей в прошлом марте только в пяти провинциях Anhui, Hebei, Gansu, Ningxia и Hunan продолжают следовать этой традиции «двойного назначения» (Ta Kung Pao[Hong Kong] 2 мая;  Sina.com, 2 мая; Govlaw.com.cn [Beijing], 7 августа, 2012).  По новому плану главы провинциальной или муниципальной полиции находятся под руководством как секретаря zhengfa того же правоохранительного органа, так и глав Министерства общественной безопасности в Пекине.

Подобные ограничения так же были наложены на глав региональной полиции, этому свидетельствует растущее число глав провинциальной и муниципальной полиции, которые были одновременно назначены помощниками губернаторов и помощниками мэров. До 18-го съезда Партии большинство глав полиции получали высшие должности заместителей губернаторов или заместителей мэров. После Всекитайского собрания народных представителей главы провинциальных отделений общественной безопасности в провинциях Guizhou, Liaoning and Jiangsu – соответственно, Sun Licheng, Wang Dawei и Wang Like – получили должность помощников губернаторов этих провинций. Так же Bai Shaokang,глава Бюро общественной безопасности Шанхая,получил вторую должностьв качестве Помощника Мэра Шанхая (Xinmin.cn [Shanghai], 11 апреля; China News Service, 3 апреля; China Daily Online, 3 апреля).

В то же время повысились профессиональные качества персонала zhengfa на центральном и провинциальном уровне. Например, Wang Yongqing, недавно назначенный Генеральный Секретарь Центральной комиссии по политике и законодательству. Уроженец провинции Jiangxi, Ван – выпускник юридического факультета Цзилиньского университета, где он получил степень доктора права. В 2006 Ван один семестр обучался в Гарвардском институте государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. Среди недавно назначенных глав региональной полиции - Sun Liping в Guizhou, еще один сотрудник, который получил образование в США. В то время, как 50-летний Сун не был выпускником юридического факультета, он провел более 20 лет в Центральной комиссии по проверке дисциплины, которая является самым главным органом по борьбе со взяточничеством. В 2004 и 2005 Ван обучался на курсах государственного управления в Университете Дьюка (CCTV News, 23 апреля; People’s Daily Online, 2 апреля).

Более высокие профессиональные требования так же были предъявлены некоторым другим назначенцам на высокие посты во всей сложной системе организации zhengfa. Например, новый ПрезидентВерховного Народного Суда Zhou Qiang. Выпускник юридического факультета Юго-западного Университета Политики и Права, 53-летний Чжоу 10 лет провел в Министерстве Юстиции в 1980-ых и 1990-ых годах (Court.gov.cn [Beijing], 2 апреля; China News Service, 15 марта). Таким образом, он более квалифицирован, чем его предшественник Wang Shengjun, бывший глава провинциальной полиции, который никогда не учился в юридическом университете или занимал профессиональную правовую позицию.

В то время, как новая команда zhengfa осуществила значительные изменения в кадровом составе и организации, это по-сути является частью установившейся практики операционных доктрин и подходов. Вместе с распоряжением Президента Си повысить технологические стандарты как в армии, так и в полиции, все больше ресурсов тратится на разработку и создание оснащения, соответствующего последнему слову техники. Под управлением нового главы Guo Shengkun, Министерство общественной безопасности ускоряет пятилетние национальное «движение к информатизации», направленное на использование информационных механизмов, чтобы подавить преступность, а так же улучшить наблюдение за дестабилизирующими социальными элементами (“Informatization Drives Expanded Scope of Public Security (Информатизация дает больше возможностей общественной безопасности),” China Brief, 12 апрель). К началу этого года движение к информатизации достигло удаленного Тибетского автономного района. В своем последнем выступлении Секретарь Zhengfa в Тибете Deng Xiaogang сообщил, что «создание системы информатизации является ключевой для того, чтобы повысить способность [района] защищать стабильность и управлять обществом в новой эре» (Chinapeace.org.cn, 24 марта; Tibet Daily, 23 марта).

Больше, чем когда-любо, внимания уделяется применению массово-ориентированного подхода к weiwen. Следуя примеру «народной войны» Председателя Мао, с Олимпиады 2008 года аппарат общественной безопасности (полиция) и государственной безопасности (разведка и контр-шпионаж) призывают обычных граждан помогать улучшать закон и порядок, используя такие средства, как доносы в полицию на потенциальных правонарушителей и «подозрительных личностей». Во время недавней поездки с инспекцией в Hebei, Заместитель Генерального Секретаря Центральной комиссии по политике и законодательству Chen Xunqiu попросил сотрудников местного zhengfa делать все возможное, чтобы привлечь простое население и массы участвовать в региональных проектах weiwen. Чен отметил, что «простые сельские организации, самоуправляемые организации масс и [деревенские] экономические кооперативы» должны играть большую роль в помощи полиции улучшать гармонию в обществе и истреблении дестабилизирующих элементов (Chinapeace.org.cn, 12 апреля; Jschina.com.cn [Nanjing], 1 апреля).

Во время поездки по провинции Zhejiang Секретарь Центральной комиссии по политике и законодательству Мэн также подчеркнул важность использования подхода, «ориентированного на массы» в защите закона и порядка.  «Мы должны научиться лучше работать с массами», - сказал он сотрудникам местной полиции и суда, он добавил: «Мы должны и дальше помогать создавать организации на низших уровнях для выполнения [заданий]zhengfa, а так же соответствующим образом корректировать закон и порядок». В особенности Мэн хвалил «Опыт Fengqiao». Это отcылка к тому, как сотрудникам в городе Fengqiao, в провинции Zhejiang, удалось уменьшить «конфликт между людьми», а так же разногласия между сотрудниками правоохранительных органов и людьми, быстро решая эти вопросы на месте. 50 лет назад, Мао был настолько впечатлен опытом Fengqiao, что он призвал все охранные органы страны учиться у работников и офицеров полиции этого маленького города. Следуя за Мао, Мэн подытожил опыт Fengqiao, как «предотвратить то, чтобы о небольших инцидентах узнавали вне села, и не давать большим инцидентам распространяться за рамки города» (Legal Daily, 28 апреля; People’s Daily, 28 апреля). Учитывая, что в Китае ежегодно происходит более 150.000 случаев массовых беспорядков и общественных волнений, местные офицеры, которым не удалось предотвратить превращение нарастающего кома «массовых инцидентов» в национальный кризис, о котором кричат заголовки, будут понижены в должности или уволены.

Несмотря на очевидные меры, предпринятые руководством zhengfa, чтобы минимизировать «конфликты между людьми», за последние несколько месяцев произошло множество случаев, которые, как может показаться, указывают на жестокость полиции и судебные ошибки. Например, офицеры, охраняющие Liu Xia, жену диссидента и нобелевского лауреата Liu Xiaobo, которая была незаконно посажена под домашний арест, спокойно избили репортеров из Гонконга и международных журналистов, когда те пытались навестить ее. В прошлом феврале полиция пыталась оказать давление на диссидента Zhang Lin, который находился в Anhui, запрещая его десятилетней дочери Zhang Anni ходить в школу. В прошлом месяце сотрудники суда и тюрьмы в провинции Shandong отказались оказать медицинскую помощь Chen Kegui, племяннику слепого адвоката Chen Guangcheng. Младшему Chen, который отбывал трехлетний срок в тюрьме, многие говорят, что это косвенное наказание за поступки его дяди, срочно была необходима операция по удалению аппендицита (Ming Pao [Hong Kong] 30 апреля; VOA Chinese Service, 29 апреля). Вскоре после 18-го съезда Партии в телеконференции с сотрудниками zhengfa Си призвал их стремиться к достижению целей, в том числе увидеть «мирный Китай, Китай, где властвует закон, и создать группы чиновников, которые выдержат испытание». Глава партии так же пообещал «очистить силы полиции благодаря жесткой и решительной борьбе c [феноменом] несправедливости правовых сил» (Xinhua, 7 января, China News Service, 7 января). Учитывая эти случаи злоупотребления властью, тем не менее, оба, Си и Мэн, обязаны показать, что изменения в рядах сотрудников и в политике системы zhengfa послужат тому, чтобы провозгласить социальную справедливость, а не просто утвердить монополию власти Коммунистической Партии Китая.

 ***

Все больше внимания уделяется стратегии Китая о Нефти Ирака

Опубликовано: China Brief издание: 13, выпуск: 10, 9 мая

Автор: Chris Zambelis 

19 марта состоялся десятилетний юбилей вторжения Соединенных Штатов на территорию Ирака, которое закончилось падением власти Саддама Хуссейна. И хотя, международное сообщество продолжает говорить о насилии, заполонившем послевоенный Ирак, и производственных мощностях нефти страны, изменения в международной политике Ирака в пост-Саддамовский период привлекают гораздо меньше внимания. Обладая пятым по величине в мире резервом нефти и значительными месторождениями природного газа, Ирак является важнейшим источником энергии в мире. (U.S. Energy Information Administration, Iraq Country Data, апрель 2013).

Не удивительно, что Китай, главный импортер энергосырья, чья надежда на нефть Среднего Востока продолжает расти, тщательно следит за развитием событий в Ираке. И хотя, годы экономических санкций, войны и плохого управления разорили сектор энергетики Ирака, приток иностранных инвестиций и усилий, предпринятых правительством Ирака по улучшению инфраструктуры энергетики подняли производительность нефти Ирака на самые высокие уровни за последние десятилетия. Поиск потребителей неминуемо привел их к Китаю, чей импорт из Ирака составляет 500,000 бареллей нефти в день (Xinhua, 5 апреля). В самом деле, Министр Нефти Ирака Абдул Карим Луэйби недавно заявил, что Ирак рассматривает возможность заключить главный долгосрочный договор с Пекином о поставках нефти в Китай: «Китайские компании считаются стратегическими партнерами Ирака в контексте производства и сбыта нефти из-за их активного участия в развитии нефтяных месторождений Ирака» (Xinhua, 5 апреля; Bloomberg, 3 апреля, Reuters, 5 марта).

Скопление элементов вокруг сектора энергетики Ирака, особенно его нефтяную составляющую, ведет к формированию стратегического партнерства между Багдадом и Пекином. Быстрый рост связей Китая и Ирака влечет за собой далеко идущие последствия как для обеих стран, так и для всего Среднего Востока. Китайские инвестиции в сектор энергетики Ирака способствуют восстановлению производства энергетических ресурсов страны. Возвращение Ирака на энергетическую арену – в декабре 2012 года Ирак стал вторым по величине производителем нефти в  Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и третьим в мире крупнейшим экспортером нефти – произошло вследствие того, что Китай продолжает кампанию по обеспечению себя надежным источником нефти и природного газа. В марте уровень производительности нефти достиг в Ираке 3 млн баррелей в день, и сейчас в нем видят крупнейший источник новой нефти. Давно прогнозируемый структурный спад спроса США на импортируемую нефть так же повлиял на развитие отношений между Багдадом и Пекином (Financial Times, 4 марта; Reuters, 5 марта; 12 декабря, 2012). На этом развивающемся рынке, главные производители энергии, такие как Ирак, стремятся заручиться поддержкой новых стабильных потребителей, так как спрос на нефть со стороны традиционных рынков, например, США, идет на спад. Китай, тем временем, занимает такую позицию, которая позволит стране получать лучшие предложения на рынке. По прогнозам международного энергетического агентства (МЭА) в итоге до 80 процентов иракской нефти будет экспортировано в Азию и в частности в Китай. В долгосрочной перспективе Ирак так же надеется удовлетворить огромный спрос Китая на природный газ (International Energy Agency, Iraq Energy Outlook, 9 октября, 2012; McClatchy, 27 марта).

Оценка присутствия Китая в нефтяной сфере

Интерес Китая к энергетическим ресурсам Среднего Востока широко известен. Он тесно связан с тем, насколько главные производители нефти, такие как Саудовская Аравия и Иран, удовлетворят их потребности в нефти, по оценкам, половину своей нефти Китай импортирует только из стран Персидского Залива (National [Abu Dhabi], 4 апреля). Несмотря на очевидный риск в сотрудничестве с таким сложным и нестабильным рынком, как Ирак, китайские инвесторы все равно завоевывают позиции в секторе энергетики страны, вследствие чего они начинают сталкиваться с определенным рядом трудностей. Помимо того, что им приходится работать в среде бурной политики и безопасности, Китай стал сотрудничать со страной, которая долгое время находилась в оккупации США, даже когда правительство Ирака действовало в рамках ограниченного суверенитета.

 В таких условиях Китай смог все это время поддерживать первый ключевой нефтяной договор между правительством Ирака и иностранным государством, заключенный 2003 (al-Jazeera [Doha], 28 августа, 2008). В 2008 государственная Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключила сделку на 3,5 миллиардов долларов с Иракской северной нефтяной компанией (NOC) по разработке нефтяного месторождения аль-Ахдаб – относительно небольшого по иракским стандартам нефтяного месторождения – в провинции аль-Васит. Договор между CNPC и NOC позволил Китайскому энергетическому гиганту, в сотрудничестве со совим партнером Zhenhua Oil, разработать и управлять месторождением на протяжении двадцати двух лет (Oil and Gas Journal, 8 сентября, 2008). Соглашение 2008 года возобновило ранний договор, подписанный Багдадом и Китаем в 1997, который обеспечил права Китая на разработку в этом районе. Важность этого соглашения по разработке аль-Ахдаб распространяется дальше этих временных рамок и дает возможность взглянуть на подход Китая к инвестициям в нефтяной сектор Ирака. Руководитель Китайской нефтяной компании отметил, что экономические основы инвестиций CNPC  в аль-Ахдаб были на втором плане, важней была перспектива «сделать первый шаг» в сторону Ирака (New York Times, 28 июня, 2011). Смотря в будущее, кажется, Китай старался в первую очередь скорее получить доступ к нефти Ирака, нежели заложить основу для дальнейших сделок по более крупным и прибыльным проектам.

 Большое количество китайских энергетических концернов заключили много ключевых сделок по различным видам деятельности в Ираке. В 2009 CPNC и British Petroleum (BP) подписали совместный договор с Ираком об увеличении производительности на нефтяном месторождении Румайла, самом крупном месторождении в Ираке. Так же в 2009 году консорциум, управляемый крупнейшим китайским нефтяным производителем,  и дочерняя компания CPNC PetroChina заключили договор с Багдадом о деятельности на иракском нефтяном месторождении Халфайя (AFP, 28 июня, 2011). Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec) установила равенство, совершив много-миллионную покупку Addax Petroleum, шведского энергетического концерна, который работал в Ираке. В 2010 китайская государственная компания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) стала партнером турецкой государственной компании Turkish Petroleum Corporation (TPAO), подписав 20-ти летнее соглашение по развитию разведки и добычи нефти на нефтяном месторождении Миссан (Caixin Online, May 18, 2010). Китай заключил с Ираком множество сделок в области upstream (разведки и добычи) и downstream (переработки и сбыта), которые можно оценить в миллиарды. Присутствие Китая в нефтяном секторе Ирака распространяется дальше, чем разведка и добыча. Сообщают, что China Petroleum Pipeline Engineering Corporation (CPPE), дочернее предприятие CNPС, получила контракт с иракской нефтяной компанией Missan Oil Company (MOC) на проведение 300 км трубопровода для транспортировки нефти, добытой на месторождении Миссан, на экспорт (Azzaman [Baghdad], 30 января). По некоторым подсчетам, позиция, которую занимает Китай в нефтяной индустрии Ирака, такова, что, как минимум, одна треть всего будущего производства иракской нефти будет приходиться на месторождения, которые полностью или частично принадлежат китайским концернам (McClatchy, 27 марта). 

Следует так же отметить понимание деятельности Китая в энергетическом секторе Ирака в контексте десятилетнего присутствия США в Ираке. В свете общепринятого мнения, что Соединенные Штаты вторглись в Ирак в большей степени, чтобы захватить их энергетические ресурсы, важно отметить тот большой прорыв, который сделал Китай в энергетическом секторе Ирака после падения режима Саддама Хусейна. В то время как США и другие Западные нефтяные державы постоянно пожинают прибыль от Ирака, кажется, что Китай по многим причинам смог осознать непропорционально большие выгоды в энергетическом секторе Ирака (al-Jazeera, January 7, 2012). Все же в противоположность схожим действиям во всем мире, опыт увеличения присутствия Китая в энергетическом секторе Ирака, кажется, привлекает гораздо меньше внимания. Продолжающееся проявление насилия и нестабильность, которые присущи ситуации в Ираке, кажется, позволили Китаю оставаться довольно незаметными. 

Управлять геополитикой

Растущее присутствие Китая в Ираке так же вовлекло их в геополитическую трясину внутри-арабского соперничества. Пробуждение Ирака, как энергетической державы, имеет важные геополитические последствия, которые влияют на динамику мирового предложения и спроса. Главные производители нефти в странах ОПЕК – в частности Саудовская Аравия, которая на сегодняшний день является крупнейшим мировым производителем и экспортером нефти, ей так же принадлежат самые крупные из известных нефтяные запасы  - напуганы перспективой возрождения Ирака, который снова пытается заявить о себе, как энергетическая сверхрдержава. Во многом, как и Ирак, Саудовская Аравия видит Китай и Азию гораздо шире, она видит там главное направление экспорта своих энергетических ресурсов. Китай обошел Соединенные Штаты, как главного импортера нефти Саудовской Аравии, к концу 2009 (“Shifting Sands in the Gulf: The Iran Calculus in China-Saudi Arabia Relations,”(Стряхивая пески в Заливе: иранский камень в отношениях между Китаем и Саудовской Аравией) China Brief, 13 мая, 2010). Во многих отношениях то, что Китай все больше полагается на иракскую нефть, грозит нарушить тонкий региональный баланс власти между ключевыми энергетическими производителями. Особенно та заметная роль, которую играет Китай, помогая Ираку восстановиться в энергетической сфере, в Эр-Рияде может быть воспринята с подозрением. Саудовской Аравии неприятна перспектива того, что ее ведущему положению нефтяной сверхдержавы может быть нанесен удар со стороны Ирака, страны, в которой давно видят соперника. Помимо беспокойства Саудовской Аравии, заметный масштаб и размах присутствия Китая в Ираке также вызывает тревогу у других партнеров Китая в этом регионе. Например, союзники Саудовской Аравии богатые энергоресурсами страны Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского залива (ССАГПЗ) в некоторой степени так же настороженно относятся к растущему влиянию Ирака. Даже в период постоянного мирового спроса на нефть, главные энергетические производители в ССАГПЗ в ужасе от того, что могут увидеть, как их влияние в качестве поставщиков энергоресурсов ослабеет в результате того, что иракская нефть выйдет на международный рынок. Надежный доступ к иракской нефти, по существу, предоставит странам-потребителям больше выбора.

 То, что Китай усиливает свое присутствие в Ираке, так же вызывает ужас у соседних с Ираком стран из-за его возможного влияния на курс международной политики Ирака. Восстановление Ирака, как главного производителя энергетических ресурсов, рассматривается, как первый шаг, который повлечет за собой пробуждение более агрессивной внешней политики. В этом контексте отношения между Ираком и Ираном являются предметом особого беспокойства. Консервативные Суннитские монархии, возглавляемые Саудовской Аравией встревожены тем, что они наблюдают, как получивший силу Ирак под руководством шиитов движется на Иран. Тот факт, что Китай продолжает рассматривать Ирак в качестве стратегического партнера и важного источника таких ресурсов, как нефть и газ, еще больше осложняет климат в регионе. Китай так же занимает сторону Ирана, когда речь идет о международных действиях относительно ядерной программы Ирана. И все же, даже, если дружба с Багдадом приносит значительную выгоду, в Иране так же понимают, что наличие дополнительных поставок нефти, которые Ирак предоставляет международному рынку, может сделать их более восприимчивыми к более жестким экономическим санкциям к их ядерной программе. Одним из многих проявлений критики относительно экономических санкций, возложенных на Иран США, показывает влияние, которое вызвано лакунами в поставках энергетических ресурсов из-за того, что иранским ресурсам закрыли доступ к мировому рынку. В теории, нефть Ирака может заполнить лакуны поставок, которые получились в результате уменьшения экспорта иранской нефти. Следуя этой логике, рост китайско-иракских отношений в области энергетики может вызвать волнение в Тегеране, так как Ирану придется пересмотреть свою позицию относительно того факта, что его могут сместить с роли главного поставщика нефти и, соответственно, природного газа.

Деятельность Китая в Ираке так же порождает важные вопросы, ключевые для влияния США в Ираке и позиции США в регионе. Может, Соединенные Штаты и вывели свои войска из Ирака, но на местах по всему Персидскому заливу все еще остается значительное военное присутствие США. Даже если США обозначили свои ключевые намерения относительно Азии и озвучили свое желание работать на утверждение энергетической независимости, Вашингтон не готов отказаться от своего присутствия на Среднем Востоке. Влияние США в этом регионе дает Вашингтону ценные рычаги стратегического воздействия на соперников и конкурентов. В конечном итоге, эти обстоятельства значительно осложнят жизнь Китая, особенно учитывая, что эта страна все больше полагается на энергетические ресурсы данного региона.

По мере того, как его присутствие в Ираке увеличивается, растущий портфель Китая так же может привести ко множеству местных политических разногласий, которые могут иметь серьезные последствия для будущего Ирака и стабильности в регионе.  Чуткие внутренние диспуты между центральными властями в Багдаде и автономным Курдским региональным правительством  (Kurdish Regional Government (KRG)) обещают повлечь за собой ряд трудностей, с которыми впоследствии столкнется Китай в Ираке. Эти диспуты подняли экзистенциальные вопросы, касающиеся территориального суверенитета Ирака и национальной самобытности. Конституция Ирака гарантирует KRG автономность в рамках Федеральной структуры. Некоторые споры по поводу предоставления данного статуса богатому нефтью городу Киркук, о международной политике, безопасности, распределении доходов и добыче природных ископаемых, тем не менее, грозят разрушить хрупкое согласие в Ираке (al-Monitor, 4 апреля). KPG воспользовалось относительным миром и стабильностью на северных территориях Ирака, которые находятся под их контролем, чтобы привлечь иностранные инвестиции и создать со своими соседями независимое от центра правительство. Багдад расценивает подобное поведение KPG, как попытку обмануть власть в окончательной заявке на независимость. Вследствие этого Багдад наказал иностранных энергетических гигантов за то, что они напрямую заключали сделки с KRG, лишая Багдад выгодных контрактов в центральном и северном Ираке. Так, например, в 2012 Багдад наложил запрет на сотрудничество с Chevron и другими энергетическими гигантами из-за того, что они напрямую совершали сделки с KRG (Financial Times, July 24, 2012). Exxon Mobil, который работает на крупном иракском нефтяном месторождении Западная Курна-1, вызвал гнев Багдада, подписав договор о разведке на нефть с KRG. По имеющимся сообщениям Exxon Mobil рассматривало вариант продажи своей доли в Западной Курне-1 в пользу того, чтобы сосредоточиться на его перспективах в Иракском Курдистане. Тем временем, компанию PetroChina упоминают, как кандидата на приобретение активов Exxon Mobil на Западной Курне-1, если те решат оставить южный Ирак KRG или развивать месторождение совместно с Exxon Mobil, если они пересмотрят свою позицию в Ираке (Reuters, 25 марта; Reuters, 5 марта). Более того, в Иракском Курдистане работает ряд китайских компаний. Китай так же открыл свое консульство в Эрбиль, стремясь способствовать появлению тесных связей с KRG (eKurd.net, 8 января). Учитывая это, Пекин проявляет осторожность, чтобы не переступить границы в Иракском Курдистане, показав неподчинение властям Багдада своими отношениями с KRG. 

Итог

Совпадение интересов Китая и Ирака в покупке и продаже нефти послужит прочным фундаментом для долгосрочного стратегического партнерства. В то же время, геополитические реалии возрождающегося энергетического сектора Ирака возложит на плечи Китая ряд сложностей. До настоящего момента Китай относительно успешно справлялся с этими обстоятельствами. Возможно, в будущем им не будет так легко. Пересекающиеся и расходящиеся интересы, царящие в Ираке, вероятно, в конечном итоге, поставят Китай перед сложным выбором. Китай приложил немалые усилия, чтобы выстроить многогранные отношения с Ираком и его соседями при помощи прагматичной дипломатии и выгодной торговли, в то же время ловко избегая отчуждения кого-либо из них от процесса. Но так же справедливо ожидать, что китайские партнеры однажды попробуют использовать свои уважительные отношения с Китаем для достижения своих собственных интересов за счет своих конкурентов и соперников. По мере того, как влияние Китая и его присутствие в Ираке и дальше на Среднем Востоке растет соразмерно с уровнем заинтересованности страны в их энергетике, региональные игроки могут захотеть натравить Китай на США или других ключевых персонажей в попытке усилить собственные позиции. До какой степени Китай готов сохранить свой хрупкий баланс в отношениях с Ираком и за его пределами в таких условиях, покажет время.

***

Новая китайско-монгольская нефтяная сделка подрывает старую роль России

Опубликовано: China Brief издание: 13, выпуск: 10, 9 мая 2013

Автор: Alicia J. Campi

В середине марта председатель Монгольского управления нефтью Г. Өлзийбурен сообщил, что Монголия подписала соглашение с PetroChina – дочерней компанией China National Offshore Oil Corporation – об обмене сырой нефтью, добытой в Монголии, с конечными продуктами, обработанными в автономном регионе Внутренняя Монголия. В этом апреле доставка достигла 10.000 тонн топлива, уменьшив для Монголии настоящую цену на импорт на 100-170 долларов за тонну. Председатель Өлзийбурен пообещал, что правительство будет продолжать искать более дешевые источники топлива, в надежде, что подобная политика поможет скоро снизить цену. После того, как в мае была расширена сеть  железнодорожных сортировочных станций Замын-Уудэ на границе между Монголией и Китаем, планируется, что к сентябрю ежемесячный импорт увеличится на 20.000 тонн (Montsame, 19 марта). Импортируемая нефть Внутренней Монголии будет высшего качества, эквивалентом стандарту Евро-3. На сегодняшний день то топливо, которое потребляют в Монголии, импортируется из России, оно соответствует стандарту Евро-2, который наносит больше вреда окружающей среде, его продают под брендом АИ-92. Очищенное топливо Внутренней Монголии продают под новым монгольским брендом MONGOL-93, его стали поставлять на АЗС в апреле.

Сегодня двадцать процентов импорта Монголии составляют нефтепродукты. Министр горнодобывающей промышленности Даваажав Ганхуяг, известный сторонник «ресурсного национализма», сказал: «Чтобы избавиться от поставок нефтепродуктов из одного источника (России), мы ведем переговоры с третьими сторонами, что приносит некоторые положительные результаты» (InfoMongolia, 21 марта). Тем не менее, это не новая нефтяная стратегия Монголии. Еще в 2009 Дашзэвэг Амарсайхан, будущий тогда председателем Управления нефтью, заявил: «У нас появится больше рычагов для достижения цели, когда нам удастся разнообразить наши источники и уменьшить сдерживающую нас зависимость от источника поставок. Правительство убеждено в этом и работает в направлении достижения этой цели. Все станет лучше, когда мы будем извлекать достаточно нефти у себя, и у нас будет нефтеперерабатывающий завод» (en.mongolianminingjournal.com, 8 октябрь, 2009). Уже многие годы в Монголии заявляли, что поставки из России прерывались из-за политических причин, как, например, в мае 2011, и эти продукты постоянно дорожают и не соответствуют растущим требованиям потребителей и промышленного спроса. Хотя Монголия восприимчива к деятельности Китая в минерально-сырьевом секторе, она готова позволить Китаю стать значительно крупным поставщиком нефтепродуктов, как минимум в краткосрочной перспективе, чтобы сломать хребет своей зависимости от дорогих российских нефтепродуктов. Эта временная стратегия может сыграть на руку Китаю, облегчив напряжение обеих сторон, рожденное растущим беспокойством Монголии по поводу больших объемов китайских инвестиций в минерально-сырьевой сектор. И хотя для Китая это очень позитивное продвижение, в Монголии уверены, что их будущее снабжение нефтепродуктами в создании собственной нефтеперерабатывающей инфраструктуры.

Десятилетиями Монголия более чем на 90 процентов зависела от нефтепродуктов, импортируемых из России, в основном через компанию Роснефть. В 2012 общий объем импорта составил 1.2 млн тонн нефти, из которых нефтепродукты составили 1.1 млн тонн – 64 процента из них было импортом от Роснефть. За первые три месяца 2013 года объем импорта от Роснефть сократился еще на 30 процентов, так что за первый квартал Монголия импортировала 50 процентов своих ежемесячных поставок от швейцарской компании Gunvor Group (четверной из крупнейших в мире трейдеров неочищенной нефти, которая получает большинство своей нефти от Российской Федерации), южно-корейских SK Energy и Hyundai Oilbank, а так же Китая по ценам, которые в общей сложности ниже на 100-200 долларов за тонну, чем у Роснефть. Хотя, пока эти более низкие цены никак не отразились на бензине. На самом деле, Спикер Монгольского Парламента Зандаахүү Энхболд, вернувшись из поездки в США в марте, выразил недовольство тем, что монгольские потребители платят за бензин больше, чем американцы (mongoliaeconomy.blogspot.com, March 18).

Как монгольские нефтяные площадки переходят от Советского Союза к американцам, а потом китайцам

 

Исторически производство нефтепродуктов и добычу с небольшими операциями по переработке начал Советский Союз в 1960, хотя первые нефтяные месторождения были обнаружены в 1947. Нефтяные операции сократились в 1969 из-за падения давления в скважине, пожара, который разрушил нефтеперерабатывающий завод, и открытия гигантского нефтяного месторождения в западной Сибири. С падением коммунизма, Нефтяное Управление в 1991 начало раздавать иностранные разведочные лицензии, чтобы получить техническую и финансовую помощь от западных компаний, и целенаправленно запретила выдачу лицензий Китаю в своем нефтяном секторе. Тенденция за последние годы, тем не менее, была такова, что частные западные компании продавали свои активы Китайским государственным предприятиям, а Монголия была не в силах это остановить. Сначала разведкой занимались компании British Petroleum и Philips Petroleum в период с 1990 до 1993. Через государственную нефтяную компанию Mongol Gazryn Tos (MGT), в 1993 монгольское правительство подписало Соглашение о Разделе Продукции (СРП) c техасской компанией SOCO International of Fort Worth, и в 1994 пробурили первую разведочную скважину в Дорнод рядом с Китайско-Маньчжурской границей. Позже СРП были заключены с двумя другими нефтяными компаниями США, расположенными в Техасе - Nescor Energy Company of Austin и Medallion Petroleum of Houston, чтобы работать с существующим потенциалом производства в юго-восточной пустыне Гоби и бассейне Тамсаг на северо-востоке [1]. SOCO стала партнером с китайской компанией Huabei Oilfield Services, которая предоставляла им услуги по бурению и переправляла их сырье в Китай, позже в 2005 компания полностью продала свои активы Китайскому государственному предприятию PetroChina Daqing Tamsag (PCDT) – что вызвало шок в Монголии.

В период с 1994 по 1997 Nescor Energy производила разведку и оценочную деятельность в юго-восточной Гоби с американским гигантом Trade Development Agency, а в феврале 1997 монгольское правительство отдало компании Nescor 50 процентов акций этих месторождений, которые простираются на 13 миллионов акров (New Straits Times, 27 февраля, 1997). В следующем году Совместное Предприятие Gulf Canada и ROC Oil (Сидней, Австралия) приобрело все права Монголии и активы Nescor Energy. Сырье на тот момент транспортировали на грузовиках, поездах и по трубопроводам в Китай. В январе 1999  Gulf Canada вышла из состава Совместного Предприятия из-за падения цен на нефть. Позже в июне 2001 компания ROC Oil продала свою долю Dongsheng, дочерней компании SINOPEC. Эта продажа и приобретение контрольного пакета акций компании PCDT позволило Китаю стать главным потребителем монгольского экспортируемого сырья, в Монголии большинство выразило обеспокоенность по поводу столь внушительных китайских инвестиций. В официальных заявлениях монгольские чиновники говорили, что они «не выбирают инвестора, основываясь на том, из какой он страны, а ищут самое выгодное предложение, и того, кто предложит максимальную прибыль и выгоду Монголии. Таковы наши критерии и никакие другие. Мы работаем для наших национальных интересов, и мнения, что мы отталкиваемся от страны-происхождения компании, не имеют никаких оснований. Геополитические факторы не влияют на наши решения» (en.mongolianminingjournal.com, 8 октября, 2009). Правительство президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа, тем не менее, осуществило планы разнообразить источники нефти в ближайшем будущем, развивая местное производство и создавая новые нефтеперерабатывающие заводы. Например, в соответствии с Правительственным Планом Действий на 2012-2016 годы начнется строительство на монгольско-японском совместном предприятии “Дархан-Петролеум” НПЗ c годовой производительностью минимум 2 млн тонн в провинции Дархан-Уул, около 150 миль севернее Улан-Батора. Произведен анализ экономической целесообразности, так что работы начнутся в этом году и должны закончиться к концу 2015.

 

Управление нефтью Монголии подсчитало, что в Монголии есть от четырех до шести миллионов баррелей извлекаемых запасов нефти: «Несмотря на недостаточное количество разведочных данных об извлекаемых запасах нефти в Монголии, причиной которому служат остановки в разведывательной деятельности, имевшие место последние 25 лет, положительные геологические и геофизические данные, сообщения о нефтепроявлениях в осадочных бассейнах, а так же последние открытия залежей нефти и геологическое сходство… нефтегазоносных бассейнов Монголии и соседних нефтегазовых бассейнов Китая свидетельствует о высокой вероятности того, что в Монголии можно найти значительные запасы нефти» (www.pam.mn, 2013). Сейчас существует 30 месторождений, 21 из которых были разработаны по соглашениям о разделе продукции. Из этих 21 только 3 площадки нефтяных скважин действительно продуктивны, в то время как остальные находятся на стадии исследования, ими управляют 14 различных компаний, только 4 из которых западные. Это шведская компания Manas Petroleum, которая представлена своим дочерним предприятием Gobi Energy Partners LLC на востоке бассейна Гоби, австрийская Central Asia Petroleum LLC, канадская Shaman LLC и канадская Sunwing Energy (Mongolian Mining Journal, 20 сентября, 2012).

Единственными тремя нефтяными месторождениями Монголии управляют китайские гиганты PetroChina и Sinopec. Это Зүүнбаян, Тамсаг-19 и Тамсаг-21, которые вместе давали в 2012 году  482.000 тонн сырой нефти (3.6 млн баррелей), увеличив объем производства за последние пять лет в 11 раз (wolfpetroleum.net/Mongolia). Председатель Өлзийбурен так же объявил, что в 2013 правительство Монголии собирается повысить объемы производства этих трех площадок до 660.000 тонн или около 5 млн баррелей на экспорт в Китай. Зүүнбаян расположен на юге страны недалеко от монгольского гигантского месторождения угля и урана Таван-Толгой и крупного месторождения меди и золота Оюу Толгой, контролируемого компанией Rio Tinto. Две другие площадки находятся на северо-востоке рядом с Китайско-Маньчжурской границей. Недавно Министерство Минеральных Ресурсов и Энергетики Монголии определило, что запасы на месторождении Тосон-Уул в бассейне Тамсаг насчитывают до 119.02 млн тонн и, по оценкам, извлекаемые запасы составят 13.67 мин тонн (Montsame, 19 марта, 2013). Одна из ключевых Китайских компаний, ведущих активную разведку месторождений в Монголии, - Mongolia Energy Corporation Limited (MEC) (menggu nengyuan youxian gongsi) – холдинговая компания горнодобывающей промышленности и энергетики, действующая на территории Монголии и Синьцзян на северо-западе Китая. Согласно концессии на разведку, MEC может работать в западной и южной Монголии в сотрудничестве с CNPC Daqing Petroleum. Еще одна китайская компания Gold BC LL уже три года работает в Монголии.

Итог 

Это новое соглашение об обмене сырой нефтью для обработанных конечных продуктов не означает, что китайско-монгольские отношения резко усиливаются. Тем не менее, этот новый план закупок является доказательством того, что две нации могут найти способы сотрудничать, несмотря на вероятность серьезных проблем в существующих китайско-монгольских нефтяных отношениях. С периода поздних 1990-ых Монголия была незначительным экспортером сырой нефти в Китай. Когда, вследствие продажи SOCO,  Petro China получила право осуществлять операции по бурению на ближайшие 20-30 лет, она объявила, что 40 млн из 177 млн баррелей резервов сырой нефти на их месторождениях были  экономически извлекаемыми ресурсами. По проектам PCDT должна извлечь 93.3 млн баррелей запасов сырой нефти в 2010-2019. Оригинальное соглашение включало в себя обещание со стороны Китая к 2011 построить дороги между месторождениями Тамсаг и пунктом пересечения границы Бичигт, но, несмотря на растущий объем экспорта, дорога не была построена. В 2012 500 из 521 скважина действовали и давали 410.000 тонн нефти. Ее перевозили 80-100 грузовиков в день по 31 разрушающимся грязевым трактам. PCDT – крупнейшая из четырех геологоразведочных компаний в провинции – объявила, что она планирует произвести в этом году на 650.000 тонн больше, потому что они построят новый трубопровод. Компания так же добывает нефть в соседней провинции и транспортирует сырую нефть по трубопроводу на китайский НПЗ вместо того, чтобы использовать автоцистерны. Чтобы напомнить угрозу Монголии использовать несоблюдение/выполнение некоторых условий Rio Tinto по контракту на Оюу Толгой, в этом марте Спикер Парламента Энхболд посетил нефтяные месторождения в провинции Дорнод и пригрозил, что «если компания [Petro China] не построит дороги для транспортировки, их лишат разрешения [вести дальнейшие работы]» (english.news.mn, 8 апреля, 2013). Это показывает, что власти Монголии хотят пересмотреть существующий контракт с PetroChina, чтобы добиться более выгодных условий.

***

«Две несовместимости» и как Народно-освободительная армия Китая (НОАК) оценивает свой военный потенциал

Опубликовано: China Brief издание: 13, выпуск: 10, 9 мая 2013
Автор: Dennis J. Blasko

Недавно атташе по обороне НАТО в Пекине сообщил: «По нашим оценкам они [Народно-освободительная армия Китая] совсем не так эффективны, как предполагают» (Foreign Policy,май/июнь 2013). И хотя иностранный офицер не предоставил дальнейших деталей, в противоположность утверждению атташе, существует большое количество сообщений в информационных источниках Китайской армии и Коммунистической Партии, которые дают основание полагать, что офицеры Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – от старшего руководства до оперативных и тактических командиров, а так же штабных офицеров – не считают, что военные силы Китая настолько же эффективны, как полагают многие иностранцы.

Говоря с представителями других стран, главы НОАК часто озвучивают нечто подобное тому, что заявил Министр Обороны Liang Guanglie Министру Обороны США Роберту Гейтсу в январе 2011: «Разница между нами и развитыми странами, как минимум, в двадцать-тридцать лет» [1]. Главное руководство понимает, что за последние 15 лет НОАК добилась значительного прогресса во многих областях, особенно в некоторых хорошо разрекламированных возможностях, но на внутреннем уровне они подчеркивают необходимость обучать и тренировать персонал НОАК, чтобы претворить в жизнь новую доктрину, которую они никогда не опробовали в действии.

То, что они признают, что в их силах есть недостатки, и что они сосредоточены на том, чтобы преодолеть эту нехватку, показывает профессиональный подход к заданию модернизировать армию. Это так же является основой для работы, которую НОАК будет вести несколько десятилетий, вплоть до 2049, это время она обозначила для того, чтобы завершить процесс модернизации в своих рядах. На самом начальном уровне, признание недостатков,согласуется с наставлением Sun Tzu «знать врага и знать самих себя».

НОАК постоянно улучшает свои возможности и восполняет недостатки

О критическом анализе проблем с качеством персонала в НОАК, ее организации, обучении и логистике можно узнать из статей и цитат командиров боевых частей и штабных офицеров, ответственных за готовность войск, опубликованных в Китайских военных газетах и журналах. Они почти всегда на китайском, адресованы самой НОАК или членам Коммунистической Партии. Эти отзывы часто скрываются среди длинных статей, обычно они имеют следующий вид: признание того, какие улучшения нужно сделать, указание на недостатки и рекомендации, какие действия нужно предпринять, чтобы преодолеть эти проблемы. Во многих статьях описывают, как солдатам дают основные уроки того, с чем все военные сталкиваются во время проведения учений. Во многих статьях, тем не менее, приводится описание систематически повторяющихся проблем, которые относятся не только к конкретным подразделениям, это так же публикуются для того, чтобы служить уроком для других подразделений в НОАК. Такой тип анализа не является новым, его применяли на протяжении десятилетий в военных отчетах.

Значительные проблемные области были выявлены во всех сферах вооруженных сил. В следующих статьях, опубликованных в Китайской прессе с 2010, приведено несколько примеров из трех областей. Часто в сообщениях говорится о «некоторых подразделениях», так что трудно определить, насколько сильно распространена та или иная проблема. Трудности, тем не менее, должны быть достаточно похожи во всех рядах вооруженных сил, раз это вызвало такое внимание общественности.

Качество персонала

Цель повысить качество офицерского состава, унтер-офицеров и новобранцев является одной из первых для НОАК уже много лет, начиная с указания Jiang Zemin в 1990-ых: «Несмотря на то, что за короткий промежуток времени мы не сможем призвести высоко-технологичное оружие и оборудование, мы прежде всего должны обучить персонал, чтобы лучше наши квалифицированные кадры ждали соответствующего оружия, а не наоборот» (“Chinese Military Logistics: The GAD System Part II,” (Китайская военная логистика: Система GAD, чать 2) China Brief, 14 октября, 2004). Несмотря на этот акцент, руководство НОАК все еще отмечает недостаток навыков многих командиров, штабных офицеров и войск во всех областях. Ниже приведены несколько примеров этой оценки кадров:

 

  • Действующий тогда президент Hu Jintao сказал: «Армия сталкивается с постоянными сложностями в привлечении новых солдат, удержании профессионалов… Таким образом, мы должны найти решение этих проблем путем адаптирования и изменения соответствующих правил и институтов» (Outlook, 28 марта, 2011); 
  • В статье о персонале PLA Daily сообщалось: «Мы должны знать, что общий уровень талантливого персонала в нашей армии не соответствует требованиям для исполнения исторической миссии в новом веке, и качество персонала, занимающегося информационными технологиями не соответствует требованиям для развития боеспособной эффективности» (China Military Online, 19 апреля, 2011) [2]; 
  • Другое издание PLA Daily, которое пишет о флоте, сообщило: «Необходимо понимать, что несовместимость требований создать новый штат военных во флоте, создать информатизированный флот и выиграть информатизированные морские войны остается достаточно очевидным противоречием» (China Military Online, 11 мая, 2011); 
  • Говоря о состоянии способностей совместных операций НОАК, генерал-майор Chen Pinghua, политический комиссар 14-ой Армии, сообщил: «сегодня все еще существует разрыв между потенциалом тактического командования комитетов Партии [командирами подразделений, политическими комиссарами и их заместителями] и требованиями выиграть информатизационную войну в некоторых подразделениях войск» (China Military Online, 22 декабря, 2011 на китайском и  23 декабря на английском).

Старое мышление

Тесно связана с качеством персонала необходимость видеть больше инноваций в мысли и действии. Большинство проблем происходит от нежелания менять старые привычки. Некоторые подразделения должны «сменить обдумывание» на действительно использование нового оружия и оборудование, выданное им. Даже в последнее время поступали сообщения, что солдаты боятся использовать новое оборудование из-за страха сломать или потерять его, или из-за того, что они не были соответствующим образом обучены, как использовать или поддерживать его (часто эту ситуацию называют «Любовь господина Ye к драконам» Yègōng hàolóng).

  • В статье о персонале PLA Daily сообщалось: «Некоторые подразделения уже давно увязли в старом мышлении… Эти подразделения решают вопросы своевольно и как захочется их представителям, вместо законов и предписаний они используют управление, силу, приказы и чувства людей… в нескольких подразделениях все еще сохранился феномен неповиновения законам, приказам и предписаниям» (China Military Online, 7 и 8 июня, 2010); 
  • Через год в статье о персонале снова появилось сообщение: «В настоящий момент проблема заключается в том, что феномен неповиновения правилам и/или невозможности усилить законы или правила все еще проявляется в той или иной форме в некоторых подразделениях. Некоторые люди уделяют больше внимания правилам людей, нежели правилам закона» (China Military Online, 21 марта, 2011); 
  • Командир Военного Округа Nanjing и политический комиссар Cai Yingting и Zheng Weiping сообщили главам партии, что «сегодня из-за того, что мирное время длится достаточно долго, некоторые военные далеки от состояния готовности в своих мыслях и менталитете… У наших военных мало опыта в ведении операций в условиях информатизации, все еще существует разрыв между их военным потенциалом и требованиями, необходимыми, чтобы выиграть войну» (Qiushi, 1 марта).

Обучение

В настоящий момент НОАК проводит эксперимент с системой обучения, чтобы ввести новую доктрину, которая объединит использование нового и старого оборудования. Командиры и штабные офицеры признают проблемы как в содержании, так и в форме обучения. Они ищут способы осуществлять тренировки, близкие к реальным условиям, так, чтобы их подразделения «тренировались, как сражаются, и сражались, как тренируются» (China Military Online, 4 мая, 2012). Некоторым военным, тем не менее, дозволены «поблажки», как, например, они слушают запрещенные гражданские радиостанции или используют мобильные телефоны, что мешает создать ощущение реальности и может ухудшить проведение настоящих операций. Подразделения стараются найти наилучшие способы стандартизировать, контролировать и оценивать тренировки, а так же искоренить проблему «далеких от реальности тренировок», чтобы добиться хороших результатов.

  • Генерал-майор Xu Jingnian, командир 20-ой Армии (организации корпусного уровня) сообщил: «Основные корпуса кампании сталкиваются со многими проблемами, осуществляя совместные тренировки в настоящих условиях» (China Military Online, 21 января, 2010); 
  • Генерал-майор Chen Zhaohai, начальник управления Генштаба НОАК департамента Военной Подготовки и Вооружения (сейчас департамент Военной Подготовки) дал следующую оценку: «В настоящий момент, военное обучение в НОАК в условиях информатизации все еще находится на начальной стадии» (Xinhua, 29 января, 2010); 
  • Автор статьи о персонале PLA Daily подытожил: «… военная подготовка в нашей армии все еще в основном механизирована. Традиционные идеи и привычные практики не так сильно изменились… Уровень поддержки обучения находится не на должном уровне, чтобы соответствовать тренировкам в условиях информатизации» (China Military Online, 31 марта, 2011);
  • Генерал-майор General Zhou Xiaozhou командир 14-ой Армии, заявил: «Некоторые подразделения не уделяют должного внимания тренировке качества и эффективности, они тратят ценные ресурсы, что вредит техническому усовершенствованию боевой эффективности подразделений» (China Military Online, 24 июль, 2011); 
  • После признания прогресса военной модернизации, генерал-лейтенант Li Shaojun, заместитель командующего Военного Округа Пекина, сообщил Всекитайскому собранию народных представителей, что «существует разрыв между общей боевой эффективностью НОАК и требованиям для исполнения новой исторической миссии» (China Military Online, 13 марта, 2012); 
  • Контр-адмирал Qiu Yanpeng, заместитель командующего Восточного Морского Флота , сообщил: «Не важно, сравниваем ли мы со флотами других мировых держав или говорим о необходимости создания и развития Военно-морских сил Китая, нужно еще много изменений, чтобы усилить и добиться результатов в наших учениях в открытом море» (Xinhua, 11 декабря, 2012).

«Две несовместимости»

Большинство упомянутых примеров было приведено старшим руководством Вооруженных сил в отношении оперативных полномочий и ответственности. Подобные мнения можно услышать в газетах военно-морских, военно-воздушных сил и в изданиях Второй Артиллерии. Помимо упомянутых выше областей, последние 15 лет организационные недостатки были повсеместны, так как НОАК стала меньше, но менее развитой технологично. В операционных и тактических штабквартирах рассказали, что они не достаточным образом структурированы, чтобы командовать и контролировать объединенными и совместными операциями армии, и им необходимы значительные изменения, связанные с их структурой и оснащением. Так же руководство НОАК признает, что их логистической системе необходимо соответствовать изменениям в системах вооружения. Проблему поддержки логистики осложняет то, что используется множество типов схожего оборудования. Например, у Вооруженных сил есть, как минимум, пять типов основных боевых танков (у каждого есть свои разновидности) и 12 типов вертолетов. Каждый тип оборудования требует особого ухода и запчастей, что усложняет логистику.

Сложности в программе модернизации, с которыми сталкивается НОАК, были очевидны для главного руководства уже много лет. В то время, как в обращении к представителям других стран они упрощают оценку, говоря о 20-30-летнем отставании сил, внутри страны они используют такие термины, как «главное противоречие» (zhuyao maodun) или «две несовместимости» (liangge buxiang shiying). Об этой оценке сил НОАК (и Народная вооружённая полиция Китая) говорит Hu Jintao, первый раз его заявление было опубликовано 1 января 2006 в редакционной статье PLA Daily. И хотя, его слова переводили по-разному, обычно его заявление звучит следующим образом:

«Главное противоречие в устройстве нашей армии – это то, что уровень нашей модернизации не соответствует требованиям для того, чтобы выиграть локальную войну в условиях информатизации, а наш военный потенциал не соответствует требованиям, чтобы нести историческую миссию армии в новом веке и на новом этапе».

Практически все руководство НОАК в своих выступлениях и в газетах повторяет слова о «двух несовместимостях» в оценке потенциала. Это продолжается и в эпоху Си, как упоминается в PLA Daily от 4 и 16 апреля 2013. Как и другие оценки, это обычно глубоко скрыто в статьях на китайском языке после признания прогресса, достигнуто в некоторых областях. Цель этой оценки заключается в том, чтобы мотивировать войска продолжать выполнять сложное задание модернизации армии. Она так же может быть использована государственными чиновниками, чтобы оправдать постоянный рост бюджета на оборону страны. Следующее за оценкой объяснение часто включает в себя следующие пункты:

«После 16-го Съезда КПК, оборонительные силы Китая заметно увеличились. Военное преобразование с китайской спецификой достигло значительных успехов, проведя революционные изменения одновременно в военных действиях, модернизации и регуляризации,чтобы усилить военные силы на всех фронтах. В то же время продолжают набирать ход подготовки к военным конфликтам, они достигли явного прогресса в способности военных сил нашей страны осуществлять Новые Исторические Миссии. Но мы должны знать, несмотря на то, что «две несовместимости» являются главным препятствием, которое мешает организации нашей армии и остается главным несоответствие межу уровнем модернизации не только нашей страны, но и нуждами нашей национальной безопасности, но и отличия нашей армии от передовых военных сил во всем мире. Ускорив модернизацию Национальной Обороны и военных сил, а так же удвоив усилия, чтобы решить главные проблемы, увеличив наш всеобщий потенциал осуществлять миссии и исполнять директиву партии усилить военные силы, чрезвычайно важно» (PLA Daily, 6 апреля). 

Вкратце, для высшего руководства Китая «две несовместимости» - это меры модернизации НОАК и рамки, в которых происходит оценка военного потенциала Китая. Они понимают, что, хотя НОАК и совершила большой прогресс и сейчас выглядит совсем иначе, нежели 15 лет назад, все еще необходимо сделать много вещей, чтобы достигнуть всеобще развитого военного статуса. Осознание этого руководством НОАК дает основание полагать, что многие высокопоставленные военные чиновники, возможно, не столь «воинственны», как их часто изображают. Вероятно, что понимание многих недочетов НОАК может подтолкнуть их быть более бдительными в применении силы, давая советы высшему руководству Коммунистической Партии при закрытых дверях. Тем не менее, получив указание от партии, они будут стремиться выполнить миссии, используя все свои силы и возможности. Более того, проявленный в этих самооценках профессионализм дает основание полагать, что НОАК может использовать эти возможности совершенно неожиданным для нас образом. Дисциплина и необходимость могут быть родителями изобретательности.

Некоторые читатели могут отнестись к этому скептически и полагать, что эта оценка есть часть большого стратегического плана обмана (Sun Tzu сказал: «Все военные действия основаны на обмане»), но практически, все инстанции «Двух Несовместимостей» и большинство функциональных оценок упоминаются в газетах и журналах, ориентированных на китайского читателя. Их не включили ни в один официальный документ об обороне, ориентированный на иностранцев. Что еще важнее, такие оценки обнажают практические проблемы, с которыми сталкиваются военные силы, по мере того, как они перемещаются со стадии обучения по книжкам к живым учениям в поле. Скорее всего оценка «двух несовместимостей» связана с указанием Sun Tzu «Знать врага и знать самих себя». Успешное исполнение плана обмана или приказ о боевых действиях вряд ли возможны без точного знания обоих: вражеских и собственных сильных… и слабых сторон.

Примечания:

  1. Министерство Обороны, «Совместная Пресс-Конференция Секретарем Gates и Генералом Liang из Пекина, Китай», Пресс-релиз 10 января 2011, в открытом доступе on-line <http://www.defense.gov/transcripts/transcript.aspx?transcriptid=4750>.
  2. Статьи о персонале в PLA Daily, опубликованные Главным Департаментом Политики, «говорят о документе, как институте». См. Paul H.B. Godwin и Alice L. Miller, China’s Forbearance Has Limits: Chinese Threat and Retaliation Signaling and Its Implications for a Sino-American Military Confrontation (У терпимости Китая есть свои границы: угроза и сигналы возмездия Китая и их последствия для Китайско-Американской военной конфронтации), Институт Изучения Национальных Стратегий, Центр Исследования Китайских Военных Дел, China Strategic Perspectives, No. 6, апрель 2013, стр. 32
 
 
Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования