header left
header left mirrored

China Brief Volume: 13 Issue: 8 April 12, 2013

Есть такая организация The Jamestown Foundation. Она была создана еще в далекие 80-е годы и задумывалась как фонд помощи перебежчикам из "Восточного блока"(основатель фонда - Билл Геймер- работал в свое время с самым высокопоставленным советским перебежчиком Аркадием Шевченко). Сейчас этот Фонд один из мощных штатовских аналитических центров. В основном, конечно, полнейшая ксенофобическая блевотина в лучших штатовских традициях. Но иногда там мелькают очень интересные мысли и лица. В основном там тусуются бывшие разведчики-неудачники и отставные военные. Уже много лет я подписан на их аналитический бюллетень по Китаю "China Brief". Перевод - "АБИРУС"

 Моралист Си Цзиньпин: оценка преемственности против инновации в реформах

China Brief издание: 13, выпуск: 8, 12 апреля 2013

Авторы: Kerry Brown

После вступления в должность глава Коммунистической партии Китая (КПК), Си Цзиньпин говорил в основном о двух вопросах. Первая из этих тем – это коррупция и восстановление морального мандата партии на правление. Второе – распространять «Китайскую Мечту», видение внутреннего развития страны и ее международной роли. В обоих случаях, Си столкнулся с трудностями на пути того, чтобы быть уверенным, что ни один из этих призывов не был воспринят, как критика предыдущих десятилетий правления Генерального секретаря КПК Ху Цзиньтао и Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. В обоих случаях, тем не менее, были очевидные ожидания чего-то свежего в новом правлении. За последние месяцы наблюдатели видели риторическую и презентационную позицию, и всего лишь несколько сдержанных конкретных признаков практических политических изменений – например, большая строгость в отношении к официальным лицам Партии и некоторые государственные перестановки во Всекитайском собрании народных представителей. Вопрос в том, как интерпретировать эти репрезентативные изменения, и что они значат на самом деле.

Хотя антикоррупционные речи Си могут показаться завуалированной критикой Ху и Вэнь и того, что во время их правления увеличились случаи должностных преступлений, его защищает то, что он придерживается исторической формы. Это вопрос, который в ретроспективе фигурирует в виде предвыборного лозунга в материалах, которые он спонсировал или писал до 2007. Когда он писал для теоретического журнала партии Seeking Truth  («В поисках правды»), в то время он был ответственным за провинцию Zhejiang, Си сказал, что «чтобы быть официальным представителем, нужно служить людям сердцем, а не стремиться разбогатеть» (Qiushi, 4 октября, 2004). Мораль, о которой он заявил в той статье, была основой политики. Он использовал такие возвышенные термины, как «интерес», «добрая воля», «моральная выгода» и «доверие». Он пишет: «В сердце основы развития и прогресса лежит нравственная цель». Это, как минимум, закладывает философскую основу.

Эти абстрактные слова с момента прихода Си к власти были интерпретированы, как нечто более конкретное. Кажется, что Си длительное время перенимает некоторые обычаи, обозначенные Ху, и «лидерства, основанного на согласии» с ранних 2000-ых. Так что во время встречи исследовательской группы Политбюро 2 января – традиции, начатой ранее во время правления Ху Цзиньтао, следовать идее «изучения Марксисткой Партии» - Си говорил в прессе, что «партия должна улучшить политику реформ на опыте других людей и требовать, чтобы достижения приносили пользу большему количеству людей более справедливо» (Xinhua, 2 января; People’s Net, 26 декабря, 2002). Переняв еще одно нововведение бывшего президента Ху,  выступая на пленарном заседании Центральной комиссии по проверке дисциплины, которое проходит в начале каждого года, 22 января Си сказал: «[У партии] должна быть резолюция бороться с каждым феноменом коррупции, наказывать каждого коррумпированного чиновника и постоянно полоть землю, которая питает коррупцию» (Xinhua, 22 января). На том же заседании он добавил: «Власть нужно держать в клетке правил».

Под собой эти слова имеют некое очертание символического пространства. И опять, тем не менее, есть неразрывная связь с периодом Ху. В последний день 2012 Си посетил Luotuowan, деревню в Fuping County, Hebei. Повторяя визит Ху Цзиньтао в Xibaipo в той же провинции 5 декабря 2002, Си заявил, что центральное правительство будет «помогать бедным». Единственное, что отличает его от своего предшественника, который так же критиковал коррупцию и падение морали в КПК был более персонифицированный стиль, когда Си говорил: «Я чрезвычайно недоволен и в некоторых случаях возмущен, когда слышу о прецедентах, [когда] средства, предназначенные для борьбы с нищетой, оседают в других карманах, расхищают и используют для других целей». Находясь в провинции, где он провел годы становления своей карьеры в ранних 1980-ых, Си заявил: «Причина, по корой я приехал сюда, - это самому увидеть реальность бедных районов в стране и подумать о том, что Партия и правительство могут сделать» (South China Morning Post, 31 декабря). Это отличается от речей Ху, который в большинстве случаев воздерживался от использования личного местоимения и никогда не ссылался на чей-либо личный опыт или личную позицию. Вместо этого в своих главных заявлениях – включая речи в честь 30-летия создания особых экономических зон в декабре 2008 и на 60-летии Китайской Народной Республики – бывший президент Ху стремился добиться чрезвычайно безличных, «научных» абстрактных речей.

Вторая тема, которую последние месяцы часто поднимает Си, сводится к тому, чтобы призвать национальные миссии Китая возвратить свое былое величие, вернуться на место, принадлежащее ему по праву – в центр мира. Говоря с военными в марте, Си просил офицеров Народно-освободительной армии Китая сохранить их полную лояльность КПК и внести свой вклад в осуществление «Китайской Мечты» (Xinhua, 12 марта). На следующий день он более подробно рассказал, какой могла бы быть эта «мечта»: «Сделать страну влиятельной и сильной, нацию процветающей, а людей счастливыми… Чтобы осуществить Китайскую мечту, мы должны следовать по китайскому пути». Ху никогда не использовал термин «Китайская Мечта», таким образом, отступление в этом вопросе еще более очевидно. Тем не менее, он использовал термин «историческая миссия», обозначив на встрече с армией в 2005, что «все товарищи вооруженных сил должны правильно понимать ситуацию и решительно выполнять военную историческую миссию в новом веке» (People’s Daily, 14 марта, 2005). Кажется, что «Китайская Мечта», как выражение, пошла немного дальше, «исторической миссии», и, в этом отношении, в предположении, что Си хочет больше сыграть на национализме, есть доля истины.

Символизм всегда был чрезвычайно важен в китайской политике. Переход власти в Китае, произошедший в последние месяцы, тем не менее, обнажил тот факт, что символические ресурсы не безграничны. Они или посещают Shenzhen, чтобы укрепить приверженность реформам Дэн Сяопина, или ездят в глубинку, чтобы показать, что лидеры заодно с теми, кто работает на земле. Лидеры говорят или о мечтах или о возрождении Китая. Си так же попал в затруднительное положение, стараясь связать Маоистское прошлое – которое все еще анализируется – и пост-1979 период, а также явные контрасты в заявлениях, что «без Мао не было бы Китая» (Xinhua, 17 марта). В некотором смысле, то, как происходит смена руководства, показывает, что преемственность превосходит другие факторы, которые необходимо учитывать, а пространство для мобилизации ресурсов и внедрения новых политических линий в рамках механизмов согласия чрезвычайно ограничено.

Единственные пути, как можно определить манифест Си о мобилизации общества и инновации политики, обозначены в трех препятствиях, озвученных в марте. Этими сложностями было превратить ожидания людей о прекрасной жизни в конкретные меры и управление страной должным образом; продолжать продвигать реформы; помогать КПК осуществлять внутренний контроль и принимать меры против коррупции (Xinhua, 17 марта). Все это было направлено на создание «умеренно процветающей страны во всех отношениях» - другой цели, которой придерживались Ху и Вэнь. Все эти цели уходят корнями в меры, которые уже предпринимались в прошлом десятилетии. Их можно увидеть в повестке дня административных реформ, озвученной Ху Цзиньтао в его речи на 17-ом съезде КПК в 2005. Тем не менее, на настоящий момент, единственными конкретными мерами были жесты. Например, Си сократил расходы на развлечения чиновников; хотя, эта мера лишь продолжает сокращение официальных международных поездок, которое началось после 2008. Во Всекитайском собрании народных представителей тоже произошли некоторые реформы министров, где министерство железных дорог было прикреплено к супер-министерству транспорта. И опять, тем не менее, сокращение центральной бюрократии было обычной практикой со времен, когда премьер-министром был Чжу Жунцзи в 1990-ых.

Си так же заявил: «Мы должны приступить к конкретным задачам и обеспечить их выполнение», говоря о необходимости отказаться от экстравагантности, формализма и бюрократии (Xinhua,  17 марта). Тем не менее, по основным вопросам реформ, обозначенным в докладе Всемирного банка и Комиссии Развития Реформ Китай 2030, опубликованном в прошлом году, не ясно, в чем заключается это лидерство. Руководство молчит, когда дело касается вопросов поддержки частного бизнеса, налоговой реформы, идей либерализации юаня и китайского счета движения капиталов, а также чувства того, как добиться большего участия общественности в процессе принятия решений, усиливая роль национального и местных конгрессов. Кто-то может сказать, что пока самое лучшее, чего они смогли достичь – это то, что они создали атмосферу, где можно размышлять о другом ряде реформ. Слова о борьбе с коррупцией, например, подразумевают, что в недалеком будущем может возникнуть некоторая сильная заинтересованность и неравенство вокруг государственных предприятий. Помимо этого, тем не менее, ничего значительного не было.

Эта осторожность и скрытность со стороны элиты КПК – это то, к чему наблюдатели должны уже были привыкнуть. Кризис в конце Культурной революции – как в легитимности партии, так и среди правящей элиты после всех унижений, которые они претерпели во время правления Мао – во многом означает, что эта перемена была вынужденной и стала ведущим импульсом в реформах Дэн Сяопина с 1978, даже при том, что эти реформы были связаны с заявлениями и идеями, озвученными ранее в истории КПК. Этот момент жизни и смерти в точности повторился в 1989, хотя мятеж только усилил необходимость правящей элиты продолжать проводить реформы рынка, а не отказываться от них. Сейчас нет никакого большого кризиса, скорее чувство самодовольства и нерешительности. Обсуждения различных реформ продолжаются последние десять лет, но период Ху и Вэнь был лишен каких-либо активных действий, как, например, нападение под руководством Zhu Rongji и Jiang Zemin на государственные предприятия в конце 1990-ых или отстранение военных от коммерческих операций. Историческое наследие Ху и Вэнь, возможно, будет больше заключаться в том, что они предотвратили главные катастрофы, нежели реализовали основные положительные реформы. Кажется, что Си и его премьер Ли Кэцян, хотят быть более амбициозными, чем их предшественники.

Антипатия к массовой мобилизации и политике под руководством харизматичных лидеров была ясно озвучена Вэнь Цзябао на Всекитайском собрании народных представителей в 2012, когда он пренебрежительно отзывался о Культурной Революции. Это так же было фактором, который скрывался за политическими нападками на Бо Силая (“Beijing Post-Bo Xilai Loyalty Drive Could Blunt Calls for Reform,”  («Пекинский пост-Бо Силайский поворот в сторону лояльности может приглушить призывы к реформам») China Brief, 30 марта, 2012). Даже учитывая это, большие усилия, направленные на общение с общественностью и то, чтобы достучаться до людей, было курсом Си с того момента, как он вышел на трибуну на 18-ом съезде Партии в качестве генерального секретаря в ноябре прошлого года. Самое главное, что можно сказать о его правлении - это то, что за последние несколько месяцев он осторожно создал риторическое пространство для большей мобилизации. В последний день 2012, господствовала пропаганда Лю Юньшань, который заявил, что главная проблема заключалась в том «сумеет ли партия сохранить свои связи плоти и крови с людьми напрямую» (Xinhua, 31 декабря, 2012). В своего рода жутком отражении демократической электоральной политики, выступая в поэзии, Си должен править в рамках прозы. Цели, обозначенные в докладе China 2030 прошлого года – который после всего был признан соответствующим уровню нового Премьера Ли Кэцяна – четко и однозначно озвучены некоторые вопросы, которыми теперь необходимо заняться Си. За последние месяцы Си показал, что в политической культуре, такой скованной и хеджируемой в различных избирательных округах, мощности блоков, сетях и фракциях, козырь, который он мог бы держать в своих руках, - это мобилизация посредством лучших связей с общественностью. Чтобы, действительно, привлечь все более растущее циничное воображение общественности, нужно предпринять решительные шаги, чтобы добиться настоящего политического влияния и пойти дальше воодушевляющих слов. Кажется, что Си, тем не менее, вряд ли достигнет этого  в ближайшие годы, и его сравнительно неглубокие связи с интеллектуальными общинами или инновационная политика, которая имеет под собой мало опыта, только усиливает это ощущение (“All the General Secretary’s Men,”  («Все люди Генерального секретаря») China Brief, 15 февраля).

 ***

Пекин строит свою евроазиатскую транспортную сеть

Опубликовано: China Brief издание: 13, выпуск: 8, 12 апреля 2013

Автор: Richard Weitz

Китай активно продолжает строительство евроазиатских транспортных сетей, чтобы еще больше укрепить экономические связи с Центральной и Южной Азией, а так же создать основу для своих интересов региональной безопасности. Гвадар, портовый город в западном Пакистане недалеко от Ирана, вероятно, будет центральным узлом этой сети для китайских инвестиций. 18 февраля 2013 предыдущий оператор, власти Порта Сингапура (PSA), продал свои акции государственной компании China Overseas Port Holding Company (COPHC), ссылаясь на случаи насилия в регионе, из-за которых порт стал коммерчески нежизнеспособным (South China Morning Post, 8 августа, 2012). Однако, китайское правительство планирует связать свои западные провинции с Гвадаром железной дорогой, автомобильной дорогой и трубопроводом, что так же может помочь Китаю импортировать энергоресурсы из Ирана наземным способом. Трансфер в порт, тем не менее, вызывает настороженность. Официальные лица Китая и Пакистана преуменьшили значение  этого коммерческого пересадочного пункта, но Индия и другие регионы-участники подозревают, что Китай, в итоге, частично использует эти сооружения, чтобы поддержать свое продвижение сил в Индийском океане.

Тем временем, Китай продолжает строить Каракорумское шоссе,   которое свяжет Пакистан с самой западной провинцией Китая – Сыньцзян. Более того, Китай и Иран строят железную дорогу, соединяющую эти страны, и помогают Пакистану соорудить трубопровод для транспортировки энергоресурсов, который соединит эти три страны. Эта огромная сеть транспортной инфраструктуры железных дорог, трассы и судоходных путей, которые охватывают территории Центральной Азии, Индийского океана и другие регионы, усилят экономические связи Китая и его западных соседей, а также послужат основой для будущих стратегических возможностей в Евразии и Южной Азии.

Порт Гвадар

Пакистан всегда был важным партнером в усилиях Китая проложить «шелковый путь» через Евразию. Китайские предприятия оказывали им помощь в виде инвестиционного капитала, технологий, рабочих, чтобы поддержать транспортную инфраструктуру Пакистана, включая строительство порта Гвадар. Гвадар, порт с теплыми водами и большими морскими глубинами, мог служить главным торговым центром. Стратегически он мог быть точкой, через которую проходили бы поставки из Персидского залива по земле через Пакистан, вместо морских путей через Малаккский пролив, в обход любых военно-морских блокад или других препятствий в морском судоходстве между Персидским заливом и Китаем. Прямой транспортный коридор между Гвадаром и Сыньцзян так же может способствовать поднятию экономики этой неспокойной провинции, где большая часть населения – это такие мусульманские меньшинства, как  Уйгуры.

Китайские информационные источники подчеркивают, что усиливающаяся роль Китая в Гвадаре принесет пользу обоим сторонам, как для Исламбада, так и для Пекина (Xinhua, 28 февраля). Пакистан мог бы значительно выиграть от нового китайского управления. На настоящий момент Гвадар не используется на всю мощь, поскольку еще недостаточно развита сеть ведущих к нему дорог и инфраструктура (Dawn [Пакистан], 19 февраля). С новой улучшенной системой управления и инвестициями, ожидаемыми со стороны Китая, который уже финансировал строительство прибрежной трассы  между Гвадаром и другими портами Пакистана, как отмечают китайские аналитики, Гвадар мог бы гораздо легче стать главным торговым центром. Важно отметить, что это принесло бы Исламбаду доход, а также рабочие места и торговлю Белуджам, отчужденным меньшинствам Пакистана, которые начали повстанческие движения (China Daily, 1февраля).

Порт мог бы стать началом южного направления нового «Шелкового пути», по которому Китай мог бы вести торговлю с Центральной Азией и Средним Востоком. Во время недавнего визита в Китай, министр железнодорожного сообщения Гулам Ахмед Билур со своим тогдашним китайским коллегой Liu Zhijun согласились создать консорциум, что бы построить 750-километровую железную дорогу, которая объединит две эти страны, протянувшись от Хавелиана до Хунджерабского перевала в Гилгит-Балтистан на высоте 4.730 метров над уровнем моря. Две страны сотрудничают в модернизации существующей пакистанской железнодорожной сети, добиваясь того, чтобы они соответствовали международным стандартам (Asia Times, 11 сентября, 2009). Следующим шагом будет расширение этой сети, чтобы построить сообщение с Ираном, Центральной Азией и Афганистаном, где китайские компании начали разработку минеральных ресурсов страны. 

За пределами Гвадара

Китайское участие так же помогло построить, поддерживать и модернизировать Каракорумское шоссе  - главную дорогу между Пакистаном и Китаем. Более того, китайские компании сделали существенные инвестиции в индустрию обороны Пакистана, его энергетику, машиностроение, информационные технологии, добычу, телекоммуникации, а также в банковскую сферу, транспорт и другие отрасли инфраструктуры (Observer [Pakistan], 15 мая, 2011). Тысячи китайцев (инженеры, консультанты, рабочие и др.) работают в Пакистане. По большей части, Китай предпочитает крупные проекты, находящиеся в центре внимания, которые повысят популярность Китая в Пакистане. Помимо Каракорумского шоссе и порта Гвадар, это такие проекты как комплекс тяжелого машиностроения в Таксиле, атомная электростанция в Чашме (включая проект на еще один реактор, заключенный в прошлом месяце), Спортивный стадион Джинна и Центр дружбы Пакистана и Китая. То, что Китай делает основной акцент на строительстве дорог, электроэнергии, телекоммуникациях и развитии других инфраструктур, отражает главную цель Пекина, которая заключается в том, чтобы использовать Пакистан в качестве основного проводника, который свяжет Китай с Центральной Азией и Средним Востоком (“Thunder in Sino-Pakistani Relations,” («Гром в Китайско-Пакистанских отношениях») China Brief, 2 марта, 2006).

Потенциально, Пакистан – это естественный энергетический коридор, поскольку он находится между Китаем и иранской нефтью, в зависимости от его стабильности. Иран и Китай помогают Пакистану построить 785-километровый трубопровод, чтобы транспортировать 21.5 млн кубометров газа под высоким   давлением в день из Ирана в место, расположенное недалеко от Гвадара. Иран практически пообещал предоставить Пакистану всю необходимую финансовую и техническую помощь, включая оборудование и компрессоры для трубопровода. Примерные затраты на проект со стороны Пакистана составляют 1.2 миллиарда долларов (Press TV, 10 июня, 2012). Когда будут построены железные и автомобильные дороги или другие трубопроводы, чтобы напрямую связать Гвадар и Китай, Китай сможет импортировать иранскую нефть гораздо дешевле и безопасней, чем через Персидский залив и Малаккский пролив, через которые сейчас проходит 80 процентов импортируемой китаем нефти (Global Times, 19 февраля). Эти поставки могут попадать в Китай через Индийский океан и Ормузский пролив, что делает их уязвимыми в случае кризиса.

Стратегические варианты

До сих пор представители Китая настаивали на том, что ими движут коммерческие соображения своих инвестиций в Пакистане. Спикер Министерства Иностранных Дел Хонг Ли сказал, что многие китайские предприятия уже давно работали с экономикой Пакистана, и увеличение экономического сотрудничества между Китаем и Пакистаном будет содействовать региональной стабильности и развитию (Xinhua, 19 февраля). Официальный лица Китая и Пакистана настаивают на том, что другие страны не должны волноваться о передаче прав собственности, и что в планы Китая не входит строительство военных объектов на территории Порта (China Daily, 19 февраля; Dawn, 19 февраля). Например, они отрицают, что будут строить главную военную базу в Порту. Они так же критикуют ««сверхчувствительных» Индию и Запад, говоря, что Китай не хочет и не нуждается в «обходном пути» в Индийский океан c целью обуздать Индию». (People’s Daily Online, 20 февраля). Тем не менее, в то же время, китайские журналисты усложняют восприятие Китайских намерений, ссылаясь на  то, что из соображений энергетической безопасности, Китай захочет усилить свое морское присутствие в Индийском Океане. В Китайских медиа отмечается, что больше двух третей объема мировой нефтяной торговли проходит через Индийский океан на пути со Среднего   Востока в Тихий океан через Аденский залив, Оман, Баб-эль-Мандебский пролив, а также через Ормузский и Малаккский проливы (Global Times, 19 февраля).

Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони, сказал, что предполагаемый контроль Китая над портом – это всего лишь дело времени (South China Morning Post, 19 февраля). Местоположение порта позволит Народно-освободительной армии Китая (НОАК) присутствовать в этом регионе и контролировать военно-морскую деятельность Индии, а так же увеличит вероятность расширить потенциал военной мощности Китая в этом регионе. Индийские аналитики полагают, что Военно-морской флот НОАК (ВМФ НОАК), в итоге, может использовать Гвадар, как логистическую и опорную базу и, возможно, даже портом, где базируются подводные лодки и другие корабли, чтобы поддерживать присутствие ВМФ НОАК в Индийском океане (South China Morning Post, 3 июня, 2011). Официальные лица Индии так же видят в продолжающемся строительстве Каракорумского шоссе еще одну проблему безопасности, так как это означает, что Китай может гораздо легче использовать этот канал для транспортировки тяжелой военной техники в Пакистан в случае кризиса (Der Spiegel, 17 июля, 2012). В более общем плане, некоторые иностранные аналитики полагают, что Китай собирает «Жемчужную Нить» или основанные Китаем порты, через которые протянутся китайские пути сообщения от Среднего Запада. Их осознанная цель – это выстроить сеть коммерческих транспортных средств и экономико-политических связей в регионе, который окружает Индию. НОАК, вероятно, так же может использовать эти объекты для того, чтобы поддерживать операции в Индийском океане, на Среднем Востоке, восточной Африке и, возможно, в других регионах (Energy Tribune, 5 марта; IDSA, 8 июня, 2010).

Комментируя это предположение, представитель Министерства национальной обороны КНР Старший Полковник Geng Yansheng сказал: «Так называемая «стратегия жемчужной нити» абсолютно необоснована» (China Military Online, 4 марта). Все же, даже Китайские ученые отмечают, что Гвадар усилит военно-морское присутствие Китая в этом регионе. Zhao Gancheng, исследователь Шанхайского института Международных Исследований, сказал, что Гвадар может помочь китайскому флоту сделать международные водные пути в Индийском океане более безопасными, в то время как Pei Yuanying, бывший посол в Индии, сказал, что порт мог бы стать базой логистической поддержки для китайского флота на их пути в Суэцкий канал, Средиземное море и Аденский залив (People’s Daily Online, 20 февраля). Более того, китайская программа развития транспорта в Пакистане явно помогает Пекину создавать стратегические рычаги над Нью-Дели, увеличивая экономическое присутствие Китая в мирное время, а также увеличивая возможность Пекина применить силу в случае войны (Observer India, 4 марта, 2010). Военно-морской флот Пакистана так же, в итоге, намеревается использовать порт Гвадар, что ослабит способность Индии разорвать морские   коммуникации Пакистана, а также разрядит загруженность трафика, который сейчас негативно влияет на другие два порта Пакистана (China Daily, 26 апреля, 2012). Гвадар менее уязвим в случае индийского запрета, чем порты Карачи и Бин-Касим, поскольку он удален от Индии более чем на 450 км.

Китай ответил отказом на ранний прямой запрос Пакистана на строительство военно-морской базы в Гвадаре.  После того как премьер-министр Юсуф Реза Гилани вернулся после своего четырехдневного официального визита в Китай в мае 2011, министр обороны Чадхару Ахмед Мухтар сообщил прессе, что во время этого визита «мы просили наших китайских братьев построить военно-морскую базу в Гвадаре» (Asia Times, 26 октября, 2011). Киайские представители на сегодняшний день осторожно отказались строить постоянный военно-морской центр, который мог бы стать их первой зарубежной военной базой и только бы вызвал обеспокоенность Индии, Соединенных Штатов и других стран. Hu Shisheng из Институтов Современных Международных Отношений Китая объяснил, что Китаю необходимо «добиться баланса между тем, что [он] хочет, и что думают другие страны в этом регионе. Скоропалительное решение может лишь привести к обратным результатам и свести на нет преимущества, которые могла бы принести постоянная база» (South China Morning Post, 3 июня, 2011). Коментарии Ху и другие, подобные им, а также недавние события дают основание полагать, что Пекин, может быть, пересмотрит свою шестидесятилетнюю официальную политику, гласящую, что Китай никогда не создаст базы за рубежом.

Иранские связи 

Обеспокоенность по поводу прибрежного присутствия Китая рождена сообщениями в иранских медиа о том, что Иран создаст военно-морскую базу на территории рядом с Гвадаром, чтобы обеспечить безопасность восточной части побережья. Китай сейчас является крупнейшим покупателем иранской нефти (Indian Express, 18 февраля; Bloomberg, 18 февраля). Более того, Китай старается все больше вовлечь Иран в свои транспортные сети через Пакистан, чтобы ускорить доставку нефти и других продуктов в Китай, в идеале, это должны быть наземные пути, менее зависимые от морских запретов, что так же будет быстрей и дешевле, чем транспортировка грузов по морю. С этой целью в феврале 2013 Государственный Совет Китая одобрил инициативу помочь Ирану построить высокоскоростную железную дорогу, которая, по предварительным расчетам, обойдется в 1 миллиард долларов, по другим сообщениям, возможное расширение включает в себя строительство прямого железнодорожного пути в Xinjiang (Bloomberg, 18 февраля; Registan.net, 26 июля, 2012).

Китай и Иран предварительно подписали несколько железнодорожных сделок. В феврале 2011 Китай согласился помочь государственной компании Ирана Construction and Development of Transportation Infrastructure Company (Компании   строительства и развития транспортной инфраструктуры) с финансированием и передачей технологий. Контакт на сумму 80.5 миллиардов юань (13 миллиардов долларов) направлен на то, чтобы проложить 8 железнодорожных путей на территории Ирана общей протяженностью свыше 5300 км (Sydney Morning Herald, 9 февраля, 2011). В сентябре 2010 бывший Министр железных дорог КНР подписал соглашение о строительстве 580 км железнодорожных путей от Тегерана через Хамадан, Мелайер и Керманшах к Хосрави, городу на границе с Ираком, с дополнительными путями от Эрака до Мелайера. Эта конкретная сеть в итоге может предложить дальнейшие связи, ведущие через Ирак в сирийский порт Латакия, предоставив тем самым Китаю наземный доступ к Европе и Средиземноморью (Railway Gazette, 21 сентября, 2010). События в Сирии, тем не менее, могут поставить под вопрос планы этого расширения.

Итог

Те же обстоятельства, которые препятствуют этой зарождающейся транс-азиатской сети разрушили другие попытки создать транс-евразийскую железнодорожную сеть: разная ширина колеи в странах, необходимость транзитных виз и эффективных таможенных процедур, а также нестабильная политическая обстановка в Центральной Азии и Иране. Продолжительное отсутствие безопасности означает, что, скорее всего, при пересечении границ  и прохождении таможенного контроля будут длительные задержки в странах, которые опасаются проникновения террористов или контрабанды наркотиков или других контрабандных товаров. В настоящий момент во всем регионе могут возникнуть вспышки конфликтов. Поезда, трубопровод и другие транспортные сети подвергнутся опасности в Афганистане, Белуджистане, Кашмире, Синьцзян-Уйгурском автономном округе и других местах. В случае, если порт перейдет к китайскому предприятию, много китайских граждан, вероятно, будут убиты или взяты в заложники, особенно, если местные воспримут китайское присутствие, как форму иностранной оккупации в сговоре с Исламабадом. Китай все чаще сталкивается с подобными случаями угрозы безопасности, так как его мировое присутствие значительно увеличилось, особенно в горячих точках. Тем не менее, китайское правительство показало свое намерение пойти на краткосрочные коммерческие риски в Ираке, Венесуэле и других странах в оплату за потенциально большие долгосрочные экономические и геополитические выгоды (“Equity Oil and Political Risk,” («Право нефти и политический риск») China Brief, 1 февраля; “Assessing China’s Response Options to Kidnappings Abroad,” («Оценивая варианты ответа Китая на похищения за границей»)  China Brief, 11 мая, 2012).

В заключение, в ожидании решения иранского ядерного вопроса, Соединенные Штаты и другие западные страны будут стараться блокировать любое международное финансирование проектов в пользу Ирана. Все же западные санкции, наложенные на Тегеран, будучи необходимыми и оправданными, усилили китайско-иранские коммерческие отношения, отвергнув альтернативного иранского экономического партнера. Эти санкции не только помогают китайским компаниям убирая их конкурентов, но Китай в переговорах воспользовался позицией Ирана, чтобы потребовать лучших условий, таких как более низкие цены на нефть. Эти санкции так же означают развитие железных дорог и других путей между двумя странами и другими совместными инфраструктурными проектами. Вместо того, чтобы идти вразрез с международными банковскими санкциями, Китай может заплатить за свою нефть и другой импорт из Ирана, финансируя главные транспортные и другие инфраструктурные проекты, помогая обеим странам обходить экономические санкции против Ирана, а также развивая региональные экономические цели Пекина.

Со временем китайские инвестиции в Южной Азии и Иране укрепят доминирующую экономическую позицию Пекина в Евразии и заложат основу для еще большего ПЛАНА присутствия в Персидском заливе и Индийском океане. Порт в Гвадаре, Каракорумское шоссе и предложенные железнодорожные и трубопроводные связи одновременно продвинут оба эти интереса. Среди других плюсов то, что эти проекты помогут объединить Иран и Пакистан, что принесет пользу Пекину.

***

Считая Z: постепенный рост китайских вертолетных сил

 China Brief издание: 13, выпуск: 8, 12 апреля 2013

Авторы: Peter WoodCristina Garafola

В то время как основное внимание обращено на развитие в Китае воздушных судов с неподвижным крылом, таких как J-20 и J-31, гораздо меньше внимания отдается развитию вертолетов. 16 марта 2013 новостная телекомпания CCTV показала эскадрилью  вертолетов Z-10 в военном округе (ВО) Цзинань, отметив пятую эскадрилью основных боевых вертолетов Китая, представленную публике, и четвертую эскадрилью, появившуюся в октябре прошлого года [1]. Остальные четыре эскадрильи базируются в военных округах Nanjing, Beijing, Guangdong and Shenyang (Jane’s Sentinel Security Assessment,  10, апреля 2012). Z-10 летает, как минимум, с 2003, и был представлен публике в 2004 (International Defense Review, 13 сентября, 2007). Теперь его используют подразделения, таким образом, Z-10 служит индикатором того, что прогресс Китая в области авиации гораздо больше , чем полагают.

Появление Z-10 и меньшего по размеру Z-19 вертолета разведки чрезвычайно важно, поскольку они представляют собой кульминацию более длительного процесса развития техники и доктрины.Следуя крупному проекту приобретения, благодаря которому у Китая появились воздушные суда со всего мира, включая не только советских и французских моделей, но и американские вертолеты Blackhawk (Черный ястреб), Китай ясно осознал пользу вертолетов. Не удивительно, что впервые вертолеты были  задействованы в боевых действиях в Корейской и Вьетнамской войнах, двух войнах, в которых участвовал Китай. Поразительная эффективность боевого вертолёта «Апач» во время войны в Персидском заливе – конфликте, основательно изученном Китайскими военными – стала дополнительным стимулом для дальнейших китайских программ развития [2]. На самом деле, вертолеты гораздо более эффективны, если сравнивать их с танками: в отношении общей скорости, мобильности на местности и огневой мощи, что усиливает аргумент в пользу инвестиций в вертолеты, а не в танки,  бронетехнику и сухопутные войска (PLA Daily, 9 июля, 2003). Для сухопутных войск следующим логическим шагом после привлечения современных основных боевых танков и мотострелковых войск будет крупномасштабное задействование вертолетов в транспортировке, разведке и атаках.

Однако, Китайские вертолеты не могут сравниться с тысячами вертолетов, используемых военными США, сейчас НОАК располагает незначительными силами. Согласно данным 2013 выпуска The Military Balance  (Военный баланс) общее количество вертолетов – 914 единиц, хотя на сегодня только из неофициальных источников можно узнать общее количество боевых ударных вертолетов Z-10 и Z-19. Тем не менее, это дает основание полагать, что несмотря на недостаточное количество информации в авторитетных источниках, значительный рост количества вертолетов, от изначального числа 500 единиц, отмечался во время описаний спасательных операций во время Вэньчуаньского землетрясения (China Daily, 5 июля, 2008). По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, в период между 1977 и 2012, импорт Китая из СССР (позже России), Франции и Соединенных Штатов составил 477 вертолетов различных типов. Хотя, Китайские официальные информационные источники заявляют, что все вертолеты класса Z отечественного производятся, Китай продолжает закупать русские транспортные самолеты и производить воздушные судна класса Z-8 и Z-9 на основе французского дизайна (Global Times, 25 июля, 2012). В то же время, рынок гражданских вертолетов в Китае так же растет, что, учитывая двойное использование возможностей некоторых платформ, как, например, Z-9 и Z-11, повысит общую способность Китая производить собственные вертолеты.

Военно-воздушные силы Китайской Народной Республики (ВВС КНР) стали использовать вертолеты в поздних 1950-ых, беспорядки 1960-ых и 1970-ых откатили назад военное развитие Китая. Тем не менее, так же в 1973 во время Культурной революции Китай заключал сделки, чтобы начать задействовать транспортные вертолеты Запада [3]. Начав в середине 1980-ых, китайские вооруженные силы быстро расставили приоритеты в пользу вертолетов, как сферу инвестирования, и закупили французские Dauphin II, Super Frelons и Blackhawk (Черных ястребов) США. В 1986 было принято решение переместить все нетранспортные вертолеты из ВВС КНР в сухопутные войска, чтобы создать отдельный род войск (bing zhong), Армейскую Авиацию (АА КНР). К 1999 Китай приобрел несколько типов вертолетов, спроектированных на западе и открыл Академию Армейской Авиации, чтобы обучать пилотов. Особенно учитывая, что в центре китайской стратегии стоит внутреннее развертывание войск («по внутренним линиям») или в приграничных регионах, а не проецирование своих сил на зарубежные страны, вертолеты являются ключевым преимуществом. До гористых местностей Китая, его обширных городских районов и неразработанных пограничных областей гораздо легче добраться на вертолетах, чем на каком-либо другом виде транспорта. Непосредственная авиационная поддержка (НАП) – это еще одна важная сфера, где вертолеты могут восполнить серьезные нехватки. У военных Китая не хватает платформ, аналогичных ударным вертолетам А-10 Thunderbolt или AC-130 Specter, которые дают значительные возможности при патрулировании и могут обеспечить своевременную поддержку с воздуха. Боевые вертолеты могут легко справиться с этой задачей без необходимости задействовать дорогие платформы, которые будет не так легко применять в других условиях. Вертолеты класса Z-10, в отличие от гражданских Z-9, специально созданы для таких миссий. Z-19, вертолет разведки, так же выполняет важную функцию, двигаясь впереди отрядов моторизованной пехоты, чтобы предоставлять информацию о передвижениях противника.

В скором времени, когда эти более специализированные роли будут протестированы, транспортные вертолеты принесут невероятное преимущество для быстрого развертывания войск в зонах, расположенных далеко от аэродромов или опасных для приземления парашютных войск. Как показало землетрясение в Сычуань, китайским вооруженным силам сложно использовать крупные транспортные самолеты в зонах, близких к населенным пунктам, таким как Чэнду, центре военного округа Чэнду. АА КНР сыграла важнейшую роль в транспортировке работников гуманитарных организаций в районы разрушений, так как вертолетные отряды прилетели из дальних регионов. Например, в спасательных операциях в Сычуань участвовал Четвертый Авиационный Полк, базирующийся в Тунчжоу, Пекине (PLA Daily, 25 июля, 2012). Этот же полк участвовал в ряде других военных учений и помогал обеспечивать безопасность во время Олимпийских игр.

И хотя, большая часть китайских вертолетов находится в АА КНР, Военно-морские силы КНР (ВМС КНР) так же начинают все больше их использовать. За границами Китая и в море, вертолеты могут восполнить огромную брешь не только во время поисково-спасательных операциях (ПСО), но и в противолодочной обороне (ПЛО) и снабжении. Не удивительно, что Китай для этих целей оборудовал некоторые корабли взлётно-посадочными площадками для вертолётов, хотя все большее развертывание действий как за границей, в Аденском заливе, так и ближе к дому осложняет работу при нынешних возможностях (“Problems and Prospects for China's Ship-Based Aviation Program,”  («Проблемы и перспективы программы морской авиации Китая») China Brief, 6 января, 2012; “Beijing Confronts Long-Standing Weakness in Anti-Submarine Warfare,” («Пекин столкнулся с давними проблемами в противолодочной войне») China Brief, 29 июля, 2011). Вертолеты дают значительное преимущество, предоставляя больше возможностей транспортировать войска в случае необходимости быстрого расположения не только в пределах материка, но и на спорных участках границы Китая, а также в морских зонах. В недавних десантных упражнениях на небольшом островке в Южно-Китайском море с участием китайского военно-морского флота были задействованы вертолеты, как транспорт и огневые средства. Транспортные вертолеты Z-8 присоединились к штурмовым лодкам вместе с вертолетами Z-9, которые обеспечивали огневую поддержку (People’s Daily Online, 26 марта). И хотя ВМС КНР использует эти опции вертолетов класса Z, Z-8 слишком большие для большинства кораблей ВМС, а Z-9 слишком легкий, чтобы быть эффективным во многих военно-морских операциях, таких как ПЛО. Учитывая эти ограничения китайских кораблей с платформами для вертолетов и самих вертолетов Z-8 и Z-9, наблюдатели оправданно могут ожидать появления новых видов вертолетов, которые лучше подойдут для нужд ВМС КНР.

Роли и миссии вертолетов

Как показывают официальные документы, значительно увеличилось количество ролей, отведенных для вертолетов. Впервые вертолеты были упомянуты в Белой книге обороны Китая в 2002 году, они упоминались в описании корпусов армейской авиации со ссылкой на то, что их используют для поддержки наземных операций. В 2006, как раз к тому моменту, когда была практически завершена разработка Z-9 для выполнения роли легкого штурмовика, говорилось, что функции, которые выполняли вертолеты, были гораздо больше: «Обоудованная в основном военными, транспортными и служебными вертолетами, [армейская авиация] осуществляет воздушные удары, воздушное десантирование войск, воздушную транспортировку и операции поддержки служб на поле боя. Армейская авиация работает над тем, чтобы увеличить свои возможности быстрой переброски войск и боевой техники, точности нанесения удара дальнего нападения и поддержки» (Китайская Национальная Безопасность в 2006). В том же документе Военно-морской флот НОАК первый раз подчеркнул комплексную морскую поддержку. Два самых недавних документа в один голос указывают на значительные перемены. Белая книга 2008 отметила решающую смену акцентов от транспорта к непосредственной авиационной поддержке и воздушной мобильности:

«Последние годы они стремятся отойти от роли сил поддержки, где основными являются миссии транспортировки, и стать комплексной боевой силой, фокусируясь на миссиях воздушно штурмового формирования; они приступили к тренировкам огневого налета, бортовых операций, мобильности в воздухе, авиационной поддержке; и активно участвуют в анти-террористических операциях, поддержании стабильности, закрытии границ и контроле, осуществляют срочные аварийно-спасательные работы, оказывают помощь при массовых бедствиях и участвуют в совместных учениях» (Китайская Национальная Безопасность в 2008).

К 2010, когда разработка Z-10 стала широко известна и они уже были пригодны к эксплуатации, тон, которым документ о безопасности того года описывал роль Армейской Авиации был гораздо более позитивным:

«Авиация НОАК работает над тем, чтобы уйти от роли сил поддержки и стать главной штурмовой силой, продолжает оптимизировать свою структуру боевых сил и модульные группировки в зависимости от разных заданий. Авиация усовершенствовала военные, транспортные и служебные вертолеты и значительно расширила их способности в воздушном бою, военном присутствии и поддержке» (Китайская Национальная Безопасность в 2010).

Издание The Science of Campaigns («Наука Кампаний») – важный источник, где Китай выражает свое отношение к ряду стратегических и тактических ситуаций, подчеркивает использование вертолетов в обеспечении соответствующей огневой и высокоскоростной мобильности (стр. 174). В некоторых случаях вертолеты представляют следующий шаг в развитии процесса, который начался уже в 1990, с официальным акцентом на механизации (jixiehua) и информатизации (xinxihua).  Сетевые вертолеты, выполняющие функции разведки, принадлежат сферам, где вертолеты могут помочь подразделениям армии достичь их целей в информатизации. В частности, Z-10 обладает расширенными возможностями и сенсорами, которые требовали привлечения совершенно нового набора элементов управления и шлемов (PLA Daily, 17 января). И хотя Китай все еще отстает от США в отношении обмена информации о целях и налаживании связей, НОАК сделала важные усовершенствования в системе интеграции и разработала необходимые рамки для дополнительных усовершенствований. Оно улучшило и продолжает развивать свои логистические возможности, увеличивая количество транспортных вертолетов. Боевые ударные вертолеты, ПЛО, вертолеты разведки и другие специализированные единицы представляют следующий шаг наращивания потенциала.

Приобретение и развитие

В стране, которая для своих систем вооружения во многом полагалась на советскую/российскую технологию, развитие китайских вертолетов поднимает вопрос, почему Китай покупал преимущественно вертолеты французских моделей и двигался больше в сторону западного стиля использования транспортных, разведывательных и ударных воздушных судов вместо предыдущей советской доктрины полагаться на одну или две модели, как Ми-24 Hind. Ми-24 Hind тяжело бронированный и вооруженный вертолет, который мог перевозить до 8 солдат и команду из двух пилотов и одного инженера. Корпуса Ми-24 можно найти по всему Китаю, так что дело скорее в предпочтении, чем в доступности. Китай, тем не менее, не отказался полностью от русских моделей. Спрос на транспортные вертолеты превышает поставки, и с 1990-ых Китай приобрел свыше 240 русских вертолета серии Ми-171. В середине 2000-ых он купил несколько специализированных русских вертолетов, таких как экспортная модификация Ка-27 для радиоэлектронной войны и ПЛО, в то время как было доказано, что отечественные вертолеты не соответствовали требованиям. 

Начиная с конца 1970-ых – начала 1980-ых Китай предпочел покупать вертолеты напрямую во Франции, получив позже лицензию на производство Z-8 и Z-9 в Китае. С этого момента Китай разработал целое созвездие новых корпусов, включая ударный вертолет Z-10 и легкий вертолет огневой поддержки Z-19. Особенности дизайна Z-10 и Z-19, такие как тандемные конфигурации кабины, заставили некоторых аналитиков сделать вывод, что Китай копирует ударный вертолет AH-64A/D «Апач». Конечно, AH-64 захватил воображение НОАК, он упоминается почти в каждой статье о вертолетах в китайских информационных источниках. В то время как сообщают, что в разработке Z-10 (и если это правда, вероятно, и Z-19) участвовала Россия, попытки НОАК разработать широкую линейку вертолетов на основе местных моделей и опыта принес значительные результаты (Aviation Week, 7 марта, 2013). Z-10 и Z-19 – это явный прогресс от Z-9, перепрофилированного гражданского судна, к специально сконструированным вертолетам для использования в военных целях.

Это пункты в доктрине китайских вертолетов, которая пропагандирует более специализированный подход, где у некоторых типов воздушных судов есть свои специфические задачи и они взаимодействуют с другими авиационными конструкциями. Выбор такой линии развития так же показывает, что вертолеты – это сфера, которую выделили, чтобы развивать ее, и поэтому им не нужно экономить, концентрируясь только на одном или двух воздушных судах. Что важно, это показывает стремление взять на себя дополнительный риск более сложных логистических цепочек, связанных с приобретением различной техники, где везде свои запчасти.

Специализация так же вторит общей тенденции в НОАК. Китайские военные предпочитают разграничить задействованность военной техники на базе сервиса. С небольшим исключением, ракеты принадлежат Второй Артиллерии, воздушные суда – Воздушным силам НОАК, а танки – наземным силам. Вертолеты пересекают это разделение, так как обеспечивают необходимые возможности транспортировки, разведки и нападения флоту, сухопутным войскам и военно-воздушным силам. Учитывая их специфические роли, ясно, что Z-10 и Z-19  будут исключительной областью авиации сухопутных войск.

Итог

Китай продолжает прогрессировать благодаря систематической стратегии развития своих вертолетных сил. Практические требования диктуют, чтобы транспортные вертолеты оставались в центре внимания программ приобретения и разработки с привлечением иностранных источников.  Одновременно, тем не менее, эти платформы используются в экспериментах с легкой поддержкой и такими нетрадиционными ролями, как ПЛО, в свою очередь, прокладывая путь более специализированным ударным а разведывательным вертолетам, которые практически все Китай производят. Отражая этот, казалось бы, раздутый темп развития, в официальных документах США гораздо больший акцент делается на китайские вертолеты, как дополнительное средство китайских авиаперевозок, вместо того, чтобы видеть в них потенциально независимую угрозу или средство повышения боеготовности. Четыре десятилетия инвестирования НОАК в создание своих транспортных и ударных сил, а также последовательная и жесткая стратегия закупок привели к более обширному, сильному, с большим количеством нюансов спектру возможностей. Не привлекая так много внимания, как программы авианосцев и истребителей-невидимок, своей огневой мощью и возможностями китайские вертолеты уже дополняют военные возможности НОАК.

Примечания:

WZ означает “wuzhuang” или вооруженный, Z означает “zhi” или “zhishengji,” вертолет. В китайском языке используются оба варианта, но обозначение Z более распространено, так как некоторые воздушные суда не вооружены и будут упомянуты в этой статье.

Роджер Клиф, Джон Ф. Фей, Джеф Хаген, Элизабет Хейг, Эрик Хегинботам и Джон Стиллион «Сотрясая небо и разделяя землю», Санта Моника, Калифорния RAND Corporation, 2011, стр. 40, он-лайн версия доступна по ссылке: <www.rand.org/pubs/monographs/MG915.html&gt;.

Стокгольмский институт исследования проблем мира, база данных передачи вооружения, он-лайн версия доступна по ссылке: <http://www.sipri.org/databases/armstransfers>.

Основные типы вертолетов

Тип

Применение

Дата приобретения

Примерное число действующих единиц

Mi-17/171

Транспорт, легкий штурмовик, ПСО

1990

250+

Ka-28

ПЛО/ПСО радиоэлектронная борьба

1997, 1999, 2010

ВМС КНР: 28

Z-8

Транспорт

1977

АА КНР: 17 (7 SA321 Super Frelon; 10 Z-8)

ВМС,ВВС и сухопутные войска: 1 полк (~40) Z-8 и Z-8/JH/S

ВВС КНР: 18+ SA321

Z-9

Транспорт/легкий штурмовик/ПЛО

1980

АА КНР: 306 (80 Z-9/9B; 200 Z-9 WA; 26 Z-9W)

Z-10

Штурмовик

2006

АА КНР: 30 (примерно)

Z-11

легкий штурмовик/ Транспорт

1992

75+

Z-15

Транспорт/легкий штурмовик/ПЛО

2006

Неизвестно

Z-16

Штурмовик

В разработке

--

Z-19

Штурмовик/Эскорт

До 2010

АА КНР: 12 (примерно)

Источники: IHS Jane’s; The IISS Military Balance 2013; SIPRI Arms Transfer Database; and SinoDefence.com.

Главные китайские вертолетные подразделения и базы

Подразделения

Размещение

Военный Округ (ВО)

Примечания

 

4 полк АА КНР

Tongzhou, Beijing

Beijing MR

Элитное подразделение, которое участвовало в спасительных операциях после землятресения, анти-террористических учениях и Пекинском Военном Параде в 2009

 (PLA Daily, 25 июля, 2012)

 

8 группа АА КНР

Baoding, Hebei

Beijing MR



 

9 полк АА КНР

Shenyang, Liaoning

Shenyang MR

 

 

5 полк АА КНР

Nanjing, Jiangsu

Nanjing MR

Первое подразделение Z-10

(PLA Daily, 17, января 2013)

 

10 полк АА КНР

Xiamen, Fujian

Nanjing MR

 

 

2 полк Авиации

Chengdu, Sichuan

Chengdu MR

 

 

Тренировочное подразделение

Yibin, Sichuan

Chengdu MR

 

 

6 полк АА КНР

Foshan, Guangdong

Guangzhou MR

 

 

Тренировочное подразделение

Xi’an, Shaanxi

Lanzhou MR

 

 

3 полк АА КНР

Urumqi, Xinjiang

Lanzhou MR

 

 

7 полк Армейской Авиации

Liaocheng, Shandong

Jinan MR

 

 

1 полк Армейской Авиации

Xingxiang, Henan

Jinan MR

 

 

Источники: IHS Jane’s; The IISS Military Balance 2013; PLA Daily; и Dennis Blasko, The Chinese Army Today: Tradition and Transformation for the 21st Century, 2nd ed., New York: Routledge, 2012.

 

               

 ***

Базовая система оперативного потенциала: влияние на трансформации НОАК

China Brief издание: 13, выпуск: 8, 12 апреля 2013

Авторы: Kevin McCauley

В нескольких выпусках информационных изданий Народно-освободительной армии Китая (НОАК) обсуждались требования необходимые для введения базовой системы операций, которая считается главным рычагом для объединённого центра совместных действий (ОЦСД). Требования обширны и глубоки, они показывают, что эти два теоретических направления в развитии несут много изменений, которые являются частью усилий НОАК, направленных на трансформацию. В то время как обе эти сферы - базовая система и ОЦСД – остаются в значительной степени теми, к которым нужно стремиться, они чрезвычайно важны для того, чтобы добиться большей боевой эффективности и оперативного потенциала в будущем. В этой статье производится анализ реформы подготовки, упражнений и обучения; модернизации и интеграции информационных систем; осовременивания и модернизации силовых структур для поддержки развития базовых систем операций и модернизации ключевых элементов операций (“System of Systems Operational Capability: Operational Units and Elements,” («Базовая система оперативного потенциала: действующие подразделения и элементы») China Brief, 15; марта “System of Systems Operational Capability: Key Supporting Concepts For Future Joint Operations,” («Базовая система оперативного потенциала: ключевые вспомогательные концепции для будущих совместных действий») China Brief, 5 октября, 2012). Многие усилия в области модернизации и реструктуризации уже очевидны, среди них реорганизация в Генеральном Штабе (GSD) с целью создать ведущие органы для объединенной подготовки и модернизации информационных технологий, в то время как некоторые усилия все еще незаметны.

В публикации Национального университета обороны отмечается, что модернизация техники не является главной трудностью усилий по трансформации НОАК. Главные сдерживающие факторы – это восполнить необходимость в квалифицированных кадрах, искоренить местнические интересы служб и возникающих в результате институциональных конфликтов. В то время как НОАК работает над тем, чтобы увеличить свои кадры за счет совместных операций и высоко-техничного потенциала, предложенные решения институциональных проблем кажутся ограниченными [1].

Упражнения, подготовка и образование

Базовая система и теории совместных действий различных видов вооружённых сил меняют операционные подходы и методы, которые, в свою очередь, ведут к появлению новых требований к образованию и подготовке, чтобы восполнить нехватку кадров за счет опыта высоко-технологичных совместных действий; необходимости тренировать подразделения на комплексных информационных системах, чтобы содействовать созданию операционных базовых систем; двигаться по направлению к большему количеству испытаний и демонстраций в учениях, чтобы усовершенствовать теоретические знания. Увеличение числа квалифицированных кадров – особенно объединенное командование и персонал – считается самым важным в этом вопросе, как сообщили в НОАК на недавнем Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) (PLA Daily, 12 марта; China Military Online, 1 марта; 8 марта). Что интересно, НОАК так же упоминает проблему недостаточного финансирования тренировок, что заставляет их искать более эффективные и действенные методы подготовки, чтобы сэкономить деньги, материалы, человеческие ресурсы и время (SOSOC 100 Questions, стр. 226).

Создание департамента военной подготовки при Генеральном Штабе в декабре 2011 – который был сформирован из департамента военной подготовки и вооружения – кажется, было ответом на совет создать авторитетное ведущее учреждение подготовки для управления, принятия решений и большей стандартизации по всей НОАК. В задачи этого учреждения так же входит наблюдать и направлять ход объединенной подготовки более научным и рациональным образом, фокусируясь на стратегических и операционных уровнях, разработать стандартизированную систему подготовки и режим, чтобы улучшить координацию тренировок, и систему поддержки и оценки (ISBSOSOS стр. 344–347; SOSOC 100 Questions, стр. 225–226, 232; PLA Daily, 22 декабря, 2011).

В недавних сообщениях в прессе подчеркивалась необходимость  осуществлять реалистичную боевую подготовку и усилить психологическую и физическую выносливость войск, чтобы они могли соответствовать требованиям будущих боевых операций. НОАК обеспокоена длительным процессом перехода от статуса мирного времени к военному в случае внезапного кризиса. Подготовка, основанная на реалистичных боевых условиях лучше подготовит войска психологически, поддержит более высокий уровень боевой готовности и сократит время, необходимое подразделениям для перехода на уровни боевой готовности. Рекомендация создать объединенное командование в мирное время – это часть требований  для подготовки к случаю внезапных конфликтов (SOSOC 100 Questions стр. 218, 230).

Объединенная комплексная подготовка

Для НОАК объединенная комплексная подготовка представляет собой усовершенствованный метод тренировок, который поможет достичь возможности проводить комплексные объединенные операции посредством вертикального и горизонтального комбинирования операционных элементов, подразделений и систем между отделениями и службами, чтобы добиться большей боевой эффективности и выиграть информационную войну. Требования к объединенной комплексной подготовке:

Информационная система управления, связанная с обучением применения новой информатизированной техники для дальнейшей интеграции оружия, техники и подразделений;

Подготовка, сконцентрированная на боевых миссиях, таких как совместные огненные удары, крупномасштабные операции высадки морского десанта или изоляция прибрежных островов;

Интеграция ключевых элементов операций, в частности разведки, командования и контроля, совместные удары, всестороннее прикрытие и обеспечение военных действий, которые являются для НОАК важнейшими для осуществления ОЦСД;

Управление на высоком уровне и расстановка приоритетов в целях подготовки, система демонстраций и пилотных проектов для экспериментов;

Модульное групповое обучение (SOSOC 100 Questions стр. 241–253). 

Основы подготовки

НОАК полагает, что основы комплексной подготовки так же являются ключевым компонентом для осуществления концепции ведения войны, чтобы способствовать обеспечению постоянных теоретических исследований, разрабатывать новые тактики и улучшать боевой потенциал. Последние десять лет НОАК усовершенствовала свои крупные тренировочные базы, но необходима дальнейшая модернизация. НОАК надеется создать многофункциональные тренировочные базы, которые, совместно с военными образовательными институтами, будут способствовать большему взаимодействию и строгим оценкам тренировочных упражнений. Некоторые из предложенных усовершенствований оборудования включают моделирование и сетевую подготовку, классы мульти-медиа; симуляторы техники и центры подготовки офицеров. В большем масштабе, авторитетные источники НОАК предлагают увеличить список средств подготовки, чтобы создать высокотехнологичную боевую, конфронтационную, сложную электромагнитную и не связанную с выполнением боевых задач систему программ подготовки для действий в особой обстановке, а также достаточный потенциал, чтобы осуществлять крупномасштабные ротации войск.

Дополнительные рекомендации по улучшению управления подготовки, чтобы координировать, осуществлять мониторинг и давать оценку подготовке, включают в себя следующие пункты:

Большая стандартизация программ упражнений для единообразия оценки качества обучения;

Мониторинг в реальном времени или близкий к реальному и отслеживание учебных мероприятий;

Целевая и точная совместная и общевойсковая проверка подготовки и оценка стандартов подразделений с акцентом на боеспособности;

Улучшенная цифровая система оценки, включенная в систему орудий с возможностями быстрой записи, обработки, системы обратной связи и оценки (ISBSOSOS pp. 344–347; SOSOC 100 Questions стр. 220–241).

В недавних пресс-релизах НОАК сообщается, что военный округ Цзинань был назначен для осуществления первого пилотного проекта оценки объединенной боевой подготовки 29 марта 2013. При содействии военных образовательных институтов, ВО Цзинань было дано задание стандартизировать систему объединенной оценки, которая решает проблемы содержания, показателей качества, а также средств и методов оценки (China Military Online, 1 апреля).

Моделирование и сетевая подготовка

НОАК планирует улучшить и увеличить использование моделирования и сетевой подготовки, как часть своей инициативы по информатизированной подготовке. НОАК полагает, что этот тип подготовки является действенным и эффективным с точки зрения затрат методом, который может гибко увеличить разнообразие сценариев подготовки; обеспечить повторение сценариев; моделировать будущую обстановку операций для проведения экспериментов и утвердить кампании и тактические боевые теории, сократив использование техники и использование материалов. Одновременно с другими рекомендациями для менеджмента и управления на высоком уровне НОАК предлагает создать институт моделирования национального уровня, возможно, на базе кафедры военной подготовки при Генеральном Штабе. Такой институт будет использован для того, чтобы создать и координировать единые технологию и стандарты обучения, продвигать обучение компьютерного моделирования, готовить специалистов-исследователей и разработчиков боевой системы моделирования, а также разрабатывать программное обеспечение и оборудование для моделирования, включая высокотехнологичные платформы систем моделирования для тренировки многих уровней команд (ISBSOSOS, pp. 344–347; SOSOC 100 Questions, стр. 218–236).

Увеличение числа квалифицированных кадров

НОАК осознает, что военные кадры – это важнейший ресурс, который поддерживает модернизацию и они необходимы в случае войны. НОАК так же отмечает, что в сравнении с передовыми вооруженными силами, нынешняя информационная грамотность НОАК находится на низком уровне, и то, что ей недостает специалистов и технических кадров, что сдерживает ход модернизации (SOSOC 100 Questions, стр. 208, 224). Рекомендации по подготовке кадров включают в себя: провести реформу содержания программы академической подготовки, в частности знания о высоких технологиях и объединенном командовании; увеличить ротацию должностей и подготовку по нескольким специальностям; предоставить больше возможностей кадрам объединенного командования обучаться за границей; совместить академические институты и упражнения; увеличить число он-лайн курсов (ISBSOSOS, стр. 347–351; SOSOC 100 Questions, стр. 236).

Частью этих действий является реформа НОАК, при которой корпус сержантского состава должен создать основу для технической экспертизы, чтобы освоить оружие и технику (“Reforming the People’s Liberation Army’s Noncommissioned Officer Corps and Conscripts,”  («Реформируя корпус сержантского состава и призывной состав народно освободительной армии Китая») China Brief, 28 октября, 2011). Другие планы включают в себя усовершенствовать механизм осмотра и оценки при призыве, выбирать и помогать талантливым и лучшим учащимся на отделениях информационных технологий поступать в институты военного образования, а также больше внимания уделять цифровым картам, спутниковой навигации и расположению, системам разведки и коммуникаций (SOSOC 100 Questions, стр. 210–224).

Модернизация и интеграция информационных систем

 Развитие командования, управления, связи, компьютеров, разведки, наблюдения и рекогносцировки (C4ISR) – это основа базовой системы операций, и НОАК проводит испытания компонентов региональной интегрированной системы электронной информации (quyu zonghe dianzi xinxi xitong) – ключевой программы в процессе модернизации C4ISR (China Military Online, 24 апреля, 2010) [2]. В различных изданиях НОАК описываются проблемы с информационными системами, включая недостаточную интегрированность, разрозненность и устаревшее программное обеспечение. Интеграция, особенно между службами, появилась, как произвольное действие для некоторых отдельных военных округов (ВО). Главной рекомендацией по исправлению выделенных проблем – это организовать институты менеджмента высокого уровня, которые будут заниматься исследованиями и развитием таких вопросов, как установление норм по созданию универсальных информационных систем и стандартов (China Military Online, 14 декабря, 2011; 10 марта, 2011; ISBSOSOS стр. 243–244) [3].

В июне 2011 Департамент связи Генерального Штаба был реструктуризован в Департамент Информатизации, чтобы стать ведущим органом для большей централизации над модернизацией информационных технологий, включая развитие комплексных систем информации и защиты информации. Недавние сообщения в прессе описывают улучшенный процесс интеграции информационной системы управления, и дебют ВО Цзинань в октябре 2011, когда там применили комплексную информационную систему управления, приводится, как пример прогресса. Это действие было, вероятно, частью пилотного проекта, запущенного в 2010 в рамках экспериментов военных округов Пекин, Цзинань и Нанкин с задействованием информационных систем. Пилотный проект охватывал Академию Военных Наук, Колледж Командования Армией Шицзячжуан, Колледж Командования Армией и Колледж Командования Связями Нанкин. Привлечение этих организаций высокого уровня в данном процессе показывает, насколько этот проект важен (China Military Online, 21 ноября, 2012; 14 декабря, 2011) [4].

Как минимум, некоторые представители НОАК признают необходимость создать площадку объединенного оперативного командования. Над штаб квартирами ВО сейчас доминирует Армия и они не представляют собой объединенное командование. Как сообщают источники, это ведет к трениям между службами, что неблагоприятно сказывается на своевременности и точности команд на этом уровне (ISBSOSOS, стр. 244–246). Одна рекомендация – основанная на создании русскими вооруженными силами операционных команд на основе главных стратегических решений – это трансформировать штаб квартиры ВО в объединенные оперативные командования. Предложение, чтобы они базировались на главных стратегических направлениях, влечет за собой возможные сокращения ВО или то, что некоторые объединенные командования будут охватывать больше чем один ВО. Было предложено несколько структур объединенного командования, включая следующие:

Система объединенного командования на основе организации с подчиненными службами, Силы Второй Артиллерии (SAF), логистика, техника и командные элементы мобилизации национальной обороны;

Функциональная система с подчиненными командными элементами, такими как операции ударных сил, контратака, воздушная оборона, информационные операции и тыловые операции;

Некоторые подчиненные области командования были функционально организованы (ISBSOSOS, стр. 244–254; China Military Online, 25 ноября, 2011; 1 июля, 2011).

Реструктуризация и модернизация сил

Действия по повышению эффективности, особенно эффективность оперативного командования, среди служб включает сокращение персонала и избыточных организаций с целью убрать дублирующие функции и поручения, а также выравнивание командных уровней. Как сообщается в документах НОАК, если эти вопросы не удастся решить, это ухудшит эффективность вооруженных сил и исполнение приказов, что приведет к пассивным боевым операциям реагирования (ISBSOSOS, стр. 241–243).

Недавнее сокращение вооруженных сил и реструктуризация произошли в поздних 1990-ых и потом снова в 2003-2005, но НОАК верит в необходимость дальнейших усилий. Рекомендации для всех служб включают оптимизацию структуры вооруженных сил, усовершенствование состава войск и общевойсковых возможностей, а также сокращение небоевых единиц. Дальнейшее сокращение наземных войск возможно, вероятно, после более обширной модернизации. Некоторые области продолжают развиваться, среди них Армейская Авиация, специальные операции, наступательные силы Воздушно-военных сил НОАК (ВВС КНР), психологическая война, кибер операции и воздушно космические силы (ISBSOSOS, стр. 341; SOSOC 100 Questions, стр. 177–183).

Тенденции модернизации оборудования общего назначения сконцентрированы на развитии элементов ключевых операций в службах, включая следующие возможности: высокоточную систему обеспечения поражения целей на дальнем расстоянии, маневры и переброску войск и боевой техники, разведку, воздушную оборону, а также информационную и радиоэлектронную войну. Роботизированные и стелс-технологии (технологии снижения заметности) так же оказались в центре внимания. Интересно, что совсем не обсуждается модернизация Второй Артиллерии, а космические операции обсуждаются только в контексте зарубежных разработок (SOSOC 100 Questions, стр. 165–189).

Итог

Успешная реализация базовой системы и комплексных объединенных операций может значительно повысить будущий военный потенциал НОАК. Введение в действие этих идей широко влияет на действия по трансформации, включая реформу подготовки, упражнений и обучения; организационную реструктуризацию, а также модернизацию техники, чтобы поддержать развитие операционных элементов. Многие действия, описанные в этой статье, идут полным ходом, хотя, требуются дальнейшие и улучшенные усилия. Другие изменения – такие, как создание объединенного командования – все еще лишь носят рекомендательный характер.

Предложенные решения выявленных проблем местнических интересов служб и институциональных препятствий ограничены. На реформу образования, чтобы взрастить новое поколение объединенных офицеров, требуется время. Еще не ясно, смогут ли предложения создать объединенное командование или реорганизовать ключевые департаменты Генерального Штаба обеспечить централизованное и авторитетное руководство, необходимое для того, чтобы эти препятствия с пути реформ.

Реформа профессионального военного обучения, подготовки и упражнений может иметь значительный эффект на успех или неудачу усилий по трансформации. Кажется, что НОАК действует согласно некоторым рекомендациям, полученным в результате изучения базовой системы операций, такой как усовершенствование тренировочных баз и реструктуризация институтов военного обучения. Анализ  объединенных комплексных упражнений может дать понимание развития ОЦСД; тем не менее, рекомендации в большей степени полагаться на моделирование и сетевые военные учения в объединенной подготовке, возможно, в совокупности с рассредоточенным обучением в полевых условиях, могут усложнить этот анализ. Такой подход к объединенной подготовке и экспериментированию затруднит, если не сделает невозможным, получение информации о прогрессе в НОАК. Акцент на подготовке в условиях, приближенных к реальным, и увеличение боевого потенциала частично является попыткой сократить время, необходимое подразделениям для перехода к состоянию боевой готовности и психологически подготовить кадры для сражения в случае неожиданного кризиса. Высокая боевая готовность вместе с подготовкой, основанной на боевых миссиях, позволит подразделениям НОАК быстро мобилизовать и передислоцировать свои гарнизоны, а также им потребуется меньшая предбоевая подготовка, что может сократить время и индикаторы для предупреждения о кризисных ситуациях, особенно, когда применяются меры по воспрещению и дезинформации.

Модернизация техники – это важная часть действий НОАК в процессе информатизации, где ключевым компонентом является C4ISR. Другие действия модернизации среди служб сконцентрированы на ключевых оперативных элементах, таких как объединенные огневые удары, маневрирование и мобильность, разведке и информационном противоборстве.

Опять же, базовая система и ОЦСД находятся на ранней стадии развития, и требуется много усилий по модернизации и реформам, что, вероятно, сделает процесс их становления медленным и сложным. Успех осуществления этих теорий, тем не менее, может сделать НОАК совершенной военной силой, способной противостоять различным трудностям.

Примечания:

Информационная базовая система исследований системных операций, Пекин: National Defense University Press, 2012, стр. 244; Информационная базовая система создания потенциала системных операций – 100 вопросов, Пекин: National Defense University Press, 2011, стр. 196–197. В статье материал из предыдущешо выпуска цитируется с пометкой статье ISBSOSOS, а из последнего выпуска - SOSOC 100 Вопросов.

Исследования по информационной базовой системе потенциала системных операций, издание 5, Пекин: Military Yiwen Press, 2010, стр. 3. Здесь и далее материал цитируется с пометкой SoSBSOSOC.

Исследования по информационной базовой системе потенциала системных операций, издание 2, Пекин: Military Yiwen Press, 2010, стр. 3. Здесь и далее материал цитируется с пометкой SoSBSOSOC.

Колледж Командования Армией Нанкин, Операционное использование информационных систем, Пекин: Military Science Publishing House, 2011, стр. 1.   

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования