header left
header left mirrored

Провинция Цзянсу (Jiangsu)

Экономика Цзянсу, словно магнитом притягивающая к себе иностранные инвестиции, занимает второе место в Китае после провинции Гуандун.  Бурно развиваются автомобильная и химическая промышленность, информационные технологии и электроника. 

Цзянсу в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 102600    24
Численность (миллионов человек) 73,8 0,4 5
ВВП (миллиардов юаней) 1063,2 11,8 2
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 14391 22,2  6
Средняя зарплата (юаней) 13509 14,1 8
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 321,6  12,1 2
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 19,7  54,8 11
- видео и CD проигрывателей 45,8 11 21
- мобильных телефонов 60,6  59,5  10
Индекс потребительских цен (%) -0,8   21
Экспорт (миллиардов USD) 39,01 32,8 2
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 24,25  45,7  2
Импорт (миллиардов USD) 35,47 41,4  3
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 25,63  46,1  3
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 22991 17,3  2
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 10190  47,4 2

Местоположение Цзянсу, самой плотно населенной провинции страны, исключительно выгодное.  Это своеобразные ворота в Китай.  Береговая линия Желтого моря протянулась на 1 тыс. км, а главными водными путями материковой части провинции являются река Янзцы (с запада на восток) и Большой канал (с севера на юг). 

Товарооборот провинции – второй по объему после Гуандун.  В первой половине 2003 г. рост ВВП составил 13%, достигнув 547 млрд. юаней.  В первом квартале этого года оборот внешней торговли вырос на 58% до 21 млрд. USD. Экспорт и импорт практически сравнялись. 

Объем получаемых провинцией иностранных инвестиций – один из самых больших в Китае.  За первую половину 2003 года было заключено инвестиционных контрактов на сумму 13,8 млрд. USD. За тот же период было использовано 7,4 млрд. USD зарубежных инвестиций. За последние годы заметно укрепились деловые связи с Тайванем. В 2002 году остров вложил в экономику Цзянсу 3 млрд. USD, а суммарный объем всех инвестиций из Тайваня достиг 29,7 млрд. USD. Уже утверждено более 11 тыс. проектов с участием примерно 5 тыс. тайваньских фирм, среди которых Acer и Asustek Computer. Asustek, один из крупнейших тайваньских производителей электронных материнских плат, заявил о намерении вложить 20 млн. USD в создание филиала в г. Сучжоу. 

Иногда Цзянсу называют «шеей дракона», намекая на его «голову», т.е. Шанхай, бурный экономический рост которого во многом способствовал развитию Цзянсу. Местные компании были одними из первых и самых активных инвесторов в Шанхайский район Пудун (Pudong). По сравнению с более южной провинцией Гуандун транспортное сообщение в Цзянсу гораздо лучше, что является несомненным преимуществом для инвесторов, стремящихся на внутренний китайский рынок. 

Автомобильные дороги в Цзянсу одни из самых лучших в КНР, они связывают все крупные города. Скоростная автомагистраль между столицей провинции Наньцзин (Nanjing) и Шанхаем – одна из главных транспортных артерий страны. В мае 2003 года Цзянсу начала работы по расширению своего 258-километрового отрезка этой автомагистрали до 8 полос (против нынешних 4). Реконструкция обойдется в 9 млрд. юаней, завершить ее планируется к 2006 году. К 2010 году в провинции предполагается построить дорог общей протяженностью 3500 км. В 2003 году уже велось строительство 17 автомагистралей длиною 1700 км. Железнодорожное сообщение также одно из самых развитых в стране, движение на участке Наньцзин - Шанхай всегда очень интенсивно. 

Район между Наньцзинем и Шанхаем, куда входят также города Уси (Wuxi) и Сучжоу, считается ядром быстро развивающегося «мегалополиса» дельты реки Янцзы. В этой южной части провинции, известной как Сунань (Sunan), проживает всего треть ее населения, но на нее приходится более 3/4 иностранных инвестиций. 

Провинция Цзянсу, где представлены различные отрасли промышленности, является лидером по выпуску пластмассы, сталелитейной продукции, химических пестицидов. Кроме того, она входит в пятерку крупнейших производителей других товаров, таких как цветные телевизоры, станки, холодильники, стиральные машины, тракторы, листовое стекло. Провинция добилась также больших успехов в производстве тканей и пряжи. 26 % химического волокна, выпущенного в Китае, приходится на Цзянсу. В 2002 году было изготовлено 1,2 млн. тонн хлопчатобумажной пряжи, экспортные продажи которой достигли 488 млн. USD. 

В 2002 году предприятия провинции, работающие в сфере высоких технологий, получили прибыль в размере 185 млрд. юаней. Местное правительство рассматривает эту отрасль как ключевую для экономики провинции. Был подготовлен детальный план по дальнейшему развитию оптико-волоконной индустрии и по строительству центра микроэлектроники в Наньцзине. С 2002 года большое внимание уделяется созданию так называемого «пояса индустрии программного обеспечения» на берегах Янцзы. Приоритетными направлениями считаются программы защиты информации, офисные приложения на китайском языке, «встроенное» программное обеспечение, разработка чипов для коммуникационных устройств и электронных игр. Выбранные компании могут рассчитывать на особую поддержку со стороны властей. 

В последнее время наращивает потенциал автомобильная промышленность провинции. За первые 4 месяца 2003 года было выпущено 76 тыс. машин, что на 44% больше, чем в предыдущем году. В апреле 2003 года крупнейшая в Китае автомобильная корпорация Shanghai Automotive Industry Corp (SAIC) заявила о переносе производства модели Santana на свой завод Yizheng в восточной части Цзянсу. Объемы продаж Сантан значительно снизились за последние годы, не выдержав конкуренции с новыми моделями от Фольксвагена и других автостроителей. В 2002 году SAIC уже вложила 350 млн. юаней в производство модели Sabre на этом же заводе, и корпорация собирается инвестировать еще 700 млн. юаней в выпуск 12-местного легкового автомобиля. 

В сентябре 2003 г. Kia Motors, подразделение южнокорейской Hyundai, сообщила о том, что совместно с двумя китайскими партнерами начнет строительство нового завода в Цзянсу. Предполагаемый объем инвестиций составит 600 млн. USD. Завод должен начать работать к 2005 году, количество выпускаемых машин - 400 тыс. шт. в год. У Kia Motors уже есть предприятие Dongfeng Yueda в городе Еньчэн (Yencheng), годовая производительность которого составляет 50 тыс. автомобилей. 

Филиал корпорации Bridgestone 

В августе 2003 года корпорация Bridgestone, крупнейший в мире производитель автомобильных шин, открыла в Уси свой первый самостоятельно профинансированный филиал. Завод стоимостью 99 млн. USD будет заниматься разработкой и изготовлением покрышек и запчастей. Пуск в эксплуатацию намечен на сентябрь 2004 года, предполагаемый годовой объем составляет 2,7 млн. покрышек. 

Благодаря тому, что часть доходов от сельскохозяйственного производства вкладывается обратно в развитие отрасли, Цзянсу сохранила статус одного из главных центров пищевой промышленности, в особенности продукции водных ресурсов. Провинция занимает лидирующее положение в Китае по разведению тутового шелкопряда, и третье место по выращиванию зерновых культур и риса, а также по добыче пресноводной рыбы. 

Иностранным производителям молочной продукции в последние годы неожиданно все труднее конкурировать с небольшими местными хозяйствами. В апреле 2003 года итальянский концерн Parmalat передал Nanjing Milk право управлять их совместным предприятием, доля итальянской стороны в котором составляет 65%. Согласно договоренности между партнерами, Nanjing Milk будет оставаться у руля в течение трех лет, после чего итальянская компания имеет право вернуться к управлению, но, скорее всего, китайцы выкупят долю Parmalat. 

В 2003 году провинция обнародовала планы по инвестированию 3,7 млрд. юаней в охрану водных ресурсов. В августе было объявлено, что к концу 2005 года будет потрачено 7,9 млрд. юаней на 82 мероприятия по контролю над уровнем загрязнения реки Хуайхе (Huaihe), основного источника питьевой воды; из них 5,8 млрд. юаней будет потрачено на строительство 47 комплексов по очистке сточных вод. В апреле Международный банк реконструкции и развития согласился выделить заем в 145 млн. USD на строительство гидроаккумулирующей электростанции в городе Исин (Yixing) для борьбы с перебоями в электроснабжении. Последние годы летом в провинции отмечалось рекордное потребление электроэнергии предприятиями и населением. 

Провинция также намерена развивать телекоммуникационную инфраструктуру, в 2003 году в этот сектор предполагалось вложить 160 млрд. юаней. В 2002 году французская компания Alcatel заключила контракт на сумму 114 млн. USD с местным оператором сотовой связи Jiangsu Mobile по расширению GSM сети до 8 млн. абонентов. Первый договор о сотрудничестве между этими компаниями был подписан еще в 1995 году. В 2001 году Ericsson, через свое крупнейшее в Китае совместное предприятие Nanjing Ericsson Panda Communications, заключил контракт с Jiangsu Mobile на сумму 850 млн. USD на поставку и обслуживание оборудования для сетей GSM и CDMA. 

В столице провинции Наньцзине проживает примерно 2,7 млн. чел. Это важнейший центр химической, электронной и автомобильной промышленности, крупный железнодорожный узел и оживленный речной порт. В Наньцзине базируется более 6 тыс. предприятий с иностранным капиталом. Квалифицированная рабочая сила, подготовку которой осуществляют 500 научно-исследовательских институтов и 30 колледжей, делает город очень привлекательным в глазах инвесторов, ищущих альтернативу Шанхаю. 

В Наньцзине 9 зон экономического развития, восемь из них местного уровня, а Зона развития новых и высоких технологий Пукоу (Pukou) имеет правительственный статус. Сообщают, что на период до 2002 года общий объем прямых иностранных инвестиций в Зону развития экономики и техники Наньцзиня достиг 1 млрд. USD. Основными инвесторами являются Sharp, Philips, Fujikura, AO Smith. 

Нефтехимический завод BASF 

Напротив центра города на другом берегу реки располагаются зоны Люхэ (Liuhe), Цзянпу (Jiangpu), Дачан (Dachang). В Зоне Дачан концерн BASF открыл нефтехимический завод. Американская компания Eastman Chemical также задействована в одном из проектов здесь: за 38 млн. юаней она приобрела 90% акций завода Funing Organic Chemical Plant, производящего полиамид, димерные и олеиновые кислоты. На территории Зоны развития новых и высоких технологий в Наньцзине расположен Парк химической промышленности, основанный в 2001 году, где находятся крупнейшие в Китае производители полупроводников и оптико-электронных приборов. 

В апреле 2003 года немецкая химическая компания Celanese объявила, что к концу 2005 года откроет на территории Парка химической промышленности современный завод по выпуску уксусной кислоты производительностью 600 тыс. тонн в год. В том же 2003 году Celanese начала строительство совместного предприятия по производству полиацетатной пластмассы в городе Наньтун (Nantong). Завод стоимостью 140 млн. USD вступит в строй во втором квартале 2005 года, годовой объем выпускаемой продукции составит 60 тыс. тонн. 

Самое крупное совместное немецко-китайское предприятие BASF-YPC (между концерном BASF и китайской Sinopec с равным долевым участием сторон) заявило о намерении расширить свой строящийся завод по выпуску диметилформамида (ДМФ). Это стало ответом на быстрорастущий спрос на ДМФ – растворитель, применяемый в изготовлении синтетических веществ и в процессе нефтехимического производства. Завод должен заработать в начале 2005 года, он будет поставлять на внутренний рынок примерно 1,7 тонн химических продуктов и полимеров в год. Стоимость завода 2,9 млрд. USD. 

Фабрика Electrolux в Наньцзине – самая большая в Китае по производству холодильников. Но в июне 2003 года шведский концерн решил ее закрыть и выйти из совместного предприятия с Nanjing Bole Electrical Appliance Group, мотивировав это пересмотром своей долгосрочной стратегии и намерением перенести производство в другие провинции. 

Зона Цзяннин (Jiangning) в Наньцзине пользуется огромной популярностью у инвесторов, хотя налоговые льготы здесь предоставлены местной администрацией, а не центральным правительством. Она очень удобно расположена в южной части города, в непосредственной близости от аэропорта и главной кольцевой дороги. На ее территории находится выставочный комплекс Nanjing International Exhibition Centre, в 2002 году поставленный журналом CEI Asia Pacific на 11 место среди лучших выставочных центров в Азии. 

На территории Зоны Цзяннин есть 2 университета и культурно-развлекательный комплекс. Здесь представлено более 450 корпораций, таких как Ford, Motorola, Siemens, Ericsson, Kimberley-Clark, Mitsui, San Miguel. Американская компания Ashland Chemical выпускает на местном заводе полиэфирные смолы и др. химическую продукцию, предназначенную для внутреннего рынка. К 2002 году в эту территорию (ее площадь составляет 25 кв. км) было инвестировано 3 млрд. USD. 

В начале 2003 года началось строительство завода по производству полупроводников Nanjing Semiconductor Manufacturing, стоимость которого 360 млн. USD. Это совместное предприятие, в котором помимо китайской стороны также участвуют Сингапур, Франция, США, Япония, Германия и Южная Корея. Открытие намечено на июль 2004 г. Южнокорейская фирма LG Electronics собирается инвестировать 70 млн. USD в завод в Наньцзине, который, как надеется LG, станет крупнейшим в мире производителем плазменных панелей для цветных телевизоров. 

Профессиональная работа порта Наньцзиня достойна самой высокой похвалы. Благодаря Nanjing International Container, совместному предприятию между КНР и США, была значительно увеличена скорость перевалки контейнеров. Следует отметить также четкую процедуру таможенной очистки грузов и тот факт, что некая транспортная фирма была лишена своего монопольного права на осуществление доставки грузов в порт. Государственным планом пятилетнего развития предусмотрено строительство нового порта в Лунтань (Longtan), это один из приоритетных проектов. Первая фаза предполагает инвестирование 1 млрд. юаней в сооружение трех причалов для судов дедвейтом 10 тыс. тонн. 

К сожалению, большую проблему для судоходства по реке Янцзы представляет городской автомобильно-железнодорожный мост. Суда грузоподъемностью 60 тыс. тонн могут проходить по реке до Наньцзиня, но под мостом свободно могут пройти только суда грузоподъемностью 35 тыс. тонн и меньше. 

Транспортное сообщение в Наньцзине значительно улучшилось в последние годы. Была построена кольцевая автодорога. На сооружение автострад между Шанхаем и Наньтунем общей протяженностью 517 км было потрачено 1 млрд. USD. Скоростное шоссе связывает Наньцзин с городом Хэфэй (Hefei), столицей провинции Аньхуэй (Anhui). В 2001 году через Янцзы был возведен новый шестиполосный мост, являющийся самым большим в Китае и третьим по величине в мире. В 2003 году он был сдан с аренду частной фирме на 30 лет, для того чтобы окупить затраты на его строительство, обошедшееся в 3,6 млрд. юаней. 

К 2006 году планируется завершить сооружение семнадцатикилометровой ветки метро. Она свяжет между собой Сяохан (Xiaohang) на юге Наньцзиня, Майгаоцяо (Maigaoqiao) на севере, деловой центр города и основную железнодорожную станцию. Более 75% необходимого оборудования будет изготовлено местными производителями. Французская компания Alstom и китайская Nanjing Puzhen Rolling Stock Works заключили контракт на сумму 155 млн. USD на поставку 20 метропоездов. Строится еще одна линия метро протяженностью 27 км, которая пролегает с востока на запад. 

Пропускная способность международного аэропорта Lukou – 8,6 млн. пассажиров и 120 тыс. тонн груза в год. С центром города его соединяет скоростная автомагистраль. Планируется увеличить пассажиропоток до 40 млн. человек в год. В январе 2003 года авиакомпания Singapore Airlines объявила о том, что станет осуществлять грузовые рейсы в Чикаго через аэропорт Lukou 2 раза в неделю. 

Химическое притяжение 

Город Наньцзин – ведущий в Китае центр химического производства. Основная структура нового Парка химической промышленности площадью 3,8 кв. км уже создана, в 2004 году будет завершена первая его стадия стоимостью 130 млн. USD. К парку проявляют интерес многие международные химические корпорации, такие как Messer, DuPont, Praxair, Shell, Formosa Plastics, BP. Компания Celanese планирует к началу 2006 года открыть здесь свой собственный завод по выпуску уксусной кислоты. 

Многие компании, рассматривающие возможность инвестиций в парк, уже участвуют в других проектах в Наньцзине. Например, в 2002 году концерн Chevron Texaco Worldwide Power & Gasification заявил, что выдаст компании Sinopec лицензию на использование своей технологии газификации. Sinopec сможет применять данную технологию на своем заводе по производству лигроина в северном пригороде Наньцзиня. 

Бриллиантом в короне города является нефтехимический комплекс, строящийся совместным предприятием BASF-YPC, в котором 50 % принадлежит BASF и 50% дочерней компании Sinopec Yangtze Petrochemical. Завершить строительство намечено в 2005 году. В комплекс стоимостью 2,9 млрд. USD войдет паровая крекинг-установка производительностью 600 тыс. тонн этилена в год; 9 нефтеперерабатывающих заводов, которые будут выпускать 1,7 млн. тонн химических продуктов и полимеров для внутреннего рынка; а также завод по выпуску диметилформамида. В июле 2003 года было заявлено, что ввиду резко возросшего спроса на этот растворитель, BASF-YPC намерен в четыре раза увеличить производственный потенциал своего завода до 40 тыс. тонн в год. 

В условиях стремительного экономического роста в Китае остро ощущается нехватка химической продукции. Правительство видит решение проблемы в привлечении иностранных инвестиций в этот сектор для того, чтобы стимулировать производство. Наньцзин может с большой выгодой использовать свое оптимальное местоположение и сделать химическую промышленность главным катализатором экономического развития. Город может стать промышленным центром, откуда продукция будет распространяться по всем бассейну реки Янцзы благодаря хорошо развитому автомобильному, железнодорожному и речному сообщению. Местные химические предприятия, например Yangtze Petrochemical, уже имеют удачный опыт сотрудничества с иностранными компаниями. BASF рассматривает Наньцзин как свой ключевой проект, в который будет вложена почти четверть всех инвестиций немецкого концерна в азиатский регион на период до 2005 г. 

Деятельность BASF в Наньцзине притягивает к себе особое внимание, но сюда пришли и другие компании, привлеченные бурным развитием химической отрасли в городе. Американская Air Products, работающая в Наньцзине с 1998 г., вынуждена конкурировать с тремя другими транснациональными корпорациями за лакомый кусок газового рынка. Речь идет о поставках газа предприятиям, работающим в различных отраслях промышленности, например электронной и сталелитейной, а также поставках другим химическим компаниям, в чьем производстве необходим газ. 

Компания Praxair, один из конкурентов Air Products, запустила в эксплуатацию установку по разделению воздуха. В апреле 2003 г. Air Liquide Hangzhou, технический департамент китайского филиала Air Liquide, подписал контаркт с China Petrochemical International на строительство крупной установки по разделению воздуха для обслуживания химического комплекса Sinopec в Наньцзине. Air Products также открывает здесь производство с целью снижения его себестоимости и повышения конкурентоспособности. 

Городская реконструкция 

В течение 2004 года планируется переселить 600 тыс. жителей старых районов Наньцзиня в новые пригороды Сяньлинь (Xianlin), Цзянсин (Jiangxing), Хэси (Hexi). В реконструкцию города будет вложено 1,3 млрд. юаней. Все это делается в рамках подготовки к 10м Китайским национальным играм, которые пройдут в Наньцзине в 2005 году. 

На северном берегу Янцзы сейчас ведется строительство Университетского городка Сяньлинь, который будет занимать площадь 70 кв. км и станет, как утверждается, самым большим в Китае. На его территории расположится 10 библиотек, 5 бассейнов и гимнастический зал. После открытия в 2005 году комплекс сможет принять 100-120 тыс. студентов и 14 тыс. преподавателей и их семей. Общий объем инвестиций в проект – 5 млрд. юаней. 

В 2002 году Наньцзин объявил о начале строительства сети трубопроводов для подачи в дома природного газа. По завершении первого этапа работ в 2005 году число потребителей газа в городе вырастет до 75 тыс. квартир. Второй этап (намеченный на 2006-2010 гг., стоимость которого составит 540 млн. юаней) увеличит количество газифицированных квартир до 300 тыс., а последний третий этап – до 800 тыс. к 2020 году. 

Все более привлекательной альтернативой Наньцзиню в глазах инвесторов становится Сучжоу, расположенный в 100 км от Шанхая. Мэрия Сучжоу способна проявлять гибкость, в то время как инвесторы жалуются на несговорчивость официальных лиц Наньцзиня. В Сучжоу проживает более 1 млн. человек. Город специализируется на выпуске различного оборудования, фармацевтической продукции, электроники, текстильных изделий. Здесь производится шестая часть всего шелка в стране. За последние несколько лет сильно изменился облик центра города. На основных торговых улицах можно увидеть крупные универмаги, открытые иностранными инвесторами. 

Экспорт – основа экономики 

ВВП Сучжоу в 2002 году составил 208 млрд. юаней, а объем использованных иностранных инвестиций – почти 5 млрд. USD. Иностранные инвесторы охотно вкладывают в такие отрасли, как фармацевтическая промышленность, металлургия, электроника, оборудование, бытовая техника, химия, легкая промышленность, строительные материалы. Экспорт стал прочной основой для развития экономики города. 

В июне 2003 года Samsung Electronics получила разрешение на создание научно-исследовательского центра в Сучжоу. Завод, строительство которого планируется завершить к 2004 году, будет специализироваться на производстве микросхем. В 2002 г. компания Matsushita Electric Industrial открыла здесь свою научно-исследовательскую лабораторию для разработки бытовых кондиционеров и осветительных приборов. Японская компания также рассматривает вопрос о выпуске в Сучжоу бытовой техники, имеющей выход в интернет. 

В апреле 2003 г. было заявлено, что в создание Парка химической промышленности в Сучжоу в течение 5 лет будет вложено 15 млрд. юаней. Парк будет располагаться на территории Зоны развития экономики и техники Чжанцзяган (Zhangjiagang). В другом районе города Sinochem International строит крупный нефтехимический комплекс, который будет состоять из трех элементов: исследовательский центр полимерных материалов, логистический комплекс для нефтехимической продукции и центр разработки продуктов тонкой химии. 

При сравнении с Шанхаем Сучжоу выигрывает с точки зрения стоимости земли и рабочей силы. Однако, недостатком является нехватка квалифицированных рабочих и руководящего персонала. Чтобы привлечь кадры со стороны, иностранному работодателю придется не только платить «демографический» налог, но и обеспечить менеджеров высшего звена жильем. И все же многочисленные университеты и НИИ Сучжоу постепенно приспосабливаются к требованиям иностранных инвесторов и могут готовить местный персонал. 

Отсутствие в Сучжоу международного аэропорта – также серьезный недостаток. В 2003 году мэрии Сучжоу, Уси и Чанчжоу (Changzhou) пытались пролоббировать строительство аэропорта, но им было отказано в виду отсутствия подобной необходимости. 

Город активно развивает туризм и собирается вложить 10 млрд. юаней в создание особых туристических зон вокруг озера Тай, одного из крупнейших в Китае пресноводных озер. Зоны смогут привлекать больше туристов за счет улучшения в них экологической обстановки и сооружения культурно-развлекательных объектов. Как сообщают, Сучжоу уже продал с аукциона права управления на 10 лет пятью туристическими комплексами в районе озера за 142 млн. юаней. 

Сучжоу приложил массу усилий для того, чтобы привлечь предприятия высоких технологий. В 2004 году здесь уже работало примерно 1200 производителей электроники, включая Canon и Sony. На территории города располагаются 2 Зоны развития высоких технологий, Suzhou New District и Suzhou-Singapore Industrial Park. В Suzhou New District инвестировали такие международные корпорации как Dupont, Motorola, Siemens, Mitsubishi, Panasonic, Phillips. Сейчас в работе находится десяток проектов, инвестиции в каждый из которых превышают 100 млн. USD. 

В городе выпускается 10 млн. портативных компьютеров в год, что составляет примерно четверть всего мирового производства. Все девять ведущих тайваньских компьютерных фирм, включая Uniwell, Acer и Mitac, имеют здесь заводы. Uniwell на своем заводе изготавливает почти 1 млн. ноутбуков в год, планируя увеличить эту цифру до 5 млн., когда заработают все его производственные мощности. Корейская корпорация Samsung также намерена начать выпуск своих ноутбуков в Сучжоу количеством 500 тыс. шт. в год. 

В 2002 году Canon запустил производство портативных компьютеров на заводе Canon Suzhou площадью 85 тыс. кв. м. Это самое большое в мире предприятие по выпуску ноутбуков. Оно является частью производственного комплекса Canon общей стоимостью 500 млн. USD, куда будут также входить Canon Optical и Canon Copier Suzhou Office Machines. Еще корпорация намерена открыть в Сучжоу свой первый за пределами Японии центр по разработке программного обеспечения. 

Статус Сучжоу в глазах инвесторов значительно повысился после того, как правительство Сингапура приняло активное участие в создании Промышленного парка Сучжоу – Сингапур (Suzhou-Singapore Industrial Park). Это самый крупный совместный проект двух стран. Однако первые годы работы Парка были омрачены разногласиями из-за того, что местное правительство решило создать поблизости конкурирующий парк. Это привело к тому, что в 2001 году доля китайской стороны в предприятии возросла до 65%, а сингапурские инвесторы контролируют оставшуюся часть. Для финансирования совместных проектов с участием иностранного капитала, был создан специальный фонд, служащий для инвесторов дополнительной гарантией в том, что Парк заинтересован в успехе предприятия. 

Строительство на территории Промышленного парка Сучжоу – Сингапур 

Объем ВВП, произведенного Промышленным парком Сучжоу – Сингапур, составил 12 млрд. юаней (годовой прирост 61%). По официальной информации в 2003 году парк должен был получить чистой прибыли в размере 10 млн. USD, и что 6 млрд. USD будет потрачено на развитие инфраструктуры в ближайшие 2 года. В 2003 году началось сооружение выставочного центра, завершить которое планируется к концу 2005 года. На его территории разместится 14 выставочных залов. Строительство обойдется в 2,2 млрд. юаней. 

Большинство проектов парка дорогостоящие и наукоемкие. Среди основных инвесторов такие фирмы как Samsung, Siemens, BOC, Nokia. В мае 2003 года японская компания Fujitsu, у которой на территории парка есть завод по производству мультимедийных устройств, заявила, что вложит дополнительно 16 млн. USD в запуск еще одной производственной линии. В июле 2003 году руководство парка объявило, что совместно с немецким производителем чипов Infineon Technologies собирается инвестировать в предприятие по сборке и испытанию микросхем памяти. На первом этапе Infineon вложит в СП 241 млн. USD. Завод должен быть пущен в эксплуатацию в 2005 году, и сможет производить 1 млрд. микросхем памяти в год. 

Район Сучжоу – Шанхай может стать главной производственной площадкой по изготовлению полупроводников на территории материкового Китая. Здесь располагается множество заводов, охватывающих все этапы производственного цикла. Уже функционируют шесть крупных предприятий по выпуску интегральных микросхем, основанных многонациональными корпорациями, такими как японские National и Hitachi. Тайваньские изготовители чипов проводят «рекогносцировку» местности в поисках подходящих территорий для строительства новых заводов. 

Разработчик полупроводников Advanpack Solutions и Jiangsu Changjiang Electronics Technology (JCET) подписали в августе 2003 года контракт на сумму 38 млн. USD о создании совместного предприятия. На уже работающем заводе JCET в Цзянсу предполагается производить 5 тыс. кремниевых пластин и 10 млн. внешних корпусов микросхем в месяц. Это количество планируется увеличить до 20 тыс. и 1 млрд. соответственно к началу 2006 года после расширения производственных мощностей. 

В 60 км от Сучжоу расположен порт Чжанцзяган, имеющий статус бондового района. Фирмы из Сучжоу имеют беспрепятственный доступ к этому самому крупному внешнеторговому порту на реке Янцзы, который удовлетворяет до 30% всех транспортных потребностей Сучжоу, в то время как оставшуюся часть берет на себя в основном Шанхай. Чжанцзяган обслуживает 3/4 поставок сжиженного нефтяного газа, импортируемого в провинцию. Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 25 тыс. тонн. 

Мэрия Сучжоу вынашивает планы слияния портовых зон Чжанцзяган, Тайцан (Taicang) и Чаншу (Changshu) для создания крупного логистического центра, специализирующегося на контейнерных грузах. Сучжоу располагает в общей сложности 79 причалами, и в 2002 году через порт прошло 48,7 млн. тонн грузов, что на 36 % больше, чем в предыдущий год. В ближайшее время предполагается построить еще 23 причала для судов дедвейтом более 10 тыс. тонн в дополнение к 36 подобным причалам, уже существующим. К 2020 году предусмотрено наличие более 35 причалов для судов дедвейтом 50 тыс. тонн. В ноябре 2003 года, компания по контейнерным перевозкам Modern Terminals, являющаяся подразделением гонконгской фирмы Wharf (Holdings), получила разрешение на инвестирование 1 млрд. юаней во второй этап модернизации порта Тайцан, результатом которой станет увеличение его пропускной способности до 2 млн. 20-футовых контейнеров в год. 

В сентябре 2003 года было создано совместное предприятие с уставным капиталом в 20 млн. USD, в котором 70 % принадлежит компании China Resources Enterprise, а 30 % - Новой промышленной Зоне Сучжоу (Suzhou’s New Industrial Zone). Предприятие будет поставлять сжиженный нефтяной газ по трубопроводам в Сучжоу в течение 50 лет. 

Бизнес на реке Янцзы 

Цзянсу уже является одной из самых передовых китайских провинций, а в ближайшие пять лет темпы экономического роста должны еще повысится. Планируется сконцентрировать усилия на развитии территории протяженностью 425 км, прилегающей к берегам Янцзы. Правительство провинции хочет уравновесить и интегрировать предприятия по обе стороны реки. Южный берег Янцзы всегда развивался быстрее, чем северный, однако север может предложить более низкие производственные затраты и богатые ресурсы. Кроме того, правительство надеется, что привлеченные новыми программами экономического развития, в Цзянсу придут компании из других провинций, которые еще более повысят конкурентоспособность местной экономики. 

Пятилетним планом развития предусмотрены крупномасштабные перемены. В первую очередь предполагается с большей выгодой использовать реку. Будет усовершенствована инфраструктура, модернизированы порты, построены новые городские кварталы и промышленные парки, расширено производство, ключевые отрасли экономики кардинально реконструированы. Со своей стороны, местные власти будет следить за тем, чтобы все эти изменения не нанесли ущерб окружающей среде. К примеру, было обещано учредить специальные силы быстрого реагирования на случай техногенных катастроф. 

Каждый из городов – Чанчжоу, Наньцзин, Наньтун, Сучжоу, Тайчжоу, Уси, Янчжоу (Yangzhou) и Чжэньцзян (Zhenjiang) – опирается на свои сильные стороны и концентрирует усилия именно на развитии приоритетных областей промышленности. Наньтун, расположенный на северном берегу Янцзы недалеко от Шанхая, собирается сосредоточится на строительстве и ремонте глубоководных судов, а также на других видах деятельности, связанных с его портовым хозяйством. Чжэньцзян, лежащий вверх по течению рядом с Наньцзинем, планирует построить новые порты, специально предназначенные для обслуживания современных промышленных центров. Ключевыми для себя отраслями Чжэньцзян считает бумажную промышленность, информационные технологии, разработку новых материалов и химическую промышленность. 

Тайчжоу сфокусирует усилия на нефтехимии, фармацевтике, бытовой технике, судостроении, строительных материалах. Сучжоу планирует развивать производство специальных видов стали и бумажную промышленность. Чанчжоу намерен создать сети промышленных предприятий для выпуска нефтехимической и химической продукции, а также новых материалов. 

Почти все эти города заинтересованы также в развитии логистических сетей. В провинции уже представлены некоторые из крупнейших китайских компаний, которые сыграют решающую роль и в дальнейшем экономическом росте. Например, в Тайчжоу базируется компания Chunlan – производитель бытовой техники. А в Наньцзине расположен Nanjing Automobile. Местная администрация планирует расширить это предприятие путем его слияния с другими производителями автомобилей в городе. 

Инвестиции в Куньшань (Kunshan) 

Зона развития экономики и техники Куньшань площадью 20 кв. км лежит на полпути между Сучжоу и Шанхаем. Здесь располагается более 400 предприятий с иностранным капиталом. В 2002 г. тайваньские фирмы Micro-Star International и Elitgroup Computer Systems объявили о намерениях построить здесь свои новые фабрики. Компания MSI также открыла 2 завода и научно-исследовательский центр, инвестировав в общей сложности 50 млн. USD. 

Большинство крупных грузовых операций Куньшань осуществляет через шанхайские порты, хотя в 35 км от города и расположен небольшой порт Люцзя (Liujia). Японские фирмы скупают сейчас земельные участки с целью вложения инвестиций в промышленный парк на территории города. Корпорация Mitsui в сотрудничестве с мэрией города и одной тайваньской фирмой оказывает содействие японским компаниям в строительстве заводов и распространении их товаров в этом районе. 

Чанчжоу расположен примерно в 100 км от Шанхая, как и Сучжоу. В северной части города находится Зона экономического развития Changzhou New District. Зона разделена на три района, из которых самым привлекательным для иностранных инвесторов является южная субзона развития высоких технологий. К ней проявляет интерес, например, американская компания Ashland Specialty Chemical. На территории Changzhou New District работают примерно 300 предприятий с иностранным капиталом, это преимущественно небольшие фирмы. Зона прилагает усилия к тому, чтобы увеличить объемы портовой торговли. 

Завод по производству пластмассы в Чанчжоу – это совместное предприятие между Changzhou Huayuan Co и итальянской фирмой Radici. Компании разработали инвестиционную программу с целью увеличения годового объема выпускаемой продукции до 420 тыс. тонн к 2005 году, по сравнению с нынешними 120 тыс. тонн. 

В 20 км от центра города лежит новая портовая зона, известная как Singapore Changzhou Port City, где основными инвесторами являются сингапурские компании. Полностью завершить ее строительство планируется к 2006 году. Порт сможет принимать суда дедвейтом 35 тыс. тонн, пропускная способность составит 15 млн. тонн грузов в год. Инвестиции в прилегающую промышленную территорию пока что не оправдывают ожидания. Главным инвестором здесь выступает бельгийская компания Westerlund, которая вложила 20 млн. USD в развитие лесного хозяйства. 

Уси расположен в 130 км от Шанхая, но по новому скоростному шоссе этот путь можно проделать всего за полтора часа. Раскинувшийся на северном берегу озера Тай город является вторым по величине в Цзянсу. В нем проживает 1 млн. человек, с учетом пригородов 4,5 млн. Корпорация Sony вложила 23 млн. USD в строительство в городе завода по производству батареек, кроме того, Sony также выпускает здесь портативные компьютеры. В июле 2003 года японская корпорация заявила, что инвестирует 83 млн. USD в строительство завода по выпуску жидкокристаллических дисплеев, который должен быть пущен в эксплуатацию к апрелю 2004 г. 

Furukawa Electric Co намерена создать в городе фабрику по производству медных болванок с уставным капиталом 29 млн. USD, которая начнет работать с января 2004 года. Furukawa – это уже вторая японская компания, выходящая на китайский рынок медной продукции, вслед за Sumitomo Light Metal, которая выпускает в Гуанчжоу медные трубки. В ноябре 2003 года немецкий концерн Robert Bosch собирался открывать предприятие по изготовлению форсунок для дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей совместно с Wuxi Weifu, крупнейшего в Китае производителя систем впрыска топлива. 

Промышленный парк Уси 

Самый большой промышленный парк в Уси, Wuxi New District, очень вырос за последние годы. Здесь представлены 30 из 500 крупнейших мировых корпораций, таких как Siemens, Kodak, Hitachi, GE, National и Sharp. В Уси есть также Зона промышленного развития, управляемая консорциумом частных сингапурских компаний. Земля здесь дешевле, чем в подобных зонах в Шанхае или Сучжоу. 

Самый крупный работодатель на территории Зоны промышленного развития - американская Seagate Technology, одна из первых компаний, пришедших сюда. На своем новом заводе, открытом в 2002 году, компания производит половину всего объема выпускаемых ею жестких дисков. Это один из ведущих китайских экспортеров. Matsushita вместе с SOE Wuxi Little Swan делает холодильники, а швейцарская фирма F Hoffmann – La Roche основала в 2001 году совместное предприятие по выпуску лимонной кислоты. 

Компания из Голливуда Landmark Entertainment Group, которая проектирует и строит развлекательные комплексы, собирается в течение 5 лет вложить 300 млн. USD в строительство в Уси тематического парка площадью 607 га. Первая очередь парка будет открыта для посетителей в 2004 году. 

Портовый город Чжэньцзян расположен у места слияния Янцзы с Большим каналом. Это важный торговый и промышленный центр, через который, к тому же, очень удачно проходит железная дорога Шанхай – Наньцзин. Главными отраслями являются лесозаготовка и пищевая промышленность. Здесь расположена компания Jindong Paper Co с оборотом 1,8 млрд. USD. Это совместное предприятие между индонезийской Sinar Mas Group и Zhenjiang Light Industrial Co изготавливает высококачественную мелованную и офсетную бумагу. 

Наньтун и другие города на северном берегу Янцзы, такие как Яньчэн (Yancheng) и Сюйчжоу (Xuzhou), надеются на приток иностранных инвестиций, которые позволят им догнать бурно развивающиеся города южной части провинции. Экономика севера Цзянсу недостаточно развита, здесь ощущается острая потребность в новых дорогах и мостах по течению Янцзы ниже Наньцзиня. Если север провинции хочет поучаствовать в инвестиционном буме, охватившем дельту реки Янцзы, необходимо как можно быстрее решать эти проблемы. 

Наньтун, порт на северном берегу Янцзы, с давних времен был центром хлопчатобумажной промышленности. До Наньцзиня отсюда можно добраться по хорошей автомобильной дороге. Установлено также морское сообщение с Японией, Южной Кореей и др. странами. Общий объем привлеченных инвестиций в Зону развития экономики и техники Наньтун составляет более 2 млрд. USD. 

Дешевая – по сравнению с другими городами дельты Янцзы – земля, а также наличие собственной Зоны развития экономики и техники способствовали созданию в Наньтуне множества совместных предприятий, занятых в производстве химикатов для сельского хозяйства, велосипедов, видео оборудования, компьютерных дисков, застежек-молний, гоночных лодок. Развиваются также судоремонтная промышленность и фермы по выращиванию угря. В июне 2003 года крупнейшая японская компания Oji заявила, что инвестирует 1,7 млрд. USD в строительство в городе бумажной фабрики, которая будет выпускать 1,2 млн. тонн бумаги и 700 тыс. тонн целлюлозы в год. Первый этап строительства планируется завершить в 2006 году. 

Расположенный севернее портовый город Ляньюньган (Lianyungang) смог привлечь значительный объем инвестиций со стороны японских и корейских компаний, вкладывающих средства в развитие таких отраслей как текстильная и пищевая промышленность, медицина. Город имеет хорошее транспортное сообщение с Наньцзинем. В сотрудничестве с Россией в Ляньюньгане строится атомная электростанция Tianwan, которая станет самой большой в КНР. Первая очередь должна быть введена в эксплуатацию в 2004 году.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования