header left
header left mirrored

Провинция Шаньдун (Shandong)

Экономика провинции Шаньдун охватывает широкий спектр отраслей, от программного обеспечения до судостроительства.  Провинция лидирует в таких областях как сельское хозяйство и добыча рыбы, и производит 10% от всего объема электроэнергии Китая.

Шаньдун в цифрах 2002г. Рост с 2001г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 156700   19
Численность (миллионов человек) 90,8 0,5 2
ВВП (миллиардов юаней) 1055,2 11,8 3
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 11645 21,9 9
Средняя зарплата (юаней) 11374 13,6 14
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 318,2 12,2 3
На сто городских семей приходится:      
- компьютеров 20,6 53,2 9
- видео и CD проигрывателей 50,5 36,6 17
- мобильных телефонов 67 111,5 9
Индекс потребительских цен (%) -0,7   19
Экспорт (миллиардов USD) 21,5 16,4 5
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 10,99 19 4
Импорт (миллиардов USD) 15,87 14,6 5
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 8,42 19,8 5
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 14741 7,2 5
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 4734 34,5 3

Шаньдун, чье название означает "к востоку от гор", образует полуостров, разделяющий залив Бохай и Желтое море на востоке Китая. По территории провинции пролегает нижнее течение Желтой реки (Хуанхэ). Плодородные пойменные земли занимают 65% равнинной поверхности.

До 1949 года нередки были разрушительные наводнения, вызванные частой сменой рекой своего русла. Сейчас, однако, более серьезную проблему представляет засуха. Подчас Желтая река высыхает раньше, чем успевает достичь моря. В 2002 году случилась самая сильная засуха за последние 100 лет, что заставило правительство пообещать израсходовать 8 млрд. юаней на строительство различных водо-охранных сооружений в последующий год. С 1998 года Шаньдун потратил на подобные мероприятия 23,5 млрд. юаней. И все же, количество воды, приходящейся на душу населения в провинции, составляет всего 1/6 часть от средних показателей по стране. Из-за частой засухи в последние годы снизилось производство зерна и фруктов.

Проект, оценивающийся в 2,7 млрд. юаней, предусматривает сооружение плотин и 322-километрового канала для отвода воды из Хуанхэ к прибрежным городам, испытывающим нехватку воды. Еще одним направлением работы является строительство в Циндао (Qingdao) завода по опреснению морской воды, который сможет выпускать 160 тыс. тонн пресной воды в день. Его стоимость превышает 1 млрд. юаней.Население Шаньдуня 91 млн. человек, после Хэнань это самая густонаселенная провинция Китая. Вдоль побережья расположились 25 портов, самые значительные из которых – Циндао и Яньтай (Yantai). Провинция часто подвергалась иностранному нашествию со стороны Германии, Великобритании и Японии. Шаньдун с давних времен был очагом национализма, здесь в начале 20 века зародилось Восстание боксеров, направленное против иностранцев.

В Шаньдуне найдены самые большие в Китае запасы золота, и вторые по величине месторождения алмазов, меди и нефти. Золотым приискам в городе Чжаоюань (Zhaoyuan) на северо-востоке провинции уже более 2000 лет. В Чжаоюане, прозванным Китайским золотым городом, в 2002 году было добыто 23 тонны золота и переработано 80 тонн, что составляет 1/7 часть общего объема золотопромышленности Китая. Местное правительство активно призывает фирмы, занимающиеся драгоценными металлами, открывать офисы в городе, и надеется, что к 2005 году годовое производство золота и серебра достигнет 50 и 200 тонн соответственно, что в денежном эквиваленте равно 5,7 млрд. юаней.

Среди провинций материкового Китая Шаньдун стоит на третьем месте по общему объему промышленного производства после Гуандун и Цзянсу. Это крупнейший в стране производитель холодильников, а также цемента, бумаги, картона, химических удобрений. В 2002 г. в провинции было выпущено 26 % всех бытовых холодильников в Китае.

За первые 9 месяцев 2003 года ВВП Шаньдуня составил 864 млрд. юаней, что на 13% больше чем, за тот же период предыдущего года. Объемы экспорта выросли на 16%, достигнув 21 млрд. USD, в то время как импорт увеличился на 14% до 15,8 млрд. USD. 52% всех внешнеторговых операций осуществлялось компаниями, основанными иностранными предпринимателями. Главные экспортные рынки – Япония, США и Южная Корея.

Внешнеторговые партнеры

Общая сумма иностранных инвестиционных контрактов составила 9,4 млрд. USD за первые семь месяцев 2003 года (годовой рост в 53%). В этот период главным зарубежным инвестором выступала Южная Корея, вложившая в экономику провинции 2,2 млрд. USD, затем следовали Гонконг, США и Тайвань. С начала 90х годов Южная Корея играла все более значимую роль как основной экспортный рынок и как источник поступления средств в экономику провинции. Сейчас это ведущий торговый партнер и инвестор Шаньдуня.

Шаньдун стремится развивать высокие технологии, надеясь, что к 2005 году доля этого сектора в общем объеме промышленного производства составит 20%. Уже создано 10 Зон развития высоких технологий, 5 из которых имеют государственный статус. В сентябре 2002 года компания Shandong New and High-Tech Investment Co, расположенная в столице провинции Цзинань (Jinan), совместно с сингапурским банком United Overseas Bank of Singapore и британской Oxford-Cambridge Investment Group учредили фонд венчурного капитала.

В 2001 г. была создана лаборатория для исследований в области промышленной автоматизации, являющаяся совместным предприятием между компанией Rockwell и Шаньдунским Университетом Науки и Технологий из города Тайань (Taian). Однако в августе 2002 года сингапурские фирмы Dragon Land и Creative Technology решили выйти из проекта по созданию совместного предприятия в Промышленном парке в Цзимо (Jimo).

В сентябре 2003 года правительство провинции пообещало оказывать более весомую поддержку развивающейся автомобильной промышленности. В Шаньдуне расположено более 300 автостроительных предприятий, и к 2005 году провинция планирует выпускать ежегодно 800 тыс. машин, увеличив это количество до 1,7 млн. к 2010 году. Местные власти намерены вложить в эту отрасль 80 млрд. юаней в период с 2003 по 2008 гг.

В 2002 году Шаньдун посетило более 96 млн. туристов из-за рубежа и из других областей Китая, принеся доход в 68 млрд. юаней. Однако богатых иностранных путешественников среди них было менее 1 млн. И все же провинция надеется стать крупным туристическим центром к 2005 году. Огромные средства были вложены в строительство таких объектов как "Парк родниковой воды" (1,3 млрд. юаней) и "Мир дикой природы" в Цзинане (250 млн. юаней), "Океанический парк" в Циндао, "Парк Морских сражений" на острове Люгун (Liugong) рядом с Вэйхай (Weihai), и "Площадь Конфуция" в Цюйфу (Qufu).

Еще со стародавних времен сельское хозяйство провинции было одним из самых развитых в Китае, таким оно остается и по сей день. Шаньдун стоит на первом месте в стране по производству яиц, яблок, арахиса, мяса, продукции водных ресурсов, и на втором месте по производству маиса, пшеницы, винограда, груш и морской рыбы. Провинция – крупный центр по разведению и переработке речной и морской рыбы и других морепродуктов, ее доля на мировом рынке постоянно растет. За первые 5 месяцев 2003 года было экспортировано рыбной продукции на общую сумму 481 млн. USD, показатели предыдущего года улучшились на 27%. 303 млн. USD принесли продажи замороженного филе рыбы - основного продукта, поставляемого на экспорт.

В 2002 году провинция рассказала о планах строительства самого крупного в Китае сельскохозяйственного комплекса по производству натуральных экологически чистых продуктов. Завершить работы планируется к 2005 году. На территории площадью 2 млн. га будут выращивать овощи, фрукты, зерновые культуры, грибы и разводить рыбу. Будет также создана специальная система мониторинга качества выпускаемой продукции.

В Шаньдуне производится более 35% виноградного вина Китая, главным образом в районе Пэнлай (Penglai). Винодельческое предприятие Changyu было основано в городе Яньтай более ста лет назад. Changyu – ведущий бренд, которому принадлежит 21 % рынка. Это самое крупное винное производство в Азии (80 тыс. тонн в год). Большие объемы продукции экспортируются в другие азиатские страны и в США.

Две компании – японская Asahi и китайская Tsingtao, давно сотрудничающие в пивоваренном бизнесе, основали совместное предприятие, которое в 2002 году начало продавать чай улунг, разлитый в бутылки. Подобные чаи стали очень популярны в Китае с ростом доходов городского населения. Партнеры намерены выпускать 14 тыс. тонн различных бутылочных напитков в год, в том числе и минеральную воду, в Шаньдуне и в других районах на востоке страны.

В последние годы в провинции был предпринят ряд мер для модернизации бумажной промышленности. В прошлом в качестве сырья применялась пшеничная солома, совершенно не пригодная для изготовления высококачественной бумаги. Для решения этой проблемы бумажные фабрики начали работать над развитием лесных ресурсов. В 2002 году Lubei Group заключила договор с Южноамериканской Торговой палатой на посадку деревьев для бумажного производства на территории площадью 40 тыс. га в Биньчжоу (Binzhou). Проект, 80% акций в котором принадлежит аргентинскому партнеру, потребует инвестиций в размере 191 млн. юаней.

Месторождение нефти Шэнли (Shengli), где добывается 26,5 млн. тонн сырой нефти в год, является с 1961 года вторым самым крупным в Китае. Но все большую проблему для нефтяных компаний провинции представляет воровство нефти. К примеру, в марте 2003 года было обнаружено, что из трубопровода в округе Босин (Boxing) было похищено 3 тыс. тонн сырой нефти.

Крупный центр нефтехимической промышленности

Компания Sinopec намерена превратить провинцию Шаньдун в один из своих ключевых нефтехимических центров. Для этой цели предусмотрен целый ряд инвестиционных проектов. В 2002 году Sinopec заключила договор с местной администрацией на строительство нескольких объектов: нефтеперегонного завода производительностью 10 млн. тонн в год; электростанции, работающей на газовом топливе; двух химических комплексов и сети трубопроводов природного газа. В сентябре 2003 года город Циндао заявил, что в течение ближайших трех лет в строительство крупнейшего нефтехимического предприятия будет вложено 10 млрд. юаней.

В 2002 году в Цзыбо (Zibo), в центральной части Шаньдуня, был открыт Химический парк Цилу (Qilu), расположившийся на площади в 42 кв.км. Парк может стать флагманом химической промышленности Китая. Sinopec и правительство провинции инвестировали в него 20 млрд. юаней.

Парк состоит из 5 отдельных районов. В год он сможет производить 10 млн. тонн светлых нефтепродуктов, 500 тыс. тонн этилена, 650 тыс. тонн синтетических смол, 150 тыс. тонн синтетического каучука и более 300 тыс. тонн других продуктов нефтепереработки. От месторождения нефти Шэнли к парку проложен нефтепровод, а газопровод соединяет его с портом Хуандао (Huangdao). На территории химического парка находятся также 3 электростанции с установленной мощностью 1000 мегаватт.

Группа Royal Dutch/Shell сделала первую попытку выйти на местный рынок в 2002 году, создав с правительством провинции совместное предприятие по продаже светлых нефтепродуктов. Компании Shell (China) и Shandong Provincial Petroleum инвестировали в проект 20 млн. USD. Доля Shell составит 70%. Предприятие получило право продавать нефтепродукты на территории провинции в обмен на содействие в технологической модернизации.

Совместные предприятия в газовой отрасли

В сентябре 2003 года гонконгское предприятие Panva Gas Holdings заявило, что инвестирует 87 млн. USD в создание двух совместных предприятий в Цзинане. В сотрудничестве с компанией Jinan Gas, которой оказывает поддержку мэрия, Panva будет строить сети трубопроводов природного газа, сейчас слабо развитые в городе.

В 2002 году в провинции было добыто 131 млн. тонн угля, что на 31 % больше, чем в 2001 г. Шаньдун – крупный энергетический центр, здесь вырабатывается 10% общего объема электроэнергии Китая. В августе 2003 года Shandong International Power Development, негосударственная электроэнергетическая компания, одна из самых больших в Китае, объявила о намерении увеличить выработку электроэнергии на 5 тыс. мегаватт за период 2004-2005 гг., выделив для этой цели 21 млрд. юаней. Компания, которая в октябре 2003 года произвела 6860 мегаватт, планирует расширить свои мощности для удовлетворения возросшего спроса на энергию в Китае.

Производство стали также переживает подъем. В марте 2003 года мэрия Жичжао (Rizhao), города на южном побережье провинции, подписала контракт с двумя компаниями на строительство сталелитейного завода стоимостью 20 млрд. юаней. Предприятие, названное Rizhao Iron and Steel United Corporation,будет занимать 12 кв. км на территории Промышленного парка Жичжао. После пуска в эксплуатацию оно сможет выплавлять 5 млн. тонн стали в год. 15% от общего объема инвестиций, т.е. 3 млрд. юаней, будет потрачено на различные природоохранные мероприятия.

Энергетическая инфраструктура провинции была значительно усовершенствована за последние годы. В 2002 году в эту отрасль было вложено 14,2 млрд. юаней. Эти деньги были потрачены на введение второй очереди электростанции Хэцзэ (Heze) в западной части провинции, третьей очереди электростанции Дэчжоу (Dezhou), и на модернизацию электростанций Ляочэн (Liaocheng) и Лайчэн (Laicheng). Также предусмотрены реконструкция энергосетей в сельских районах, четвертая очередь электростанции Лункоу (Longkou) и модернизация электростанции в Яньтае.

China State Power Co совместно с 4мя другими китайскими предприятиями собирается инвестировать в атомную электростанцию, расположенную в 22 км от города Хайян (Haiyang). На первом этапе планируется построить 2 генератора мощностью 1000 мегаватт. Немецкий концерн Siemens и китайская компания China Electrical Investment объединили свои усилия для строительства электростанции в Жичжао стоимостью 600 млн. USD. Это один из первых в Китае проектов, профинансированных в рамках программы экономического сотрудничества. Через 20 лет предприятие будет полностью принадлежать китайской стороне. Сооружение новой электростанции в округе Фэсянь (Fexian) обойдется в 9,5 млрд. юаней. Она будет оборудована четырьмя энергоблоками мощностью 650 мегаватт, работающими на угле.

В апреле 2003 года Shandong Electric Power Infrastructure Company подписала контракт на сумму 230 млн. USD на строительство электростанции Baku в Индии. Китайская компания установит там 4 энергоблока мощностью 135 мегаватт, которые будут работать на каменном угле.

В 2003 году число обладателей мобильных телефонов в Шаньдуне приблизилось к 8 млн. Shandong Mobile, филиал государственной компании China Mobile, заняла в 2003 году четвертое место по объему выручки среди 13 зарегистрированных операторов сотовой связи в провинции. В 2002 году Shandong Mobile заключила контракт с фирмой Ericsson на расширение GSM сети до 12 млн. абонентов. Эта программа состоит из 9 этапов.

В провинции Шаньдун самая обширная сеть автомобильных дорог, общей протяженностью более 2 тыс. км. За последние несколько лет на сооружение новых магистралей было потрачено более 30 млрд. юаней. Строительство 389-километрового отрезка трассы Пекин – Фучжоу обошлось в 11 млрд. юаней. Автострада Пекин – Шанхай также проходит через территорию провинции.

Volvo выходит на рынок грузовиков

Volvo стала первой иностранной компанией, основавшей с китайским партнером совместное предприятие по выпуску грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В 2003 году Volvo Truck Corp и China National Heavy Duty Truck Corp (CNHTC) учредили компанию Jinan Huawo Truck Co., в которой каждому из партнеров принадлежит по 50%. Стороны вели переговоры в течение 9 лет, прежде чем заключить соглашение.

Этой сделкой CNHTC придала официальный статус своим отношениям с одним из ведущих мировых производителей автомобилей, что позволяет ей успешнее конкурировать с лидерами китайского автомобилестроения, компаниями First Automotive Works и Dongfeng Motor. Volvo этот союз дает возможность выхода на один из самых динамично развивающихся рынков в мире. Шведская корпорация начала экспортировать грузовики в Китай всего лишь несколько лет назад, а сейчас продажи уже превышают 1000 шт. в год.

Volvo, входящая в концерн Ford, и CNHTC вкладывают в свое совместное предприятие 1,6 млрд. юаней. Jinan Huawo сможет использовать в своих интересах растущее присутствие Volvo на рынке. Со временем шведская компания планирует интегрировать это предприятие в свою международную структуру. Оно может стать крупнейшей производственной базой Volvo в Азии.

Volvo полагает, что через 10 лет Китай станет самым важным рынком тяжелых грузовиков в мире. В 2002 году продажи подобной техники в стране достигли 253 тыс. шт., что на 70% больше, чем в предыдущий год. Если все пойдет по плану, к 2010 году Jinan Huawo сможет ежегодно продавать в Китае 10 тыс. грузовиков с низким уровнем эмиссии. Первоначально будет выпускаться 2 тыс. шт. в год. К 2005 году годовую производственную мощность планируется увеличить до 2500 шт.

Конкуренция со стороны других иностранных производителей неминуемо возрастет. Например, Daimler Chrysler собирается пойти по стопам Volvo и создать совместное предприятие с китайским партнером. Isuzu также работает в этом направлении.

Автодорожный мост

В июле 2003 года начались работы по возведению нового автодорожного моста через Хуанхэ, который должен соединить округ Тайцянь (Taiqian) провинции Хэнань с округом Ляншань (Liangshan) в Шаньдуне. Завершить строительство, стоимость которого составляет 241 млн. юаней, намечено к концу 2005 года. С 2003 по 2005 год планируется увеличить темпы развития коммуникаций и энергетической инфраструктуры. На сооружение новых автомагистралей общей протяженностью 1400 км выделено 68 млрд. юаней.

Строятся также новые железные дороги, связывающие Цзинань, Дэчжоу и Лункоу. На участке Ланьцунь (Lancun) – Яньтай прокладывается вторая колея. Сооружение новой ветки между Цзячжоу (Jiazhou) и городом Синьи (Xinyi) в провинции Цзянсу обойдется в 5,1 млрд. юаней. Будет установлено железнодорожное сообщение с портом Лункоу на берегу залива Бохай. К нему прокладывается 175-километровая ветка, идущая от города Шоугуан (Shouguang) вдоль залива Лайчжоу (Laizhou). Вдоль побережья строится еще одна железная дорога, которая соединит Дунин (Dongying) в устье Хуанхэ с городом Хуангхуа (Huanghua) в провинции Хэбэй.

Канадские компании Bombardier и Power Corporation of Canada с одной стороны, и Sifang Locomotive - филиал корпорации China Railway Locomotive and Rolling Stock - с другой стороны, учредили на паритетных началах совместное предприятие по производству пассажирских вагонов на заводе Sifang около Циндао. В 1999 году предприятие заключило с Министерством путей сообщения свой первый контракт на поставку 300 вагонов междугородних поездов.

Расширение аэропорта

К марту 2004 года планируется завершить работы по расширению международного аэропорта Циндао. Проект в 1,2 млрд. юаней предусматривает удлинение взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала. Город надеется, что модернизация аэропорта подхлестнет развитие туризма. С апреля 2003 года функционирует регулярное паромное сообщение между Циндао и южнокорейским портом Гуньсань (Gunsan). Паром курсирует 3 раза в неделю, время в пути занимает 16 часов.

Шаньдун планирует увеличить производительность своих судостроительных предприятий, и к 2005 году ежегодно строить суда общим дедвейтом 1,5 млн. тонн, по сравнению с 900 тыс. тонн в 2002 году. Выручка за продажу судов на экспорт предположительно достигнет 1,2 млрд. USD. В провинции было создано 2 крупных судостроительных холдинга, что позволило ей занять лидирующее положение в этой отрасли в Китае. Основная специализация – постройка океанских лайнеров, рыболовецких шхун и сопутствующего оборудования.

В сентябре 2004 года в порту Циндао на берегу залива Хайсивань (Haixiwan) началось сооружение крупнейшей в Китае верфи площадью 260 га. Она сможет осуществлять ремонт 200 судов и строить новые суда общим дедвейтом 2 млн. тонн в год. Два глубоководных причала смогут принимать 6 кораблей дедвейтом 300 тыс. тонн. Общая стоимость строительства составляет примерно 400 млн. юаней.

Порт Циндао – третий по величине в Китае – расположен на побережье Желтого моря. В нем проживает 1,3 млн. человек, вместе с пригородами 6,8 млн. За первые 6 месяцев 2003 года пропускная способность порта составила 2 млн. 20-футовых контейнеров, что на 30% больше, чем за тот же период предыдущего года. За весь год прирост должен составить 28% до 4,2 млн. 20-футовых контейнеров.

Крупнейшая судоходная компания Cosco Pacific заявила в марте 2003 года, что она планирует вложить 150 млн. USD во второй и в третий этап реконструкции портового комплекса Циндао. В июле 2003 года Qingdao Port Group подписала контракт с Cosco, датской компанией AP Moller и британской P&O о совместном инвестировании 887 млн. USD в расширение контейнерного комплекса Цяньвань (Qianwan). По завершении работ комплекс будет оборудован 10 глубоководными причалами для приема гигантских контейнеровозов, вмещающих 10 тыс. 20-футовых контейнеров. Его пропускная способность превысит 6,5 млн. 20-футовых контейнеров в год.

Промышленные предприятия составляют основу экономики Циндао. В 2002 году было произведено товаров на сумму 206 млрд. юаней (показатели предыдущего года улучшились на 22%). Темпы экономического развития города впечатляют, ежегодный прирост составил примерно 15% и в 2001, и в 2002 гг. Город имеет прекрасную возможность получить более широкую известность в 2008 году, когда во время Олимпийских игр здесь будут проводиться соревнования по парусному спорту.

К 2003 году Циндао использовал 10 млрд. USD прямых иностранных инвестиций. Сюда пришли такие инвесторы, как японские корпорации Mitsubishi и National, американские Hewlett-Packard, Du Pont, Lucent Technologies и Coca-Cola, а также южнокорейские Hyundai и Samsung. Число южнокорейских фирм, вкладывающих средства в экономику города, превышает 1 тыс. Среди них можно упомянуть совместное банковское предприятие между First Korea Bank и Industrial and Commercial Bank of China. В последнее время заметно усилился поток инвестиций из Тайваня.

Знаменитый пивоваренный завод Tsingtao привлек инвестиции четырех компаний из Гонконга и одной из Макао. Он был основан немецкими пивоварами в конце 19 века и с того времени стал широко известен даже за пределами Китая. В последние годы Tsingtao скупил множество мелких пивоварен по всей стране.

Инвестиции из Таиланда

В 2002 году таиландская корпорация CP Group открыла в Циндао свой очередной супермаркет Lotus, 10ый в Китае. Компания работает на сельскохозяйственном рынке провинции уже несколько лет, вложив в этот сектор в общей сложности 100 млн. USD. Она производит 400 тыс. тонн комбикормов и выращивает 40 млн. кур в год на экспорт. Компания намерена также заняться рыбоводством, в частности разведением палтуса.

В апреле 2003 года мэрия Циндао заявила, что вложит 6 млрд. USD в сооружение сталелитейного комплекса производительностью 10 млн. тонн. Завод будет находиться в близлежащем городе Цзяонань (Jiaonan). Его строительство будет завершено в три этапа в течение 10 лет. По утверждению местных властей, доля иностранных инвестиций составит 5 млрд. USD. Как ожидается, после пуска в эксплуатацию предприятие будет приносить прибыль в размере 4,9 млрд. USD в год.

Компания Qingdao Lucent Microelectronics подписала в апреле 2003 года контракт на сумму 25 млн. USD на строительство завода, который будет изготавливать жидкокристаллические дисплеи для мобильных телефонов и других портативных устройств. Завершить строительство планируется в октябре 2004 года.

Зона развития экономики и техники Хуандао (Huangdao) (Желтый остров) площадью 181 кв. км расположена на берегу залива Цзяочжоу (Jiaozhou) напротив старых городских кварталов Циндао. С момента ее основания в развитие местной инфраструктуры было вложено более 7 млрд. юаней. В настоящее время транспортное сообщение с центром Циндао не находится на должном уровне, но строящийся мост через залив должен существенно улучшить положение.

80% в общем объеме промышленного производства Зоны Хуандао занимают химическая продукция, химическое волокно, нефть, оборудование, электроника, строительные материалы. Основными инвесторами выступают японские, южнокорейские и сингапурские фирмы. Провинция Шаньдун стоит на четвертом месте в Китае по производству листового стекла. На территории Зоны расположен крупнейший в стране стекольный завод.

На восточном побережье залива, в районе старого города находится Парк Высоких Технологий Циндао, занимающий площадь 33 кв. км. Первопроходцем стала корпорация AT&T, основавшая здесь в 1993 году совместное предприятие. Затем Coca-Cola вложила 30 млн. USD в свой завод по разливу в бутылки выпускаемых ею напитков. Среди других инвесторов можно упомянуть Lucent, Hewlett-Packard и японскую компанию Fuso Chemical. Парк специализируется в биохимических технологиях, производстве бытовой техники, телекоммуникационного и медицинского оборудования, компьютеров и запчастей автомобилей.

В августе 2003 года началось строительство Промышленного парка Циндао с участием канадской Группы компаний Dalana. В Канадском технологическом центре смогут базироваться более 30 фирм из Канады и США. В 100 км от Циндао неподалеку от города Яньтай строится новый Промышленный парк площадью 11 кв. км. В Парк уже инвестировали примерно 40 различных компаний, преимущественно китайских.

Производство стального корда

В сентябре 2003 года корейский концерн Hyosung, производящий нейлоновое волокно, объявил об открытии в Циндао завода стоимостью 110 млн. USD, который будет изготавливать стальной корд для радиальных шин. Предполагаемая годовая производительность составит 33600 тонн, что соответствует трети всего мирового выпуска.

Среди китайских компаний, базирующихся в городе, лидером является производитель бытовой техники Haier. У компании уже есть заводы в Индонезии, США, Италии, Югославии, Малайзии, на Филиппинах и в Пакистане. В будущем компания намерена до трети своей продукции выпускать за рубежом. Haier также расширяет гамму своих изделий. К примеру, в 2002 году на рынке появились мобильные телефоны Haier, которые сейчас продаются по всей стране.

В последнее время, однако, ситуация складывается не совсем благоприятно для Haier. В 2002 году компания понесла убытки, обусловленные, по ее мнению, увеличившейся конкуренцией на внутреннем рынке бытовой техники и возросшими ценами на сырье. Другим негативным фактором стала вспышка атипичной пневмонии в 2003 году, когда чистая прибыль компании за первые 9 месяцев снизилась на 17% по сравнению с предыдущим годом до уровня 294 млн. юаней.

Море играет важную роль в экономике Циндао. Доля продукции, связанной с морем, в общем объеме ВВП города достигает 10%. Здесь работает примерно половина всех ученых-океанографов Китая. В 2002 году норвежская фирма Panfish вложила 40 млн. USD в предприятие, работающее в области морской аквакультуры. На сегодняшний день это самая крупная рыбоводческая компания в Китае, основанная иностранцами.

Другой крупный порт провинции – Яньтай, с населением 6,4 млн. человек, является важным центром консервной и пищевой промышленности. На прилегающей территории сосредоточено множество золотых приисков, здесь добывается примерно 30% всего золота Китая. К западу от Яньтая находится город Чжаоюань, где расположен крупнейший в стране золотой рудник. Золотой запас приисков, которыми управляет ведущий китайский производитель золота Shandong Zhaojin Group, составляет примерно 300 тонн, т.е. 1/10 национального запаса.

Лидер винодельческой отрасли

В 1892 году в Яньтае было образовано первое современное винодельческое предприятие Китая Yantai Changyu Pioneer Wine, и по сей день остающееся лидером винной промышленности. В 2001 году было основано 2 совместных предприятия между Yantai Changyu Pioneer Wine и китайским подразделением французского производителя вин Castel Group.

Исторически сложилось так, что в Яньтае не было государственных предприятий, в нем в основном развивались узкоспециализированные отрасли промышленности. Благодаря этому экономические преобразования прошли здесь менее болезненно, чем в других районах Китая. Уровень безработицы довольно низок. При участии иностранного капитала было основано более 2 тыс. компаний, занятых в таких областях, как производство запчастей для автомобилей, судостроение, телекоммуникации и электроника. Лидерами среди зарубежных инвесторов являются Hyundai, Lavora, Mitsubishi, Bell Canada, Gulf Oil.

Яньтай приложил массу усилий для того, чтобы привлечь иностранные инвестиции, построив в короткие сроки 3 Зоны экономического развития: Зону развития экономики и техники, Парк технологий и промышленности АТЭС и Район ориентированного на экспорт производства. Большинство иностранных предприятий здесь – это не большие фирмы, основанные выходцами из Азии. Зона развития экономики и техники Яньтай занимает площадь в 36 кв.км. Она расположена в 10 км от гавани и в 27 км от аэропорта. С центром города ее соединяет новое шоссе. На ее территории находится около 650 промышленных предприятий, из них более 500 учреждены иностранными инвесторами. Эти компании производят автомобили и мотоциклы, машинное оборудование, электронику, химическое волокно, текстиль и продукты питания.

Район ориентированного на экспорт производства площадью 3,8 кв. км - один из 15 подобных районов в Китае, одобренных центральным правительством. Предприятия, расположенные здесь, могут беспошлинно импортировать оборудование, образцы изделий и офисную технику. Как с импортируемых, так и с произведенных здесь товаров не взимается НДС. Территория порта Яньтай была в последнее время значительно расширена, его пропуская способность увеличена до 30 млн. тонн грузов. В Лункоу находится еще один небольшой порт.

Столица провинции старается не отставать

В столице провинции Цзинане проживает 5,7 млн. человек. Город расположен вдали от моря, из-за чего его экономика развивалась не так стремительно, как Циндао, но сейчас он наверстывает упущенное. Благодаря своему столичному статусу, Цзинань получил значительные объемы инвестиций в инфраструктуру и градостроительство. Был построен новый железнодорожный вокзал и завершен первый этап строительства международного аэропорта. Традиционными для города отраслями промышленности являются производство станков, оружия, грузовиков, а также химия и текстиль.

К 2006 году в Цзинане планируется построить грузовой терминал, предлагающий широчайший спектр услуг. Первая стадия проекта потребует инвестиции в размере 10 млрд. юаней. Терминал будет располагаться в 15 км от аэропорта. В мае 2003 года местное правительство заявило, что Министерство информационной индустрии задалось целью превратить Парк Технологий Qilusoft в "китайский Бангалор" и для этого планирует вложить в него миллионы юаней. (Индийский город Бангалор - один из самых известных центров разработки программного обеспечения в этой стране, его часто называют Кремниевой долиной Индии – Прим. переводчика). К 2010 году парк должен стать лидером мирового рынка программного обеспечения. Ежегодный объем его экспорта должен вырасти до 200 млн. USD, по сравнению с 40 млн. USD в 2002 году. Правительство рассматривало вопрос предоставления налоговых льгот для стимулирования иностранных инвестиций.

В Цзинане располагается компания Qingqi Group, – крупнейший в Китае производитель мотоциклов. В июне 2003 года Volvo и China National Heavy-Duty Truck Corp заявили, что вложат 1,61 млрд. юаней в создание Jinan Huawo Truck. Это первое совместное предприятие в Китае по выпуску большегрузных автомобилей. Оно будет изготавливать грузовики Volvo, двигатели и запчасти. В будущем Jinan Huawo Truck может стать основным заводом Volvo в азиатском регионе, с годовой производительностью в 20 тыс. шт.

Вэйхай – город с населением в 2,5 млн. человек – до 1930 года был британской колонией. В последнее время здесь активно развиваются деловые связи с Южной Кореей. Южнокорейские фирмы основали в городе примерно 600 компаний. Большой резонанс получило создание совместного предприятия с Daewoo по выпуску запчастей для автомобилей. Однако этот проект, как и еще один с участием Daewoo в городе Яньтай, был заморожен в 2000 году из-за банкротства южнокорейской корпорации. В июне 2003 года было объявлено, что General Motors купит этот завод.

Промышленный парк Вэньцюань (Wenquan), расположенный в 10 км к югу от Вэйхая, был основан инвесторами из Южной Кореи. Южнокорейская корпорация Samsung и японская Mitsubishi создали предприятия, выпускающие электронную продукцию (детали для факсовых аппаратов), на территории Зоны развития высоких технологий Torch площадью 60 кв. км. Расположенные здесь компании специализируются на производстве офисного оборудования, и они особо подчеркивают неукоснительное соблюдение всех норм по охране окружающей среды.

Зона развития экономики и техники Вэйхай была учреждена в 1992 году. С тех пор здесь было основано более 345 предприятий с участием иностранного капитала. Общий объем инвестиций в эту территорию составил 1,2 млрд. USD. Местные власти проявляют особый интерес к компаниям, производящим сельскохозяйственное оборудование. В 2000 году австралийская компания Orica, занимающаяся изготовлением химической продукции и взрывчатых веществ, открыла в Вэйхае завод по производству взрывчатки, в котором ей принадлежит 80%. Это первое совместное предприятие подобного профиля в Китае. В городе Вэйхай есть еще Зона развития высоких технологий, которая, однако, пока что не смогла привлечь большой объем инвестиций из-за рубежа. Вэйхай – портовый город. Между ним и южнокорейским Инчхоном (Inchon) установлено прямое паромное сообщение. Сейчас идут работы по расширению порта, будут построены контейнерные терминалы и специальные сооружения для угля, минералов и жидких химикатов.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования