header left
header left mirrored

Народности, не относящиеся к тюркской группе

Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
"Cиньцзян: Этнографический очерк", автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

  Народности, не относящиеся к тюркской группе

Помимо народностей тюркской языковой группы, в Синьцзяне проживают также этнические общности, относящиеся к другим языковым группам, например, монголо-тунгусской группе:  монголы, дауры, сибоцы;   ханьской языковой группе: ханьцы, хуэй, маньчжуры;   индоевропейской группе:  таджики, русские и др.  В плане религиозных верований одни из них являются приверженцами буддизма (тибетской разновидности), другие исповедуют ислам, некоторые верят в шаманизм, кроме того, есть православные общины. 

Монголы 

Проживающие в Синьцзяне монголы относятся к монгольской группе алтайской языковой семьи.  Проникновение монголов в Синьцзян началось в период западных завоеваний монгольского хана Чингисхана.  Процесс заселения монголами Синьцзяна связан с такими этапами истории, как образование Монгольского ханства, установление монголами династии Юань в Китае, создание Чагэтайского ханства и Восточного Чагэтайского ханства.  Были времена, когда монголы господствовали на обширной территории как к югу, так и к северу от Тяньшаньского хребта.  Вскоре после того, как произошла ассимиляция уйгурами потомков Чагэтайского хана и возглавляемых им монгольских племен, на северных отрогах Тяньшаня поднялось сильное Джунгарское ханство, создателями которого были ойрат-монгольские племена:  джунгары, хошоуты и хотогойты.  Джунгары играли среди этих племен ведущую роль.  В период правления Цинской династии одно из ойратских племен-торгоуты, оказавшиеся в Поволжье под властью Царской России, реэмигрировало в Китай, признав власть цинского императора.  Кроме того, чахарские племена, принадлежавшие Восточному Чагэтайскому ханству, в качестве одного из знаменных войск были дислоцированы в Синьцзяне, где потом и осели на жительство. 

Современные монголы на территории Синьцзяна являются потомками описанных выше монгольских племен.  По языку, культуре и историческому прошлому они сильно отличаются от монголов Монголии.  По данным 1998 года, численность монголов в Синьцзяне составляла 159,1 тысячи.  Они проживают главным образом в Баингол-Монгольском автономном округе и Бортала-Монгольском автономном округе, а также в Илийском, Тачэнском и Алтайском округах, в городах Урумчи и Карамай. 

Предки монголов верили в шаманизм, обожествляя все вещи и явления природы:  Небо, Землю, Солнце, Луну, горы, реки и пр.  В обычае было устраивать шаманские обряды моления о дожде.  В 17 веке среди монголов стал распространяться буддизм – «Желтое учение» (то же, что ламаизм).  И сегодня ламаизм сохранил свое влияние среди монголов.  На свадьбе и похоронах обязательно присутствие ламы, в обязанность которого входит чтение священных текстов.  Кое-где для буддистских храмов отводят специальные юрты. Строят также буддистские монастыри.  Их можно видеть в Алтае, Инине, Чжаосу, Хешо, Хэбуксаре и Усу.  Монастырь Аньюань, построенный цинским императором в его летней резиденции Бишушаньчжуан близ Пекина, является копией монастыря Гурчжа (Золотоглавый храм), что на северном берегу реки Или. 

Традиционным занятием монголов является скотоводство, живут кочевники в войлочных юртах, обязательной принадлежностью дома является иконостас с изображением Будды.  Зимнее жилье делается из камней.  В пищу монголы употребляют мясо и молочные продукты, а также мучные изделия.  Излюбленным напитком является чай с молоком.  Одежда монголов состоит из длиннополого халата, подпоясанного кушаком и отделанного по краю орнаментом.  Женская одежда украшается вышивкой.  Замужняя женщина носит халат без пояса.  Монголы пользуются ханьским сельскохозяйственным календарем, в год отмечают четыре праздника:  Новый год, 8-й день 4-го месяца (поминки по предкам), День полнолуния в 5-м месяце и 25-й день 10-го месяца.  Самым важным праздником является Новый год (соответствующий китайскому празднику Весны). 

Синьцзянские монголы заимствовали ойратскую письменность, пишут сверху вниз и справа налево.  Выдающимся литературным памятником монголов является эпос «Джангэр», в котором описывается героическая борьба Джангэра из цветущей страны Бумбы и его сподвижников, победивших многочисленных врагов.  Этот эпос входит в тройку лучших историко-поэтических произведений китайских нацменьшинств, наряду с узбекским эпосом «Манас» и тибетским эпосом «Гэсар». 

Изданный на ойратском алфавите эпос «Джангэр» дает прекрасный образец ойратского устного языка и местных диалектов. Форма эпоса исполнена в четких рифмах и выдержана в высоком пафосе.  Наиболее распространенным музыкальным инструментом монголов является струнный щипковый инструмент «матоуцинь», кроме того, популярны духовые и ударные инструменты.  «Кобыз» - двуструнный инструмент встречается только у монголов.  Монголы - отличные наездники, часто устраивают конные состязания, кроме того, любят спортивную борьбу.  Монгольская борьба - самостоятельный вид спорта в Китае. 

Хуэйцы 

Хуэйцы - национальность, говорящая на ханьском языке и исповедующая ислам.  По внешнему облику они почти не отличаются от ханьцев, однако имеют совершенно иную культуру.  По численности хуэйцы стоят на 4-м месте среди всех национальностей Китая, уступая ханьцам, чжуанам и маньчжурам.  Почти во всех китайских провинциях есть жители-хуэйцы.  Хуэйцы, мигрировавшие в Среднюю Азию, стали называться «дунгане».  По данным переписи 1998 года, в Синьцзяне проживает 782 тысячи хуэйцев (4-е место среди народностей Синьцзяна).  Созданы Чанцзи-Хуэйский автономный округ, Яньцзи-Хуэйский автономный уезд и четыре хуэйских волости (Юйцюньвэньская в г.Инине, Дунбачжаская в уезде Шаньшань, Саньгуанская в Хоргосе и Мицюаньская в Чабучаре). 

Ислам проник в Китай двумя путями: сухопутным и по морю. Сухопутный путь проходит через Синьцзян.  Поселившиеся на Центральной Китайской равнине приверженцы ислама в смешанных браках с ханьскими женщинами дали начало потомству, получившему наименование «хуэй-хуэй» (Северная Сун, 960 - 1127).  Хуэй-хуэй исповедовали ислам, поэтому, кстати сказать, в Китае мусульманство называют также «хуэйской религией».  При династии Мин (1368-1644) хуэйцы уже сформировались как самостоятельный этнос.  После того, как цинское правительство объединило под своей властью Синьцзян, большие партии хуэйцев вслед за цинскими войсками пришли в Синьцзян, где участвовали в освоении целины и обустройстве военных поселений «туньтянь».  Позднее большое число хуэйцев Шэньси и Ганьсу переселились в Синьцзян. 

Хуэйцы в Синьцзяне в макроплане проживают рассеянно, а в микроплане сосредоточенно.  В городах хуэйцы сосредоточенно проживают в кварталах близ городской заставы, а в сельской местности образуют свои села.  Кое-где проживают в смешанных селах, наряду с ханьцами и другими национальностями. 

На основе ислама и культурных традиций ханьцев, перенятых хуэйцами, сформировалась специфическая хуэйская культура.  Влияние китайской архитектуры явно просматривается в конструкции двух Шэньсийских (хуэйских) мечетей, построенных при династии Цин в Инине и Урумчи.  Элементами зданий являются традиционные в китайском зодчестве взлетающие углы кровли, орнаментированные балки, галерея, круглые деревянные колонны.  Отличием является направление входа, обращенного на запад.  Хуэйцы придерживаются мусульманских обычаев свадьбы, похорон, состава пищевого рациона и праздников.  В отличие от уйгуров Новый год справляют на «жоуцзыцзе», малый Новый год приходится на праздник курбан. 

На улицах хуэйских городов и поселков можно видеть харчевни, где готовят традиционные кушанья: желтую лапшу, холодную вермишель из крахмала и др.  Популярным блюдом на пирушках является мясо, приготовленное в пиалах на пару. Хуэйцы, чьи предки пришли в Синьцзян из провинций Ганьсу, Шэньси и Нинся, сохранили диалект указанных мест и некоторые обычаи.  Они носят белые матерчатые шапочки, любят напевать мотив «хуаэр». 

Маньчжуры 

По языковому признаку предки маньчжуров принадлежали к тунгуской группе алтайской семьи языков.  Маньчжурская письменность использовала монгольский алфавит.  Однако уже много поколений маньчжуров говорят на ханьском языке и пользуются ханьской письменностью.  Раньше маньчжуры носили сложные фамилии, например, Айсин Гиоро, Тунцзя и др, но потом произошла китаизация имен и фамилий, например, фамилия последнего цинского императора из дома Айси Гиоро стала «Пу», вместо «Тунцзя» стали употреблять фамилию «Тун» и т.п. 

Появление маньчжуров в Синьцзяне отно­сится к периоду, когда цинское правительство объединило под своей властью районы к югу и северу от Тяньшаньских гор и маньчжурские знаменные войска вступили в Синьцзян, сопро­вождаемые обозами с семьями и скарбом.  За прошедшие с тех пор несколько столетий маньчжуры внесли свой вклад в охрану границ, поставив заслон на пути экспансии Царской России на восток.  По статистике 1998 года, численность маньчжуров в Синьцзяне составляет 20907 человек, они проживают главным образом в городах Урумчи, Чанцзи (Чанцзи-Хуэйского автономного округа), уезде Цитай и Илийском округе. 

Раньше маньчжуры заплетали волосы в длинную косу, носили халаты «ципао» с запахом на правую сторону и безрукавный жилет «магуа». Уже в период новейшей истории «ципао» стал  широко распространенной национальной одеждой китайских женщин.  Раньше маньчжуры жили в домах, напоминавших по форме мешок, непременной принадлежностью которых была обогреваемая лежанка-кан, сквозь которую проходит дымоход.  Сегодня маньчжуры живут в домах современного типа. 

В годы Цинской династии маньчжуры либо занимали посты в администрации, либо служили в армии, иными словами находились на казенном обеспечении.  Они никогда не занимались земледелием.  Запрещались браки маньчжуров с ханьцами.  Иное дело сегодня. Маньчжуры подвизаются на разного рода поприще, нередкими стали смешанные браки с ханьцами.  Обычаи праздников, свадеб и похорон в основном аналогичны ханьским.  Да и в остальном разница в обычаях маньчжуров и ханьцев постепенно стирается.  Маньчжуры уделяют большое внимание образованию детей и имеют сра­внительно высокий культурный уровень.  По количеству научно-технических работников маньчжуры не уступают ханьцам, а по удельному весу даже превосходят последних. 

Сибоцы 

По языку сибоцы относятся, как и древние маньчжуры, к тунгусской группе алтайской языковой семьи.  Но в отличие от маньчжуров, перешедших на китайский язык и письменность, сибоцы до сих пор пользуются исконным сибоским языком и письменностью. 

В разные исторические периоды китайцы называли сибоцев по-разному: «сюйбуши», «сяньбэй», «шиби», «сибо», «сибэй», «шибо», «сиво».  Лишь в конце династии Мин и начале династии Цин за ними укрепилось название «сибо».  Это было одно из маньчжурских племен, проживавшее в Северо-Восточном Китае.  В 1764 году цинское правительство мобилизовало сибоское войско в составе 1020 человек (около 4 тысяч, считая с семьями) и послало его для охраны границ в Илийский край.  Они расселились по южному берегу реки Или (сегодня Чабучар-Сибоский автономный уезд).  Эти сибоцы в свое время дали отпор войскам Царской России, участвовали в подавлении мятежей и внесли вклад в хозяйственное освоение Илийского края, создав военно-земледельческие поселения. 

В социальном устройстве сибоцы придерживаются системы «хала-мокунь».  «Хала» - одна большая фамилия, после пятого колена происходит отделение фамилий «мокунь» (субфамилий).  Сегодня для обозначения «хала» и «мокунь» существуют параллельные китайские фамилии.  Например, сибоская фамилия «Туксели» по-китайски переводится как «Тун».  В прошлом сибоцы были язычниками, верили в многих богов, были и приверженцы шаманизма.  Сегодня среди них многие являются приверженцами ламаизма.  Сибоцы соблюдают обычай почитания предков и заботятся, чтобы могилы были в хорошем состоянии.  Жилье и быт такие же, какие были у маньчжуров периода династии Цин.  Жилой двор имеет прямоугольную форму, главные помещения обращены на восток, вдоль южной, западной и северной стен идет лежанка-кан.  В доме имеется иконостас с изображением Будды.  Сибоцы употребляют в пищу свинину, мучные изделия и пр.  Браки заключаются среди лиц своей национальности. Покойников хоронят, закапывая в землю.  Белый цвет считается недобрым.  Праздники отмечаются такие же, как у ханьцев. Единственным специфически сибоским праздником является «Праздник переселения на Запад», который приходится на 18-й день 4-го месяца по сельскохозяйственному календарю.  Сибоские женщины - большие мастерицы по части бумажной вырезки.  Стрельба из лука - излюбленный вид спорта сибоцев. 

По статистике 1998 года, численность сибоцев в Синьцзяне составляет 39511 человек, большинство проживает в Чабучар-Сибоском автономном уезде.  Сибоцы-жители Урумчи говорят на китайском языке, пользуются китайской письменностью и в основном переняли китайские обычаи быта, жилья, семейного устройства и пр. 

Сибоцы - одна из немногочисленных билингвистских народностей Китая, сохранившая исконный национальный язык и письменность, которые используются наряду с китайским языком и письменностью.  Культурный уровень сибоцев сравнительно высок, они подвизаются в разного рода профессиях.  Преимуществом сибоцев является также то, что они единственная народность, понимающая практически вышедшую из употребления древнеманьчжурскую письменность.

Дауры 

Дауры относятся к монгольской группе алтайской языковой семьи, их предки жили в долине реки Таохэ (Таурхэ, Северо-Восточный Китай) и вели начало от киданьского племени Дахар.  Главным занятием их были охота и рыболовство.  В начале правления Цинов они вошли в Юйбухатское знаменное войско, стали заниматься земледелием и скотоводством.  В 1763 году цинское правительство распорядилось послать на поселение в Илийский край 500 человек дауров и 500 человек солонов (эвенков) вместе с семьями, с тем чтобы укрепить охрану западной границы.  Переселенцы образовали на новом месте объединенный Солонский дивизион, солоны составили левое крыло, а дауры - правое.  Так в районе Или и Тачэна появились новые этнические группы: дауры и солоны.  Численность эвенков постепенно уменьшилась, и дауры стали составлять костяк поселения.  Однако название «солоны» сохранилось, напоминая о Солонском дивизионе.  После образования Китайской Народной Республики местные жители снова стали называться «даурами».  В настоящее время дауры в Китае проживают в трех районах: в Северо-Восточном Китае, Внутренней Монголии и Синьцзяне.  Причем говорят они на разных диалектах.  Диалект синьцзянских дауров близок к диалекту дауров Внутренней Монголии. 

По переписи 1998 года в Синьцзяне проживает 6394 человека дауров, они сосредоточены главным образом в Тачэнском и Илийском районах.  Как и сибоцы, дауры являются билингвистами, то есть, наряду с общепринятым китайским языком и письменностью, пользуются также исконно родным национальным языком.  Среди них немало лиц, знающих также уйгурский и казахский разговорный язык. 

Религия среди дауров не пользуется большой популярностью.  Из праздников самым большим является праздник Весны. Кроме того, отмечается день «переселения на Запад».  Одежда дауров аналогична монгольской, в сельской местности дома строятся с большим числом окон.  В помещении вдоль южной, западной и северной стен тянется лежанка-кан. Как и у сибоцев, у дауров принята фамильно-родовая система «хала- мокунь».  Обычаи свадеб, похорон и религиозных отправлений аналогичны сибоским. 

Таджики 

Племена индоевропейской языковой семьи в далеком прошлом занимали влиятельное положение в Синьцзяне, но потом верх взяли племена, говорившие на языках тюркской группы.  В настоящее время только два малых этноса в Синьцзяне говорят на индоевропейских языках - таджики и русские. 

Таджикский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи и в свое время был широко распространенным языком в Синьцзяне, а сегодня на таджикском языке говорит только одно нацменьшинство - таджики, к тому же многие таджики владеют также уйгурским и киргизским языками.  В обиходе у них уйгурская письменность. 

Таджики (от «Tajiк»- «царская корона») главным образом проживают в Республике Таджикистан, причем различают равнинных и высокогорных таджиков.  Таджики, проживающие в Синьцзяне, относятся к высокогорным таджи­кам, местом их расселения является Памир и окружающие районы.  Предки таджиков основали древнее царство Цзепаньтого, существовавшее в годы правления в Китае династии Тан.  В этих местах таджики проживали несколько столетий, и при династии Цин приняли участие в войнах по оказанию отпора внешним захватчикам.  После освобождения Синьцзяна в Ташкургане был образован Таджикский автономный уезд.  По статистике 1998 года, численность таджиков в Синьцзяне составляла 39600 человек, из них 28298 человек проживали в Ташкурган-Таджикском автономном уезде. 

На протяжении истории таджики верили в шаманизм, зороастризм, буддизм.  И сегодня в народе жива традиция поклонения богу горы Музтаг.  Таджики верят в бессмертие души и в то, за добро добром и воздается, а порок будет наказан (добродетельный после смерти попадет в Небесное царство, а сотворивший зло, превратившись в дождь и снег, попадет в ад, где его душа перевоплотится в скотину, птицу или дерево-траву).  Эти поверья живы до сих пор.  В настоящее время таджики относятся к мусульманской шиитской секте, но публичные культовые мероприятия устраиваются редко, мечети строятся в ограниченном количестве, молитву совершают в собственном доме.  Широко странен культ Мазара. 

Наряду с праздниками курбан и жоуцзыцзе отмечаются праздники «баратицзе» и «нолуцзыцзе» (наступление весны).  В народе широко распространены поверья, связанные с культом гор и рек. 

Главным занятием синьцзянских таджиков является скотоводство, на втором месте земле­делие.  Разводят яков, коз, лошадей.  Главной культурой является голосемянное просо «цинкэ».  Образ жизни полуоседлый-полукочевой.  Селения таджиков располагаются в долинах на высоте около 3000 метров над уровнем моря.  Дома строятся прямоугольной формы с плоской крышей, каменно-деревянной конструкции.  Дверь дома обращена на Восток, внутри, вдоль четырех стен тянется глинобитная лежанка-кан, в некоторых высокогорных селениях живут в войлочных хижинах. 

Следуя мусульманскому обычаю, таджики употребляют в пищу мясо мелкого и крупного рогатого скота, также молочные продукты.  Браки заключаются среди членов одной национальности, похоронный обычай включает предание земле покойника, останки которого завертывают в белую ткань.  Женщинам запрещается приб­лижаться к могиле, где похоронен мужчина.  Охотничью добычу делят среди сельчан.  Таджики придерживаются непритязательного образа жизни, дома не запираются, почти не бывает случаев воровства.  Одежда таджиков отличается своеобразием.  Мужчины носят каракулевые шапки с высокой тульей, женщины носят вышитые круглые тюбетейки, отделанные лентами.  Как мужчины, так и женщины носят челнообразные сапоги красного цвета из овечьей кожи на подметке из ячьей кожи. 

Русские 

Русские говорят на русском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи.  Как представители белой расы они имеют светлый цвет волос, голубые глаза.  Однако в сегодняшнем Синьцзяне большинство русских являются метисами-потомками от смешанных браков русских с ханьцами и другими народами желтой расы.  Численность этнических русских в Синьцзяне невелика, 9337 человек по статистике 1998 года.  Они проживают главным образом в городах Инине, Тачэне, Алтае, Урумчи, Шихэцзы. 

Появление этнических русских в Синьцзяне относится ко времени уже после того, как в России произошла Октябрьская революция.  До этого в Синьцзяне проживали лишь русские купцы.  Во время гражданской войны и коллективизации в России большое количество белогвардейцев и кулаков бежали из России в Синьцзян.  В 1935 году на Съезде народов Синьцзяна русские под названием «гуйхуацзу» («натурализованная национальность») были впервые признаны как жители, официально проживающие в Синьцзяне.  После мирного освобождения Синьцзяна (1949) этническим русским было возвращено их исконное название «русские».  За прошедшие десятилетия многие этнические русские обза­ведясь в Синьцзяне семьями и потомством, некоторые хорошо говорят на нескольких языках, в том числе и ханьском, и взяли себе ханьские имена. 

Религией русских является православие.  Живы православные традиции и обряды: крещение новорожденных, свадьба в присутствии священника, освящающего молитвой и осеня­ющего крестным знамением молодоженов, похороны с отпеванием покойника и молитвой священника, празднование Пасхи и Рождения Христова.  Черный цвет у русских считается траурным, при ухаживании женщине препо­дносятся красные цветы, белый цвет олицетворяет чистоту и непорочность.  У русских принято выбирать подругу жизни по любви, причем жениху необязательно дарить подарки невесты.  Похоронный обряд включает предание останков покойника земле, на могильном холме устанавливается крест.  Едят русские, употребляя столовые приборы: вилки, ложки и ножи.  Как видно, по образу жизни и обычаям русские сильно отличаются от восточных народов. 

Первые мигранты из России занимались в Синьцзяне земледелием и ремесленными промыслами.  Вместе с ними в Синьцзян пришли принятые на Западе элементы производства и культуры: плодоводство, покрой одежды (европейский костюм, женские платья), музыкальные инструменты (гармонь, балалайка), песни и танцы (чечетка и др.), обычай пищи (хлеб, варенья, молочные продукты) и пр.  Самые первые в Синьцзяне водители машин происходили из русских, русские садоводы принесли с собой технику прививки саженцев и улучшения сортов плодовых деревьев, а также неизвестные дотоле в Синьцзяне сорта овощей и породы домашнего скота.  Русские любят песни и пляски, умеют культурно организовывать досуг.  Они соблюдают личную гигиену и поддерживают чистоту в жилищах.  Проживающие в городах русские подвизаются на поприщах школьного преподавания, здравоохранения, мелкого ремонта, транспорта и ремесленных промыслов.  Русские, проживающие в сельской местности, занимаются земледелием и разведением скота. 

Вместе с русскими в Синьцзян пришли не только европейский образ жизни и производства, но и научные знания.  Именно русские стали первыми в Синьцзяне распространителями европейской культуры. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования