header left
header left mirrored

Шуй и Мулао

По данным 1953 г., в КНР проживает 134000 чел. народности шуй. Расселены они главным образом в провинции Гуйчжоу. В январе 1959 г. в уезде Саньду, где проживало 10700 шуй, был образован автономный уезд их национальности.

Самоназвание — шуй, айшуй. Буи называют их бушуй, китайцы — шуй илй шуйцзя. После образования КНР термин шуй был принят в качестве единого названия всей народности.

Язык шуй относится к дун-шуйской подгруппе чжуан-дунской группы китайско-тибетской семьи языков. Диалектальные различия невелики. Подавляющее большинство народа владеет также и языками соседей, прежде всего китайским. В прошлом имела культовое назначение своеобразная пиктографическая письменность, многие знаки ее напоминали перевернутые иероглифы.

Исторические данные и основные занятия

Древняя история и этногенез шуй является частью общей истории чжуан-дунских народов. Первое упоминание названия собственно шуй встречается в китайских хрониках XV в. Хроники сообщают, что когда жившие в равнинных местах шуй занимались уже земледелием, то в горах уровень земледелия был очень низок, поэтому определенную роль продолжала играть охота. Уже при династиях Тан и Сун (VII—XIII вв.) в местах современного проживания шуй были организованы военные округа, из столицы были присланы чиновники. В XV в. вводится система ту-сы. История шуй полна примеров героической борьбы за независимость. Крупными восстаниями отмечены 1432, 1479, 1484 гг. После начала Тайпинского восстания шуй под руководством своего предводителя Пань Синь-цзяна совместно с другими соседними национальными меньшинствами поднялись на борьбу. В 1906—1907 гг. прокатилась волна антиимпериалистических восстаний шуй и мяо. В 40-х годах выступления против гоминьдановцев происходили почти ежегодно, принимая массовый характер. В народной революции шуй принимали активное участие.

Основным занятием шуй является земледелие. Весьма благоприятные природные условия позволяют им получать по два урожая в год. Основными культурами являются заливной рис и кукуруза, а затем батат, пшеница, овощи. Из технических культур выращивают хлопок, коноплю, индиго и т. д. Прежде урожаи были очень низкими. Урожай риса, например, в среднем не превышал 200 цзиней с одного му, что объяснялось крайне отсталыми методами обработки полей: в некоторых местах до самого последнего времени сохранялся подсечно-огневой способ. Поле обрабатывали мотыгой или вспахивали деревянным плугом с железным сошником. Удобрений почти не вносили. В последние годы было проведено улучшение агротехники, увеличена ирригационная сеть, внедрены более совершенные сельскохозяйственные орудия. Были подняты массивы целинных земель. Появились новые сельскохозяйственные культуры.

Важное значение имело ремесло. Почти в каждой деревне были свои кузнецы, каменщики, столяры; большого искусства достигло, как и у соседних буи, плетение из бамбука, резьба по дереву и камню. Эти занятия считались мужским делом, а женским — ткачество и окраска тканей. Женщины шуй — искусные вышивальщицы, своими вышивками они украшают национальную одежду.

Животноводство не имело сколько-нибудь существенного значения. Шуй разводят в небольшом количестве буйволов, быков, лошадей — для рабочих и транспортных нужд, а также свиней, коз, овец, кур, уток и т. д., мясо которых идет в пищу.

Перед 1949 г. по уровню социально-экономического развития шуй стояли на той же ступени, что и соседние с ними буи. Классовое рас^ слоение было ярко выражено. Так, по уездам Саньду и Липо помещикии кулаки составляли всего 9.12% общего количества населения, а владели 35.51% всей земли; у бедняков и батраков, составлявших свыше 50% населения, было всего около 20% ^емли. Если семья помещика получала в год в среднем по 2400 цзиней риса, то семья бедняка или батрака — менее, чем по 200 цзиней. Аренда земли ложилась тяжелым бременем на крестьянина, он вынужден был жить впроголодь, залезать в долги к деревенскому богачу.

Материальная культура

Деревня обычно разбросана по склону горы, близ небольшой реки. В деревне живет около 10 родственных семей. Жилище бывает двух типов: двухэтажное и одноэтажное. В двухэтажных домах (как у чжуан) первый этаж отведен для скота, второй — жилой. Дом у шуй, как и у всех других соседних чжуан-дунских народов, представляет деревянную каркасно-столбовую конструкцию, стены забраны досками, крыша черепичная. В жилом этаже по бокам расположены спальные комнаты, отгороженные деревянными стенками. В этих же комнатах хранятся личные вещи членов семьи. У стены центральной комнаты, напротив двери, выгораживается еще небольшая спальная комната для стариков. Перед перегородкой находится алтарь предков. В этой же комнате стоит стол, небольшие скамейки. В некоторых домах продовольственные запасы хранятся на чердаке. Но очень часто в стене, по обеим сторонам от спальной комнаты стариков, прорублены еще две двери, ведущие к небольшим деревянным домашним складам, где хранятся запасы продовольствия. Очаг находится обычно в правой стороне центральной комнаты. Пищу готовят женщины. Едят шуй обыкновенно три раза в день. Основной продукт — рис, далее кукуруза и батат, очень любят клейкий рис, рыбу, свинину, предпочитают кислые и перченые блюда. Утварь такая же, как и у буи и дун, живущих по соседству.

Женщины сами ткут материю и сами шьют одежду преимущественно черного цвета. Мужская одежда шуй в основном одинакова с чжуанской мужской одеждой: левополая куртка или иногда у стариков длиннополый халат без ворота, широкие штаны. Женская одежда состоит из левополой кофты без ворота или же прямозастежной кофты, завязываемой спереди, с широкими рукавами, и штанов. Несколько десятилетий тому назад еще носили юбку. Головным убором служит довольно длинный кусок материи, повязываемый вокруг головы наподобие тюрбана. Носят сандалии, сплетенные из травы или рисовой соломы, или матерчатые туфли. Женщины носят большое количество серебряных украшений, особенно на шее, а также колец, серег, браслетов. Разнообразны украшения для заколки волос, среди них есть специально предназначенные для свадебного обряда.

Семья, духовная культура

Семья малая, моногамная, патриархальная. О браке договаривались родители, не спрашивая согласия молодых. В 14—15-летнем возрасте будущих жениха и невесты при посредничестве свата заключался договор о браке. В это время устраивалось угощение и семье невесты преподносили подарки (сахар, мясо, серебряные украшения и др.), а также деньги. Через некоторое время (от полугода до 3—4 лет) устраивалась свадьба. К этому времени невесте успевали приготовить приданое. В день свадьбы в семье жениха устраивался праздник, приглашались родственники, друзья. После свадьбы молодая нередко возвращалась в дом родителей и жила там до рождения первого ребенка. С рождением первого ребенка она переселялась в дом мужа. Главой семьи был отец. После его смерти имущество делилось между сыновьями; если их не было, то между родственниками по отцовской линии.

Вдовы и вдовцы имели право вторично вступить в брак. Выходя замуж, вдова оставляла детей в доме мужа, свое же имущество забирала* Как пережиточная форма отмечались случаи левирата.

Узнав о смерти кого-нибудь из жителей деревни, все приходили в дом покойного с выражением соболезнования. Родственники делали подношения, сообща устраивали поминки. Покойника клали в деревянный гроб. Пока покойник находился в доме, для чтения священных книг приглашался колдун (шаман). Шаман исполнял особой танец со свирелью лушэн, все присутствующие пели погребальные песни. Для похорон шаман выбирал «счастливый» день. Место для погребения устраивали обычно на склоне горы. Существовал трехлетний траур, по истечении которого справляли поминки. Затем могилу посещали только в 3-й день третьего месяца поминовения предков.

Шуй до самого недавнего времени являлись анимистами. Они почитали множество различных духов (гор, рек, деревьев и т. д.), но их изображений не делали и храмов в их честь не воздвигали. По существующим поверьям, в каждом доме был особый дух, за которым признавалась власть и которому вверялась охрана всех членов семьи. Ему в праздники ставили угощения на отдельном столике.

Один раз в 7 или 13 лет приносились жертвы божеству риса. Для принесения жертвы выбиралось время в седьмом месяце, когда рис выбрасывал колос. Шаман читал священные книги, совершал жертвоприношения, молил духа о богатом урожае.

Шаманы и шаманки лечили больных. Обычно шаманка определяла, какой дух поселился в больном или нанес ему вред, после чего шаман по совету шаманки резал курицу, свинью или собаку и приносил жертву этому духу.

Существовал также культ предков. Предкам во время праздников ставили жертвенную еду, просили их о покровительстве. Почти в каждой семье или группе родственных семей была родословная книга.

В конце династии Цин (начало XX в.) французские миссионеры пытались распространять среди шуй католичество. Католические храмы были построены в Саньду, Дуюне, Липо, но влияние католичества было незначительным.

У шуй есть свой календарь, по которому новый год — цзедунь — начинается в сентябре. Это самый большой праздник. В новогодний вечер родственники сообща приносят жертвы предкам. В эти дни все нарядно одеваются, танцуют, поют. В первый день нового года обязательно устраиваются скачки, собирающие большое количество зрителей. Праздники тесно связаны с производством. Шуй отмечали начало сельскохозяйственных работ, начало и окончание сбора урожая и т. д.

Богато народное творчество шуй. Устная литература существует в двух формах — стихотворно-песенной и прозаической. В сказках, мифах, преданиях, баснях, песнях рассказывается о происхождении народа, о его героях, о тяжелой жизни до Освобождения. Широко распространены так называемые «горные песни». Многообразно танцевальное творчество шуй; такие танцы, как «игра дракона», «танец львов», танец с лу- , шэном, танец с барабаном, пользуются большой любовью у зрителей.

МУЛАО

На территории Гуанси-Чжуанского автономного района, в уездах Лочэн, Ишань, Люйчэн, Синьчэн, живет народность мулао, насчитывающая свыше 43000 чел. Наиболее компактно мулао живут в уезде Лочэн (39 тыс. чел.).

Самоназвание мулао — буцзян.

По языку мулао относятся к дун-шуйской подгруппе чжуан-дунской группы китайско-тибетской языковой семьи. Поскольку мулао широко расселены среди китайцев и чжуан, все они говорят и на китайском и чжуанских языках.9

Не только происхождение мулао, но и их история связаны с этногенезом других народов чжуан-дунской языковой группы (в прошлом все эти народы составляли единую этническую общность, известную в китайских исторических хрониках под названием юэ или ляо). Мулао являются аборигенами на ныне занимаемой ими территории и первыми встретились с предками мяо, которые заимствовали от них методы выращивания заливного риса. Вся дальнейшая история мулао неразрывно связана с историей других соседних народов.

Еще в 1946 г. в районе Лочэна мулао вместе с другими соседними народностями поднялись на борьбу, были образованы крестьянский и женский союзы. К 1949 г. организованная партизанская борьба приняла довольно широкие масштабы. В ноябре 1949 г. эта борьба увенчалась победой.

Природные условия местности, где живут мулао, самые благоприятные для занятия земледелием.

Основными культурами являются заливной рис, кукуруза, ячмень, батат, гречиха, арахис, чеснок, хлопок, в год собирают два урожая. Уровень земледелия у мулао столь же высок, как и у соседних чжуан и китайцев, они при пахоте использовали даже лошадей.

Из подсобных занятий, кроме животноводства, видное место занимает ремесло. Свыше 200 лет назад мулао уже добывали руду и уголь, умели илавить металл. Почти в каждой деревне есть свой кузнец, столяр, каменщик, но большинство из них занимается ремеслом в свободное от полевых работ время. На юге Китая широко известны керамические изделия мулаоских мастеров, особенно своеобразны по изготовлению чайники из уезда Лочэн.

Общество мулао было феодальным, сохранялись традиции соседской (сельской) общины (поселение в одной деревне одной или нескольких групп однофамильцев и общее владение пустошами, пастбищами и лесами по горным склонам).

Деревня обычно располагается на склоне горы, вблизи водного источника. Если не было естественного источника воды, то на окраине группы семей сообща рыли несколько специальных ям для сбора дождевой воды.

Жилой дом одноэтажный, с глиняными стенами, на невысоком каменном основании, кроется черепицей, очень редко ветвями или соломой. Жилище подразделяется на 4 комнаты: восточную, являющуся загоном для скота, западную — жилое помещение и центральную, где устроен алтарь с таблицами предков; за ее стеной есть еще небольшая комната для самых старших членов семьи.

Утварь и пища такая же, как у соседних чжуан. Основной продукт — рис, особенно клейкий рис. Любят кислую и острую пищу. Едят мясо собаки. Из риса приготовляют некрепкое вино.

Одежда мужчин и женщин мулао не отличается от чжуанской. В женском костюме сохраняется традиционный передник. Женщины носят серебряные серьги, кольца, браслеты. Женщины до замужества заплетают косы, после замужества волосы закручивают сзади. Пожилые женщины повязывают голову длинным куском черной материи, наподобие головного платка.

Семья у мулао моногамная, малая. Когда детям едва исполнялось 6—7 лет, родители заключали договор о браке, а брак между 12—13-летними был самым обычным делом. Однофамильцы в брак не вступали. Невесту провожали в дом будущего мужа младший брат или жена старшего брата, сопровождавшие ее девушки несли приданое. Невеста шла иод зонтом, который, как считалось, предохранял от злых духов. Зонт нес один из сопровождавших. При входе в дом она поднимала сошник в знак будущего счастья; войдя в дом, она кланялась табличкам предков и родителям мужа. После свадьбы молодая возвращалась в дом своих родителей, где иногда жила до рождения первого ребенка. У мулао также существовал обычай принятия зятя, при этом он и дети носили фамилию жены.

По своим религиозным воззрениям мулао являются анимистами. Наиболее почитаемыми являются божество очага и божество земли. В каждом доме оформлен алтарь в честь предков семьи. В деревнях •существовали храмы, в которых обычно весной и осенью устраивались жертвоприношения (обычно в жертву приносили свинью). У мулао существовал также культ Паньху. Все религиозные обряды у мулао выполняли колдуны, которыми нередко были и женщины. В местах расселения мулао бывали также даоские и буддийские монахи, а с начала XX в. и католические проповедники, однако все они не имели сколько- нибудь существенного влияния на местное население.

Праздники у мулао такие же, как у соседних чжуан, китайцев, мао- нань. Одним из самых* любимых праздников является праздник 15-го дня восьмого месяца по лунному календарю. Во время этого праздника вся молодежь принимала участие в гуляниях цзоупо, юноши и девушки в песнях объяснялись в любви, воспевали красоту друг друга, природы. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования