header left
header left mirrored

Пуми, Ну, Дулун, Лоба

Народность пуми (свыше 15 тыс. чел.) живет в северо-западных районах провинции Юньнань, в уездах Ланьпин — около 8 тыс. чел. (с самоназванием пуинми), Нинлан — свыше 4 тыс. чел. (с самоназванием пужими), а также Лицзян, Юншэн, Вэйси и т. д.). Соседние народы— наси, и, бай, лису, тибетцы и др. — зовут пуми по-разному: лицзянские наси зовут их бс, лису — люлюпа и т. д.

По лингвистической классификации язык пуми относится к тибетской ветви тибето-бирманской группы языков, однако занимает в названной группе обособленное положение, существенно отличаясь от языков этой группы по лексике, грамматике и особенно фонетике. Пуми не имеют своей письменности. Нинланские пуми пользуются тибетским письмом, а ланьпинские и лицзянские также и китайской иероглификой.

Исторические хроники сообщают, что пуми пришли в районы их нынешнего обитания в XIII в. вместе с монголами из более северных районов. У пуми также существуют предания, рассказывающие об их движении с севера на юг. Небезынтересно отметить, что маршрут их движения, но легендам, совпадает с маршрутом движения монголов в Юньнань. В исторической литературе пуми Юньнани наряду с этнографической группой тибетцев сифань провинции Сычуань до самого последнего времени были известны под традиционным общим названием сифань, а также бацзюй. В течение нескольких веков самостоятельного этнического развития, находясь в тесных постоянных контактах с соседними народами, особенно наси и тибетцами, пуми сформировались среди тибетских народов как самостоятельная этнографическая группа.

Основное занятие пуми — богарное земледелие, из пахотных земель свыше 90% расположены по склонам гор. Выращивают преимущественно кукурузу, ячмень (в том числе цинкэ), овес, гречиху и т. д. Возделываемое поле на некоторое время оставляют в целях повышения его плодородия, так как до самого последнего времени удобрений не вносили. По способу обработки земли, составу сельскохозяйственных орудий пуми в общем не отличаются от соседних народов. Большую роль играет животноводство (разводят коз, коров, свиней и т. д.), а также птицеводство (главным образом куры), пчеловодство. Среди подсобных занятий сохраняют определенное значение охота и собирательство (в основном сбор лекарственных растений). Широко развито домашнее ремесло (изготовление кузнецами сельскохозяйственных орудий, столярами — предметов быта, строительство жилища, изготовление материи из бараньей шерсти, плетение из бамбука и т. д.).

Жилище пуми строят из дерева. В доме сидят обычно на деревянном полу, поджав под себя ноги. Очаг устраивается на земле, т. е. этот участок досками не застилался. За очагом, у стены, устраивался алтарь в честь духов предков трех поколений.

В пище пуми основное место занимают продукты из кукурузы, ячменя. Овощей употребляют мало. Ни одна трапеза не обходится без чая.

Среди напитков следует также отметить спиртные, в больших количествах приготовляемые домашним способом.

Мужчины носят штаны и длинные куртки (почти до колен). На голове узкий кусок материи, уложенный в форме большого тюрбана. Женщины надевают длинную широкую юбку со складками, а также кофточку с запахом направо. Кофточку убирают в юбку и подпоясывают длинным матерчатым поясом. Поверх юбки носят передник. У пуми, живущих в уездах Нинлан и Юншэн, сохраняются пережитки обряда инициации: в возрасте около 13 лет в торжественной обстановке мальчики-подростки надевают штаны, а девушки — юбки, как и взрослые.

Общество пуми к середине первой половины XX в. характеризовалось феодальными отношениями. Основная масса земли была сосредоточена в руках помещиков. У них также были ту-сы из народности наси, которым они платили различные налоги, как и собственным помещикам. Во второй четверти XX в. в экономику пуми начали проникать элементы капитализма. Вместе с тем у пуми сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Так, членам одного рода запрещалось вступать в брак, прах покойников — членов одного рода хоронился в одной пещере и т. д. Сильны были традиции взаимопомощи. Члены деревни из своей среды выбирали старейшину деревни, который представлял интересы деревни п сношениях с другими деревнями, а также решал вопросы внутренней жизни деревни.

После образования КНР были проведены аграрная реформа, а затем социалистическое переустройство хозяйства пуми.

Семья у пуми малая, моногамная. После свадьбы новая семья выделялась. Только в уезде Юншэн до самого последнего времени еще сохранялась большая патриархальная семья.

У пуми уездов Ланьпин и Лицзян было распространено захоронение покойников в земле, а в уездах Нинлан и Юншэн широко практиковалась кремация.

Пуми по своим религиозным воззрениям были в основном анимистами. В частности, широко развит был культ деревьев, гор и т. д. Перед тем как пить чай или другие напитки, в том числе спиртные, полагалось прежде всего плеснуть на треножник. У пуми были свои шаманы — ши- сиби. Шаманизм у пуми имеет тот же характер, что бон у тибетцев и дунба у наси. При похоронах шаманы в уездах Ланьпин и Нинлан «открывают дорогу душе покойного», т. е. как бы указывают ей дорогу в старые места обитания предков на севере. В уезде Нинлан есть пуми буддисты (ламаисты), а в уезде Ланьпин — даосисты.

У пуми существует много разнообразных запретов, в частности женщине запрещается проходить в доме между алтарем предков и очагом.

Наиболее значительным праздником у пуми является Новый год. Все основные праздники проводятся в свободное от сельскохозяйственных работ время. В период праздничных веселий проводятся также ‘‘качки на лошадях, перетягивание каната, борьба и т. д.

НУ

Численность ну составляет приблизительно 12 800 чел. В Юньнани они расселены в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну, а также в уездах Бицзян, Фугун, Ланьпин, Вэйси. Ну населяют также уезды Чаюй и Чавалун района Чамдо.

Самоназвания ну различны: ну, эну, нусу, жожо. Соседние народности называют ну по-разному: нуба, нани, нужанъ, ча, эбанъ.

Основное занятие ну — земледелие. На орошаемкх полях они выращивают пшеницу, некоторые сорта проса, овес, рис, бобовые, овощи, ямс, таро, коноплю, но главным образом кукурузу и гречиху. Наряду с деревянной мотыгой, сохранявшейся до самого последнего времени, употребляли железные сельскохозяйственные орудия, заимствованные у сифань и бай. Сейчас землю обрабатывают плугом, в который запрягают обычно пару быков. Прочно сохранялся подсечно-огневой способ обработки земли, но ну знали и искусственное орошение. Не менее важное занятие — охота на диких животных и птиц. Скотоводством ну не занимаются, но содержат крупный рогатый скот (преимущественно буйволов), который выменивают у соседних народностей. На реках сетями ловят рыбу. Из подсобных промыслов и ремесел развито изготовление из бамбука посуды и различного назначения корзин, ткачество (из конопли), кузнечное ремесло (в меньшей мере). Ну занимаются также сбором лекарственных трав, лака, грецких орехов, плодов тунгового дерева.

До недавнего времени у ну еще сохранялись многие черты первобытнообщинной организации. Обычно в одной деревне жило несколько больших семей, происходящих от одного предка; общину возглавлял старейшина — эта. В то же время в деревне поселялись выходцы из других деревень и даже люди других национальностей, что говорит о нарушении кровнородственных связей в общине ну.

Земельная собственность выступала в двух формах — в форме частной собственности и в форме гунгэн (буквально: 'совместная обработка земли’; в дальнейшем под этим термином подразумевается, в зависимости от контекста, форма объединения нескольких семей, форма собственности на землю, участок земли, форма коллективного труда). В частной собственности находилась большая часть пахотных земель.

Древнейшая форма гунгэн сводилась к следующему. Несколько семей сообща владели участком земли рода и совместно его обрабатывали; урожай распределяли поровну между всеми семьями. Количество затраченного труда, как правило, не учитывалось. В большинстве случаев, но не всегда, члены гунгэн были сородичами.

В сельской общине уже шел процесс имущественного расслоения, но говорить о сформировавшемся феодализме у ну до 1949 г. не приходится. В то же время некоторые формы первобытнообщинных отношений — трудовая взаимопомощь, различные виды коллективного труда — уже использовались старейшинами для эксплуатации своих сородичей. Процесс феодализации общества ну ускоряло и то, что они соседствовали с народностями, где были развиты феодальные отношения, и то, что среди ну жили помещики из лису, наси*и бай, угнетавшие и эксплуатировавшие их. При всех этих обстоятельствах процесс становления феодальных отношений у ну (особенно в северных районах их расселения) шел довольно быстро.

Жилища ну сооружают двух типов: каркасные (из бамбука) и срубные (из тонкого леса). Каркасный дом обычно однокамерный. Тип поселений, как правило, кучевой, реже разбросанный.

Мужчины носят халаты до колен с запахом слева направо или длинные рубахи, а также штаны и куртку из конопляной ткани. Ну носят кожаные сандалии, икры ног прежде обматывали полосками ткани. Женская одежда — юбка и кофта; грудь и плечи женщины иногда закрывали просто куском ткани, проходящим под левой рукой и скрепленным на правом плече застежкой. Украшения носят как женщины, так и мужчины. Еще недавно был широко распространен обычай татуировки.

Основная пища — каша (особенно из кукурузы), вареные овощи, лепешки, печеный батат. Важным подспорьем является мясо диких животных и птиц, а также рыба.

У ну существует моногамный брак. Как заключение брака, так и развод сравнительно свободны.

После смерти одного из жителей деревни покойника оставляли лежать в доме и в течение 2—3 дней приносили ему пищу трижды в день. Затем его хоронили в лесу в могиле, стенки которой были забраны досками^ причем труп клали на бок. Кроме погребения в земле, ну знали и трупо- сожжение.

У ну распространен культ природы. При совершении обряда шаман ириносил в жертву духам свинью или курицу, после этого мясо их съедали все присутствовавшие. Среди ну уезда Гуншань распространен ламаизм. В последние десятилетия перед революцией в районах обитания ну в результате деятельности католических миссионеров было довольно много католиков.

ДУЛУН

Дулун расселены в провинции Юньнань. Общая численность их в КНР составляет приблизительно 2000 чел. Большинство проживает в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну, а остальные — в уезде Вэйси района Лицзян.

Единого самоназвания у дулун нет. Каждая группа называет себя или по месту обитания, или сохраняет название рода: дулун, дима, ди- були. Прежде дулун называли по-разному: цю, цюпа, лун, ло. Сейчас дулун — общепринятое и распространенное название.

Основное занятие дулун — земледелие. Дулун прежде широко использовали подсечно-огневой метод расчистки участков под посевы.

Главными сельскохозяйственными орудиями были мотыга (в основном деревянная), кое-где серп, большой нож, бамбуковая палка. В хозяйстве использовали также каменные орудия различного назначения. Дулун выращивают кукурузу, суходольный рис, цинкэ, просо, гречиху, овес, различные овощи, корнеплоды, сою, тыкву, хлопок, коноплю. Из домашних животных разводят главным образом свиней, быков же для жертвоприношений и на мясо в основном выменивают у соседей. Держат также кур. Но животноводство никогда не играло у дулун большой роли в хозяйстве. Широко развиты рыболовство (основное орудие лова — сети) и охота. Дулун наконечники стрел смазывали ядом аконита. У них была известна охота способом загона, которой руководил опытный охотник.

В связи с сезонностью занятий имели место перекочевки: на время лова рыбы — к берегам рек, где у них стояли постоянные жилища, на время полевых работ — к полям. Дулун занимаются также сбором лекарственных трав, различных корнеплодов (дикорастущий ямс), дикого меда.

Ремесло и торговля накануне образования КНР еще не окончательно отделились от земледелия. Из ремесел были наиболее развиты ткачество, плетение из бамбука, обработка железа, выделка кожи, изготовление украшений из раковин и кости.

Деревня дулун являлась поселением одной или же нескольких (обычно 5—6) родственных больших семей. Старейшина (мэнгаоба) избирался из наиболее уважаемых и опытных мужчин. Относительно важные дела обсуждали коллективно все члены рода. В деревнях дулун поселялись ну, лису. При господстве гоминьдановцев была предпринята попытка насадить у дулун систему баоцзя. Это привело к тому, что некоторые старейшины, получив реальную власть, стали заставлять сородичей работать на своих полях. Но процесс зарождения феодальных отношений, наиболее заметный в северных районах расселения дулун, не получил значительного развития.

Земля у дулун была поделена между большими семьями, но являлась собственностью всей общины. Купли-продажи земли не было. У некоторых общин сохранялся коллективный способ обработки земли (байлайху). Урожай делили строго поровну по количеству едоков вне зависимости от пола и возраста.

В некоторых случаях положение отдельной семьи упрочилось уже настолько, что она стала в состоянии своими силами обрабатывать участок земли; в этом случае урожай с этого участка являлся полной ее собственностью.

Жилище дулун можно подразделить на два типа. Дулун северных районов живут в срубных домах, обычно .трехкомнатных, поставленных на небольшие сваи. Дулун южных районов живут в удлиненных каркасных домах (из бамбука) — жилищах отдельной большой семьи. Дом состоял обычно из 8—10 помещений, где жили супружеские пары. Нередко у дулун было два дома — у реки и в полях.

Состав мужской и женской одежды был несложен. Мужчины носили глухую мешкообразную одежду с отверстиями для рук и головы, сшитую из ткани местного производства. Только сравнительно незадолго до 1949 г. начали распространяться рубахи и штаны. Женская одежда состояла из юбки и кофты с короткими рукавами. Прежде дулун не носили никакой обуви. На талии женщины носят опояски из окрашенных в красный цвет лиан. Излюбленное украшение — бусы. Кое-где еще сохраняется обычай татуировки.

Основная пища — каша из кукурузы, ячменя, проса, гречихи, риса, овса, а также овощи, различные корнеплоды, в том числе дикорастущий ямс, рыба. Дулун едят мясо диких животных, свиней, быков, но только в дни жертвоприношений или удачной охоты. В пищу употребляют также молодые побеги бамбука.

У дулун сохранялась родовая экзогамия и роды издавна были связаны между собой строго определенными брачными отношениями, приближающимися по своей форме к трехродовому союзу. Наряду с малой семьей 14 у дулун было распространено многоженство, причем часто в форме выхода замуж нескольких сестер за одного мужчину. У дулун широко практиковался левират, имели место также групповые браки, когда несколько сестер сообща выходили замуж за нескольких братьев. Девушки до вступления в брак пользовались половой свободой, причем положение внебрачных детей не отличалось от положения детей, родившихся в браке.

Покойника хоронили обычно на второй день. Способ захоронения у дулун и ну одинаков.

Дулун — анимисты; пантеон их духов довольно многочисленен. Шаманы у дулун играли главную роль во время жертвоприношения в честь духов, кульминационным моментом которого было заклание быка. Голову его затем вешали на ограду или помещали на особую деревянную полку вне дома. В результате деятельности миссионеров среди дулун известное распространение получило католичество.

Сбор урожая дулун начинали после окончания сезона дождей и особым празднеством не отмечали. Праздновали только начало сельскохозяйственных работ и этот праздник служил вехой для летоисчисления.

ЛОБА

Лоба — собирательное тибетское название (буквально означает «горец»), встречающееся в китайской литературе для обозначения этнографических групп юго-восточного Тибета (монба, шердукпен, мемба и др.), говорящих на гималайских диалектах тибетской языковой группы.

Лоба занимаются земледелием, значительную роль играет охота. В их социальной организации было много пережитков первобытнообщинного строя. По материальной культуре они резко отличаются от тибетцев — жилище у них каркасно-свайное с широкой верандой перед входом, основными элементами одежды являются накидка, набедренные повязки у мужчин и юбки и кофты у женщин. По верованиям они анимисты.

Шердукпен в основном занимаются земледелием, а также торговлей, поддерживая обмен между жителями долин и гор. Хотя власть в деревне осуществлял совет деревни, но в нем руководящую роль играли аристократические семьи. Существует две брачные группы, внутри которых браки запрещены. Шердукпен — буддисты.

Основным занятием монба является земледелие. На богаре высевают цинкэ, пшеницу, овес, кукурузу, гречиху, выращивают различные овощи, в большом количестве перец. На террасных полях культивируют рис суходольный или заливной, последний на орошаемых с помощью специально проведенных каналов землях. При пахоте пользуются деревянным плугом с металлическим наконечником, в плуг впрягается пара буйволов.

Монба занимаются разведением скота — лошадей, яков, буйволов, овец и др. Определенную роль играет в занятиях монба охота на зверей и птиц, охотятся в основном с помощью лука и стрел. Рыболовство является второстепенным занятием, более существенное значение имеет собирательство, дающее частично не только продукты питания, но и продукты обмена с живущими к северу собственно тибетцами. В районе расселения монба благодаря теплому климату растут как культурные, так и дикие плодовые деревья — сливы, груши, грецкие орехи и пр.

Среди ремесел к числу наиболее развитых относится ткачество ковров и цветных шерстяных тканей, плетение из бамбука, резьба по дереву, а также гончарство, изготовление обуви и головных уборов. Широко распространены мельницы, приводимые в движение водяными колесами. Некоторое развитие имеет ювелирное ремесло — отделка мечей серебром, изготовление украшений из драгоценных камней и металлов.

Хотя общество монба было до самого последнего времени феодальным, в структуре его немалую роль играла общинная организация, в которой сильны были родственные связи.

Члены общины избирали пожизненно одного чореина (старейшину), возглавлявшего деревенский общинной совет ленгуй, и несколько членов совета (так называемых тумин) сроком на один год. По установлениям обычного права совет ленгуй осуществлял управление делами общины, устраивал на общинные средства празднества и жертвоприношения. Обрабатываемая земля в основном находилась в частной собственности отдельных семей, пастбища и пустующие земли — в собственности общины. Среди монба широко распространены различные виды взаимопомощи — при строительстве домов, при выполнении сельскохозяйственных работ и т. д. Охотники, вернувшись с охоты, мясо убитых животных делили между всеми членами деревни.

Жилище обычно двухэтажное, каменное, по планировке одинаково с тибетским. Временным жилищем является палатка.

Основная мужская верхняя одежда — длинный халат (типа тибетской чубы), подпоясываемый шерстяным поясом. Способ ношения аналогичен тибетскому. Под халат надевают рубаху и штаны. Женская одежда состоит из кофты, юбки, безрукавки, в зимнее время часто поверх надевается длинный халат. Косы заплетают не только женщины, но и мужчины.

Основная пища, как и у тибетцев, — цзамба, соленый чай с маслом, в пищу употребляют преимущественно мясо убитых диких животных. Из риса и цинкэ готовят спиртные напитки.

Семья малая, моногамная.

По своим религиозным воззрениям монба буддисты, монастыри являются центром духовной жизни. При монастырях устраиваются пантомимические представления в масках (типа цама). 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования