header left
header left mirrored

Наси и Бай

Наси — небольшая народность, имевшая высокий уровень развития .хозяйства в сравнении с другими соседними народами юга материковой части Восточной Азии.

По переписи 1953 г. наси в КНР насчитывается 143 тыс., из них в долине р. Цзинына в уезде Лицзян северо-западной части провинции Юньнань проживает 105 тыс. Это наиболее компактная группа наси. Остальные живут разбросанно в уездах Вэйси, Нинлан, Юншэн и Чжун- дянь провинции Юньнань, в уездах Яньюань и Яньбянь, а также в тибетском автономном уезде Мули провинции Сычуань.

Сами себя наси уездов Лицзян, Чжундянь и Вэйси называют наси, .в уезде Нинлан — люйси, в уезде Юншэн — баси; есть еще самоназвания — суси, малимаша и др. Прежде китайцы называли их мосе, тибетцы — шатова, ицзу — лаймипу, бай — наси.

По языку наси относятся к языковой подгруппе ицзу тибето-бирманской группы китайско-тибетской семьи языков.

Происхождение и история

Наси этногенетически тесно связаны с древнейшими предками всей группы народов ицзу, которых, по всей вероятности, и имел в виду Сыма Цянь своем труде «Шицзи», когда говорил о «юго-западных варварах» — си- наньи, населявших исторические области Шу и Ба. Именно в этом смысле важно указание китайских хроник до периода Тан (VII в. н. э.), что в районе современного Сычуанского уезда Яньюань живут племена «белых мосо». В период Тан в IX в. знаменитый путешественник и этнограф Фань Чо прямо связывал мосе (ср. мосо) с умань, считая первых потомками этих племен. Возможно, племена умань представляли некое древнее единство современных народов группы ицзу и прежде всего самих ицзу, наси и бай.

Умань были основой шести исторических чжао,25 расселившихся в горных районах современных провинций Сычуань и Юньнань, из которых южное и явилось создателем государства Наньчжао.

В ту пору на территории современного уезда Лицзян обитало чжао (местное название племени), во главе которого стоял род Юэси, называемый также Мосе. Именно это чжао и является прямым предком современных наси. Все шесть чжао этих районов были связаны между собой брачными связями, сохраняли единство в общей борьбе с племенами туфань и танским Китаем; в 649 г. вождьв самого южного чжао (предков современного народа бай) Синуло провозгласил себя* правителем Циси, а свое чжао переименовал в великое государство Мэн. На протяжении 80 лет на юге этой области существовало государство Дамэн, а на севере пять различных чжао, находившихся только в союзнических и кровнородственных отношениях с этим южным государством.

В 728 г. на престол в Дамэн пришел внук Синуло — Пилогэ. Он принял титул вана — правителя Наньчжао и свое государство стал называть Наньчжао. Пилогэ- со своим войском атаковал и захватил северные области Вьетнама, разгромил племена долины р. Эрхэ и стал ваном — правителем Юньнани. Силы его возросли, а силы остальных пяти чжао ослабли. Опираясь на мощь своих войск, Пилогэ- объединил все шесть чжао в одно государство и стал владетелем почти всей современной территории Юньнани и севера Вьетнама. В едином государстве, созданном предками народов группы ицзу, предки наси, бывшие прежде полукочевыми скотоводами, перешли к оседлости, стали широко заниматься земледелием, используя на полевых работах военнопленных, превращенных в рабов.

С 902 г. в государстве Наньчжао начинаются междоусобицы, прежние чжао ведут борьбу за власть, силы единой монархии расшатываются; воспользовавшись этим, подвластные туфань обособляются от Наньчжао. Территория последнего резко сокращается, и, когда в 937 г. на престол вступает Дуаньсыпин, принявший для государства новое имя — Дали, от бывшего Наньчжао отпадает чжао Юэси — предков наси. Предки наси вступают в борьбу с Дали, завязывают тесные отношения с туфань и другими народами. Вождь наси Майцзун создает даже своеобразную коалицию родственных племен и родов против Дали. Когда Хубилай совершал южный поход и напал на Дали, сын Майцзуна — Алан, бывший предводителем наси, вышел встречать войска Хубилая, за что получил от него чиновничий титул.

С XV в. у наси устанавливается система местного самоуправления ту-сы, что способствует быстрому классовому преобразованию в их обществе. Уже в XV—XVI вв. господствующее положение занимают феодалы — помещики наси, эксплуатирующие подвластное им население путем взимания арендной платы и ростовщической ссуды. С этого времени все развитие экономики наси проходило под сильным влиянием культуры тай и китайских поселенцев в этих районах и во взаимодействии с этой культурой. Помещики-феодалы наси прежде всего воспринимали китайскую культуру, обучали своих детей в китайской школе,, сами становились частью аппарата и управления феодальной монархии Цин.

Сложившиеся особые исторические условия определяли высокий уровень развития земледелия у наси — основного занятия подавляющего большинства населения, возникновение торгового капитала, общее развитие культуры.

В национальном районе наси — уезде Лицзян — в начале нашего века даже издавалась китайская газета «Лицзян байхуабао».

В условиях феодализма крестьянство наси решительно боролось против феодалов и империалистов. В 1936 г., когда через уезд Лицзян проходили полки Китайской Красной Армии, революционная борьба крестьян наси приняла массовый характер. Партизаны наси громили чанкайшистов в 1948—1949 гг. и вместе с другими братскими народами добились победы.

Хозяйство и материальная культура

В преданиях сохраняется память о том, что предки наси, жившие в районах Сычуани, были ко- чевниками-скотоводами. Однако основным занятием современных наси является земледелие; разведение домашнего скота — подсобное занятие.

Наси живут в долине р. Цзинына, где плодородные почвы на равнине дают возможность выращивать на поливных участках рис, а на сухих — кукурузу и различные бобовые культуры. Техника обработки полей и земледельческие орудия — тайские, так как и земледелие наси заимствовали от тай.

Большая часть всей пахотной земли до революции принадлежала ту-сы, помещикам и монастырям, у которых крестьяне арендовали землю.

Ремесло и торговля уже сравнительно давно отделились у наси от сельскохозяйственного производства, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Ремесленники производили кустарным способом различные металлические изделия, из которых особенно славились бронзовые замки. Существовало специальное производство тканей, ба- тикование тканей; работа производилась в небольших мастерских, оснащенных маленькими деревянными станками.

Купцы наси сосредоточивали в своих руках торговлю с Тибетом и даже с Индией.

Дом был в плане прямоугольный, стены клались из глины со щебнем или из сырцового кирпича. Достатком хозяина прежде определялся вид покрытия жилищ у наси: самые бедные имели крышу из соломы, побогаче — дощатую, а помещики — черепичную.

Мужская одежда наси — тайского типа, женская одежда состоит из кофты обычно светлого (чаще белого) тона, которая заправлялась в длинную юбку темного цвета. Женщины носят длинные штаны, низ которых, украшенный узором, виднеется из-под юбки. Поверх кофты надевается нагрудник.

Ходят наси босиком; женщины и мужчины на голове укладывают кусок ткани в виде тюрбана, а незамужние женщины носят кожаную шапочку, напоминающую тюбетейку.

Семейно-брачные отношения

Для группы наси уезда Нинлан характерны пережитки материнского рода. У них счет родства идет по материнской линии. Брак дислокальный.

Община объединяет родственников со стороны матери. Дети носят имя матери. Воспитание детей лежит на жене, и дети считаются принадлежащими ее семье. Муж только навещает свою жену ночью, оставаясь днем работать в общине матери.

У других наси семья малая, патрилокальная. Дети живут с родителями до вступления в брак, после чего отделяются и живут своей семьей. Существует свобода добрачных связей молодежи, предпочтителен ку- зенный брак. Обычный брачный возраст — 15—16 лет.

При заключении брачного договора выкуп за невесту состоял из нескольких голов крупного рогатого скота и овец. Родителям в какой-то мере было предоставлено право окончательного решения судьбы любящих друг друга. В том случае, если отец или мать не соглашались на брак, молодые иногда совершали самоубийство. Они уходили далеко в горы, там пели, веселились, а затем кончали с собой, бросаясь в пропасть или в горное озеро. О таком обычае сложены даже песни, имеющие название юфу — песни о тех, кто отдал свою жизнь во имя любви.

Религия и верования

Среди наси уездов Лицзян, Юншэн и Нинлан многие исповедуют ламаизм, но, кроме этого, сохраняется и своя религия дунба, которую некоторые исследователи считают связанной с тибетской религией бон. Служитель культа дунба называется также дунба, он должен знать пиктографическое письмо наси, которым написаны специальные оракульские каноны. Дунба прежде «лечил» больных путем изгнания бесов и злых духов, для чего совершал в доме больного ритуальную, скорее всего шаманскую, пляску.

Наси поклонялись как самому сильному существу в природе духу «Горы яшмового дракона», которому устраивали специальные родовые жертвоприношения в начале года, на них приглашенный дунба исполнял древние гимны. В шестой лунный месяц устраивали жертвоприношения в честь умерших предков.

В ряде групп наси наряду с общераспространенным погребением в земле сохраняется трупосожжение, а иногда погребение с последующим отрытием трупа и сжиганием его.

Народные праздники, фольклор

Наиболее распространенные обряды, связанные некогда с культом поклонения духу водной стихии и духам, обеспечивающим урожай на полях, превратились в народные праздники.

Одним из них — праздником молодежи — является праздник «на речных волнах», который устраивается ежегодно 15-го числа третьего лунного месяца.

Молодежь, юноши и девушки, садятся в лодки и ездят допоздна с зажженными факелами по реке, распевая песни.

Интересен производственный праздник молодежи—«топтание проса». В начале четвертого месяца, когда просо дает ростки, молодежь приходит на поле и устраивает веселые пляски прямо на ростках. После такого топтания просо, якобы растет быстрее. Считалось, что молодежь своими действиями ублажает духов земли и урожая. Народ наси — творец прекрасных фольклорных произведений, эпических сказаний, песен, сказок, легенд и басен. Студенты из народности наси Ню Сянкуй и Му Личунь в 1956 г. собрали большой свод фольклорных произведений своего народа, получивший название «Третье государство в горах Яшмового дракона».

Наси, подобно ицзу, сохранили с эпохи Наньчжао свою собственную письменность двух типов — пиктографическую, называемую дунба, распространенную среди служителей культа, и слоговую гэба, мало распространенную; не получила распространения и система латинизированной письменности наси, предложенная миссионерами. Только после 1949 г. наси стали пользоваться новым алфавитом, который поможет сделать богатства культуры этого народа доступными широким массам.

БАЙ

Бай населяют западную часть провинции Юньнань, главным образом уезды Дали, Дэнчуань, Эръюань, Юньлун. Цзяньчуань, Ланьпин..Основная часть бай расселяется в зоне Дали-Цзяньчуань. Бай живут также в других уездах этой провинции, например в уезде Бинцзяне, в районе Нуцзян.

В 1956 г. был образован Далийский автономный округ бай. Они заселяют и низменности, и горы. Численность этой народности составляет примерно 570 тыс. чел.

Самоназвание бай — байцзы, байхо; группа бай, насчитывающая около 30 тыс. чел., называет себя байки, они частью живут в районе Нуцзян, частью в уезде Ланьпин.

Китайцы называют их бай. Прежнее название минъцзя ныне вышло из употребления. Соседние с бай народности называют их различно. Так, лису Лицзяна называют их лэмо, наси Ланьпина — пажа.

Язык бай относится к тибето-бирманской группе к подгруппе ицзу. Он распадается на диалекты. В языке обнаруживаются значительные заимствования из китайского, что объясняется длительным культурным контактом бай с китайцами.

Историческая справка

Среди китайских ученых существовало несколько точек зрения относительно происхождения бай. Их связывали с тай, с цянами, с китайцами и т. д. Бай являются аборигенами мест своего нынешнего заселения.

Во^П в. до н. э. в районе оз. Эрхай жили племена, считающиеся предками бай, в хозяйстве этих племен большую роль играло скотоводство. К III в. н. э. земледелие стало уже преимущественным занятием этих племен. К этому же приблизительно времени относится образование племенного союза. В VII—IX вв. н. э. население долины р. Сиэр называли хэманъ или михэбайманъ. То были уже древние бай. С этой эпохи основным занятием древних бай, живших на равнинах, стало земледелие. Последующее развитие производительных сил привело к распаду у равнинных бай родо-племенных отношений. По мнению многих китайских исследователей, в обществе бай в период государства Наньчжао определенное значение имел рабовладельческий уклад.

В VIII в. н. э. район Дали вошел в состав государства Наньчжао, соз- . данного древними ицзу и другими родственными народностями. С VIII в. у бай появляются металлические сельскохозяйственные орудия, в том числе плуги. Они начинают переходить к плужному земледелию, используя буйволов как тягловый скот. С этого же времени в обществе бай начинается становление феодального уклада. В 902 г. Наньчжао пало, просуществовав 164 года. В 937 г. древние бай объединились в государство Дали, существование которого ознаменовалось дальнейшим ростом земледелия, ремесла, торговли, городов. Феодальные отношения в Дали получили дальнейшее развитие, но рабство сохраняло еще довольно прочные позиции.

Государство Дали пало в 1253 г., разгромленное Хубилаем. Во время династии Юань, правившей в Китае, в районе Дали был учрежден округ. В последующие периоды включенный в состав Китая район Дали стал политическим, экономическим и культурным центром запада провинции Юньнань. После XIII в. завершается феодализация общества бай, живших в долинах.

Уже в то время у бай были, с одной стороны, крупные землевладельцы-феодалы, с другой — крестьяне-общинники. В городах жили профессиональные ремесленники и торговцы, появились меняльные лавки, открывались мелкие ремесленные предприятия, началась разработка руд-

ников и т. п. Город Сягуань стал важным торговым центром. Развитию этих районов способствовало тесное соприкосновение бай с другими народами. В период XIV—XVI вв. переселение китайцев в Юньнань было особенно интенсивным, что еще более усилило влияние китайцев в этих районах. С начала XX в. в обществе бай появляются ростки капиталистического уклада. Возникают небольшие промышленные предприятия (мыловаренные, кожевенные, спичечные). Некоторые помещики бай начинают вкладывать свой капитал в торговлю и местную промышленность. Из среды беднейшего крестьянства начал выделяться слой пролетариев, работавших по найму на этих мелких предприятиях. Но процесс становления капиталистических отношений не получил у бай достаточного развития, ко времени образования КНР общество бай оставалось в основе своей феодальным.

В то же время в горных районах сильные пережитки первобытнообщинных отношений сохранялись вплоть до середины XX в.

Во времена гоминьдановского господства крестьяне бай испытывали двойной гнет — со стороны своих феодалов и китайских чиновников. Поэтому уже в начале 1949 г. бай вместе с другими национальностями создали революционные опорные базы на северо-западе Юньнани и начали открытые военные действия против чанкайшистов. Когда же НОА освободила юг Дали, бай вместе с соседними народностями поднялись на вооруженное восстание и при помощи частей НОА добились своего осовобождения.

Занятия

Основным занятием является земледелие. Оно носит ярко выраженный зональный характер: культивирование тех или иных культур определяется высотой местности над уровнем моря. Крестьяне в долинах выращивают главным образом рис на заливаемых полях. Из других культур возделывают таро, сахарный тростник, чай, коноплю, а также разводят шелкопрядов. Земледельцы выращивают различные овощи (лук, чеснок), сажают плодовые деревья (персики, сливы, личжи). Горные бай культивируют суходольный рис, пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Сельскохозяйственные орудия бай сходны с теми, какими пользуются чжуан-дунцы. Они употребляют легкий плуг без полоза. В то же время у горных бай еще накануне 1949 г. был широко распространен подсечно-огневой способ. Помимо земледелия, бай занимаются скотоводством, которое также носит зональный характер. Оно особенно распространено в горных районах. Разводят буйволов (выше в горах они сменяются горбатыми быками типа зебу), лошадей, овец, коз, свиней, а также птицу (в долинах).

Бай, живущие по берегам оз. Эрхай, занимаются также рыболовством.

Ремесло у бай имеет давнюю традицию. Уже во время Наньчжао они знали ткачество, обработку различных металлов (в том числе железа). Основанные в Наньчжао города Дали, Сягуань, Наньгуань Дэнчжоу уже в то время были центрами ремесла и торговли. Особенно же развивалось ремесло в период государства Дали. Город Дали является центром обработки мрамора. Мастера бай при изготовлении изделий из этого камня (экраны, надгробья и т. п.) умело используют естественный рисунок мрамора. Бай занимаются также изготовлением индиго, соляным промыслом.

Социальный строй

Социальные отношения у бай отличались значительной сложностью. Господствующими были феодальные отношения, земля в основном принадлежала помещикам. Они эксплуатировали не только крестьян бай, но и крестьян других национальностей, особенно ну, дулун, лису. В то же время у некоторых групп бай, живших в горах, еще или сохранялась общинная собственность на пахотные земли, или же они находились в собственности больших семей. У бай Нуцзяна наряду с этим сохранялись методы коллективной обработки земли. В то время как классовое расслоение у бай горных районов было выражено очень слабо, равнинные бай по своему социально-экономическому строю почти не отличались от соседних китайцев.

В 1952 г. среди бай, живущих на равнинах, была осуществлена аграрная реформа. Здесь демократические и социалистические преобразования проводились в целом в той же форме и теми же методами, что и у китайцев. В горах народные власти также осуществили важные мероприятия: крестьянам выдавали ссуды для развития хозяйства, предоставляли сельскохозяйственные орудия.

Материальная и духовная культура

Традиционное жилище бай представляет собой каркасно-столбовой дом с глинобитными или сырцово-кирпичными стенами. Встречаются также кирпичные дома, в горных районах кое-где сохранились срубные; крыша черепичная, окна с рамами китайского типа. Нередко бай вдоль фасада дома пристраивают галерею. Дом, как правило, двухэтажный. Низ состоит из трех комнат. Верхнее помещение потолка не имеет и перегородками не делится. Очага в доме нет.

Длительный культурный контакт бай с китайцами отразился на их одежде. Мужчины бай носят прямозастежные куртки, штаны с широким шагом. Женская одежда состоит в основном из кофты, запахиваемой на правую сторону, и халата. Из сохранившихся национальных элементов одежды можно отметить короткие накидки из войлока, шкур или шерсти,, которые носят как мужчины, так и женщины. Эти накидки характерны для большинства народов группы ицзу. В холодную погоду и мужчины и женщины надевают безрукавки из шерсти. Из обуви носят соломенные сандалии и матерчатые закрытые туфли с матерчатой прошивной подошвой (северокитайского типа).

Основу пищи составляет отварной рис с различными приправами,, пшеничные, овсяные, гречишные лепешки (главным образом у горных бай), мясо домашних животных и птицы. Из напитков широко распространен чай, который перед заваркой слегка «поджаривают» на огне в глиняном чайнике.

Семья у бай малая, брак моногамный. Еще в недалеком прошлом у них были широко распространены большие семьи, объединявшие 3—5 поколений.

Существование больших семей отразилось и на усадьбе. Поселения (в низинах они насчитывают иногда несколько сотен дворов) состоят из усадеб, обнесенных глинобитной или каменной оградой. На территории усадьбы расположено несколько домов, в которых живет группа родственников по отцу. На усадьбе имеется об»ычно одна летняя кухня с трубой, где готовили еду хозяйки всех малых семей этой распадавшейся большесемейной общины. На территории усадьбы находились также хлев, птичник, иногда не разделенные, иногда уже поделенные на части. Но единое хозяйство общины уже в 1948—1949 гг., как правило, распалось.

Из бытующих в семейно-брачных отношениях пережитков можно отметить стремление избегать заключения браков между однофамильцами. У бай предпочтителен кросскузенный брак, в семейной обрядности сильно китайское влияние.

Женщина как в семье, так и в хозяйстве занимает важное место, ее мнение имеет немалое значение в делах.

В VII в. в районы расселения бай проник буддизм северного толка, который с тех пор широко распространился. Некоторая часть бай исповедует даосизм. Вместе с тем в деревнях бай сохранились анимистические верования, культ духа вождя племени. Сохранились пережитки культа деревьев. В центре селения обычно росло большое старое дерево (часто баньян), около которого располагался храм предков. Это дерево почитали все жители деревни.

Бай отмечают национальные праздники, приходящиеся на конец весны и лето.

Самобытная культура бай имеет древнюю историю. Она складывалась во взаимодействии с культурой других народов: так, в музыке заметны элементы, свойственные также музыкальной культуре Бирмы. Прикладное и изобразительное искусство бай развивалось во взаимодействии € культурой Тибета, Китая, Индонезии. Но эти влияния преломлялись через призму традиции бай, что позволяет говорить о подлинной самобытности культуры этого народа. Есть также театрализованные представления (мистерии), устраиваемые во время праздников на особом помосте около дерева в центре деревни. Фольклор содержит эпические сказания, космогонические легенды, предания о борьбе бай с иноплеменными угнетателями. В Дали сохранились богатые архитектурные памятники эпохи Наньчжао. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования