header left
header left mirrored

Народность бай

Народность бай

Численность:  1 594 827 человек

Районы проживания:  пров. Юньнань, пров. Гуйчжоу

Язык:  бай.   Религия:  буддизм.

БАЙ, байцзы или байни (самоназв.; устар. кит. миньцзя)

Народ в Китае (авт. округ Нуцзян народа лису, авт. округ Чусюн народа ицзу, Тибетский авт. округ Дицин, авт. округ Дали народа бай, авт. уезд Лицзян народа наси, авт. уезд Гуншань народов дулун и ну, авт. уезд Вэйшань народов ицзу и хуэй, авт. уезд Наньцзянь народа ицзу в пров. Юньнань).  Числ. 1,67 млн. чел.  Язык бай центр. группы сино-тибетской семьи.  Распространен также кит. язык.  Верующие – буддисты, часть – даосисты. 

Предки Б. в 7-13 вв. входили в состав населения гос-ва Наньчжао.  Осн. традиц. занятия – пашенное земледелие.  Выращивают в долинах заливной рис, таро, сах. тростник, чай, коноплю, шелковицу, в горах – суходольный рис, пшеницу, овес, ячмень, гречиху.  Скотоводство развито в осн. в горах (кр. рог. скот, лошади, овцы, козы, свиньи).  Жилище Б. – каркасно-столбовой дом с глинобитными или сырцовыми стенами, обычно двухэтажный, часто окруженный галереей.  Одежда сходна с китайской:  у мужчин – куртка и штаны, у женщин – халат и кофта.  Своеобразны муж. и жен. короткие накидки из войлока или шкуры.

У равнинных Б.  к 20 в. сложились феод. отношения, в горах сохранялись общинная собственность на землю и коллективная ее обработка.  До сер. 20 в. существовали большие матрилокальные семьи, объединявшие 3-5 поколений, что отразилось на строении совр. усадьбы (населяемой группой родств. патрилокальных малых семей), часто с общей кухней и хоз. помещениями. сохраняют фольклор, нар. песни (проводятся фестивали).  Пережитки культа духов, священных деревьев.

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   М.В.Крюков

Национальность бай

В основном проживают в Дали-байском автономном округе провинции Юньнань, остальные проживают в других районах провинции Юньнань, в районе Бицзе провинции Гуйчжоу, в Ляншань-иянском автономном округе провинции Сычуань и в уезде Санчжи провинции Хунань. 

Говорят на языке бай, который принадлежит к тибето-бирманской группе сино-тибетской языковой семьи.  Существуют три диалекта: южный, центральный и северный.  Большая часть байцев умеет говорить на языке местных национальностей и китайском. 

Уже с династии Тан для записей байцы начали использовать собственную письменность на базе китайских иероглифов. В следствие длительного сотрудничества с ханьцами, байцы переняли многое из их передовой культуры, поэтому в языке байцев есть много слов, заимствованных из китайского языка, а китайские иероглифы очень рано получили распространение. 

Байцы – буддисты, также поклоняются богам-покровителям деревни. 

Бай – национальность с длинной историей и древней культурой.  Предки байцев очень рано поселились в районе озера Эрхай.  Археологические раскопки в Цанэр и Хаймэнкоу показали, что уже в конце нового каменного века в районе озера Эрхай существовали поселения людей.  Они пользовались шлифованными каменными орудиями, занимались примитивным земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, вели полупещерное существование.  Уже 2000 с лишним лет назад начали использовать орудия труда, сделанные из металлов; развивали земледелие и животноводство.  Во II в. н. э. император Ханвуди основал уезд в районе озера Эрхай.  В VIII-XIII вв. здесь постепенно появились рабовладельческое государство национальностей и и бай – Наньчжао, и феодальное государство национальности бай – Дали под владычеством княжеского дома Дуань.  Более 90% байцев занимаются сельским хозяйством, уровень развития которого достаточно высок.  Байцы сами называют себя «байцзы», «байхо», «байни», по-китайски означает белый народ.  В 1956 г. по желанию народа национальности бай им было дано официальное название, которое и используется сейчас.  

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

БАЙ

Бай населяют западную часть провинции Юньнань, главным образом уезды Дали, Дэнчуань, Эръюань, Юньлун. Цзяньчуань, Ланьпин..Основная часть бай расселяется в зоне Дали-Цзяньчуань. Бай живут также в других уездах этой провинции, например в уезде Бинцзяне, в районе Нуцзян.
В 1956 г. был образован Далийский автономный округ бай. Они заселяют и низменности, и горы. Численность этой народности составляет примерно 570 тыс. чел.
Самоназвание бай — байцзы, байхо; группа бай, насчитывающая около 30 тыс. чел., называет себя байки, они частью живут в районе Нуцзян, частью в уезде Ланьпин.
Китайцы называют их бай. Прежнее название минъцзя ныне вышло из употребления. Соседние с бай народности называют их различно. Так, лису Лицзяна называют их лэмо, наси Ланьпина — пажа.
Язык бай относится к тибето-бирманской группе к подгруппе ицзу. Он распадается на диалекты. В языке обнаруживаются значительные заимствования из китайского, что объясняется длительным культурным контактом бай с китайцами.
Историческая справка
Среди китайских ученых существовало несколько точек зрения относительно происхождения бай. Их связывали с тай, с цянами, с китайцами и т. д. Бай являются аборигенами мест своего нынешнего заселения.
Во^П в. до н. э. в районе оз. Эрхай жили племена, считающиеся предками бай, в хозяйстве этих племен большую роль играло скотоводство. К III в. н. э. земледелие стало уже преимущественным занятием этих племен. К этому же приблизительно времени относится образование племенного союза. В VIIIX вв. н. э. население долины р. Сиэр называли хэманъ или михэбайманъ. То были уже древние бай. С этой эпохи основным занятием древних бай, живших на равнинах, стало земледелие. Последующее развитие производительных сил привело к распаду у равнинных бай родо-племенных отношений. По мнению многих китайских исследователей, в обществе бай в период государства Наньчжао определенное значение имел рабовладельческий уклад.
В VIII в. н. э. район Дали вошел в состав государства Наньчжао, соз- . данного древними ицзу и другими родственными народностями. С VIII в. у бай появляются металлические сельскохозяйственные орудия, в том числе плуги. Они начинают переходить к плужному земледелию, используя буйволов как тягловый скот. С этого же времени в обществе бай начинается становление феодального уклада. В 902 г. Наньчжао пало, просуществовав 164 года. В 937 г. древние бай объединились в государство Дали, существование которого ознаменовалось дальнейшим ростом земледелия, ремесла, торговли, городов. Феодальные отношения в Дали получили дальнейшее развитие, но рабство сохраняло еще довольно прочные позиции.
Государство Дали пало в 1253 г., разгромленное Хубилаем. Во время династии Юань, правившей в Китае, в районе Дали был учрежден округ. В последующие периоды включенный в состав Китая район Дали стал политическим, экономическим и культурным центром запада провинции Юньнань. После XIII в. завершается феодализация общества бай, живших в долинах.
Уже в то время у бай были, с одной стороны, крупные землевладельцы-феодалы, с другой — крестьяне-общинники. В городах жили профессиональные ремесленники и торговцы, появились меняльные лавки, открывались мелкие ремесленные предприятия, началась разработка руд-
ников и т. п. Город Сягуань стал важным торговым центром. Развитию этих районов способствовало тесное соприкосновение бай с другими народами. В период XIVXVI вв. переселение китайцев в Юньнань было особенно интенсивным, что еще более усилило влияние китайцев в этих районах. С начала XX в. в обществе бай появляются ростки капиталистического уклада. Возникают небольшие промышленные предприятия (мыловаренные, кожевенные, спичечные). Некоторые помещики бай начинают вкладывать свой капитал в торговлю и местную промышленность. Из среды беднейшего крестьянства начал выделяться слой пролетариев, работавших по найму на этих мелких предприятиях. Но процесс становления капиталистических отношений не получил у бай достаточного развития, ко времени образования КНР общество бай оставалось в основе своей феодальным.
В то же время в горных районах сильные пережитки первобытнообщинных отношений сохранялись вплоть до середины XX в.
Во времена гоминьдановского господства крестьяне бай испытывали двойной гнет — со стороны своих феодалов и китайских чиновников. Поэтому уже в начале 1949 г. бай вместе с другими национальностями создали революционные опорные базы на северо-западе Юньнани и начали открытые военные действия против чанкайшистов. Когда же НОА освободила юг Дали, бай вместе с соседними народностями поднялись на вооруженное восстание и при помощи частей НОА добились своего осовобождения.
Занятия
Основным занятием является земледелие. Оно носит ярко выраженный зональный характер: культивирование тех или иных культур определяется высотой местности над уровнем моря. Крестьяне в долинах выращивают главным образом рис на заливаемых полях. Из других культур возделывают таро, сахарный тростник, чай, коноплю, а также разводят шелкопрядов. Земледельцы выращивают различные овощи (лук, чеснок), сажают плодовые деревья (персики, сливы, личжи). Горные бай культивируют суходольный рис, пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Сельскохозяйственные орудия бай сходны с теми, какими пользуются чжуан-дунцы. Они употребляют легкий плуг без полоза. В то же время у горных бай еще накануне 1949 г. был широко распространен подсечно-огневой способ. Помимо земледелия, бай занимаются скотоводством, которое также носит зональный характер. Оно особенно распространено в горных районах. Разводят буйволов (выше в горах они сменяются горбатыми быками типа зебу), лошадей, овец, коз, свиней, а также птицу (в долинах).
Бай, живущие по берегам оз. Эрхай, занимаются также рыболовством.
Ремесло у бай имеет давнюю традицию. Уже во время Наньчжао они знали ткачество, обработку различных металлов (в том числе железа). Основанные в Наньчжао города Дали, Сягуань, Наньгуань Дэнчжоу уже в то время были центрами ремесла и торговли. Особенно же развивалось ремесло в период государства Дали. Город Дали является центром обработки мрамора. Мастера бай при изготовлении изделий из этого камня (экраны, надгробья и т. п.) умело используют естественный рисунок мрамора. Бай занимаются также изготовлением индиго, соляным промыслом.
Социальный строй
Социальные отношения у бай отличались значительной сложностью. Господствующими были феодальные отношения, земля в основном принадлежала помещикам. Они эксплуатировали не только крестьян бай, но и крестьян других национальностей, особенно ну, дулун, лису. В то же время у некоторых групп бай, живших в горах, еще или сохранялась общинная собственность на пахотные земли, или же они находились в собственности больших семей. У бай Нуцзяна наряду с этим сохранялись методы коллективной обработки земли. В то время как классовое расслоение у бай горных районов было выражено очень слабо, равнинные бай по своему социально-экономическому строю почти не отличались от соседних китайцев.
В 1952 г. среди бай, живущих на равнинах, была осуществлена аграрная реформа. Здесь демократические и социалистические преобразования проводились в целом в той же форме и теми же методами, что и у китайцев. В горах народные власти также осуществили важные мероприятия: крестьянам выдавали ссуды для развития хозяйства, предоставляли сельскохозяйственные орудия.
Материальная и духовная культура
Традиционное жилище бай представляет собой каркасно-столбовой дом с глинобитными или сырцово-кирпичными стенами. Встречаются также кирпичные дома, в горных районах кое-где сохранились срубные; крыша черепичная, окна с рамами китайского типа. Нередко бай вдоль фасада дома пристраивают галерею. Дом, как правило, двухэтажный. Низ состоит из трех комнат. Верхнее помещение потолка не имеет и перегородками не делится. Очага в доме нет.
Длительный культурный контакт бай с китайцами отразился на их одежде. Мужчины бай носят прямозастежные куртки, штаны с широким шагом. Женская одежда состоит в основном из кофты, запахиваемой на правую сторону, и халата. Из сохранившихся национальных элементов одежды можно отметить короткие накидки из войлока, шкур или шерсти,, которые носят как мужчины, так и женщины. Эти накидки характерны для большинства народов группы ицзу. В холодную погоду и мужчины и женщины надевают безрукавки из шерсти. Из обуви носят соломенные сандалии и матерчатые закрытые туфли с матерчатой прошивной подошвой (северокитайского типа).
Основу пищи составляет отварной рис с различными приправами,, пшеничные, овсяные, гречишные лепешки (главным образом у горных бай), мясо домашних животных и птицы. Из напитков широко распространен чай, который перед заваркой слегка «поджаривают» на огне в глиняном чайнике.
Семья у бай малая, брак моногамный. Еще в недалеком прошлом у них были широко распространены большие семьи, объединявшие 3—5 поколений.
Существование больших семей отразилось и на усадьбе. Поселения (в низинах они насчитывают иногда несколько сотен дворов) состоят из усадеб, обнесенных глинобитной или каменной оградой. На территории усадьбы расположено несколько домов, в которых живет группа родственников по отцу. На усадьбе имеется об»ычно одна летняя кухня с трубой, где готовили еду хозяйки всех малых семей этой распадавшейся большесемейной общины. На территории усадьбы находились также хлев, птичник, иногда не разделенные, иногда уже поделенные на части. Но единое хозяйство общины уже в 1948—1949 гг., как правило, распалось.
Из бытующих в семейно-брачных отношениях пережитков можно отметить стремление избегать заключения браков между однофамильцами. У бай предпочтителен кросскузенный брак, в семейной обрядности сильно китайское влияние.
Женщина как в семье, так и в хозяйстве занимает важное место, ее мнение имеет немалое значение в делах.
В VII в. в районы расселения бай проник буддизм северного толка, который с тех пор широко распространился. Некоторая часть бай исповедует даосизм. Вместе с тем в деревнях бай сохранились анимистические верования, культ духа вождя племени. Сохранились пережитки культа деревьев. В центре селения обычно росло большое старое дерево (часто баньян), около которого располагался храм предков. Это дерево почитали все жители деревни.
Бай отмечают национальные праздники, приходящиеся на конец весны и лето.
Самобытная культура бай имеет древнюю историю. Она складывалась во взаимодействии с культурой других народов: так, в музыке заметны элементы, свойственные также музыкальной культуре Бирмы. Прикладное и изобразительное искусство бай развивалось во взаимодействии € культурой Тибета, Китая, Индонезии. Но эти влияния преломлялись через призму традиции бай, что позволяет говорить о подлинной самобытности культуры этого народа. Есть также театрализованные представления (мистерии), устраиваемые во время праздников на особом помосте около дерева в центре деревни. Фольклор содержит эпические сказания, космогонические легенды, предания о борьбе бай с иноплеменными угнетателями. В Дали сохранились богатые архитектурные памятники эпохи Наньчжао.

* * *

Ресурсы Интернета

Baike Baidu - все о народности Бай на китайском языке на портале энциклопедии Baike

Baizu - информация о народности Бай на официальном портале china.com.cn (кит.яз.)

Wikipedia - википедия на традиционном китайском языке о народности Бай

Обычаи - статья на китайском о традициях и обычаях народности Бай

Танцы народности Бай

Туристические маршруты

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования