Народность лисуЧисленность: 574 856 человек Районы проживания: пров. Юньнань, пров. Сычуань Язык: лису Религия: политеизм ЛИСУ (самоназв. – «люди с черной костью») |
Народ в Китае (З. пров. Юньнань, 600 тыс. чел.), Мьянме (р-ны Путао, Банмо, Мьичины, 60 тыс. чел.) и Таиланде (пров. Чиангмай, Мэхогсон, Так, 40 тыс. чел.). Говорят на яз. лису тибето-бирм.группы сино-тибетской семьи. Диалекты: собств.лису, кесопо, косопхо, липха, ну-чиан. Распространены также качинский и кит. языки. Придерживаются традиц. верования.
Предки Л. жили на терр. совр. пров. Сычуань. В 8-9 вв. под давлением тибетцев, а затем ицзу начали мигрировать на юг. Их окончательное расселение на совр. терр. связано с репрессиями кит. властей против участников Тайпинского восстания 1850-64.
Традиц. занятия – поливное и суходольное земледелие (рис, кукуруза, ячмень, просо, опиумный мак), охота (в прошлом с применением отравленных стрел), скотоводство (мелкий рог. скот: шерсть идет на изготовление тканей), торговля (особенно в странах Индокитая). Традиц. поселения хуторского типа, жилище в горах – срубное наземное, в долинах – свайное каркасное. Осн. пища – растительная (каши). Материальная культура в странах Индокитая подвергается влиянию культуры окружающих народов. Сохраняются кровно-родств. группы с тотемными назв., умыкание, левират. Традиц. верования – культы природных духов, духов- покровителей деревни. Существовали шаманы, бывшие хранителями историч. преданий, гадатели; из фольклорных жанров характерны «горные песни» – песенные состязания юношей и девушек.
Источник (за исключением численности) : "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. Я.В.Чеснов |
---|
Национальность лису
Лисуанцы преимущественно проживают в Нуцзян-лисуанском автономном округе провинции Юньнань. Незначительная часть – в близлежащих уездах и уездах Яньюань, Яньбянь, Мули провинции Сычуань.
Лисуанцы имеют свой язык, входящий в языковую ветвь и тибетско-бирманской языковой группы китайско-тибетской языковой семьи. На протяжении истории лисуанцы пользовались тремя видами письменности. Один из видов – алфавитный – был создан западными миссионерами, второй вид – слоговой – был создан самими лису из уезда Вэйси. Разработанная после основания КНР на латинской графической основе письменность применяется в настоящее время.
В прошлом у лисуанцев были распространены традиционные верования. С приходом западных миссионеров в начале ХХ в. некоторые лисуанцы приняли христианство.
Национальность лису является древней национальностью. Название народности впервые появилось при династии Тан, с тех пор оно не менялось. Национальность лису имеет тесные связи с национальностями и и наси. В VIII в. предки лису жили на обоих берегах реки Цзиньша. В середине XVI в. в целях укрытия от разбойничества, угнетений и войн, большинство лисуанцев под руководством своих вождей переселилось в район Нуцзян. Живущие в отдаленных высокогорьях лисуанцы занимались примитивным подсечно-огневым земледелием и охотой. Уровень производительных сил был очень низким. До 50-х гг. ХХ в. еще сохранились элементы кровно-родового общества. Лишь в одном уезде Нуцзян имелось 18 родов с тотемными наименованиями: Тигр, Медведь, Обезьяна, Змея, Баран, Курица, Рыба, Мышь, Пчела, Гречиха, Бамбук, Овощь, Лен, Тик, Груша, Иней, Огонь.
После образования КНР в 1949 году лисуанцы получили новую жизнь. С развитием транспорта лисуанцы получили возможность выйти из закрытых гор. Экономика и культура национальности лису также получили невиданное доселе развитие.
Источник: Китайский информационный Интернет-центр |
---|