header left
header left mirrored

Народность гаошань

Народность гаошань

Численность: ок. 400 000 человек

Районы проживания: пров. Тайвань, пров. Фуцзянь 

Язык: 13 различных языков 

Религия: политеизм 

ГАОШАНЬ, (кит. «горцы»)

Собирательное назв. группы народов в Китае, живущих на о-вах Тайвань и Ланьюй (Хунтоуюй):  ами, или амэй, атайял, бунун, пайван, сайсет, цоу и др.  Числ. - 340 тыс. чел.  Говорят на гаошаньских языках тайваньской группы австронезийской семьи. Г. придерживаются традиц. верований. 

Наиболее вероятно, что Г. – потомки древнего австронезийского населения Юго-Вост. Китая.   В кон. 3 в. до н. э.  они были оттеснены кит. переселенцами из зап. части о. Тайвань в горные р-ны. 

Традиц. занятие женщин – ручное подсечно-огневое, поливное, террасное земледелие (рис, батат, таро, просо, овощи, табак), мужчин – охота, обычно коллективная, с копьями, луком и ловушками (гл. обр. на оленей), а также рыболовство.  Ремесла – ткацкое, гончарное, обработка дерева, бамбука и т.п. 

Обществ. отношения Г. архаичны.  Общины, коллективно владеющие землей (с регулярными пределами) и охотничьими угодьями, состояли из родств. групп (от 20-30 до 200 чел.).  Во главе общины выборные старейшины.  Семья моногамная, с сохранением родовых пережитков.  Для признания совершеннолетним и способным вступить в брак юноша должен был отработать 2-3 года в семье невесты, а затем похитить ее (у пайван) или отличиться на охоте (у атайял и ами).  До кон. 19 в. у Г. бытовали кровная месть и охота за головами.  Традиц. жилище разнообразно:  у атайял – полуземлянки, выкопанные по склонам гор, у пайван – пещера с навесом перед входом или бамбуковая постройка с двускатной крышей, подобная китайским.  Традиц. одежда из шкур, пеньки и хл.-бум. ткани.   Мужчины носят короткую куртку и набедренную повязку, женщины – юбку, нагрудник и большую накидку, в к-рой матери носят своих детей на спине, а девушки употребляют как индийское сари.  До недавнего времени у совершеннолетних юношей и замужних женщин была распространена татуировка.  Осн. пища – рис.  Традиц. верования – анимизм, культ предков.  Развит фольклор, в к-ром прослеживаются связи с индонез. и океанийскими мифами. 

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   М.В.Крюков

Национальность гаошань

Гаошаньцы населяют в основном горные и восточные приморские районы и остров Ланьюй провинции Тайвань. 

Национальность гаошань использует языки гаошань, которые относятся к индонезийской языковой группе южно-островной языковой семьи.  Имеются 3 языковые группы: таеэр (тая), цзоу (цао), пайван и свыше 20 языков национальности гаошань, из которых ныне употребляются 13.  Разные племена национальности гаошань говорят на разных языках. 

Гаошаньцы не имеют собственной письменности. 

Представители национальности гаошань поклоняются небесным божествам, природным явлениям и духам. 

Самоназвание народности – “гаошань” – собирательное название национальных меньшинств Тайваня, данное после 1945 г. племенам “ямэй”, “амэй”, “сайся”, “тая”, “бунун”, “цоу”, “пайван”, “бэйнань”, “пинпу” и др.  Из-за разрозненности проживания наблюдаются значительные отличия в языках, обычаях и одежде гаошаньцев.  Национальность гаошань составляет примерно 2% от населения Тайваня, однако гаошаньцы являются самыми ранними жителями острова.  С Каменного века примерно 30 тыс. - 15 тыс. лет назад на Тайвань стали переселяться “цзоучжэньские люди”.  С тех пор предки национальности гаошань населяют остров Тайвань. Этногенез народности гаошань включает племя гуюе – выходцев южно-восточных приморских районов материка, а также малочисленных переселенцев с Филиппинских и Люцюйских островов.  Вплоть до сегодняшнего дня представители национальности гаошань сохранили ряд реликтовых особенностей и традиций:  татуирование лица, пирсинг и т.д.  Представители этой народности занимаются в основном земледелием, лесным хозяйством и звероловством, а племя ямэй - рыболовством.  Правящие местные власти Тайваня назвали национальность гаошань “шаньбао” (они подразделяются на жителей равнинных и горных районов).  В жизни и культуре “шаньбаотян”, переселившихся в города, произошли коренные изменения. 

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования