header left
header left mirrored

Народность монголы

Народность монголы

Численность:  4 806 849 человек

Районы проживания: Авт. р-н Внутренняя Монголия, пров. Ляонин, Цзилинь и пр. 

Язык: монгольский, ханьский 

Религия: ламаизм 

МОНГОЛЫ, монголоязычные народы

МОНГОЛЫ, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монг. языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно М.) в Республике Монголии, баоань, дунсян, дауры, барга, монгоры и собст .М. в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Числ. М. в Республике Монголии – свыше 2 млн. (1989, перепись), в КНР – 5,24 млн. чел. Говорят на монг. языках, к-рые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в Респ. Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР – т.н. старомонг. Письменность на основе графики, заимствованной у уйгуров 913 в.). С 1990 в Респ. Монголия предпринимаются попытки возродить старомонг. письменность. 

К числу протомонг. этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и шивэй (упоминаемые др. –кит. источниками), к-рые вступали в контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним М., возможно, топонимич. происхождения, впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, мэн-гу-ли в кит.хрониках 7-10 вв. В 13 в. часть племен, обитавших на терр. совр. Респ. Монголия и сев.-вост. Китая, объединялись под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних племен, союзов и гос. образований (киданей, уйгуров, кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало монг. этнич. общности. В 15 в. монголоязычные народы разделились на зап.и вост. группы: в 16 в. вост. группа распалась на сев. и юж. Сев.М., населявшие терр. Респ. Монголия с 16 в. стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные М., населявшие р-ны Внутренней Монголии, влились в состав монголов КНР. Зап. М. (ойраты) образовали в 17 – сер. 18 вв. Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов Респ. Монголия, КНР и калмыков России. 

Материальная и духовная культура всех М. в осн. одинакова. Традиц. занятие – кочевое скотоводство: уже много веков стадо монг. кочевников включает «пять видов скота» -лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рог. скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивающие М. всем необходимым для жилья, одежды, питания. Традиц. поселения: временные – круглые в плане или вытянутые с В. на З.; постоянные – прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хоз. постройки, окруженные забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицу глухими стенами. Жилище – разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращен на Ю., сев.часть юрты – для гостей, восточная – женская, западная – мужская. 

Традиц. муж. и жен. одежда халатообразного покроя, летняя – на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простегивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) застегивается слева направо, перепоясывается многометровым шелковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом – штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шелка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у разл. этнич. и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в спец. футляре, женщины – украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь – сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок. 

Традиц. пища – мясо (в осн. баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его валят на солнце, коптят, делают мясную муку; едят вареные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты – мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки – чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы. 

Буддизм проник в М. в кон. 12 – нач. 13 вв., но в форме школы гелугпа утвердился лишь с кон. 16 - нач. 17 вв. К нач. 20 в. в Монголии действовало более 700 больших и малых монастырей, храмов, часовен. В период социализма традиц., в т.ч. буддийская, культура страны практически была нарушена. С 1990 началось ее возрождение. Вплоть до сер. 20 в. в нек-рых р-нах существовало шаманство. У М. богатый фольклор, в т.ч. героич. эпос (монг. «Гэсэр», ойрат. «Джангар»), разнообразное музыкальное творчество (протяжные песни, горловое пение, инструментальная музыка). 

Монголы Респ. Монголия сложились в нацию, ядро к-рой составляют халха. Практические слились с халма даринга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и др. субэтнич. группы. Консолидируются с халха проживающие в зап.р-нах РМ и еще сохраняющие отличия в языке и культуре дэрэбты, баяты, захчины, олеты, торгуты, мингаты, а также немонг.по происхождению хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лег в основу совр. монг. языка. После революции 1921 в Монголии были заложены основы тяжелой и легкой пром-сти (горнодобывающей, строительной, деревообрабатывающей, пищевой и др.), проведено кооперирование аратских хоз-в, сопровождавшееся переходом кочевников на оседлость. Однако после 1990 начался процесс реномадизации, т.е. возврат к кочевому образу жизни. Респ. Монголия вступила на путь перехода к рыночной экономике.

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.  Н.Л.Жуковская

Национальность монголы

Монголы проживают компактными общинами в автономном районе Внутренняя Монголия, монгольских автономных округах и уездах Синьцзян-уйгурского автономного района, провинций Цинхай, Ганьсу, Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также разрозненно в Нинся-Хуэйском автономном районе, провинциях Хэбэй, Сычуань, Юньнань и Пекине. 

Монгольский язык относится к монгольской языковой группе алтайской языковой семьи. Употребляемый в Китае монгольский язык имеет 3 диалекта: внутренне-монгольский, барга-бурятский и валатэ. Имеется собственная национальная письменность. Монгольская письменность, созданная в XIII в. на основе заимствованной у уйгуров графики, впоследствии прошла процесс неоднократного реформирования и в итоге преобразовалась в используемую сегодня нормативную монгольскую письменность. 

Большинство монголов исповедуют ламаизм. 

Первые упоминания о названии этой национальности встречаются в летописях эпохи династии Тан. В то время слово “монгол” было лишь названием одного из многочисленных племен, населявших Монголию. Колыбелью этого племени были территории на восточном берегу реки Аргунь, впоследствии племя мигрировало на запад. Племена вели нескончаемые междоусобные войны за захват населения, скота и богатств. Признанный в 1206 г. великим ханом Монголии Чингисхан основал Монгольское ханство. С тех пор на севере Китая появилась мощная, стабильная и неуклонно развивающаяся национальность – монголы. Чингисхан объединил различные племена монголов и Китай. Его потомки основали династию Юань, предпринимали крупномасштабные войны и неуклонно расширяли свои владения. Со времен династии Юань монголы внесли огромный вклад в политику, военное дело, экономику, науку и технику, астрономию, культуру и медицину Китая.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования