header left
header left mirrored

Народность мяо

Народность мяо

Численность:  7 398 035 человек

Районы проживания:  провинции

Гуйчжоу, Хунань, Юньнань, Гуанси, Сычуань, Хайнань, Хубэй 

Язык:   мяо 

Религия:   политеизм 

МЯО (кит.), мео, хмонг (самоназв.)

Народ в Ю. Китае, С. Вьетнаме, в Лаосе, Таиланде, Мьянме. Общая числ. 8,53 млн. чел., в т.ч. в Китае 7,65 млн. чел., во Вьетнаме 550 тыс., Лаосе 190 тыс., Таиланде 120 тыс. чел. 

Различаются (по преобладающему цвету жен. одежды) несколько этнорегиональных групп: белые (самоназв. хмонг дау; кит. бай мао; вьет. мео чан), черные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден), красные (хмонг пе; хун мяо; мео до), синие (хмонг суа; цин мяо; мео сан), разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа), а также по длине юбок: М. в длинных и коротких юбках и др. 

Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В нач. 20 в. миссионеры делали попытки создать письменность М. В 1956 для кит. М. были разработаны три вида письменности по сон. диалектам. Первоначально предки М. входили в состав союза сань мяо и жили на В. совр. пров. Хунань и З. пров. Гуйчжоу, они создали гос-во Чу, игравшее важную роль в истории юж. р-нов. Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для назв. народов Юж. Китая. Начиная с кон. 1-го тыс. н. э. он связывается преим. с предками свор. М. Переселения М. не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до нач. 20 в. 

Осн. занятие: террасное поливное, пашенное и мотыжное земледелие (рис, овощи, бобовые), на богаре – кукуруза, гречиха, конопля и др. Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Традиц. жилище – наземное свайное или полусвайное (на склоне горы), преим. деревянное, крыша соломенная или черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний – жилой. Муж. костюм – прямозастежная куртка и короткие штаны, жен. – двубортная кофта и несшитая юбка, сильно различались по р-нам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим кол-вом серебряных украшений. Основа пищи – рис, мясо, рыба, масло растительной. 

По уровню развития соц. –экономич. отношений М. мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимич. принципу. Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца. Традиц. была вера в добрых и злых духов, в каждом предмет имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со вт. пол. 19 в. работу вели католич. миссии. У М. свое летоисчисление. В Новый год, к-рый приходится на период сент. – дек. по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество. 

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г.   А.М.Решетов 

Национальность мяо

Мяочане преимущественно расселены крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и Гуанси-Чжуанском автономном районе. 

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан. 

В прошлом мяочане не имели собственной единой письменности. В 1956 г. на латинской графической основе была создана письменность четырех диалектов языка мяо. 

У мяочан распространен анимизм и традиционные верования. 

Мяочане – одна из древнейших национальностей Китая. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань”, среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку – Чи Ю, который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Расселенные в различных районах представители национальности мяо называют себя по разному: “му”, “мэн”, “мао”, “госюн”, “дайсоу”. В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д. Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности. 

Мяочане занимаются в основном выращиванием заливного риса, кукурузы, а также таких технических культур, как тунг, рапс и лекарственных растений – пузатки высокой, эвкоммии и т.д.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования