header left
header left mirrored

Народность татары

Народность татары

Численность:  4 873 человек

Районы проживания:  Синьцзян-Уйгурский авт. р-н 

Язык:   татарский 

Религия:   ислам 

ТАТАРЫ, татар (самоназв.)

Народ в России, осн. нас. Татарии. Числ. в России 5522 тыс. чел., в т.с. в Татарии 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Респ. 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Зап. и Вост. Сибири и на Дальнем Востоке. Живут также в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии ок. 14 тыс. чел. Общая числ. 6710 тыс. чел. 

Делятся на три этнотерриториальные группы: Т. волго-уральские, Т. сибирские и Т. астраханские. Самыми многочисленными являются Т. волго-уральские, включающие субэтносы казанских Т., касимовских Т. и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крешёных Т.). Среди сиб. Т. выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная гр. Т.). Среди астраханских – юртовские, кундровские Т. и карагаши (в прошлом выделялись еще Т. «трех дворов» и Т. «емешные»). Особой этнич. группой золотоордынско-тюрк. этноса, исчезнувшего в результате этнич. и полит. процессов 15-16 вв., являлись до нач. 20 в. литовские Т. Эта группа во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. переживала в определенной мере процесс интеграции в тат. этнич. общность. 

Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз. делится на три диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские Т. по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Тюрк. яз. литовских Т. перестал существовать еще в 16 в. (литовские Т. перешли на белорусский яз., к сер. 19 в. часть интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). 

Наиб. древняя письменность – тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 – на основе араб. графики, с 1928 по 1939 – лат. (яналиф), с 1939-40 – рус.  

Верующие Т., за исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были обращены в 16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. 

В прошлом у всех этнотерр. групп Т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и др.; у астраханских – нугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских – себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских – мэслим, литва (липка), татарлары. 

Впервые этноним «Т.» появился среди монг. и тюрк. племен в 6-9 вв., во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. он закрепился как общий этноним Т. В 13 в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся «Т,». В 13-14 вв. в результате сложных этнич. процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но усвоили этноним «Т,». Европ. народы, русские и нек-рые кр. азиат. народы называли «Т.» нас. Золотой Орды. В тат. ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, Т. именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в осн. из золотоордынских Т. кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит. роль в распространении этнонима «Т.». После падения ханств термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей тат. ханств «Т.». В условиях формирования этноса (во 2-й пол. 19- нач. 20 вв.) у Т. начался процесс роста нац. самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Т. называли себя татарами. 

Этнич. основу волго-уральских Т. составляли тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних гос-в Вост. Европы – Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из мн. плем. и постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время пережившая процесс консолидации. Включение ее территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Бухаре. В 14-15 вв. на этой терр. известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукши), Булгаре, Джукетай и Казани. В 14-15 вв. в этнич. среду нас. этого региона проникли кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14- сер. 16 вв. происходило оформление этнич. общностей казанских, касимовских Т. и мишарей. Казанско-тат. народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значит. полит. центров Вост. Европы. Этнич. облик мишарей и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской Руси с сер. 15 в. Касимовском ханстве (просуществовало в сильно измененном виде до 80-х гг. 17 в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич. особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этнич. отношении образовали группу, переходную между казанскими Т. и мишарями. Во 2- й пол. 16-18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских Т. и мишарей, что привело к сложению этноса вогло-уральских Т. Астраханские Т. являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это нас., жившее в Астраханском ханстве (1459-1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич. взаимодействие астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах астраханских Т. – в юртовских Т. и карагашах – различимы этнич. группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. 

Литовские Т. начали формироваться в конце 14 в на терр. Великого княжества Литовского за счет выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. 

Сиб. Т. сложились в осн. из этнич. групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В 18- нач. 20 вв. усилились этнич. контакты сиб. Т. с волго-уральскими. 

Во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. в результате этнокультурных и демографич. процессов (ранее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич. территорий, миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнич. смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. бытовал этноним «бухарцы», астраханских – «ногайцы», «карагаши», у волго-уральских Т. по переписи 1926 г. Т. себя считали 88% тат. нас. Европ. части СССР. Остальные имели др. этнонимы (мишар, крящен, в т.ч. часть из них – нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименования указывает на незавершенность консолидационных процессов среди Т., к-рые являются вполне сложившимся кр. этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые др. группы продолжают выделять себя из состава остальных Т. 

Традиц. занятие – пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лен и коноплю. 

Разводили кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.- кряшены – свиней. В степной зоне стада были значительными, а у Т.- оренбургских казаков и астраханских Т. животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т. характерна особая любовь к лошадям – наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу – кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиц. для волго-уральских т. было пчеловодство: прежде бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на р. Урал и, особенно у астраханских Т., имело промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озерное рыболовство, у сев. групп тоболо-иртышских и барабин. Т. – речное рыболовство и охота. 

Наряду с с. х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремесла. Различались виды приработков: отхожие промыслы – на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казенные лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиц. особенно для казан. Т., были разл. ремесла: лесохимич. и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бодарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18-19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. – кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники). 

Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Т. практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т. главенствовали в операциях со Ср. Азией и Казахстаном. 

У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул), в осн. располагались вдоль речной сети, было их при ключах, трактах, озерах. Для Т. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения Т. Предкамья, основанные еще во времена Казанского ханства, вплоть до кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе несколько родственников семей. Сохранялась давняя традиции расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д. 

В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр. поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. 

Усадьбы разделялись на две части: передняя – чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя – огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьба, в к-рых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. 

Осн. строит. материал – дерево. Преобладала срубная техника стр-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип – изба – сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест. семьи строили трехкамерные избы со связью (изба – сени – изба). В лесных р-нах преобладали избы, соединенные через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома. Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трехэтажные. Последние, построенные по традиц. крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. 

Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырехскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах применялась самцовая, а в степных – покрытие накатом из бревен, жердей. Терр. различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне – тес, иногда применялась дранка, в лесостепной – солома, луб, степной – глина, камыш. 

Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и степной зоны изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у Т.- мишарей Окского басс. – западнорус. планировка. 

Традиц. черты интерьера избы – свободное расположение печи у входа, почетное место «тур» в сер. нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т. – кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на жен. – кухонную и муж. – гостевую половины. 

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах Т. – мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления – подвесным (у отд. групп Т. – мишарей Окского басс.), вмазанным и т.д. 

Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев. ареалах и особенно у Т. –мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одежды, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.д. 

Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казан. Т. р-нов Заказанья: старинные постройки, двух- и трехэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, легкими верандами, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решеткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решетка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в сев. р-нах Окского басс. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проемы окон без наличников, но большей частью снабженные ставнями. 

Муж. и жен. нательная одежда – рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. «штаны с широким шагом»). Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растит. орнамент) и художественное ткачество (геом. орнамент). 

Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленные шуба. 

Головной убор мужчин (кроме кряшен) – четырехклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины – покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стеганную шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. 

Жен. шапочка – калфак – вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин. Многочисл. жен. украшения – крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и «татарскую» бугорчатую), зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. 

Традиц. обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Празднич. жен. ичиги башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти тат. образца (татар чабата: с прямоплетенной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками. 

Основу питания составляла мясо-молоч. и растит. пища – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье – беляш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у нек-рых групп – в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо мн. групп) готовили валяную колбасу (казалык). Лакомством считался валяный гусь. Молоч. продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки – чай, айран – смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворенного в воде меда. Сохранились нек-рые ритуальные блюда – элбэ (жареная сладкая мука), мед, смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и др. 

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. 20 в. существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые элементы жен. затворничества. браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. 

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Осн. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребенка и обставлялся множеством обрядов. Специфич. особенностью свадебных застолий казан. Т. являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У др. групп Т. это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали спец. свадеб. песни, у мишарей существовало свадеб. причитание невесты. Во мн. р-нах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. 

Наиболее значит. мусульман. праздники: Корбан гаэте связан с жертвоприношением, Ураза гаэте отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда – Мэулид Крешенные Т. отмечали христ. праздники, в к-рых наблюдались элементы традиц. нар. праздников. Т. Из нар. праздников наиб. значит. и древний – сабантуй – праздник плуга – в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определенной очередности. Кульминацию праздника составлял мэйдан – состязаний в беге, прыжках, нац. борьбе – керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть – карга (дэрэ, зэрэ) боткасы – коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Ее готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашенных яиц, к-рые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к нац. празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы Т., к-рые в прошлом его не праздновали. 

С 1992 два религ. праздника – Курбан байрам (мусульм.) и Рождество (христ.) включены в офиц. праздничный календарь Татарстана. 

В устном нар. творчестве Т. представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Тат. Музыка построена на пентатонике, близка к музыке др. тюрк. народов. Муз. инструменты: гармонь-тальянка, курая (типа флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен – гусли. 

Проф. культура тесно связана с нар. творчеством. Значит. развития достигли нац. лит-ра, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное иск-во (золотое шитье, вышивка тамбуров, кожаная мозаика, ювелирное дело – скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву). 

Источник (за исключением численности) :  "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. Д.М.Исхаков, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, Р.К.Уразманова, Н.А.Халиков

Национальность татары

Татары разрозненно живут в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, преимущественно в городах Инин, Тачэн, Урумчи. 

Татарский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. На татарском языке говорят лишь некоторые пожилые представители этой народности. Остальные татары, как правило, общаются на казахском или уйгурском языках. 

Татары имеют собственную письменность, разработанную на основе арабской графики. Ввиду совместного проживания с казахами и уйгурами, а также в связи с тесными контактами, поддерживаемыми татарами с этими национальностями, основные виды используемой письменности – казахская и уйгурская. 

Большинство татар – последователи ислама. 

Татары происходят от племени “татары”, которое входило в состав населения Тюркского ханства, находившегося к северу от Китая. Первые упоминания о татарах в китайских исторических источниках можно проследить до эпохи династии Тан. Китайцы называли татар: “дадань”, “дада”, и др.  Совершавших в XIII в. военные походы на Запад монголов называли татарами.  После падения Золотой Орды – огромного государства монголов, раскинувшегося на обширных просторах Евразии, - в XV в. в Среднем Поволжье татары основали Казанское ханство. В XVI в. Казанское ханство присоединилось к России. К этому периоду уже сформировалась татарская нация. В начале XIX в. многие татары мигрировали в китайский Синьцзян. Вторая волна переселения татар в Синьцзян имела место после Второй мировой войны. 

Татары, живущие в сельской местности, занимаются в основном животноводством. Татары-представители интеллигенции, особенно работники просвещения, живут в основном в городах. Татарская интеллигенция внесла значительный вклад в развитие дела образования Синьцзяна.

Источник:   Китайский информационный Интернет-центр

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования