header left
header left mirrored

Тибетский автономный район

При воспроизведении данного материала целиком или частично
ссылка на сайт Проекта "АБИРУС" обязательна

Сокращенное название:  Zang /藏/

Столица:  Лхаса

Площадь:  более 1.2 млн. кв. км

Население:  2.55 млн. человек

Расположение:  на юго-западе Китая

Тибет занимает большую часть Цинхай-Тибеского нагорья. Около 100 млн. лет назад здесь плескалось море. Но в результате постепенного сближения Индийского континента и Евразии, здесь образовалась современная «крыша мира». Основные вершины Тибета – Куньлуньшань, Тангула, Няньцинтангула, Гандисы и Эверест. По территории протекают следующие реки: Ялун-Цзанбуцзян (2900 м), Цзиньшацзян (2,308 м), Нуцзян (3200 м) и Ланьцанцзян (4500 м). Крупнейшее озеро находится на высоте 4,718 м – Намуцо (площадь -1940 м). Тибетцы называют его «небесное озеро». 

Pandita Saskya (1182-1251) был четвертым из пяти прародителей секты Saskya в тибетском буддизме. В 1247 году он представлял правителей Тибета на переговорах с императорским двором династии Юань, когда он согласился принять условия императора. Далее, при династиях Мин и Цин на Тибет оправлялись чиновники для контроля местных властей. 

За последние 50 лет на Тибете произошли заметные перемены. До мирного освобождения в 1951 году на Тибете не было производства. За пять десятилетий здесь появилась современная индустриальная система: электроэнергетика, легкая промышленность, текстиль, нефтехимия, машиностроение, лесозаготовка, строительные материалы и ремесленное производство. В регионе в настоящее время работают около 500 промышленных предприятий. 50 лет назад на Тибете была одна единственная электростанция мощностью 125 кВт, поэтому электричество было привилегией высшего класса. Сейчас построены станции, работающие от различных источников энергии: гидроэлектростанции, геотермальные, ветровые и солнечные. 

До 1951 здесь не было ни одной автомагистрали, а сейчас уже построено свыше 43 000 км автотрассы. Более 80 % поселений связано транспортной сетью. Авиа маршруты связывают район с Пекином, Чэнду, Чунцином, Сианем, Шанхаем, Куньмином и другими городами Китая. 

Район Шаньань называют «маленьким Югом Китая» за его умеренный климат и высокоразвитое с/х. Животноводство играет огромную роль в Тибете. Здесь находятся одни из основных пастбищ Китая. На юго-востоке Тибета производят различные виды ценных лекарственных трав. 

По-тибетски Лхаса означает «Земля Богов». Его еще называю «городом Солнца». Тибет часто сравнивают с «океана песен и танцев». Проживающие здесь национальные меньшинства очень любят петь и танцевать. Кроме тибетского Нового года, местные жители традиционно празднуют Шотон и День Урожая. Дворец Потала – это настоящая сокровищница изобразительного искусства. Три крупнейших ламаистских монастыря Желтой секты буддизма – храм Ганьдань, храм Сэра и монастырь Дрэпун. Главный пик горы Гандисы считается в буддизме священным, святое буддийское озеро – Манасарова. Самый высокий, вечно покрытый снегом пик Эвереста привлекает альпинистов со всего мира. В природном заповеднике на Эвересте в 2002 году был построен туристический центр. Здесь находится пункт скорой помощи, кислородная комната и 16 комнат для туристов. Также был возведен центр мониторинга окружающей среды и мини-музей. Туристический центр площадью 1050 кв. м находится в 8 км от вершины. 

Китая – это многонациональное государство. И тибетцы тоже являются членами этой большой семьи. На протяжении долгой истории перемен и коммуникаций с различными этническими группами они создали особую культуру. Тибет расположен между 26.50 и 36.53 градусами северной широты и 78.25 и 99.06 градусами восточной долготы. Средняя высота над уровнем моря составляет 4000 м. Более 50 вершин выше 7000 м., а 11 из которых – выше 8000 м. Климат на Тибете суровый, атмосферное давление низкое, воздух разряжен. Тибет называют «крышей мира». 

Тибет граничит с Бутаном, Индией, Пакистаном, Непалом и Мьянмой. 

Туризм – эта одна из сфер промышленности, где моментально отразились перемены и достижения. На Тибете он развивается ускоренными темпами. В 2003 году сюда приехало 928 600 туристов со всего мира. Общая прибыль от туризма составила 5.6 от ВВП Тибета. 

Лхаса расположена на высоте 3700 м. Ее история насчитывает более 1300 лет. Город еще называют «городом Солнца». 

История Шигацзэ, знаменитого города на Тибете, уходит на 500 лет назад. Он находится на высоте 3800 м. 

Говоря о тибетских храмах, подразумевают буддийские. Так как буддизм на Тибете называют ламаизм, то тибетские храмы тоже именуют ламасериями. 

Тибетские монастыри отличаются особым стилем, этническим колоритом. Различные направления в буддизме проявляются и в особенностях архитектуры. Они позволяют проследить развитие и изменения буддизма на Тибете. В 7-м веке сюда из Индии попал Посвященный буддизм, от ханьцев перешел буддизм Махаяна. На Тибете они смешались с местной религией Бон – так и был сформирован ламаизм. В тибетском буддизме особое значение придается Посвященному Буддизму: вера в безжалостный рок вселенной, непостоянство, кару за грехи, реинкарнацию и освобождение от мирских забот. Ламаисты практикуют монотонное песнопение и жертвоприношение богу, т.д. Выдающихся монахов называют «лама». Это очень почетное обращение. В 7-ом веке жил верующий в буддизм князь Тубо, Сунцан Гампо (617-650). Он создал тибетский язык, занимался строительством храмов и переводил санскриты. Все это активно способствовало формированию тибетского буддизма, который постепенно вытеснял религию Бон. Однако в середине 9-го века князь Ландэма начал поощрять верования Бон, борясь с буддизмом. 

Но через 100 лет буддизм возродился на Тибете. Чтобы упрочить свои основы и привлечь больше верующих, буддизм стал впитывать местные особенности. Из-за различий в обрядах и системе наследования в 11 веке тибетский буддизм разбился на 4 основные направления: Красную секту, Цветную, Белую и Желтую секты. Каждая из них обладала своей храмовой организацией и системой изучения сутр. В конце 13 века ламы на высшем уровне начали расширять свое влияние над местными политическими силами, стремясь к сращению политики и религии. В начале 15-го века под управлением Цун Кха-па (1357-1419) Желтая секта провела реформу. Постепенно секта усиливалась. И позже при поддержке династии Цин она стала контролировать политическую и религиозную жизнь Тибета. Желтая секта практиковала последующее воплощение двух живых Будд. Один из них – это Далай Лама, а второй – Паньчэнь. Нынешний Паньчэнь уже 11-ый по счету. Тибетский буддизм распространился среди жителей Сычуани, Цинхая, Ганьсу и Внутренней Монголии, а также в Бутане и Непале. Он оказал огромное влияние на историю, культуру и экономическое развитие Тибета. Тибетские храмы важны не только для проведения обрядов, но и для глубокого изучения и понимания культуры, истории тибетцев. 

Цинхай-Тибетская ж/д  /青藏铁路/ 

Строительство Цинхай-Тибетской ж/д. началось 29 июня 2001 года. Это первая ж/д., которая должна соединить «крышу мира» с остальным Китаем. Ее строительство ведется одновременно с двух направлений: из Лхасы и Гольмуда, города в провинции Цинхай. Работы планируется завершить в 2007 году. Протяженность пути составит 1080 км, более 960 из которых должны пройти на высоте свыше 4000 м. А почти половина пути пройдет по замерзшей земли. После, дорога от Лхасы продолжится до Шигацзэ и Личжи и, в конце концов, в Чжундяне достигнет провинции Юньнань. Тибет – единственный регион в Китае, не обладающий развитой ж/д. сетью. Ее строительство будет способствовать развитию туризма и бизнеса. Министерством Путей и Сообщений для постройки были приглашены 10 китайских подрядчиков. Проект полностью финансируется государством. 1925 км ж/д. соединят Синин, столицу Цинхая, и Лхаса, столицу Тибетского автономного района. На Северном участке, от Синина до Гольмуда, движение было открыто еще 1984 году. В феврале 2001 года Государственный Совет назначил комитет для контроля строительства Цинхай-Тибетской ж/д. Также были созданы и другие государственный органы, связанные с этим проектом, как в Цинхае, так и на Тибете. В апреле 2001 года Министерство Путей и Сообщений предоставило доклад о ходе выполнения работ правительству. Чертежи некоторых туннелей повышенной сложности утверждались в Центральном Правительстве. 

По мнению китайского правительства, ж/д. сыграет роль и в экономике, политике, и в обороне страны. Она станет самой высокогорной ж/д. в мире. Это амбициозный проект в истории человечества. В проектировке и строительстве использовались высокие технологии, в особенности, для исследования замерзшей земли. Более 960 км, 4/5 всего пути, будет построено на высоте более 4000 м. Не смотря на разного рода трудности, китайские власти и специалисты уверены, что Китай технически и финансово способен осуществить этот проект. Проект стоимостью 1.2 млрд. юаней (145 млн. долларов США) привлек внимание всего мира. 

Три основные проблемы, с которыми столкнуться строители, - геологические воздействия, замерзшая почва и вечный холод с недостатком кислорода. В целях предотвращения негативного воздействия ж/д. на окружающую среду, правительственные департаменты составили план защиты экологии во время и после строительных работ. Гляциологи провели исследования территории, а также ознакомились с опытом строительства дорог на замерзшей земле в России и Канаде. 

Ж/д. пройдет в местах, где свое начало берут две крупнейшие реки страны – Янцзы и Хуанхэ. Поэтому необходимо принять меры по предотвращению уничтожения растительности. Специалистами было предложено, на время строительства растения вместе с корневой системой переместить за зону стройки, а после его завершения вернуть их на места. Другой метод восстановление зеленых насаждений – высадка травы. Для сохранения флоры и фауны в природных заповедниках Кэкэ Сили, Цянтан и т.д., были построены дополнительные биологические переходы. Все эти меры помогут сохранить окружающую среду вдоль ж/д. 

Этот проект сыграет важную роль в жизни этнических групп, разработке полезных ископаемых, укреплении экономики на Западе Китая и обеспечении национальной безопасности. Ж/д. модернизирует Тибет. 

В настоящее время товары и люди попадают на Тибет на самолете, что дорого, или на автобусе, что слишком медленно. 

Решение проблемы замерзшей земли 

Китайские ведущие инженеры нашли решения одной из главных проблем строительства Цинхай-Тибетской ж/д., замерзшей земли. Они гарантируют, что дорога будет безопасной, как минимум, в течение 50 лет. После нескольких лет тщательных исследований, специалисты получили полную информацию о структуре и особенностях почвы на Тибете. Это позволило им составить подробную геологическую карту. Более половины 960-километрового пути пройдет по замерзшей почве, которая может подвергаться климатическим изменениям. 190 км пути приходится на непостоянно мерзлую почву. Специалисты нашли решение, как предотвратить случайности и аварии на этой территории. Мерзлая земля перестала быть камнем преткновения. 

Китай занимает 3-е место по общей площади мерзлой земли. Она занимает 22.3 % от всей площади страны. Проблема мерзлой почвы - это не новый вопрос. Более 100 лет назад Россия строила ж/д. в Сибири. Она прошла через участок замерзшей почвы. В настоящее время более 20 000 км ж/д. полотна в мире проходит через такие территории. Но в отличие от дорог в России, Канаде и США, ж/д. на Тибете пройдет на большой высоте. Сильные солнечные лучи могут вызвать движение люда и таяние. Тибетское нагорье также подвергается оползням, селям и землетрясениям. Здесь также возможны разного рода бури. Все это в прошлом становилось причиной отказа от строительства ж/д. Но сейчас, благодаря проведенным исследованиям, была разработана технология для решения проблем, связанных с замерзшей почвой. 

Проблема нехватки кислорода 

Будущие пассажиры Цинхай-Тибетской ж/д могут быть спокойны за безопасность путешествия. Ведущие инженеры работали над вопросом нехватки кислорода, и нашли пути его решения. Чтобы помочь пассажирам постепенно привыкать к нехватке кислорода, поезда будут оснащены кислородными масками, кислородными вагонами (для клиентов первого класса) и другими приспособлениями. Поезда будут ускоряться в зонах разряженного воздуха. На высоте 4000 м атмосферное давление на 38-46 % ниже, чем на морском побережье. Это станет трудной задачей, так как на такой высоте снижается продуктивность труда, возникает опасность для здоровья и снижается КПД у машин. Для большей уверенности в безопасности решили использовать высокотехнологичную технику. Таким, образом, не должно произойти сбоев в работе машин в зонах нехватки кислорода. 

Меры по защите экологии Тибета 

В проекте огромное значение придается сохранению почвы, растительности, животных и водных ресурсов. Дорога проходит через 5 природных заповедников, еще 6 планируется построить, чтобы сохранить такие исчезающие виды, как тибетская антилопа и черношейный журавль. Чтобы сохранить флору и фауну, было построено больше биологических коридоров. Чтобы сохранить чистоту окружающей среды, поезда будут оснащены емкостями для хранения мусора. Каждая выкопанная травинка будет возвращена на место после завершения строительства. Ж/д также решит энергетическую проблему Тибета: по ней будут доставлять уголь и нефть. Ведь местные жители для приготовления пищи и других бытовых нужд жгут лес и экскременты животных. 

Праздник Шотон  /雪顿节/ 

На тибетском «шотон» означает «йогуртовый пир». Также этот праздник называют Фестивалем тибетской оперы. Он проводится 1 числа 7-го месяца по тибетскому календарю. Обычно длится он в Лхасе 7 дней, а в других местах около 2-х недель. Его празднуют на Тибете более 300 лет. Во время праздника проводятся представления тибетской оперы, фольклорных песен и танцев, соревнования по верховой езде и выставки местных товаров. Во время церемонии открытия тибетские артисты играют на традиционной трубе. 

Лхаса  /拉萨市/ 

В Лхасе проживает 400 000 человек. Она расположена на берегу реки Лхаса. Это политический, экономический и культурный центр Тибета. Основные промышленности города – электроэнергетика, производство цемента, механического и электрооборудования, ковров и муки. Здесь никогда не бывает туманов. Круглый год светит яркое солнце. За это его и прозвали «городом Солнца». Основные достопримечательности – дворец Потала, монастыри Джохон, Дрепун, Ганьдань, парк Норбулинка (Летний дворец) и улица Баркхор. 

Потала, что по-тибетски означает «Небесное царство», получил свое имя в честь каменного утеса на мысе Коморин, что у южного побережья Индии. Он посвящен Будде Сострадания (которого в Индии называют Авалокитесвара, а на Тибете – Ченбресик). Его дух перешел Далай Ламе. 

Дворец Потала  /布达拉宫/ 

1300 лет назад, в 640 году в Тибет приехала племянница танского императора Тайцзуна, Вэньчэн, для того, чтобы сочетаться браком с князем Сунцан Гампо (617-650). С ее помощью князь создал административную и военную систему в Тибете. Для нее на склоне Красного холма был построен дворец с 1000 комнат. Его назвали Потала. Но первоначальная постройка была разрушена. В 17 веке по указанию пятого Далай Ламы (1617-1682) дворец был восстановлен. С тех пор он служит священной резиденцией Далай Ламы. 

Площадь дворца занимает 360 000 кв. м. В нем свыше 2000 комнат и 34 зала Будды. Последняя крупномасштабная реконструкция проводилась с 1989 по 1994 год. Центральное правительство вложило в проект 55 млн. юаней (6.65 млн. долларов США). После ремонта дворец Потала еще ярче засиял на Красном холме. Так как дворцу уже сотни лет, сохранение его – это непрерывный процесс. Была реконструирована большая часть здания, но архитектурный комплекс требует постоянного внимания и контроля. Большое внимание требуется обратить на решение проблемы деформации разрушения стен, пораженные паразитами деревянные конструкции, а также протекание крыш. Не изменяя первоначального облика исторической реликвии, необходимо укрепить стены и замаскировать железные крючки в деревянных перекладинах. К проекту были привлечены и плотники, и художники, и каменщики. Было изготовлено более 500 кв. м шкафов для хранения сутр и 200 ящиков для реликвий. Для побелки стен потребовалось более 50 тон известки. 

Дворец Потала практически полностью построен из дерева. Он освещается с помощью масляных ламп. А залы украшены шелковыми лентами с сутрами. Все это создает опасность пожара. Администрация дворца Потала огромное внимание уделяет предотвращению происшествий. Поэтому в 1994 году было вложено 4.7 млн. юаней (566 000 долларов США) в установку круглосуточной системы мониторинга. Благодаря принятым мерам, с 1988 года во дворце не было ни одного пожара. 7 декабря 1994 года дворец был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Ранее никогда не подсчитывалось, сколько комнат находится в 13-этажном дворце. И только в 1994 году администрация все-таки решила установить точное количество помещений. Чтобы тщательно исследовать дворец, специалистам потребовалось целых пять лет, дольше, чем сама реставрация здания. Потала – это огромная сокровищница древних реликвии. Здесь храниться священная ступа 5-го Далай Ламы (1617-1682), изготовленная из 5.5 кг золота и огромного количества драгоценных камней. 

Китайское правительство вложило 4.9 млн. юаней в систему защиты дворца от пожара. На первой стадии проекта, с 1989 по 1994 годы, было потрачено 53 млн. юаней (6.4 млн. долларов США) и несколько тонн золота на восстановление облика Поталы. До этого, в течение 300 лет, не проводилось полномерных реконструкций дворца. На Тибете находится множество культурных ценностей. С 50-х годов 20-го века китайское правительство потратило 200 млн. юаней на сохранение культурных памятников в Тибете. Историки, специалисты по древней архитектуре и геологи проводили исследования, чтобы составить план по сохранению Поталы. 

Вторая стадия проекта по восстановлению будет завершена в 2006 году. Основное внимание на этом этапе будет уделяться «снежному городку» у подножья Красного холма. К 2001 году более 300 семей поселились в снежном городке, где когда-то обитала тибетская знать. На первом этапе восстановили Красный и Белый дворцы Поталы, провели очистка помещений от крыс, установили канализационную систему. Чтобы сохранить облик дворца, специалисты обратились к традиционной технике строительства. Например, они покрыли крышу слоем масла, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Это технологию испокон веку использовали тибетцы. Однако и при использовании масла крыши протекали во время ливней, когда утрамбованная земля, из которой они изготовлены, начинала растворяться. На втором этапе в утрамбованную землю добавили особое химическое вещество, которое не позволит крыше пропускать воду. Особое внимание уделили деревянным конструкциям. Они были обработаны веществом, которое отпугивает крыс. Но новые технологии не навредили древней конструкции дворца. Целью реконструкции было не изменить первоначальный облик. Особые меры были приняты для сохранения статуй, манускриптов и других ценностей. Из дворца вынесли огромные статуи в многослойных одеяниях, деревянные рамы, холсты и листы металла. Во время строительства они хранились под присмотром монахов. Во время работ не повредили ни один из 100 000 предметов искусства. На второй стадии проекта, которая началась в 2002 году, специалисты отказались от использования цемента для крыши, вместо этого, применили химические вещества. Таким образом, они избежали разрушения древних конструкции. 

Дворец Потала, расположенный на самой крыше мира, через пять лет откроется для посетителей со всего мира после крупнейшей реконструкции в его истории. Проект стартовал 26 июня 2002 года. Дворец является основной достопримечательностью Лхасы. Реставрационные работы обойдутся в 330 млн. юаней (40 млн. долларов США). Также в списке на восстановление находится Норбулинка, Летний дворец Далай Ламы и монастырь Сакья. Дворец Потала является образцом мастерства тибетских архитекторов. Из-за проседания фундамента, залы оказались в аварийном состоянии. Правительство планирует инвестировать 333.3 млн. юаней (40.3 млн. долларов США) в восстановление Поталы, монастыря Джохан и Норбулинки. 

Монастырь Джохан  /大昭寺/ 

Монастырь Джохан окружает 2-километровая улица Баркхор. По-тибетски название улицы означает круг по часовой стрелке. На этой особой улице глубокая религиозность сталкивается с рыночной экономикой. Это духовное сердце Лхасы и главный коммерческий район города. Каждое утро ароматный дым поднимается над воротами монастыря Джохан. Толпы горожан приходят сюда, чтобы низко поклониться. Для многих пожилых тибетцев это является важнейшей частью дня. 

Монастырь был построен в 7-м веке, несколько раз перестраивался. Сейчас это огромный 4-этажный комплекс. 

Здесь хранятся наиболее ценные в Тибете изображения Будды, которые привезла сюда племянница танского императора Вэньчэн, будущая жена князя Тибета Сунцана Гампо. На фресках в главном зале монастыря изображен приезд Вэньчэн в Тибет. Перед монастырем установлено 4 курильницы. Первые две отделены от двух других. В самой большой из них хранится стела и обрубок древней ивы, по легенде, посаженной самой Вэньчэн. 

В 822 году танский двор и царство Тубо образовали дружеский союз, который должен был длиться вечно. Это событие было зафиксировано на китайском и тибетском языках на каменной табличке. А табличку установили перед монастырем. 

В декабре 2000 года ЮНЕСКО внесла в список мирового наследия монастырь Джохан в Лхасе. 

Норбулинка  /罗布林卡/ 

Норбулинка находится в западном предместье Лхасы. Norbu по-тибетски означает сокровище, а lingka – сад. Он был построен в 40-х годах 18 века, во время правления 7-го Далай Ламы. Позже его расширяли и перестраивали. И, в конце концов, он стал Летним дворцом Далай Ламы. Здесь он живет и работает с апреля по сентябрь каждого года. Площадь парка составляет 360 000 кв. м. Он состоит из трех частей: дворец, участок перед ним и лесные насаждения. Лес занимает около половины парка. Основные строения – Золотой дворец, Зал Сутр и Новый дворец, построенный в 1954 году. В 2001 году Норбулинка был внесен в список ЮНЕСКО. 

Улица Баркхор  /八廓街/ 

В Лхасе была отреставрирована улица Баркхор. Это религиозный, туристический и деловой центр города. Проект стоил 37.6 млн. юаней (4.5 млн. долларов США). 

Улица расположена около монастыря Джохан. Она превратилась в крупнейший рынок Тибета. Ее история насчитывает более 1300 лет. Каждый дюйм земли Баркхор – это золотой дюйм. Улица была построена в 7-ом веке, когда начали возводить монастырь. Чтобы контролировать строительство, правитель Тибета Сунцан Гампо вместе с семьей и слугами поселился вблизи. 

Монастырь Ганьдань  /甘丹寺/ 

В 40 км на северо-восток от Лхасы расположен монастырь Ганьдань. Это первый монастырь школы Гелугпа (по-тибетски означает закон добродетели). Это направление в тибетском буддизме было основано Цун Кха-па. Монастырь был заложен в 1409 году. Ганьдань является одним из трех главных монастырей школы Гелугпа. Два других – Дрепун и Сера. Как и большинство тибетских монастырей, он сильно пострадал во время Культурной Революции (1966-1976). Многие постройки были разрушены, в том числе и огромный зал, Золотая гробница Цун Кха-па, школы Цзянцэ и Шарцэ. В результате реконструкций 90-х годов монастырь приобрел новый облик. В монастыре проживает около 500 монахов, 200 из которых относятся к школе Шарцэ, а остальные - к Цзянцэ. Раньше все собрания и встречи школы проводили отдельно друг от друга. Сейчас они собираются вместе в зале. Большинство монахов в монастыре из Тибета, кроме пары из Ганьсу, пары из Сычуани и дюжины из Цинхая. Большая часть зала занята красными подушками, а с потолка свисают ряды разноцветных флагов. 

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ 

Река Ялу-Цзанбуцзян  /雅鲁藏布江/ 

Ущелье реки Ялу-Цзанбуцзян протянулось на 496 км, а средняя ее глубина достигает 5000 м. Это серьезное препятствие для путешественников. 

Общая длина реки составляет 2900 км. Она берет свое начало на Тибетском нагорье. Это самая высокогорная река в мире. Она полна опасных порогов. 

Великий Каньон реки Ялу-Цзанбуцзян  /雅鲁藏布大峡谷/ 

Это крупнейший каньон в Китае, поэтому привлекает немало путешественников со всего света. В октябре 1998 года он стал официально называться Великий Каньон. Река Ялу-Цзанбуцзян несет свои воды на восток по северному предгорью Гималаев. В нижнем течение река огибает пик Namjagbarma, в уезде Намлин, восточный Тибет. Здесь берет свое начало Великий Каньон. Его длина составляет 496.3 км, что на 56.3 длиннее Каньона в Колорадо. Его глубина достигает 5382 м, что намного глубже, чем Каньон Колька в Перу (3200 м). 

Об открытии крупнейшего в мире каньона ученые объявили 18 апреля 1994 года. Это стало важным событием в научном мире. Но это только начало. В скором будущем Каньон станет главной туристической достопримечательностью в Восточном Тибете. Это отличный шанс для развития туризма и экономики в регионе. Развитие туризма в Каньоне поможет решить проблему коммуникации в беднейшем районе Тибета, уезде Мото. Это единственный уезд в стране, где нет автомагистрали, связывающей с остальными районами. 2/3 вод реки Ялу-Цзанбуцзян приходятся на Каньон. Поэтому необходимо организовать природный заповедник. Каньон обладает огромным биологическим разнообразием. Более 60 % биологических ресурсов Тибетского нагорья приходятся на территорию Каньона. Это настоящая сокровищница флоры и фауны тропического и субтропического климатических поясов. Но дно каньона необитаемо, так как ни один человек еще не рискнул спуститься вниз и искупаться в бурлящих водах. 

В долине, где река делает поворот на 180 градусов, в 1986 году был основан национальный парк Медог. На тибетском «медог» означает цветок. Парк расположен в 400 км на северо-восток от Лхасы. Это единственная территория Тибета, не связанная дорогами с внешним миром. Парк находится на высоте 600 м и занимает площадь в 626.2 кв. км. Он славится своими тропическими лесами, самыми северными в Китае. Здесь можно обнаружить около 4000 видов растений, половину всей флоры Тибета. 21 вид относится к редким. Из-за неровности территории и постоянных оползней невозможно построить дорогу, действующую круглый год. 19 октября 1998 года более 40 ученых и журналистов собрались, чтобы обсудить эту проблему. Во встрече участвовали ведущие биологи, зоологи, географы, экологи, а также специалист по защите окружающей среды из Гонконга Ребекка Ли Лок-сы и вице-председатель Ассоциации научных исследований Китая. В апреле 1998 года команда из 20 человек была отправлена в Каньон, чтобы подготовиться к экспедиции. 

Исток реки Ялу-Цзанбуцзян находится на высоте 5590 м. Река пробегает по территории Индии и Бангладеш, а затем впадает в Индийский океан. На территории Китая река течет 2075 км. 75 % этого расстояния она пробегает на средней высоте в 3000 м. Здесь находится крупнейший водопад высотой 4915 м. Вода падает с 5070 м на 155 м. Из-за климатических и геологических условий нога человека не ступала на большую часть речной долины. Река, врезаясь в Тибетское нагорье, образует глубокую долину. Это основной переход для воздушных потоков с юга в нагорья севера. Протяженность верховьев реки составляет 295 км. Русло реки в этой части широкое и мелкое. Длина среднего течения составляет 1361 км. Этот участок приходится на с/х районы Тибета. Здесь же впадает множество притоков, например, река Лхаса. Нижнее течение делает крутой поворот вокруг вершины Namjagbarwa и переходит в ущелье, шириной менее 100м. Скорость течения реки составляет 84 км/ч. Вид бурлящих потоков в долине захватывает дыхание. Это самая большая и глубокая долина в мире, она даже занесена в Книгу Рекордов Гиннеса. Она начинается на высоте 2800 м, а завершается – 500 м. Здесь обитают различные виды животных и растений. Долину окружают высочайшие вершины более 5000 м. На юге находится пик Namjagbarwa (7782 м), а на севере – Gyarabaili (7151 м). Река Ялун-Цзанбуцзян обладает огромными водными ресурсами, сравнимыми лишь с Янцзы. 

Старый Форт  /旧城堡/ 

Возле форта Цзуншань в начале 20 века проходили сражения тибетцев с английскими войсками. В настоящее время он является туристической достопримечательностью. Он находится в одном из 4 крупнейших городов Тибета, Gyangze. Толпы посетителей взбираются наверх, чтобы сфотографироваться на фоне пушек и обвалившихся стен. Зимой 1903 года отряды английской армии, пробравшись через Индию, вторично атаковали Тибет. Их встретили местные войска. Британцы, вооруженные пулеметами и пушками, открыли огонь по 1000 солдат с ножами, ружьями и пиками. Бой был настолько жесток, что даже ламы встали под знамена. В конце концов, оставшиеся в живых сбросились со скалы. Сейчас в музее города хранятся те самые ружья и пики тибетской армии и снаряды британцев. В музее также выставлена пушка, подаренная цинским императором Цянлуном. Ее использовали во время битвы с британцами. До сих пор различимы китайские иероглифы, отлитые на пушке. 

Монастырь Сакья  /萨迦寺/ 

Монастырь бы построен в 1073 году. Он находится в 450 км на запад от Лхасы. Здесь хранятся знаменитые буддийские писания, изделия из фарфора и картины, которым более 1000 лет. Наибольшую ценность представляют древние вазы, подаренные императорами династии Юань правителю секты Сакья. Также здесь можно увидеть яшмовую пиалу, позолоченного Будду, обувь императора и золотую печать. При династии Юань Тибет был поделен на три части с 15 районами. В музеи хранятся письма о назначении минскими императорами чиновников для контроля Тибета, сертификаты цинских императоров о назначении Далай Лам и Паньчэнев. На одной из картин изображено восхождение на священный трон 14-го Далай Ламы. Здесь хранится множество доказательств того, что Тибет стал частью Китая при династии Юань (1279-1368) и с тех пор находится под управлением центрального правительства Китая 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования