header left
header left mirrored

Резьба

Краткий очерк (АБИРУС, перевод)

Народные ремесла, резьба, фигурная резка

Резьба по нефриту (玉雕 юйдяо)

Поскольку «юй» (нефрит) в Китае – собирательное понятие для всех драгоценных камней, «резьба по юй» стала неотъемлемой частью китайских искусств и ремесел. По мнению британского натуралиста доктора Джосефа Нидхэма, любовь к изделиям из нефрита является отличительной чертой культуры Поднебесной. В Китае были обнаружены примитивные орудия труда из необработанного нефрита, относящиеся к Новому каменному веку. Однако нет оснований полагать, что древние расценивали нефрит как сколь-либо значимый материал. Выбор оправдывался его твердостью и удобством для изготовления разного рода инструмента и оружия. Со временем люди научились ценить красоту камня, который после обработки и шлифовки становился не только предметом практического применения, но и декоративным изделием, радующим глаз.

Со сменой рабовладельческого строя феодальным нефрит окончательно превратился в предмет роскоши. Среди похоронных предметов, относящихся к тому периоду, обнаружено много поделок из нефрита, которые служили украшениями усопших или же церемониальными сосудами. В настоящее время среди экспонатов в музеях по всей стране представлены нефритовые вазы, курильницы, треножники, кубки, чаши всевозможных форм.

В середине феодальной эры в Китае стали появляться крупные изделия из нефрита. По сей день в Круглом городе парка Бэйхай стоит кувшин, выполненный из нефрита, размером с небольшую ванну. Из него потчевал вином своих приспешников император династии Юань Кублай Хан. Этот 3,5 тонный кубок, 493 см в диаметре, 70 см в высоту и 55 см в глубину, вмещает до 3000 литров вина. Эллиптической формы чаша украшена изображениями облаков, волн, драконов и морских коньков. И это - старейшее нефритовое изделие дошедшее до нас с тех времен в нетронутом виде.

Также следует упомянуть о другом изваянии из нефрита, относящемся ко времени правления императора Цянлуна (18 в.), - скульптурной композиции «Усмирение Великого наводнения Могучим Юем». Гравировка выполнена вслед за появлением одноименной картины в период династии Сун. На каменной глыбе, высотой в 2,4 м и ок. 1 м в ширину, изображен героический символ всего китайского трудового народа – Великий Юй – в сражении с Великим наводнением. Согласно историческим записям, необработанный камень, весом ок. 5 т, был доставлен из района Хотан, Синьцзян, проделав путь длиной в 4000 км, на что ушло 3 года. И еще несколько лет потребовалось мастерам на обработку и полировку камня.

«Есть цена у золота, а нефрит – бесценен», гласит китайская поговорка. Иногда нефритовые изделия описывают как «достойные цепи городов», это сравнение прижилось с тех пор, как правитель государства Цин князь Чжао предложил «связку» из 15 городов в обмен на знаменитый круглый нефрит Ху. Что делает нефрит столь драгоценным в глазах китайцев?

Во-первых, его редкость. Структура камня формируется миллионы лет, поэтому особенно трудно найти зеленый и белый нефриты, а также агат. Раньше люди в погоне за драгоценными камнями поднимались в горные районы на яках, чтобы копытом животного разбить необработанные камни, скрывающие под собой полностью или частично драгоценный юй. Иногда горные потоки смывали камни вниз, где их подбирали наблюдательные и везучие старатели. Потребность в камне возрастала при праздновании определенных событий, и все больше людей отправлялись в горы на добычу нефрита, делая его еще более редким.

Во-вторых, его твердость. По этому параметру все драгоценные камни принято подразделять на 2 категории: жадеиты и нефриты. К первым относят камни без каких-либо полостей, обладающие коэффициентом твердости 6 и выше (за основу принята 10 – твердость алмаза). Самые ценные камни этой категории, например, зеленый нефрит, может обладать коэффициентом твердости до 8-9. Жадеиты устойчивы к режущей технике с покрытием из карборунда (с алмазным напылением). Изготовленные из этого материала предметы гладкие на ощупь, блестят, сверкают и прозрачны, их волокна не видны невооруженным глазом.

С другой стороны, нефриты с твердостью ниже 6 можно с легкостью обработать резцом. Однако их рыночная стоимость значительно ниже жадеитов.

В-третьих, расцветка камня – его естественный оттенок также влияет на его цену. Некоторые из них белоснежны, другие – ярко красного цвета, а третьи – притягательно зеленого. Бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные камни используют для изготовления украшений – сережек, колец, при этом камень не потеряет своего первоначального оттенка. Некоторые камни могут переливаться всеми цветами радуги, и только грамотный мастер способен использовать это свойство с максимальной пользой. Даже небольшой дефект, трещинку в камне можно превратить в «милые пятнышки», например, в насекомое на цветке, бельчонка на дереве, тем самым добавляя изделию жизни и привлекательности.

В Китае во всех крупных городах существует множество нефритовых мастерских и заводов. Процесс обработки камня, раннее проходивший вручную, теперь частично механизирован. И хотя некоторые операции стали проходить быстрее, резьба по нефриту по-прежнему остается оплотом ручной работы. А цена на драгоценный юй будет продолжать расти, вслед за сокращением его запаса на земле.

Светящийся нефритовый кубок (夜光杯 егуанбэй)

Егуанбэй (досл. с кит. «кубок, светящийся в ночи») является гордостью нефритовой отрасли Цзюцюаня, пров. Ганьсу.

С незапамятных времен горы Цилян (пров. Ганьсу) славились месторождениями нефрита белоснежного, зеленого, черного и желтого оттенков. Местные мастера вырезали из них винные кубки чистого или смешанного цветов. Бэй (кубки) могли иметь самую разную форму: на ножке, с плоским дном, украшенные гравировкой – все они служили примером безупречного вкуса. Их ценность также заключается к нечувствительности к резким перепадам температур.

Легенда гласит, что князь Му (ок. 10 в. до н.э.) династии Чжоу, находясь во хмели, обнаружил, что его чаша сияет в лунном свете. Так кубки получили свое название. Оно закрепилось после того, как поэт Ван Хань, живший в период династии Тан, сочинил следующие строки:

Добрая водка с прекрасной лозы... Кубки блестят в полутьме

Пиба звучит... Жажда томит - всадник летит стремглав...

Не насмехайтесь над пьяным героем, павшим в белый песок -

С давних времен из походов и битв много ль вернулось людей?..

(«Лянчжоуский напев», перев. А. Матвеев).

Предприятия по производству нефритовых кубков в настоящее время стали второй достопримечательностью в Цзюцюане, после перевала Цзяюйгуань - западного окончания Великой стены. Каждый турист мечтает побывать на нем и приобрести егуанбэй в качестве сувенира.

Резьба по слоновой кости (牙雕 ядяо)

В Китае резьба по слоновой кости известна еще с доисторических времен. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. В Исторических записях периода Воюющих государств рассказывается история некого богача Мэнчана, подданного государства Ци. Он «покинул свою родину ради путешествия заграницу, а когда прибыл в государство Чу, преподнес кровать из слоновой кости, стоившей тысячи золотых слитков. Малейшее повреждение кровати дорого обошлось бы тому, кто его причинил».

Этот вид народного искусства требует осторожного обращения. Мастер должен принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности расположения ядра в бивне. Как правило, сначала ремесленник «отесывает» кость, придавая ей грубую форму, и лишь затем приступает к обработке более тонкими инструментами для придания завершенного вида. Для более крупных работ прежде лепится макет из глины, если он одобрен, мастера приступают к работ с костью. Еще более масштабные проекты предполагают отдельную обработку частей композиции и соединение их в одну на заключительном этапе.

В 1974 г. на пекинском заводе Искусств и ремесел выпустили монументальную скульптуру из слоновой кости «Железная дорога Чэнду-Куньмин». Она достигает 180 см в длину, 64 см в ширину и 110 см в высоту (вкл. основание), вес композиции составляет 318 кг, на ее изготовление ушло 5000 трудодней. Обладая истинным национальным колоритом, впоследствии она была преподнесена Генеральной Ассамблее ООН.

Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков», чья история едва насчитывает сотню лет. Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика». Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие своего резака, т.к. проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. При этом ошибись мастер хоть на волосок – и вся работа пойдет насморку.

Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу. Вэн Жунбяо – заслуженный работник этой отрасли – в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого и был украшен гравированными пейзажами (павильонов и башен, облаков и гор). Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбяо – резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное призвание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных шариков в шариках».

Филиграная резьба (微雕 вэйдяо)

Искусство филигранной резьбы, главным образом, заключается в нанесении иероглифов микроскопического размера на слоновую кость или человеческий волос. Вырезая иероглифы, мастер не может видеть свою работу и целиком полагается на свое чувства. Поэтому вэйдяо иногда называют «искусством по наитию».

Во многих городах Китая живут мастера, способные на зернышке слоновой кости выгравировать поэмы, картины, миниатюрные печати, используя палитру минимум в 10 цветов.

Чжан Юньху, микро-каллиграф из Шанхая, на кусочке кости в 3 см2 воспроизвел всю антологию «Трехсот танских поэм», насчитывающих ок. 10000 иероглифов. Для невооруженного глаза работа представляет собой ряды черный точек-игольных уколов.

В 1982 г. Чжан Юньху поразил мир своей новой работой – на кусочке кости в 2,8 см2 он выгравировал все 14000 иероглифов Конституции Коммунистической партии Китая. Работа была выполнена в течении 2-х недель. При 100-кратном увеличении можно заметить, что иероглифы написаны четко, изящным каллиграфическим почерком.

Филигранная резьба по волосу была разработана совсем недавно членом Исследовательского института по искусствам и ремеслам г.Сучжоу, Шэнь Вэйчжоном. На волосе в несколько см длиной, без помощи каких-либо увеличительных приборов, мастер может выгравировать поэмы и другие тексты, полагаясь лишь на свои чуткие пальцы. Для этого ему необходима полная тишина, в которой он, медитируя и контролируя свой пульс, отдается своему делу, нанося линии тоньше волоса. При большом увеличении можно насладиться четкостью линий выполненной работы. Этот вид резьбы появился в Китае на основе традиций гравировки каллиграфии. Начало было положено ок. 2000 лет назад: на гадальных костях, обнаруженных на раскопках периода Западной Чжоу (Гуюань, пров. Шэньси) различимы иероглифы в рисовое зернышко, черты которых с волос толщиной. Кроме того археологи обнаружили на гадальных ракушках периода ранней Ин гравировки размером с просяное зернышко, различимых только при 5-кратном увеличением.

Резка гравюр-силуэтов (影雕 индяо)

Традиция резки гравюр является направлением Хуэйаньской школы резки по камню пров. Фуцзянь, получившее свое название «ин» (кит. «тень») от схожести с первыми черно-белыми фотографиями. За сложность и изысканность индяо в Китае прозвали чудом.

Используя целую армию различных резцов, толщина которых варьируется от ногтя до иглы, ремесленник копирует изображение с фотографии, вырезая его на поверхности голубого песчаника толщиной в 5 см. Изображение, сочетающее реальное и вымышленное, получается сочетанием точек разной глубины, размера и плотности расположения на поверхности камня. При этом сама работа может быть миниатюрной (4-5 см2) или гигантской (100 м2).

Гравюры, изготовленные на Хуэйаньском уездном заводе резки по камню, часто преподносят в качестве подарков во время дипломатических встреч, они экспонируются на различных выставках по всему миру.

Ледяные скульптуры (冰雕 биндяо)

Фигурная резка по льду – сезонное ремесло, получившее свое начало и развитие в северных районах Китая, также принято называть «ледяными фонарями». Давным-давно люди стали использовать выдолбленные ледяные блоки в качестве лампочек для фонарей, чтобы защитить их от задувания в зимние ночи. Так искусство резки по льду получило свою примитивную начальную форму.

Жители Харбина, столицы самой северной провинции Хэйлунцзян, организовали первый фестиваль «ледяных фонарей» зимой 1963 г. С помощью различных трафаретов мастера изготовили ледяные фонари самой различной формы, внутри которых зажгли свечи. Фестиваль получил всеобщее признание, и с того времени была заведена традиция – проводить фестиваль каждую зиму, с Нового года по традиционный фестиваль фонарей (приходящийся, как правило, на середину февраля), при этом масштабы мероприятия росли, а уровень мастерства ремесленников непрерывно повышался.

Наряду с ледяными фонарями были построены павильоны, террасы, мосты и башни, украшающие специально созданный по этому случаю пейзаж из сверкающих ледяных холмов, «хрустальных» деревьев, переливающихся птиц и животных, рыбок, плавающих в прозрачных бассейнах.

Ледяные скульптуры стали прекрасными декорациями для демонстрации отдельных сцен из классических китайских пьес, сюжетов, взятых из произведений художественной литературы, разыгрываемых непосредственно на фестивале. Некоторые из представленных работ поражают своими масштабами: например, пагода могла состоять из 200 огромных ледяных блоков, в вечернее время освещенная сотнями встроенных разноцветных лампочек, представляла поистине незабываемое зрелище. Ледовое шоу, полное сверкающих огней о полупрозрачных строений, напоминает посетителям фестиваля сказочный изумрудно-хрустальный дворец короля Дракона.

Основным материалом для скульптур выступает речной лед. При постоянной температуре в -20-30ºС в реках северного Китая образуется достаточно льда для строительства ледяных городков. Сначала рабочие выпиливают ледяные блоки, которым скульпторы затем находят назначение в соответствии с их толщиной, прочностью и прозрачностью. Крупномасштабные работы зачастую составляют из большого числа ледяных блоков.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования