header left
header left mirrored

Мао Цзэдун

  Мао Цзэдун

Родился:  1893 г., Шаошань, пров. Хунань, Китай.

Умер:  1976 г., Пекин, Китай.

Основные труды:  «О практике» (1937); «О противоречии» (1937); «О новой демократии» (1940); «О литературе и искусстве» (1942); «О правильном разрешении противоречий среди народа» (1957).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Мир наполнен противоречиями, и разрешать их необходимо, руководствуясь принципами диалектики.

Теория возникает из практики, и практика - единственный критерий истины.

В полуфеодальной, полуколониальной стране социализм можно построить, только пройдя две стадии: «демократической революции» и «социалистической революции.

В социалистическом обществе пролетарская революция не угасает, она развивается, чтобы уничтожить в самой партии остатки поверженной буржуазии.

Литература и искусство являются орудиями политической борьбы и должны служить интересам пролетариата, интересам масс.

Мао Цзэдун родился в южной горной деревушке Шаошань в провинции Хунань, в зажиточной крестьянской семье. В то время династия Цин уже пришла в упадок, страна раздиралась на части западными империалистами и местными милитаристами, а наиболее передовые представители интеллектуальной элиты лихорадочно искали ответа на вопрос: как возродить нацию? Крестьянское детство многому научило Мао Цзэдуна, который всегда хорошо понимал крестьян, что было немаловажно для аграрного Китая и способствовало быстрой партийной карьере молодого лидера.

Мао Цзэдун окончил Нормальную школу в Чанша, где получил хорошее образование, в том числе в области китайской истории и традиционной литературы. Однако он с ранних лет увлекался чтением западной литературы, и окончательно его философские представления сложились только в 30-е годы XX в., во многом благодаря переведенной с русского языка марксистской литературе. Тем не менее, как всякий китайский марксист, он прежде всего был китайцем, а уже потом марксистом.

В философском отношении идеи Мао Цзэдуна не представляют чего-то нового, и вряд ли можно сказать, что он был великим мыслителем. Однако Мао Цзэдун почти сорок лет пребывал на посту главы КПК и КНР, его идеи наложили существенный отпечаток на всю китайскую идеологию этого периода, в значительной мере повлияли на умы многих людей за рубежом, поэтому знание философии Мао Цзэдуна важно для всякого, кто хочет понять Китай.

«О ПРОТИВОРЕЧИИ»: ДИАЛЕКТИКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАО ЦЗЭДУНА

Философскую методологию учения Мао Цзэдуна лучше всего определить как материалистическую диалектику. Материализм, в отличие от идеализма, базируется на представлении о том, что мир материален и существует независимо от сознания. Диалектика Мао Цзэдуна сложилась под влиянием идей Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также даосизма. Мао Цзэдун часто противопоставлял свой метод методу так называемой «метафизики». Метафизику, говорил он, вещи представляются статичными, изолированными, односторонними объектами, поэтому метафизик считает, что перемены в мире происходят якобы только в результате воздействия на объекты внешних сил и касаются только количественных отношений.

Картина мира материалистической диалектики прямо противоположна метафизической: все вещи взаимозависимы, взаимосвязаны, они содержат в себе источник внутреннего развития. Этот источник развития - внутреннее противоречие, имманентное каждой вещи, вот почему противоречие является главным источником всякого развития.

«Противоречие» - весьма широкое понятие, но Мао Цзэдун так и не дает его точного определения. Гегель использовал этот термин для обозначения любого неразрешенного конфликта - классового, национального, бытового. Разрешение противоречия способствует прогрессу. Противоречие свойственно всякому процессу развития, поэтому законы диалектики применимы ко всякому развитию.

Идя вслед за Лениным, Мао Цзэдун утверждал, что главный среди законов диалектики - «ключ к диалектике» - это закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону части противоречия взаимозависимы и могут меняться местами в процессе разрешения противоречия.

Мао Цзэдун писал, что «все может делиться на две части» (и фэнь вэй эр), так что все вещи содержат в себе противоречие (это и есть так называемая «универсальность противоречия»). При этом всякое противоречие относительно и обладает своим характером, оно уникально. Например, противоречие между друзьями и противоречие между врагами - разные противоречия и разрешаться должны по-разному. Второе противоречие является антагонистическим, а первое - нет. Если врагам, скорее всего, придется сразиться, противоречие между друзьями может быть разрешено путем откровенного разговора.

Однако противоречие может менять свой характер: например, когда отношения между друзьями регулируются неправильно, друзья могут стать врагами, и противоречие между ними приобретет антагонистический характер. И наоборот, при должном подходе враги могут изменить свои позиции, и противоречие между ними потеряет характер антагонистического. В статье «О правильном разрешении противоречий среди народа» (представляющей собой переработку знаменитой речи, в которой был провозглашен тезис «Пусть расцветают все цветы») Мао Цзэдун привел несколько примеров такого «правильного» разрешения неантагонистических противоречий.

Считается, что Мао Цзэдун разработал новое понимание принципа выделения главного противоречия, или основного аспекта противоречия. В чем заключается эта идея?

Во-первых, по мнению Мао Цзэдуна, в процессе развития сложного объекта действует множество противоречий, среди, которых одно выступает как главное, или принципиальное. Например, во время войны между Японией и Китаем (1937-1945) существовали противоречия между различными общественными группами, однако главным было противоречие между японскими захватчиками и китайским народом. Оно играло ведущую роль и определяло все остальные противоречия. Таким образом, суть маоистского метода разрешения противоречий заключается в выявлении главного противоречия и концентрации сил на его разрешении.

Во-вторых, в самом противоречии одна из сторон может быть главной, а вторая - второстепенной. Главная сторона также определяет развитие противоречия, поэтому когда стороны противоречия меняются местами, то меняется и характер противоречия. Например, в капиталистическом обществе главным является противоречие между классом капиталистов и рабочим классом, причем доминирует буржуазия. Однако рабочий класс может свергнуть господство буржуазии путем пролетарской революции и установить диктатуру пролетариата. Классовое противоречие сохранится еще надолго, однако теперь ведущей стороной станет рабочий класс. Вот почему, учил Мао Цзэдун, так важно изучать диалектику и способы разрешения противоречий.

Трудно сказать, насколько правильна и полезна эта теория, поскольку предлагаемые ею решения для многих проблем непротиворечивы. Например, самоизоляция Китая с 50-х по 70-е годы XX в. оправдывалась тем, что внутренняя сторона противоречия (внутренние дела Китая) является определяющей. Однако в 80-е годы Китай снова открывается для мира, и это объясняют тем, что прогресс страны зависит от международных отношений (так как экономика Китая связана с мировой экономикой). Однако эти проблемы остаются предметом многолетних споров в самом маоизме.

«О ПРАКТИКЕ»: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ МАОИЗМА

Эта небольшая работа, вероятно, лучше всего характеризует стиль Мао Цзэдуна, представляющий собой сочетание традиционной китайской философии и марксизма. В ней исследуется проблема взаимоотношения теории и практики, проблема, которая давно стояла перед китайскими философами. Естественно, что Мао Цзэдун как приверженец материалистической диалектики высказался в пользу единства теории и практики.

Считается, что маоистская теория познания является материалистической, потому что краеугольным камнем в ней объявляется реальная практика, под которой подразумевается опыт. Мао Цзэдун утверждал, что главный источник нашего знания - это чувственное восприятие. Однако чувственное восприятие не только пассивно, оно может быть активным, возникать при активном воздействии на окружающее, в практике преобразования реальности. Только благодаря этому опыту можно обнаружить истину. Таков первый постулат маоистской теории познания.

Другой постулат заключается в утверждении «углубления познания». Опыт дает человеку чувственное знание реальности. Но это только первая ступень процесса познания, так как чувственное знание очень поверхностно. На второй стадии познания благодаря диалектическому «скачку» возникают понятия. Понятийное знание - это логическое, рациональное знание, которое, в отличие от чувственного познания, открывающего лишь феноменальные стороны действительности, приближает нас к истине.

Однако понятийное знание также нуждается в корректировке и обогащении. Критерием же истины является только общественная практика. Мао Цзэдун определяет ее как единство «трех великих движений», а именно, материального производства, классовой борьбы и научных исследований. Таким образом, человеческое познание, согласно теории Мао Цзэдуна, представляет собой длительный многоступенчатый процесс от действительности к понятийному знанию и назад к действительности (через общественную деятельность) и так далее до бесконечности.

В конце работы «О практике» Мао Цзэдун подводит итог своей концепции:

Нужно познавать истину через практику и проверять наши знания путем практики, только так можно достичь истины. Нужно начинать с чувственного восприятия и активно перерабатывать его в рациональное, понятийное знание, а затем, отталкиваясь от понятийного знания, революционизировать субъективную и объективную действительность. Итак, практика, теория, снова практика и снова теория» Этот процесс развивается циклически, бесконечно, и на каждом цикле мы поднимаемся на очередную ступеньку познания. В этом суть материалистической теории познания, требующей единства теории и практики.

Хотя Мао Цзэдун неоднократно иллюстрирует свои рассуждения примерами из китайской истории и литературы, ему так и не удается объяснить, каким образом чувственное восприятие переходит в теоретическое знание. Теория Мао Цзэдуна может иметь значение только как логическое описание абстрактных этапов познания. В действительности никакое знание, чувственное или теоретическое, невозможно без концептуализации.

Несмотря на провозглашение единства теории и практики, маоистская теория познания, по сути, носит исключительно практический характер. Это ясно видно по другой работе Мао Цзэдуна «Как появляются правильные идеи?», в которой он утверждает, что единственным источником знания является все же практика.

О ДЕМОКРАТИИ НОВОГО ТИПА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАО

Основа политической и социальной философии Мао Цзэдуна - это исторический материализм, согласно которому производительные силы определяют развитие производственных отношений, экономический базис определяет функционирование политической надстройки и надстройка, в свою очередь, влияет на развитие экономики.

Мао Цзэдун расширил учение Маркса, добавив концепцию построения социализма в полуколониальной и полуфеодальной стране. Целью Коммунистической партии в такой ситуации является построение нового общества не только в политическом или экономическом отношении, но и в культурном. Эта задача решается в два приема. Сначала должна быть проведена «демократическая» революция, а затем - «социалистическая».

В обычных условиях «демократическая революция» представляет собой просто буржуазную революцию, направленную против феодализма. Но поскольку китайская буржуазия слишком незрела, чтобы победить одновременно и феодализм, и империализм, которые гораздо сильнее ее, постольку она не способна выполнить свою историческую миссию. В такой ситуации вся тяжесть преобразования общества ложится на плечи китайского пролетариата.

Поэтому сначала ему предстоит провести «демократическую» революцию, чтобы установить в стране строй демократии нового типа (в отличие от демократии, возникающей после буржуазной революции) и диктатуру союза антифеодальных и антиимпериалистических сил (главным образом пролетариата и революционно-настроенной буржуазии). Лидерство в этом союзе принадлежит, естественно, пролетариату, который осуществляет его посредством своей политической организации, то есть Коммунистической партии.

Далее необходимо провести «социалистическую» революцию, направленную уже против буржуазии. При этом пролетариат должен захватить и власть, и средства производства. В стране возникает сложный экономический строй, в котором сочетаются государственный капитализм, элементы социалистической экономики и другие типы хозяйствования. Теперь нужно построить новую, социалистическую культуру, которая возникает в результате культурной революции.

Маоистская теория революции представляет собой непосредственное развитие теории противоречий в интерпретации Мао Цзэдуна. В начале демократической революции основное противоречие возникает между классом феодалов и империалистами, с одной стороны, и всеми остальными слоями населения - с другой. Социалистическая революция разрешает главное противоречие между буржуазией и пролетариатом. Мао Цзэдуну удалось успешно применить свою теорию на практике: благодаря его политике коммунисты пришли к власти, и несколько десятилетий власть в Китае принадлежала Мао Цзэдуну.

Позже Мао Цзэдун разработал теорию «перманентной» революции, которую возглавляет пролетариат. Он полагал, что даже в социалистическом обществе, где установлена диктатура пролетариата, революция должна продолжаться, так как ниспровергнутая буржуазия непременно попытается через своих агентов повлиять на Коммунистическую партию и разложить ее.

Таким образом, он считал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуазией перемещается после победы пролетариата в саму Компартию, и чтобы очищать партию от буржуазных перерожденцев, нужно постоянно развивать революцию. Претворение теории перманентной революции в практику привело в период так называемой «культурной революции» (1966-1976) к национальной катастрофе, поставив страну на грань гражданской войны. Этот социальный эксперимент был окончен только после смерти Мао.

В области этики Мао Цзэдун следовал традиционной конфуцианской теории, объявив приоритет общественных ценностей над личными. Личность должна подчиниться интересам общества, индивидуализм был заклеймен, добродетелью считалось принесение пользы обществу за счет своих интересов. Однако, в отличие от большинства конфуцианцев, Мао Цзэдун провозгласил равенство полов: женщины имеют право на ту же работу и ту же оплату труда, что и мужчины.

«О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ»

Сам Мао Цзэдун был неплохим поэтом, однако его вклад в теорию эстетики невелик. Тем не менее его представления о роли литературы и искусства оказали колоссальное влияние на китайское общество. Как исторический материалист, Мао Цзэдун считал, что литература и искусство как части «надстройки» тесно связаны с классовыми интересами. В 1942 г. в Яньнани (где в то время располагался штаб КПК) Мао Цзэдун произнес две речи о литературе и искусстве, в которых потребовал, чтобы они были поставлены на службу интересам пролетариата, пролетарской революции.

Литература и искусство должны служить массам, революции, а писатели и художники - стать устами, голосом народа и выработать у себя правильное отношение к народу и его врагам, постоянно помнить о том, что искусство служит массам - рабочим, крестьянам, солдатам. Для этого творческие работники должны изучать марксизм и в конечном итоге научиться ощущать себя в «шкуре» простого человека, учиться у народа как выражению чувств, так и языку.

Мысли, выраженные Мао Цзэдуном в этих двух речах, вскоре легли в основу официальной политики партии по отношению к литературе и искусству. Вплоть до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. основным требованием, предъявляемым к произведению искусства, было его соответствие политике партии на данном этапе. Писатели и художники, чьи произведения не удовлетворяли этому критерию, были подвергнуты проработке и принуждены молчать.

Мао Цзэдун, несомненно, является одним из наиболее влиятельных китайских мыслителей XX в. и одновременно - самым противоречивым. Даже его приверженцы и последователи ожесточенно спорят, насколько прав был Мао и сколь велики его заслуги и его вина в победах и поражениях Китая в период его правления. Вероятно, потребуется еще немало времени, чтобы оценить вклад Мао Цзэдуна в китайскую культуру, и только история произнесет над ним последний приговор.

Ли Чэньян


   Ссылки

Википедия

Wikipedia

BaiduBaike

Мемориал на сайте КПК (кит. язык)

Подборка фото

Неизвестный Мао (книга в формате djvu)

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования