header left
header left mirrored

Евреи в Китае

Этот материал - перевод текста и части подписей к фотографиям из книги "The Jews in China"
под редакцией проф. Пан Гуана ("Ютайжень цзай чжунго", China Intercontinental Press, 2001).
К сожалению, у меня не было времени на сканирование и размещение фотографий.

Выражаю признательность г-же Лу Айчжэнь, консулу по культуре Генконсульства КНР в Хабаровске, предоставившей эту книгу.   Особая благодарность Валерию Гуревичу, зам. председателя правительства Еврейской Автономной Области и его дочери Ирине Гуревич, сделавшим и предоставившим в мое распоряжение перевод.

Игорь Мажаров

Евреи в древнем Китае:  община Кайфына

Первые группы евреев пришли в Китай по Великому Шелковому пути в 8 веке н. э. во время правления династии Тан. Другие же приплыли по морю. Некоторые историки полагают, что евреи появились во время правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), а отдельные ученые связывают приход евреев с династией Чжоу (около 6 в. до н. э.), однако археологические открытия не подтверждают данных версий. Приехав в Китай, евреи расселились по многим городам, но еврейская община Кайфына сформировалась только во время правления династии Сун (960 г. – 1279 г.).

Во времена Северного царства Сун группа евреев прибыла в тогдашнюю столицу Дунцзин (теперь Кайфын). Власти тепло встретили еврейских поселенцев, позволив им, как и китайцам, соблюдать традиции и сохранять веру. Евреи имели те же права, что и местное население, без всяких ограничений. Они могли строить дома, свободно перемещаться, работать, учиться, возделывать землю, исповедывать свою веру и заключать браки. В подобной благоприятной обстановке евреи добились успеха в торговле и вскоре стали одной из самых богатых групп в Кайфыне.

В то же время, развивалась и религиозная деятельность. В 1163 г. еврейская община построила синагогу в центре города, а спустя 100 лет, при поддержке правительства династии Юань (1279 г. – 1368 г.), перестроили ее. Наибольшего расцвета еврейская община достигла во время правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.). Тогда она включала более 500 семей, а численность населения была 4 – 5 тыс. человек.

Социальный статус евреев тоже возрос. Евреи занимали высокие посты в правительстве, были среди них богатые предприниматели, удачливые ремесленники, зажиточные крестьяне, врачи и священники. В то же время евреи неосознанно ассимилировались в конфуцианскую культуру. Они сменили еврейские имена на китайские, говорили по китайски, вступали в смешанные браки, одевались как китайцы, перенимали китайские традиции и обычаи, постепенно забывая свои собственные.

В 1642 г. наводнение, вызванное разливом Хуанхэ, разрушило синагогу Кайфына и погубило свитки Торы. Евреи заново отстроили синагогу и восстановили некоторые свитки в 1663 г., однако численность общины снизилась до 2 тыс. человек.

К концу 17 в. еврейская община потеряла связь с другими евреями. К середине 19 в. синагога в Кайфыне лежала в руинах, а евреи жили без раввина уже много лет. Они не могли читать на иврите, не совершали религиозных обрядов. Именно в это время христианские миссионеры с Запада обнаружили потомков евреев, что сразу породило ряд исследований жизни кайфынских евреев. Еврейская община Шанхая тщетно пыталась помочь кайфынским евреям возродить традиции. В конце концов, еврейская община Кайфына растворилась в китайской культуре.

Из Багдада в Гонконг и Шанхай: опыт сефардов

Сефардские евреи приехали в Китай в результате "Опиумной войны" и последующего развития торговли с Британией. Приехавшие из Багдада, Бомбея и Сингапура торговцы и предприниматели были британскими подданными. Первой стала семья Сассун из Багдада. Вначале они основали бизнес в Индии, а затем стали первыми евреями, основавшими компании и преуспевшими в Гонконге и Шанхае. По опыту Сассунов другие багдадские торговцы, такие как Гардуны и Кадури, приехали в Китай искать счастья. Будучи центрами торговли с зарубежными странами, Гонконг и Шанхай стали основой развития бизнеса. Вскоре евреи проявили свои коммерческие способности: они с пользой для себя использовали старые связи с британскими колониями и благоприятное географическое положение Шанхая и Гонконга. В результате, евреи развернули процветающую торговлю, по началу это был импорт/экспорт опиума, на чем они сделали состояние. Появившиеся капиталы евреи инвестировали в строительство, финансовую сферу и производство, постепенно становясь наиболее активным иностранным синдикатом в Шанхае и Гонконге, чье влияние распространялось на весь Китай и Дальний Восток. Евреи также помогали беднякам, занимались благотворительностью, строили синагоги, школы, поддерживали еврейских эмигрантов из России и Европы. Они поддерживали сионистское движение, и, чтобы защищать свои интересы, были вовлечены в политическую деятельность, покровительствовали китайскому искусству и культуре, сохраняли дружеские отношения с политическими группами Китая. Однако сефардские предприниматели потеряли все свое имущество после японского вторжения в 1937 году и оккупации Шанхая и Гонконга в 1941 году после нападения на Перл Харбор. После войны, начавшейся гражданской войны в Китае и образования Китайской Народной Республики, сефардские евреи перевели весь капитал в Гонконг и за границу. Они продолжали богатеть, используя выгодное положение Гонконга как основного торгового канала между Китаем и Западом. Однако после проведения реформ и открытия Китая для иностранного бизнеса, сефардские предприниматели стали инвестировать средства в китайскую экономику, отмечая, что отношения с Китаем укрепляются и расширяются.

Вторая родина: российские (ашкеназские) евреи в Китае

В отличие от сефардских евреев, российские (ашкеназские) евреи приезжали в Китай с 80-х гг. 19 века не ради торговли, а из-за роста антисемитизма в России и Восточной Европе. Эта волна привела к иммиграции миллионов российских евреев в Северную Америку и десятков тысяч – в Северный Китай и Внутреннюю Монголию. Строительство КВЖД, распространение российского влияния в Китае, русско-японская война и революции 1905 и 1917 гг. ускорили иммиграцию российских евреев в Китай. В начале они жили преимущественно в Харбине и прилегающих к нему городах, где основали самую большую еврейскую общину на Дальнем Востоке. После японского вторжения в Северный Китай евреи переехали на юг и обосновались в общинах Шанхая, Тяньцзиня и Циндао.

Большинство российских евреев жили в бедности, зарабатывая на жизнь мелким бизнесом. Позже благодаря собственным усилиям они вошли в средний класс. Их было намного больше сефардских евреев, поэтому община евреев-ашкенази стала очень влиятельной. Некоторые из них были прекрасными инженерами и учеными, они внесли свой вклад в развитие экономики и культуры Китая. Со временем российские евреи стали считать Китай своей второй родиной. Они упорно учились и начали играть позитивную роль в развитии еврейско-китайских и российско-китайских взаимоотношений. После образования КНР в 1949, многие евреи стали уезжать, а после культурной революции (1966 – 1976) российских евреев практически не осталось.

Рай для жертв Холокоста

Пока нацисты проводили античеловеческую политику в отношении евреев, многие люди спасали еврейское население, обходя законы и рискуя собственной жизнью. В то же время, однако, правительства многих стран вводили строгие ограничения на иммиграцию евреев. Особенно после 1938 г. почти все страны закрыли свои границы перед евреями. Оглядываясь назад и видя то, что "цивилизованный мир" сделал с евреями, мы, народ Китая, гордимся тем, что, когда евреи стояли на волосок от смерти и боролись за выживание, китайский город Шанхай предоставил им убежище. С 1933 по 1941 гг. в Шанхай приехало свыше 30 тыс. еврейский беженцев из Европы. Не считая тех, кто затем уехал из Шанхая, к моменту бомбардировки Перл Харбора в декабре 1941 г., в городе насчитывалось 20000 – 25000 еврейских беженцев. Другими словами, Шанхай принял больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия вместе взятые.

Нацисты и их сообщники не только уничтожили 6 млн. европейских евреев, но и серьезно ослабили еврейские общины вне пределов Европы, включая еврейские общины Китая, в частности, шанхайскую общину. В июле 1942 г., восемь месяц спустя начала войны в Тихом океане, в Шанхай прибыл полковник Йосеф Мейзингер, шеф гестапо Японии. Он предложил японским властям "окончательное решение шанхайского вопроса". Хотя "план Мейзингера" не был осуществлен из-за различий в отношении к евреям между японским и германским правительствами, японские власти объявили о создании "Территории для беженцев без гражданства", предписывая беженцам, прибывшим в Шанхай после 1937 г., переехать туда в течение месяца. Давление нацистской Германии и действия японской полиции по отношению к евреям держали шанхайских евреев в трудном, непредсказуемом положении в течение почти четырех лет. Тем не менее, почти все шанхайские евреи, не только беженцы из центральной Европы, но и сефардская и российская общины, пережили Холокост и войну, благодаря взаимопомощи и огромной поддержке американских евреев и китайского народа.

Так подобно именам Шиндлер, Валленберг и Сугихара, слово Шанхай стало синонимом "спасения" и "рая" в истории Холокоста.

Исторические страницы дружбы китайского и еврейского народов

У еврейского и китайского народов есть много общего в культурных традициях. Оба подчеркивают важность семейных уз и образования, оба подвергались влиянию чужой культуры, но сохраняли свою национальную самобытность. В Китае никогда не было религиозных предрассудков и расовой дискриминации, которые вызвали появление антисемитизма в Европе. Евреи, приехавшие в Китай, впитывали китайскую культуру, одновременно влияя на китайское общество. В современной истории китайский и еврейский народы пережили страдания и лишения, поддерживали друг друга в борьбе против фашизма и в попытках достичь национального освобождения и возрождения. Китайский народ протестовал против нацисткой жестокости в отношении к евреям и активно помогал еврейским беженцам. Евреи, жившие в Китае, участвовали в борьбе китайского народа против японского вторжения. Некоторые евреи участвовали в создании "нового Китая", и по сей день они вкладывают все свои силы в развитие реформ в Китае.

После второй мировой войны в Китае разразилась гражданская война, и в силу многих причин евреи стали покидать Китай. После образования КНР многие евреи продолжали жить и работать на китайской земле. Однако они вынуждены были покинуть Китай после начала "культурной революции". Еврейские общины остались только в Гонконге и на Тайване. Сегодня "китайские евреи" разбросаны по всему миру. Хотя у них разные характеры, происхождение и занятия, у всех есть одна общая черта – они считают Китай своим домом, а самих себя - "детьми старого Китая". Чтобы не забыть годы, проведенные в Китае, евреи создают ассоциации, проводят многочисленные мероприятия, издают книги. С момента начала реформ в Китае евреи возвращаются в старые дома, чтобы найти свои корни и встретиться со старыми друзьями. Некоторые приезжают в Китай, чтобы вкладывать средства в развитие и процветание их прежней родины. В 1992 году Китай и Израиль установили дипломатические отношения, что вызвало очередной поток евреев, возвращающихся в Китай. Сейчас рассматривается возможность создания в Пекине и Шанхае еврейских общин, членами которых были бы бизнесмены, инженеры, дипломаты и студенты. С тех пор как Гонконг присоединился к Китаю, тамошняя еврейская община начала возрождаться.

Эти страницы истории, написанные на китайской земле простыми китайцами и евреями, формируют главу в истории всего человечества.

ФОТОГРАФИИ

Глава 1

Стр. 5.: Когда евреи пришли в Китай? Откуда они пришли?

1. Письмо из Персии, написанное на иврите купцом-евреем в 8 в. Найдено в Цзинцзяне Аурелем Стейном, британским археологом в 1901 г..

2. Глиняные фигурки людей с семитскими чертами лица, относимые ко времени правления династии Тан. Считаются свидетельством появления евреев в Китае во время правления этой династии.

3. Молитвенник на иврите, конец 8 в. Найден французским археологом Полем Пелье в 1908 г. в Дуньхуа, провинция Ганьсу.

Стр. 7.: Евреи Кайфына

1. Надпись (фрагмент) 1663 г., упоминающая перестройку синагоги Кайфына.

2. Копия рисунка синагоги в Кайфыне, сделанного иезуитом Жаном Доменге в 1722 г.

3. Надпись 1522 года, упоминающая синагогу в Кайфыне.

4. Надпись 1489 года, упоминающая перестройку синагоги в Кайфыне.

5. Копия рисунка внутреннего помещения синагоги, сделанного Доменге в 1722 г..

Стр. 8

1. Израильская марка, изображающая синагогу в Кайфыне.

2. Шкаф для Торы из синагоги в Кайфыне, 16 в.

3. Модель синагоги в Кайфыне в израильском Музее диаспоры Бет Хатефусот.

Стр. 9

1. Страница новогодней молитвы из кайфынского молитвенника, 15 в.

2. Часть свитка Торы, 15 в., Кайфын.

3. Книга Исхода из старейшего свитка Торы, сохранившегося в Кайфыне.

Стр. 10

1. Пятое письмо Джампаоло, итальянского миссионера 18 в.: копии Ветхого Завета на иврите, сохраненные китайскими евреями.

2. Страница еврейской Книги Памяти на китайском и иврите.

3. евреи, читающие Тору в синагоге Кайфына. Рисунок Жана Доменге, 1722 г.

Стр. 11

1. Каменная чаша из синагоги Кайфына.

2. первая страница Книги Бытия, кайфынские "квадратные надписи"

3. Белая фарфоровая ваза из синагоги Кайфына.

4. Черный гонг, использовавшийся для созыва евреев Кайфына на молитву.

Стр. 12

1. Копия мемориальной надписи из синагоги Кайфына.

2. Надпись о семье Джин, одной из семи семей, происходивших от кайфынских евреев, описывающая приезд своих предков в Кайфын.

3. Бронзовая курительница для фимиама из синагоги Кайфына.

4. Кайфынский ассимилировавшийся еврей в 1906 г.

5. Два потомка кайфынских евреев у мемориального камня.

6. Еврей-продавец муки из Кайфына.

Стр. 14

1. Чжао Юнчжон, старейшина потомков кайфынских евреев, сфотографированный в 1919 г.

2. Восточные ворота Кайфына, где находилась синагога. Большинство евреев жило неподалеку.

3. Местонахождение кайфынской синагоги, 1910 г. Слева мемориальные камни с надписями 1489 и 1512 гг.

4. Улица Наньджаоджин в Кайфыне, фото 1924 года. Находилась недалеко от синагоги и бывшая религиозным центром еврейской общины.

5. Местонахождение синагоги на карте.

6. Сегодняшний Кайфын, туристы на улице Наньджаоджин.

Стр. 16: Исследование евреев Кайфына

1. Матео Риччи (1552-1610), итальянский священник, основавший иезуитскую миссию в Китае.

2. Неожиданная встреча Риччи с китайским евреем, Ай Цанем, открыла западному миру существование евреев в Китае.

3. Копии китайского имени, которым евреи называли Бога, во втором письме Джампаоло в 18 в.

4. Страница книги "Надежда Израиля", написанная в 17 в. голландским евреем Менаше бен Израэлом, который первым предположил, что китайские евреи – это потерянное колено Израилево. Большинство ученых были не согласны с этим мнением.

5. Предметы, использовавшиеся в синагоге Кайфына. Описаны в шестом письме Жана Доменге в 18 в.

Стр. 18

1. Преподобный Джордж Смит, епископ Гонконга. Благодаря ему двое китайцев были посланы в Кайфын в 1850 г. в качестве эмиссаров Лондонского общества обращения евреев в христианство.

2. Первая страница отчета китайских посланцев.

3. Письмо на иврите евреям Кайфына, написанное в 1850 г. Ицхаком Фараджем, евреем из Багдада, работавшим в компании Сассуна в Шанхае.

4. Чжао Венкуй, потомок кайфынских евреев, изучавший иврит в Шанхае при поддержке Лондонского общества обращения евреев в христианство.

5. Форма заявления для вступления в Общество спасения китайских евреев, основанное евреями-купцами в Шанхае в 1900 г. с целью возрождения Кайфынской еврейской общины.

6. Восемь китайских евреев из Кайфына, приглашенные в Шанхай Обществом спасения китайских евреев. Фото 1902 г.

Стр. 20

1. Давид Браун (крайний справа), американский промышленник и издатель еженедельника "Американские евреи", с потомками кайфынских евреев в доме Чжао Цуфанга в Кайфыне в 1932 г.

2. Групповая фотография, сделанная в мае 1919 г., изображающая потомков кайфынских евреев с канадским епископом Уильямом Уайтом (сидит, 4-й справа, в первом ряду), епископом Хенаньской епархии, частый посетитель Кайфына и автор многих книг, включая книгу "Китайские евреи".

Стр. 21: Евреи в других городах Китая

Евреи жили не только в Кайфыне, но и в Сиане, Гуанчжоу, Ганьчжоу, Нинбо, Янчжоу, Кванджу, Пекине и Нанкине. Однако они не оставили там четких следов своего пребывания.

1. Могильный камень 12-13 в. с надписями на арабском и китайском языках на могиле некого Ибн Гауса Дагога. Китайская надпись, передающая его фамилию как "Гуо", говорит о том, что он первый из своей семьи обосновался в Китае. Т.к. камень очень прост, что характерно для еврейской традиции, возможно, что он был персидским евреем. Камень находится в Музее историй взаимоотношений стран, находящихся по разные стороны морей, Кванджу.

2. Древняя карта морского порта Нинбо во время правления династий Сон и Юань. Крестом отмечена "персидская гостиница", в которой жили иностранцы, в том числе и евреи из Западной Азии.

Глава 2

Стр. 26: Путешествие на восток.

1. Главные ворота старой синагоги в Багдаде.

2. Давид Сассун (1792-1864) – глава семьи Сассун.

3. В 1832 Давид Сассун основал в Бомбее компанию "Давид Сассун и сыновья". Давид Сассун (сидит) и трое его сыновей, Бомбей, Индия, середина 19 в.

4. Религиозная утварь: "ринорим" на шкафу для Торы, используемые сефардскими евреями в Индии (слева) и "нер тамид", характерный для индийских синагог.

5. Около 1830 г. сефардские купцы обосновались в Сингапуре и открыли свой бизнес. На одном из старейших зданий Сингапура до сих пор видна Звезда Давида, показывающая его принадлежность евреям.

6. Сефардские евреи впервые приехали в Гонконг и Шанхай около 1810 г. Компания "Давид Сассун и сыновья" первая открыла филиала в Гонконге и Шанхае. Это реклама компании.

Стр. 28: Основание еврейских общин в Гонконге и Шанхае.

1. Сэр Джейкоб Элиас Сассун (1844-1916), внук Давида Сассуна, глава компании "Э.Д.Сассун и Ко. Лимитед" в 1880-1916 гг.

2. Синагога Огель Рейчел на Сеймурской улице (теперь ул. Шанси), Шанхай. Сэе Джейкоб Э. Сассун часто делал в ней пожертвования в память о жене. В 1920 г. освящена р. У.Гиршем.

3. Синагога Огель Рейчел в Гонконге, построена в 1901-1902 в сефардском стиле. Пожертвована общине сэром Джейкобом Э. Сассуном.

4. Соломон Давид Сассун, сын Давида Сассуна, с женой Флорой в день свадьбы.

5. Губернатор Гонконга еврейского происхождения сэр Мэтью Натан (1862-1939) активно поддерживал деятельность еврейской общины Гонконга в течение всего своего срока работы с 1904 по 1907 гг. Главная улица гонконгского полуострова Кулун была названа в его честь улицей Натана.

6. Рабби Гахам Элийаху (1852-1939) с женой Леей. Рабби Элийаху приехал в Гонконг в 1906 г. и был раввином в синагоге Огель Лея в течение 12 лет. Позже он переехал в Шанхай и работал в синагоге Огель Рейчел, пока не ушел на пенсию в 1933 г.

Стр. 30

1. Вилла сэра Виктора Сассуна (теперь часть отеля "Кипарис"), где он проводил отпуска. Здание построено в стиле английского деревенского дома.

2. Дом Сассунов (сегодня отель "Мир") был символом семьи Сассунов на дальнем Востоке.

3. Сэр Виктор Сассун (1881-1961), один из глав шанхайской еврейской общины, с 1920 г. глава компании "Э.Д.Сассун и Ко, лимитед".

4. Силас Аарон Гардун (1851-1931), названный "королем недвижимости" в Шанхае, в 20-х гг. 20 в. приобрел репутацию самого богатого еврея на Дальнем Востоке. Он развивал взаимоотношения с политическими и культурными кругами Китая.

5. Лиза Гардун (1863-1941), жена Гардуна китайского происхождения. Гардун для нее построил величественный особняк, известный Дом Гардуна.

Стр. 32

1. Марбл Холл (теперь шанхайский Дворец Детей) был построен сэром Эли Кадури. Строительство закончилось в 1924 г. Это был дом семьи Кадури с 1924 по 1949.

2. Абрам Гиллали (сидит, справа) родился в Багдаде. Он переехал в Шанхай в 1923 г. из Индии, где жил в течение нескольких лет. На фото семья Гиллали в начале 30-х гг. 20-го в.

3. Сэр Эли Кадури (1867-1944), один из влиятельных глав шанхайской общины сефардских евреев и президент Шанхайской сионистской ассоциации с 1915 по 1928 гг. На фото он запечатлен со своими двумя сыновьями, Лоуренсом и Горацием.

4. Д.Э.Д.Абрахам (крайний слева), президент Шанхайской еврейской общественной ассоциации, с семьей в саду собственного дома, Шанхай, 1910 г.

5. Дом Эзра был построен перед 1916 г. компанией "Эдвард Эзра и Ко." Это был личный особняк Н.Э.Б.Эзры, сефардского еврея, поданного Британии. В свое время дом был необычайно современен из-за наличия теннисного корта и бассейна.

6. Дом Софера (сегодня поместье Шанфанг) был построен перед 1916 г. Артуром и Теодором Соферами, сефардскими евреями, поданными Британии, управляющими компании "Теодор Софер и Ко." Этот частный дом был построен в западном стиле с фонтаном, лужайками, цветниками и деревьями.

Стр. 34

1. Отель "Метрополь" (теперь отель "Синченг"), один из пары одинаковых зданий, принадлежащих сефардским евреям и стоящих через улицу друг напротив друга, строился с помощью денежных вложений Сассунской группы в 1920 г. Строительство было завершено в 1931 г.

2. Дом "Бродвей" (теперь дом "Шанхай") строился Сассунской группой. Строительство было завершено в 1934 г. Это величественное роскошное здание стоит на берегу реки.

3. Дом "Катей" (теперь северное здание отеля "Джинджанг") был построен сэром Виктором Сассуном. Местные китайцы прозвали это здание "тринадцать этажей". Здание было спроектировано в георгианском стиле с применением декорирования в стиле Арт Деко.

Стр. 36: Социальная и культурная жизнь

1. Первое издание "Вестника Израиля". Это влиятельное еврейское периодическое издание начало выпускаться в Шанхае в 1904. Оно имело значительное воздействие на евреев в Шанхае, Китае и на всем Дальнем Востоке в течение более тридцати лет.

2. Основатели "Вестника Израиля" (слева направо): Н.Э.Б.Эзра, М.Майерс и И.А.Левис. Г-н Эзра был главным редактором "Вестника Израиля" с 1904 г. по 1936 г. и почетным секретарем Шанхайской сионистской ассоциации с 1903 по 1936.

3. Доктор Альберт Эйнштейн с женой посетили Шанхай в декабре 1922 года, а потом в январе 1923 года. Фото показывает прибытие почетных гостей в Шанхай.

4. "Вестник Израиля" сообщает, что мистер и миссис Эйнштейн были тепло приняты еврейской общиной Шанхая.

5. Синагога Бет Аарон на улице Мюзием (теперь улица Хукву). Была построена в 1927 году Силасом А. Гардуном. Во время Второй мировой войны приютила в своих стенах йешиву "Мир" (смотри стр.97)

6. Доктор Сун Йацен, основатель Китайской Республики, был приглашен посетить дом Гардунов 6 апреля 1912 г. С.Гардун (сидит справа) с доктором Сун Йаценом (сидит слева) на фото, сделанном в саду.

7. Книга молитв и порядок религиозных служб, изданные синагогой Огель Рейчел в Шанхае, 1933 г.

8. Реклама кошерной пищи в "Вестнике Израиля" в 1923 г.

Стр. 38

1. Исаак Хаим Тэг (третий справа, в цилиндре) участвует в турнире, проводимом в клубе верховой езды Пейпер Хант, в который входили богатые евреи из Багдада.

2. Преподобный Мендель Браун (1885-1949) был приглашен в Шанхай в 1932 году работать в синагоге Огель Рейчел в качестве раввина и в шанхайской еврейской школе в качестве директора. Изображен вместе с семьей.

3. Сэр Виктор Сассун выбрал расшитую одежду на благотворительной распродаже, устроенной мисс Сонг Кинлинг (позже мадам Сун Йацен) и призванной пополнить фонды медицинской помощи для китайских писателей и художников.

4. Семья Тэг на свадьбе Мозель Тэг и Джейсона Айзакса, Шанхай. Около 1930 г.

Стр. 40

1. 25-летний юбилей "Вестника Израиля" 5 апреля 1929

2. Джейкоб Соломон Сассун (1848-1922) посвятил свою жизнь увеличению благосостояния еврейской общины. После его смерти местная сионистская ассоциация собрала средства для посадки ста деревьев в его честь в Эрец Исраэль. Сертификат на сто деревьев, посаженных в честь Дж.С.Сассуна.

3. Миссис Реймонд Элиас Тэг, одна из лидеров Шанхайского сионистского движения в 20-30-х годах 20 века.

4. Театр "Лицей" был известным театром в западном стиле. Здесь часто выступали еврейские артисты.

Стр. 42

1. Шанхайская еврейская школа на улице Сеймур (теперь улица Шаньси). Это здание было построено в 1932 г. Горацием Калури. Сначала еврейская школа была основана в 1900 г. Д.Э.Дж.Абрахамом при синагоге Ширит Исраэль. В 1932 г. школа переехала на улицу Сеймур.

2. Первая страница программы 21-го ежегодного ханукального бала, проводимого в Шанхайской еврейским клубом в январе 1941 г., менее чем за год до нападения на Перл Харбор.

3. Когда в Шанхай начали приезжать еврейские беженцы, еврейская школа на улице Сеймур не могла вместить всех студентов из числа беженцев. По этой причине сэр Гораций Кадури основал Шанхайскую еврейскую молодежную школу в Гонкью (Гонку) в 1939 г. Это была известная "школа Кадури" (смотри стр. 99).

Они существуют и сегодня

4. Обновленная синагога Огель Лея в Гонконге сейчас.

5. Реклама кошерной пищи в Гонконге: "Вы пробовали кошерную китайскую кухню?"

6. Последний лорд Лоуренс Кадури встречается с профессором Пан Гуангом, главным редактором этого издания, в Гонконге в 1989 г. Лорд Кадури внес большой вклад в экономическое взаимодействие Китая и Гонконга.

Стр. 44

1. Матук Ниссим вспоминает свою юность в Шанхае, когда он учился банковской деятельности и бизнесу с недвижимостью, будучи сотрудником компании "Э.Д.Сассун и Ко., лимитед". Теперь он банкир в Сан-Франциско.

2. Сефардские евреи, члены Ассоциации бывших жителей Китая, и президент Ассоциации Тедди Кауфман (четвертый справа) у шанхайской синагоги в Тель-Авиве.

3. Бывший глава казначейства США Майкл Блюменталь с Горацием Кадури на встрече шанхайских евреев в Окланде, Калифорния.

4. Джейкоби Сассун редактировал "Новый вестник Израиля", чтобы собрать и сохранить исторические данные для дальнейшего исследования жизни сефардских евреев в Китае. Джейкоби Сассун (крайний слева, первый ряд) со своей семьей на праздновании своего 80-летия.

5. Могила сэра Эли Кадури и его жены, леди Лауры Кадури. Каждый год члены семьи Кадури приходят на могилу, которая была восстановлена китайским правительством в 1984 г.

6. Юбилейное обновленное издание "Нового вестника Израиля", выпущенное сефардским подразделением Ассоциации бывших жителей Китая в Израиле, в честь 50-летней годовщины образования государства Израиль.

7. Леди Кадури, жена последнего лорда Лоуренса Кадури, посетила Марбл Холл, теперь шанхайский Дворец Детей, в октябре 1996 г. и сфотографировалась на фоне бывшего дома семьи Кадури.

Глава 3

Стр. 50: Харбин

1. Григорий Самсонович, Харбин, 1912 г. Он приехал в Харбин из Сибири в 1898 в качестве представителя компании-поставщика Китайской Восточной Железной Дороги.

2. Внешний вид синагоги Бейт Хамидраш в Харбине. Она была воздвигнута в 1916 г.

3. Главная синагога Харбина на Артиллерийской улице. Была построена в 1907 г.

Стр. 52

1. Первоначальное местонахождения компании "Сыновья Лопато, лтд." в Харбине. Компания была основана двумя польскими евреями Е.А.Лопато и А.А.Лопато в 1903 г.

2. Е.А.Лопато, основатель компании "Сыновья Лопато, лтд."

3. Отель "Модерн", Харбин, 1936 г. Был открыт в 1903 г. евреем-бизнесменом, Джозефом Каспом. Отель был одним из самых роскошных и первоклассных в Харбине.

4. Свадебная церемония в синагоге Бейт Хамидраш, Харбин, 30-е гг. 20-го века.

5. Главы еврейской общины Харбина на приеме в честь Й.М.Нойфаха, сионистского деятеля из Минска, который приехал в Харбин в 1917 г. Первый ряд (слева направо): Дж.Б.Дризин, Й.М.Нойфах, рабби А.М.Киселев, Е.Добисов. Второй ряд (слева направо): М.И.Троцкий, доктор С.И.Равикович, доктор А.Кайфман, А.М.Мордухович. Рабби Киселев был духовным лидером харбинских евреев. Доктор Кауфман стал председателем харбинской еврейской общины в 1919 г.

Стр. 54

1. Члены ассоциации "Неурей Сион", основанной в 1917 г., Харбин, 1919 г.

2. Делегаты первой региональной конференции сионистов Дальнего Востока, организованной Харбинской сионистской ассоциации, 25-29 марта 1919 г.

3. Братья Гинзбург, евреи из России в Харбине в 1920 г. Крайний слева – Сэм Гинзбург, позже ставший профессором университета Шандонга.

4. Еженедельник "Сибирь-Палестина", впервые опубликованный в 1921 г., переименованный в "Еврейскую жизнь" в 1926 г. Главным редактором еженедельника был А.Кауфман.

Стр. 56

1. Директора и учителя школы Скидельски Талмуд Тора, Харбин, начало 20-х гг. 20 в.

2. Благотворительный базар в пользу различных благотворительных организаций, проводившийся в отеле "Модерн", Харбин, 20-е гг. 20-го в.

3. В галантерейном магазине Нисона Шифрина (в центре), Харбин, 20-е гг. 20-го в.

4. На фабриках Г.И.Кролля, Харбин, 1922 г. Кролль приехал в Харбин в начале 20-х годов 20-го века и основал здесь несколько фабрик, среди которых были пивоваренный завод, свечной завод, фабрика по производству фруктовых соков и фабрика по производству минеральной воды.

5. Праздничный обед лидеров еврейской общины в отеле "Модерн", Харбин, 1930 г.

6. Магазин "Оптика", принадлежащий Лео Барду, Харбин, 1927 г.

Стр. 58

1. Управление и служащие Еврейского Народного Банка, основанного в 1923 г. Все держатели акций банка были евреи. Банк был довольно влиятелен среди иностранных частных банков в Харбине, он поддерживал деятельность еврейской общины.

2. Члены спортивной ассоциации "Маккаби", Харбин, 1922 г.

3. Оркестр "Балалайка" коммерческой средней школы, где учились многие еврейские дети, Харбин, 1930 г.

Стр. 60

1. Здание еврейской гимназии в Харбине.

2. Еврейская больница в Харбине, основанная в 1934 г.

3. Пианист Саймон Касп, сын Джозефа Каспа. Он был похищен и убит в Харбине в 1933 г. группой русских антисемитов, поддерживаемых Японией.

4. Представление Молодежной Драматической Труппы из Харбина.

5. Праздничное представление на Пурим в Харбине в середине 30-х гг. 20-го века.

6. День памяти в харбинской синагоге.

7. Члены главного управления организации "Бетар", Харбин, 1930 г.

Стр. 62

1. Мишка Ипланд (второй слева), Илья Русберг (стоит сзади) с друзьями из России катаются на салазках на реке Сунгари (Суньхуа), 1930 г.

2. Разрешение на работу аптекарем, выданное Науму Лоссеру коммунистическими властями, Харбин, 1949 г. После возникновения Китайской Народной Республики многие российские евреи остались работать в Харбине.

3. Новогодняя вечеринка, устроенная харбинскими евреями, 1957 г.

4. Еврейское кладбище в Харбине, 2000 г.

Стр. 64: Тянцзинь

1. Освящение синагоги Тянцзиня, 1939 г. Рабби Левин, главный раввин Тянцзиня, в группе людей, несущих свитки Торы, справа. Рабби Левин был духовным лидером еврейской общины Тянцзиня.

2. Рабби Левин и кантор Кирмчавский на открытии новой синагоги в Тянцзине.

3. Групповое фото членов Комитета Ассоциации тянцзиньских евреев, конец 20-х гг. 20-го века.

4. Клуб "Кунст", основанный в 1928 г., был сосредоточением культурной и социальной жизни евреев в Тянцзине.

5. Известная Тянцзинская еврейская школа была основана в 1925 г. Выпускников этой школы можно встретить и сегодня.

6. Старшеклассники Тянцзинской еврейской школы на летних каникулах в 1942 г.

7. Тянцзинское еврейское кладбище в 20-х гг. 20-го века.

8. Еврейская больница в Тянцзине, основанная в 1937 г.

9. Выпускники средней школы Танцзиня в 1927 г.

10. Танцевальный коллектив м-ль Войтенко на открытии Тянцзинской еврейской школы, 1939 г.

Стр. 66

1. Праздничный вечер в еврейском клубе "Кунст", открывающий новый концертный сезон "Шумового оркестра", 1929 г.

2. Пикник, организованный Тянцзинской еврейской ассоциацией, 1927 г.

3. "Шумовой оркестр", выступающий в клубе "Кунст", Тянцзинь, 1930 г.

4. Коллектив Тянцзинского отделения компании "Б.Зондович и сыновья", торгующей мехами, 30-е гг. 20-го века. Компания, основанная в Харбине Б.Зондовичем, имела отделения в Шеньяне, Тянцзине и Нью-Йорке.

5. Коллектив компании "Берштейн и сыновья", экспортирующей меха из Китая в Европу и США, Тянцзинь, 1928 г.

Стр. 68

1. Тянцзинский отряд "Бетар" на параде, 1947 г.

2. Парад Тянцзинского отряда "Бетар" в честь Дня независимости Израиля, 1948 г.

3. Люди, собравшиеся у синагоги, чтобы услышать новость об образовании государства Израиль, Тянцзинь, 1948 г.

Стр. 69: Шанхай

4. Рабби Меир Ашкенази с дочерьми Эстер и Маней, Шанхай, 1942 г.

5. Рабби Меир Ашкенази (1891-1954), духовный лидер российской общины евреев-ашкенази в Шанхае, главный раввин Шанхая с 1926 по 1949.

6. Главный вход синагоги Огель Моше на улице Уард (теперь улица Чанг Йанг), Шанхай. Вначале синагога была основана российскими евреями в 1907 г., затем переехала на это место в 1927 г. Религиозные службы здесь проводил рабби Меир Ашкенази. Во время войны синагога приютила многих евреев-беженцев.

Стр. 70

1. Борис Топас, глава Шанхайской общественной ассоциации евреев-ашкенази, основатель Шанхайской сионистской организации "Кадимах".

2. Юдит Бен-Элезер, родилась в семье евреев – выходцев из России. Активный лидер сионистского движения, особенно революционного сионизма в Шанхае.

3. Давид Б.Рабинович, постоянный член Шанхайской еврейской общины, основатель и издатель еврейского журнала "Наша жизнь" (на русском, английском и идиш).

4. Групповое фото коллектива компании "Андерсен, Мейер и Ко.", которая была основана в марте 1905 года датским евреем Вильгельмом Мейером (в центре), 1906 г.

5. Магазин "Меха из Сибири", возглавляемый российским евреем Григорием Клебановым, на улице Баблинг Уэлл, (теперь улица Нанджинг), Шанхай, 1936 г.

Стр. 72

1. "Еврейский призыв", сионистский революционный ежемесячный журнал, издававшийся на английском языке, основанный в 1933 г. шанхайским отрядом "Бетар"

2. Тренировка шанхайского отряда "Бетар" в 1935 г.

3. Морское подразделение отряда "Бетар" встречает главного раввина Ашкенази и глав шанхайской еврейской общины.

4. Члены еврейского отряда Шанхайского добровольческого корпуса, который был основан в 1932 г. Большинство из них было российскими евреями.

5. Группа "Ямит" отряда "Бетар" (1936 г.). Некоторые из ее членов присоединились к британским войскам в 1941 г. Р.Шлосман (сидит, четвертый слева) погиб в Бирме.

Стр. 74

1. Бал-маскарад, проводившийся в Шанхае российскими евреями в начале 40-х гг. 20-го века.

2. Российские евреи с китайскими коллегами, Шанхай, 30-е гг. 20-го века.

3. Новая синагога на Рю де ла Тур (теперь улица Сианг Йанг Нан). Была построена общиной российских евреев в 1941 г.

4. Памятная книга, выпущенная к 36-му празднованию основания Шанхайского еврейского клуба.

5. Грузовики и водители Компании "Грузовики Миллера", Шанхай, 1939 г. Компания была основана Соломоном Миллером и его сыновьями, выходцами из Харбина.

Стр. 76

1. Медицинский коллектив Шанхайской еврейской больницы с руководством больницы, большинство из них российские и польские евреи, 1947 г.

2. Первоначальное здание Шанхайской еврейской больницы, основанной в 1942 г. и управлявшейся от имени еврейской общины.

3. "Тагар", еженедельник на русском и английском языках, основанный сионистами-революционерами в Шанхае в 1946 г.

4. Леон Илутович, лидер польских сионистов в Шанхае, один из делегатов от Шанхая на 22-м всемирном сионистском конгрессе в 1946 г.

5. Поздравительная статья, опубликованная в "Нашей Жизни" 7 сентября 1945 г., в честь победы союзников во второй мировой войне.

Стр. 78

1. Первоначальное здание Шанхайского еврейского клуба. Члены его были, в основном, российскими евреями.

2. Правление Шанхайского еврейского клуба.

3. Закладка камня для расширения Шанхайского еврейского клуба.

4. Это здание, построенное на фундаменте Шанхайского еврейского клуба, было штаб-квартирой Шанхайского отряда "Бетар", 1947-1949 гг.

5. Поздравительная статья, напечатанная в еженедельнике "Тагар" 18 мая 1948 г. "Мы поздравляем евреев Китая с образованием государства Израиль".

6. Г-н Изадо Магид, один из лидеров Шанхайской общественной ассоциации евреев-ашкенази, читает Декларацию независимости государства Израиль в Шанхайском еврейском клубе в присутствии членов и лидеров еврейской общины.

7. Шанхайские отряды "Бетар" и "Иргун" послали две группы добровольцев в Палестину осенью 1948 г. Первая группа возглавлялась Самуэлем Мюллером (справа), вторая – Арье Маринским (слева). Оба – польские евреи из Тянцзиня.

Стр. 80

1. Мордехай (Мотя) Олмерт, один из основателей китайского отряда "Бетар" в 1929 г. Иммигрировав в Палестину, он стал активным лидером сионистов-революционеров и ведущим экспертом по сельскому хозяйству. Он вернулся в Шанхай в 1946 г., чтобы помочь организации "Керен Габарзель". М.Олмерт (сидит, в центре) с женским комитетом организации "Керен Габарзель".

2. Аарон Авшаломов (слева), 1894-1965, выдающийся еврейский композитор, родившийся в Сибири и проживший в Китае, большей частью в Шанхае, тридцать лет.

3. После 1949 г. многие российские евреи все еще жили и работали в Шанхае. Эта лицензия доктора Давида Берштейна с разрешением заниматься медицинской практикой была выдана народным правительством Шанхая в ноябре 1951 г.

Стр. 81.: Другие города

4. Еврей-скотопромышленник Миша Галилевич (в центре, в шляпе) с монгольскими и российскими солдатами возле Хайлара, 1903 г.

5. Синагога в Хайларе, 20-е гг. 20-го века.

Стр. 82

1. Еврейская семья Фейнгерш с русской няней отдыхает на море в Циндао, 1920 г.

2. Удостоверение члена Циндаоской еврейской общины.

3. Бен Левако, российский еврей, занимавшийся торговлей колбасными изделиями в Китае, Внутренняя Монголия, 1932 г.

4. Вильгельм Мейер с женой, евреи из Дании, перед своей виллой "Красная крыша" в Вейхае, 1922 г.

5. Вечеринка в Шеньяне, 1935 г.

6. Еврейская молодежь в Манчули, 1935 г.

7. Виктор Яков Зинринский (1920-1994), родился в России, один из влиятельных лидеров Еврейской общины в Гонконге. Он вырос в Шанхае и переехал в Гонконг в 1948 г 

8. Хаим Литвин (сидит, центр) с монгольскими друзьями возле палатки, июнь 1957 г. С 1946 по 1957 г. Хаим Литвин имел ферму возле Хайлара, где выращивал овец, верблюдов и крупный рогатый скот.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования