header left
header left mirrored

Россия, иммигранты и бунты

Размышления на тему возможны ли бунты, в том числе и «китайские» в будущем России

Дмитрий Регентов

Основа решения вопроса недостатка рабочей силы в Росси состоит в создании правил и рамок иммиграции в Россию этой «силы». На фоне сжимающегося ресурса трудоспособного населения России приток такой «силы» будь она «китайской», «туркменской» или «молдавской» есть осознанная жизненная необходимость. Вместе с тем, существует дилемма в вопросе выбора источников и наполнения этих потоков. И «китайская» карта вновь играет по крупному на столе. 

В отличие от активных «исламских» иммигрантов, которые борются за свою идентификацию по религиозному признаку, китайские иммигранты религиозно пассивные. Вместе с тем, китайские иммигранты тяготеют к сохранению своей национальной идентификации, путем группирования в большие сообщества с концентрацией в одном месте проживания. Основная задача – не допустить перерастания «критической массы», избежать повторения Косова, даже и в микроскопических масштабах. 

«Велика страна, а пахать некому»

Если обратиться к сегодняшнему информационному полю российских СМИ, то на страницах многих изданий и в интернете активно обсуждается вопрос о демографическом кризисе в России. 

Действительно, с 1992 года численность постоянного населения стала уменьшаться. С 1992 по 1999 год она уменьшилась на 2,9% (4,3 миллиона человек). Но в последнее время темпы увеличились.  Уже за январь - ноябрь 2001 года численность уменьшилось на 781,8 тысяч человек (на 0,5%) против 678,1 тысячи за тот же период 2000 года. Это обуславливает дальнейшее сокращение населения и его старение. 

По оценке Госкомстата к 2016 году численность проживающих россиян, в зависимости от варианта подсчета, составит от 128,7 до 138,7 миллиона человек. И число лиц вошедших в группу нетрудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность группы лиц достигших 16 лет. 

Кроме того, общая ситуация осложняется еще и тем что снижается уровень рождаемости. По данным опроса проведенного силами Фонда «Общественное мнение» только третья часть опрошенных, принадлежащих к группе молодых людей от 18 до 35 лет, планируют рождение ребенка. А ровно половина из них в ближайшее время не планирует рождения ребенка. 

Приводимые обобщенные данные опросов свидетельствуют, что от 50 до 60% женщин, из числа имеющих одного ребенка, собираются обзавестись вторым, а из числа уже имеющих двух детей только 8 – 10% решаться на третьего. 

Эксперты прямо указывают на то, что коэффициент суммарной рождаемости до 2050 года не достигнет уровня простого воспроизводства. Иначе говоря, население России будет сокращаться, что влечет за собой ряд реальных и потенциальных проблем, которые прямо и косвенно влияют на степень самостоятельности страны. 

И среди них главным будет вопрос, который уже сейчас хорошо слышен в деревне и в СМИ - «Кто будет пахать?» Ведь средняя плотность населения в России составляет 8,7 чел./кв. км. Основная концентрация населения фиксируется в городах и европейской части страны (в Московской области плотность достигает 354 чел./кв. км, в европейской части - 29 чел./кв. км). Сибирь же и Дальний Восток – в среднем 2,5 чел./кв. км. С учетом тенденции старения населения этот вопрос отнюдь не гипотетический, а очень даже реальный. До того реальный, что приводит вновь к одному из основных вопросов исторически принадлежащих России – Что делать? 

Одним и верным ответом на данный вопрос есть решение явления «шагреневой кожи» населения России. А это возможно лишь только одним путем: 

Созданием сверхпривлекательной демографической политики, позволяющей добиться увеличения роста населения, в долгосрочном плане, за счет прироста рождаемости (спектр широкий – от упора на экономические меры – от «нулевой» ипотеки на жилье для семей с 3 детьми и более до привлечения политических и моральных стимулов – качественного изменения статуса женщины-матери, широкой и массированной пропаганды и т.д.). Эта политика должна сопровождаться и поддерживаться ослаблением остроты нехватки трудовых ресурсов за счет иммигрантов в краткосрочном плане.

Третьего не дано. Да, это сложно и потребует полного пересмотра подхода правительства к некоторым вопросам макроэкономического, геополитического характера. В том числе и к вопросу легализации иммигрантского трудового ресурса, (который на данный момент представлен, в основном, нелегальными иммигрантами). Поэтому, эксперимент, предпринятый ФМС на Урале, привлекает пристальное внимание.

Эксперимент начался, чем закончится? 

Эксперимент ФМС по легализации иммигрантов из стран СНГ, предпринятый на Урале, действительно интересен. Но основной вопрос, который зададут по его окончанию, будет совершенно отличным от нынешнего. 

Сейчас задается вопрос – Что это принесет России в долгосрочном плане? И постановка такого вопроса понятна и естественна. Ведь существуют ряд проблем связанных с наркотраффиком, деятельностью национальных ОПГ и так далее, наличие которых открыто признается правительством страны. 

Кроме того, пример «французского поцелуя цивилизаций» достаточно ярок и для чиновника, держащегося за свое «место», и для рядового обывателя, которому совершенно не хочется терять свой автомобиль, который он с таким трудом купил. 

А при неумелом проведении «эксперимента» в ряды граждан Росси войдут новые ресурсы для ОПГ и наркобаронов, усилится конкуренция на рынке труда и так далее. Но это другая тема. О ней пишут много и рассматривают эту проблему под разными углами. 

Нас же интересует другой, наиболее важный, вопрос – Как изменится политика самого государства в отношении «новых граждан»? Останется она такой же безучастной, с громоздкой бюрократической системой оформления документов при которой «узбекский» русский или опытный инженер – узбек, выдавленный обстоятельствами внешней силы из той страны, вынужден по году и более обивать пороги, существуя между небом и землей в этой стране? Не останется ли это только частичной и пробной акцией, которая, как и предыдущие, «утонет» не принеся реальных изменений, и оставит за бортом опытные, квалифицированные рабочие руки. Хотя цель любого эксперимента есть получение результата – положительного или отрицательного и дальнейшее его использование. 

И проводимый эксперимент должен выработать механизм легализации иммигрантов – эффективный и простой, учитывающий экономические потребности страны, заселенность районов и политическую составляющую демографического процесса.

Причем этот административный механизм должен быть четким, понятным и видимым с первого соприкосновения с ним. Конечно, это сложно, учитывая многолетнюю (если не тысячелетнюю) традицию «мздоимства» существующую во всех административных системах при всех режимах. Но только простота, четкость и открытость не позволят превратить процесс легализации на территории России в процесс криминального характера. Ведь статью за взятку никто не отменял. 

Легализация имеет свои правовые особенности, в том числе международного плана, так как основными источниками поступления трудовых ресурсов будут выступать только ряд определенных стран, с которыми у России особые отношения. 

Трудовые иммигранты с особенностями

Как не крути, в качестве источников поступления новых трудовых ресурсов можно рассматривать только два направления – страны СНГ (бывшие советские республики), в силу исторических связей, и Китай, в силу огромного потенициала. Конечно, могут возразить, что существуют такие страны как Индия, Иран, Пакистан, Вьетнам и так далее, граждане которых присутствуют на рынке труда в России. Но если сравнивать эти страны по доле на рынке, перспективности в плане стабильности поставок рабочей силы, то Китай и страны СНГ будут занимать первые две строчки. 

Среди стран СНГ основными поставщиками рабочей силы уже сейчас выступают Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан. «Западные страны» - Украина, Белоруссия, Молдова также играют не последнюю роль в этом процессе, но в силу их географической близости и развитости транспортного сообщения приток рабочей силы носит сезонный характер и заполняет рынок труда западных областей России. Кроме того, в силу «западного» мышления и христианского вероисповедания работа с иммигрантами из этих стран наименее сложная, хотя и имеет свою специфику. 

Другое дело иммигранты из «исламских» стран, где за прошедшие 15 лет «самостоятельности» на базе слабого «исламского» сознания, размытого советской системой пропаганды, уже сформировался определенный менталитет, приправленный современными неофеодальными отношениями. 

Поэтому следует понимать значение исламского фактора в России. Примечателен в этом плане Всероссийский мусульманский форум «Мусульманское сообщество России на пороге третьего тысячелетия», прошедший 4-5 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде во время празднования «нового» российского праздника – «Дня народного единства». 

На этом форуме, в силу отсутствия на нем «высоких гостей», шла прямая и активная дискуссия, которая четко высветила и проблемы мусульман в России, и вероятный подход к вопросу работы с «фактором» среди рабочих-иммигрантов. 

Не будет открытием тот факт, что осложнять работу с этим фактором будут ряд моментов. В частности, не продуманные политические акции со стороны государства. Пример этому «празднетворчество» - свежее в памяти народной характер празднования победы на Куликовом поле, которое вызвало у большинства татар, мягко говоря, недоумение. Другими моментом будет не согласованный подход к проблеме инфильтрации «радикальных зеленых инсургентов» со стороны различных ведомств. Особо будет сказываться отсутствие четкой и понятной для низовых структур силовых ведомств тактики и методов работы с таковыми. Эти методы должны быть комплексными и не должны заключаться только в силовом подавлении и рассеивании «критической массы». 

По признанию выступавших на форуме, основными проблемами ислама в России являются отсутствие единого управления и понятной структуры управления, потеря паствы, которая уходит в «новые религии», радикальные течения ислама или вообще в никуда, нарастание положительного отношения к радикальным течениям ислама в азиатской части России. 

Позиция некоторых видных деятелей во власти, исповедующих ислам, (в частности, депутата Госдумы Шамиля Султанова) так же показательна, так как она высвечивает состояние умов российских мусульман. Состояние, при котором некоторая часть, в силу постоянного и прочного соседства с «радикальным» течением ислама, успешно «радикализуется», а другая часть впадает в поиск внешних и внутренних врагов, «нарушителей заповедей отцов» и т.д.. И лишь некоторая часть мусульман России осознано подходят к проблеме сосуществования различных конфессий и видят перспективы во взаимовыгодном культурном обогащении и экономическом процветании представителей всех конфессий. 

Поэтому, активизация работы по привлечению иммигрантского потока из азиатских республик требует активной подготовительной работы с исламскими институтами в России, за рубежом и, прежде всего, в странах – поставщиках трудовых ресурсов. Требуется нацеливание работы на выстраивание «правильной» патриотической или лояльной по отношению к России позиции со стороны «временной рабочей силы» или «новых российских граждан». Для этого потребуется значительное время и значительные средства. Но способно ли государство на данный момент тратить средства, и достаточно большие, для решения этих вопросов? В какой степени оно готово к самому диалогу не только с «внутренними» мусульманами, но и с «исламским миром». Диалогу, в котором есть место не только доведения своей позиции по какому-то вопросу, но и принятие чей-то другой позиции или достижение компромисса? 

Взятый президентом курс на диалог с «исламским миром» совсем «свежий» и не подкреплен на этом уровне какими-то видимыми для простых мусульман и значимыми для процесса тенденциями в политике государства. Конечно, выстраивание отношений сотрудничества в области верований самая сложная и зачастую не благодарная миссия, требующая ювелирного, если не сказать трепетного, подхода в работе. Но будем надеяться, что этот курс не будет похоронен после президентских выборов в 2008 году. 

По другому видится ситуация в отношении иммигрантов из Китая. Оговорюсь сразу, что не буду рассматривать вопрос давления «китайской массы» на полупустые дальневосточные районы. Да, действительно, такая проблема существует и сравнительные цифры впечатляют. Ведь, если на всем российском Дальнем Востоке проживает 7,4 млн. чел., то только в трех северо-восточных провинциях КНР - 102,4 млн. Плотность населения на территории данной части России составляет 1,2 чел. на 1 кв. км, а Китая - 124,4. (Для тех, кто интересуется этой проблемой, рекомендую обратиться к работе Е.Л. Мотрича (ИЭИ ДВОРАН, г. Хабаровск) «Китайско-российская миграция: состояние и проблемы», а также Германа Борисовича Дудченко (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток) «Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе».) 

Более интересен тот факт, что являясь, официально, приверженцами буддизма (до 90%) китайские граждане являют совершенно удивительный сплав веры в Будду, жесткого прагматизма и не поддельной открытости для новых верований. 

По практике работы среди китайских граждан на территории КНР немногих западных миссионеров можно сказать, что в основной массе китайцы религиозно нейтральны. Им не присуще стремление сохранить «веру отцов» в традиционных формах. Они не строго следуют религиозным обрядам, в отличие от мусульман. Вместе с тем, китайцы имеют высокий уровень национального самосознания и самоуважения. И основной проблемой для российских местных властей будет не религиозная составляющая, а нарастающие, особенно среди молодежи, ростки национализма. Наиболее ярко они стали проявляться в последние три – пять лет. По мере достижения Китаем видимых на международном уровне успехов, среди простых китайцев стали культивироваться идеи «возрождения великого Китая», все чаще раздаются требования «смыть позор империалистической оккупации» (имеется в виду раздел сфер влияния западными странами в конце 19 – начале 20 вв как результат «опиумных войн»), вернуть «занятые территории» и т.д.. После возвращения Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао) под юрисдикцию Китая и полета в космос первого китайца – гражданина КНР рост националистических настроений значительно ускорился. И нельзя сказать, что это осуществляется при поддержке со стороны государства, но при явном попустительстве – это точно. При наличии достаточно мощного аппарата для «промывки мозгов» власти Китая, вместе с тем, не торопятся развернуть работу по коррекции ситуации. Как шли фильмы по всем каналам телевидения в которых иностранные агрессоры душили и грабили простой китайский народ, так и идут. В печати, на радио и телевидении можно столкнуться с материалами по фактам зверств японских военных на территории Китая, которые не только констатируют эти факты как историю страны, которую нельзя забывать, но и несут некоторый подтекст антияпонской направленности. 

И на данный момент обыденное сознание простого китайца, основного фигуранта процесса иммиграции на территорию России, представляет собой смесь ростков национализма, упрочненного буддийского философского подхода к жизни, прагматизма, возведенного в квадрат, и полной религиозной индифферентности. 

Эта смесь являет такое мировоззрение, которое присуще только иммигрантам из Китая и не попадает ни под какое определение. 

Эта особенность обыденного сознания рядового китайца, основы армии «рабочих рук», является трудностью, с которой невозможно работать стандартными средствами и которое настоятельно требует серьезного и комплексного подхода в работе. В данной работе должны принять участие все заинтересованные организации как светские, так и духовные. Так как без «переварки», введения в экономическую систему, в культурную среду «новых жильцов», все нарастающий «монокультурный национальный ком» превратится в лавину, от которой пострадают все. И вопрос не будет заключаться в требовании «монокультурной части» присоединить Приморье, Амурскую область или часть Хабаровского края к Китаю. Вовсе нет. Требование будет простым и логичным – предоставить значительные права, особую юрисдикцию, учитывающую национальную особенность компактно проживающей «монокультурной» нации, для районов компактного проживания. Например, в виде автономных округов и районов. И, в конце концов, Россия получит Косово в отдельно взятом районе. 

«Французские ночи» в российской глуши? 

События последних дней в мире показывают, что появление «косовского» варианта в той или иной форме, при отсутствии продуманной политики ассимиляции иммигрантов и встраивания в экономическую и общественную жизнь страны, можно ожидать во всех странах Европы, США, Австралии. Политика в отношении иммигрантов вещь серьезная. Она настоятельно требует глубинного и детального анализа ситуации и выработки механизма вовлечения и привлечения иммигрантов, исключающего значительных перекосов как в отрицательную, так и в положительную сторону. 

В России же, вследствие отсутствия единой политики по отношению иммигрантов, каждое ведомство имеет свой план работы. Проблема несогласованности и дублирования, когда эти планы, пересекаясь и повторяя друг друга, приводят к столкновению интересов ведомств, находится в поле внимания экспертов и правительства. Это серьезная проблема, которая должна быть разрешена только на уровне правительства, на надведомственном уровне. К работе над этим вопросом привлечены многие эксперты, которые высказывают свои точки зрения и предлагают пути решения проблемы не согласованности. Поэтому оставим в стороне обсуждение этого вопроса и сосредоточимся на одном вопросе, которым задаются сегодня все – возможно ли повторение событий во Франции на территории России? 

Однозначно ответить на этот вопрос все затрудняются. На настоящий момент видимых предпосылок для этого нет, но есть глубинные процессы, баланс которых может быть нарушен не продуманной политикой импорта рабочей силы. 

Многие из местных руководителей, в силу недостаточности опыта или образования, при планировании работы либо игнорируют, либо не уделяют этой проблеме много внимания. А ведь это вопрос перспективного планирования и прогнозирования, и на местном уровне его, очевидно, из-за нехватки ресурсов не возможно решить силами местных правительств. Требуется крупная программа глубинных исследований по данной теме, финансируемая на правительственном уровне, которая позволит выработать инструментарий перспективного прогнозирования и построить эффективный механизм прогнозирования, отвечающий современным требованиям и глобальным запросам плана развития России. На нынешний момент, к сожалению, имеются только несколько крупных проектов, изучающих тот или иной аспект проблемы, не связанных между собой единым планом. 

В принципе же, если рассматривать этот вопрос в перспективе, то можно предположить, что развитие ситуации с иммигрантами может проходить по трем вариантам. Но все три для России не оставляют шанса избежать принятия жесткой, простой и ясной политики в отношении иммигрантов, и в отношении российских граждан. 

Первый. «Россия для русских»

В этом варианте Россия сваливается в сторону доминирования национализма и шовинизма в отношении иммигрантов. Закономерным итогом этой политики будет выступления на местах против иммигрантов, которые выльются в насилье и массовый отток населения из районов, охваченных волнениями. Основа для развития такого сценария продолжающее обнищание населения на местах, сужение экономической основы существования и, как следствие, крайняя «люмпинизация» населения. Особое место в этом сценарии будет принадлежать позиции властей – от действия или бездействия как федерального, так и местного уровня будет зависеть многое. 

Это может произойти по мере усиления самоорганизации радикально настроенных граждан на местах в различные легальные формы. Причем самоорганизация будет значительно отличаться от «примерных местных инициатив». Примером такой «инициативы» может выступить организация «Наша страна», которая, по их заявлению, был создана по инициативе приморской молодежи в мае 2005 года. Организация уже имеет представительства по всему ДВ, Сахалину и Приморью и заявила о составе в 18 тысяч. Конечно, самостоятельно, не коммерческая молодежная организация не может быстро выстроить такую систему и открыть представительства. Она, конечно же, имеет поддержку со стороны правительств Приморского края и Сахалина. 

Другим примером, совершенно обратным по характеру «инициативам с мест», может служить проведение 4 ноября, во время празднования «Дня народного единения» марша националистов под лозунгом «Россия для русских». Для проведения марша самоорганизовались различные по направлениям организации, имеющие вместе с тем, одну идеологическую установку – национализм. Вполне вероятно, что вскоре мы будем свидетелями, что они выступят под единым «брендом» общественной некоммерческой организации «Союз российских граждан против незаконной иммиграции». Организации, которая, в отличие от «примерных инициатив», будет вести себя более чем агрессивно и проводить более целенаправленную работу среди населения. И, уверяю вас, под это найдутся и политики, и ресурсы. 

Пример же Воронежа, района крайние запущенного в плане работы по радикальным течениям, весьма четко показывает всем во что выливается «заигрывание» национальных идей и бездействие властей. Отсутствие позиции власти, как федеральной, так и местной по вопросам развития и национальных отношений в таких районах, при условии экономической разрухи и обеднении работоспособного населения есть сознательное потворство радикализму любых мастей. Вне зависимости от политической принадлежности и направленности, политики должны понимать – заигрывание с национализмом в интересах получения голосов на выборах и снятия социальной ответственности в конкретном моменте, приведет к улучшению в кратковременном плане, но вызовет огромные проблемы в долгосрочном плане. Политик любого масштаба должен осознавать, что, переступив тонкую грань между национальной гордости и национализмом, дороги назад нет. Как нет немного беременной женщины. 

Еще одним фактором в этом сценарии будет усиление давления на местах «новых» форм народного управления, в том числе со стороны общественных организаций. И здесь, как не странно, государство невольно может «помочь». В частности, подписание Президентом указа по казачеству ставит вопрос, который вызывает у понимающих людей озабоченность, у незадумывающихся яростное отторжение – не получили ли мы в России узаконенную националистическую организацию? Организацию, которая может перерасти в партию, которая наравне с провозглашенными задачами поддержки государства «втихую» перекраивает национальный состав районов проживания. За примерами ходить не так далеко – Краснодарский край и Ростовская область. Для читающих людей давно не секрет, что в этих районах идет постепенное нарастание противостояния между возрождающимся «старым» казачеством и пришлыми «инородцами». Пример, выживание «турок – месхитинцев», которые стройными рядами уже иммигрируют на новую родину – США. 

Никто из читающих эту статью, конечно же, не против привлечения общества к наведению порядка на улицах и подъездах, к борьбе с наркотиками или бандитизмом, но следует понимать, что никакая цель не оправдывает средства ее достижения. И использование «квасного патриотизма» в повседневной деятельности на местах приведет только к одному – к скатыванию в трясину национализма и шовинизма, к разрушению национальной идентичности русского народа. 

Второй. «Мы отстаиваем свою национальную особенность»

В этом случае мы имеем масштабные выступления в районах компактного проживания той или иной национальности, которая требует признания особенности своей идентичности, и требует придать особый статус с учетом особенности нации, проживающей в этом районе. Вместе с тем, не высказывается намерение по выходу из состава страны. Основой для развития такого сценария будут сконцентрированные интересы экономического характера конкретных групп влияний в районах компактного проживания той или иной национальности. 

Доказано, что при образовании «критической массы» начинают действовать множественные факторы, значительно осложняющие процессы вовлечения проживающих в данном районе, местности людей в систему правовых и общественных отношений. Вырабатываются определенные нормы и правила, соблюдение которых становится нормой и по которой сообщество, проживающих в данном районе, местности оценивает действия того или иного члена сообщества. 

Зачастую в таких районах подходит подмена существующей системы правосудия и снижается действие законов. На смену приходят либо органы самоуправления, которые избираются на основе прямой выборности и имеют прямую поддержку, либо власть узурпирует группа, имеющая определенные интересы в отношении данного района или людей, которая путем прямого силового воздействия устанавливает «свой порядок», перекраивает по своему пониманию сферы влияния и отношения. Если первое происходит при активном участии правительственных органов страны проживания и позволяет вовлечь активную часть иммигрантов в процесс ассимиляции (не надо бояться этого слова – ассимиляция может быть экономическая, не обязательно этнокультурная с потерей национальной идентичности), то вторая происходит только при полном бездействии властей либо при осознанной политике невмешательства. 

Эти процессы могут происходить одновременно и выливаться в конфликты, но опыт существования в различных странах районов компактного проживания той или иной национальности показывает, что приведенные схемы работают повсеместно. 

Примеров тому масса. Это и США, другие страны пытавшиеся построить современное общество по модели «мультикультурного» общества. Итальянские, китайские, арабские районы - «острова неспокойности» с высоким уровнем преступности, безработицы, самоубийств и наркоторговли. 

Это и Китайская Народная Республика, где проводится ускоренными темпами ассимиляция национальных окраин. Специалисты прекрасно знают, что районы компактного проживания выходцев из Тибета, Синцзян Уйгурского Автономного Района, Автономного Района Внутренняя Монголия в городах южных провинций Китая головная боль для местных властей и полиции. 

А как эффективно защитить свои «завоевания», свою «золотую жилу»? Только придав достигнутому положению определенный юридический статус. И здесь как нельзя лучше подходит лозунг учета «национальных особенностей». И Косово началось именно с этого. С лозунга «национальной особенности» проживающих албанцев. Чем закончилось, вы все прекрасно знаете. 

Третий. «Мы требуем воссоединения!» 

Третий сценарий самый радикальный и самый кровавый. Возникновение такого варианта развития в России маловероятно, но теоретически …. Основная суть его – объявление воли нации, компактно проживающей в каком-то отдельном районе, о воссоединении с исторической родиной. Розыгрыш этого сценария невозможен без этапа предварительной борьбы за самоопределение и независимость. Не возможен он также без прямой финансовой и иной поддержки со стороны заинтересованных кругов или лиц и беспомощности правительства страны, в которой развивается данный сценарий. Только при такой ситуации возможен этот вариант. И не важно где будет этот район географически расположен – на границе с сопредельным государством (исторической родиной) или глубоко внутри территории страны. 

При таком сценарии на карту будет поставлено все, и он будет длиться так долго как можно. Вплоть до его решения в ту или иную сторону. Особо хотелось бы подчеркнуть важность позиции и подход государства к решению этого вопроса. Правительство имеет право на жесткий подход к вопросам сепаратизма и угрозе существующего порядка в стране со стороны иммигрантов. При угрозе территориальной целостности со стороны правительства любой страны необходимо и оправданно применение силы для подавления выступлений. И здесь нет места политическим методам решения вопроса. 

Конечно, многие могут привести в качестве возражения пример отделения Восточного и Западного Тимора, проблему Чечни и так далее. Но речь у нас идет об иммигрантах, а не народах уже находившихся в составе государства. В этих случаях действуют совершенно другие сценарии, исходные точки и здесь они не рассматриваются. 

Поэтому, чтобы избежать этих или подобных сценариев, выход у России остается только один – принятие жесткой, простой и ясной политики и в отношении иммигрантов, и в отношении российских граждан. Первые, в рамках этой политики, должны быть активно вовлечены и ассимилированы экономически, без разрушения национальной самоидентификации, для превращения в гражданина с ответственностью за совершенные деяния. В отношении же граждан России должна жестко и четко применяться ответственность за политическую и иную деятельность, направленную на разжигание национальной вражды. Причем, в законодательном порядке должны быть даны определения и выработаны комментарии по применению данных определений. Не имея четко установленных критериев определения вполне возможно уйти в область толкования и трактовок, что опять же не приведет ни к чему хорошему. 

Повторюсь, что все действия, планы и программы по отношению иммигрантов, и по отношению граждан России должны сопровождаться обеспечением занятости, то есть эффективной политикой вовлечения в активную экономическую деятельность всех слоев и всех сторон. Без этого любые действия будут приводить только к ухудшению ситуации и жесточайшим конфликтам. Росси требуется подготовленный адекватный ответ на те вызовы, которые проявляются в результате перспективного прогнозирования. 

Наш ответ (хотя бы такой)

Адекватный ответ, по мнению автора, должен состоять из нескольких блоков. 

В первый блок должна входить программа привлечения иммигрантов и комплекс мероприятий краткосрочного и долгосрочного характера, планов по обеспечению отбора специалистов необходимых профессий среди иммигрантов и легализации. 

Во второй блок должна входить программа по ассимиляции в экономическом плане иммигрантов, при сохранении национальной самоидентификации, которую должны сопровождать ориентированные по месту и объектам воздействия аналогичные региональные программы. 

В третий блок в обязательном порядке должна войти программа работы с националистическими настроениями и воспитанию духа толерантности и терпимости. Причем работа должна вестись не только среди граждан России, но и среди иммигрантов. Активной составляющей этого блока следует считать массированные акции и долгосрочные межгосударственные программы культурного и учебного обмена, а также ряд других программ. 

В четвертом блоке основу должна составить программа светской просветительской работы среди иммигрантов. Большую помощь в этой работе окажут уже упомянутые культурные и учебные обмены на межгосударственном уровне, другие программы, дающие иммигрантам возможность более близкого ознакомления с традициями страны пребывания. 

В пятый блок должна войти скоординированная работа духовных представителей основных конфессий России. В свете усиливающего влияния религиозной составляющей нашей жизни нельзя не использовать данный ресурс для ассимиляции. Тем более, что опасность межнационального и межконфессионального конфликта прекрасно понимают духовные лидеры. Для этого требуется более широкий диалог на межцерковном уровне и более гибкий подход от всех сторон в вопросах решения спорных вопросов. 

Учитывая, что китайская доля, в общем объеме привлекаемой рабочей силы, в ближайшие несколько лет будет только нарастать целесообразно построить работу в этих пяти блоках следующим порядком. 

Первый блок

Основу программы привлечения рабочих рук должны составить четкие и ясные критерии профессиональных навыков, положение по пребыванию на территории России. Вполне вероятно, что государства ШОС и ЕврАзЭС в рамках этих организаций могут выработать единую программу или конвенцию по вопросам миграции рабочей силы, где будут выработаны единые для всех участников принципы. 

Кроме того, в рамках данной программе или отдельной конвенции следует закрепить принципы и гарантии «подвижных трудовых ресурсов» и следует подкрепить конкретными двухсторонними соглашениями между участниками, где определятся конкретные условия, гарантии в отношении трудовых иммигрантов и ответственность. 

Принимая во внимание сложившуюся практику пребывания китайцев на территории России, следует ввести несколько статусов иммигранта, в отношении которых, в зависимости от выбранного статуса, применяются те или иные комплексные мероприятия из других четырех блоков. 

Причем иммигрант, выбравший тот или иной статус должен понимать, что только в зависимости от им определенного статуса будет возможно жениться или выйти замуж за гражданина России, построить дом или купить квартиру. 

Конечно, невозможно будет ограничиться только работой на международном уровне. Также потребуется внесение изменений в существующее российское законодательство и принятие новых законов с перспективой сведения всех законодательных актов по иммиграции в единый свод законов по этому вопросу. 

Потребуется значительно пересмотреть и налоговую политику. В зависимости от выбранного статуса в отношении иммигранта или мигранта можно применять скользящую шкалу налогов. Например, в отношении мигранта, приехавшего в тот или иной район на постоянное поселение, помимо безвозвратной ссуды от местных властей или федеральной службы, если это переселение происходит в рамках федеральной программы переселения, вводится щадящий налог на имущество, доходы и так далее. Этим создается основа для закрепления на данном месте. Особо эта политика должна проводиться в районах аграрной направленности. 

В отношении иммигрантов, в зависимости от выбранного статуса, также применяется щадящий налог. Но в отличие от мигранта для иммигранта постройка своего дома и укрепления на этом месте, должны сопровождаться определенными условиями. Например, не допущение нарушений законов в течение скольких-то лет либо достижения определенного уровня ассимиляции (сдача определенного уровня русского языка, достижение видных успехов в работе, квалификационный уровень или еще что-нибудь). 

Второй блок

Нужно прекрасно понимать, что многие китайцы ориентированны на временное пребывание и основная цель для них заработки. Отсюда следует, в соответствии с выбранным иммигрантом статусом, направлять его на работу в те районы страны, где существует действительная потребность в том или ином специалисте, рабочем ресурсе. Основу для такой работы могут стать планы и программы регионального развития, представленные местными властями и скорректированные федеральными ведомствами в соответствие с выработанными планами развития регионов. 

Наиболее интересным будет использование так называемых бирж труда – организации или информационное пространство, в котором будут размещены потребности (вакансии) в той или иной профессии в том или ином районе. Интерес будет представлять использование форм межправительственных комиссий. Такая комиссия по трудовым ресурсам может, в соответствии с подписанной конвенцией или двухсторонним соглашением, сформировать план привлечения рабочей силы и обеспечить его выполнение. 

Большую работу могут взять на себя коммерческие структуры, прошедшие соответствующую аттестацию при ФМС или аналогичных службах своих стран. На основе формируемого плана они могут набирать и поставлять рабочую силу в Россию. 

Использование таких комбинированных вариантов работы наиболее выгодно так как она в разы сократит проникновение (читай инфильтрацию) на территорию Россию криминальных, радикальных элементов, в разы повысить качество привлекаемой рабочей силы и позволит решать насыщение рабочей силой на местах, более оперативно решать определенные вопросы силовым ведомствам. 

Следует отметить, что изначально необходимо исходить из того, что размещение и концентрация китайцев в приграничных районах нежелательна. Наиболее правильным будет осуществление политики расселения китайцев во внутренних районах, не имеющих общих с Китаем границ. В качестве таких районов могут выступить некоторые районы в европейской части Росси, Сибирь, некоторые районы Урала. В этих районах следует формировать смешанные сообщества включая сюда выходцев из стран СНГ, а также более активно привлекать другие ресурсы. Говоря про другие ресурсы, мы подразумеваем то ограниченное количество людей, которые, по тем или иным причинам, имеют намерение приехать на постоянное жительство в Росси или в силу обстоятельств вынуждены быть беженцами. Например, «сербский», «аджарский» ресурс и так далее. 

При этом следует понимать, что концентрация китайцев в отдельно взятом районе, квартале, селе есть недопустимая ошибка, создание основы для наращивания «критической массы» и исключения расселившихся здесь иммигрантов из правового поля российских законов. 

Со стороны местных властей требуется продуманный подход к расселению прибывающих иммигрантов в своем районе. Прекрасным вариантом может служить «дисперсное» расселение «новых российских» рабочих среди коренного населения. 

Третий блок

Полагая, что тенденция роста националистических настроений среди населения России реальная опасность для территориальной целостности страны, было бы преступно оставить вне внимания работу по этому вопросу. Причем работа должна быть направлена на упреждение, а не быть карательно-силовой реакцией на происшедшие события. 

Для этого требуется разумная и объектно ориентированная воспитательная работа на всех уровнях власти (да-да, власти, смею вас заверить многие представители власти ярые сторонники националистических идей) на местах, среди населения. В особо сложных районах требуется применение экономической и пропагандистской интервенции. Следует избегать компанейности в работе и добиться планомерности и постоянности. Особо интенсивно такую работу необходимо вести в районах предполагаемого расселения. 

Одновременно с этим интенсивной пропагандисткой обработке должны подвергаться масса «трудовых ресурсов». Причем упор должен делаться на работу как на территории России, так и на территории стран поставщиков «ресурсов». А вот это не возможно без заключения между странами ранее упомянутой Конвенции по трудовым ресурсам. 

Эффективным инструментом работы в этом блоке будут долгосрочные программы культурного и учебного обмена между странами. Причем при разработке программ необходимо включать, в качестве составной части, подпрограммы по расширению культурного обмена на региональном уровне. В частности, интересен опыт культурных связей накопленный в советские времена между городами-побратимами. Эффективное использование такого опыта в России и возрождение, на качественно ином уровне, системы «Русских культурных домов» за рубежом позволит значительно снизить уровень потенциальной опасности культурного столкновения при иммиграционных процессах и снизить уровень националистических настроений.

Четвертый блок

Светская просветительская работа выделена в отдельный блок не случайно. Наряду с работой по снижению уровня националистического мировоззрения и воспитания толерантного подхода к «иным», должны вестись работы по ознакомлению с действующими на территории России, законами, правами, обязанностями, ответственностью. Это немаловажно для правильного выстраивания отношений между «новыми» гражданами и административной системой. 

К тому же, осуществляемые в рамках этого блока программы по обучению иммигрантов русскому языку по специальной программе, в которой будут излагаться основы политики и обязанности иммигрантов, значительно облегчат работу по «облагораживанию» армии рабочих и крестьян.

Вместе с работой по иммигрантам, следует интенсивно вести такую же работу с населением России. Формы и методы работы уже в достаточной мере наработаны в годы советский период. Автор надеется, что убрав из нее политическую «начинку» и наполнив новым содержанием, нынешнее правительство на всех уровнях получит эффективный механизм донесения до каждого человека необходимой информации. Конечно, данная система должна иметь поддержку на местах со стороны деловой элиты. Так как местная элита, имея устремления совершенно отличные от намерений федерального правительства, сможет эксплуатировать эту систему в своих целях. И получение агрессивно настроенного населения, которое можно использовать в своих интересах, будет только вопросом времени и денег. 

Вообще, вопрос работы федерального правительства с местной элитой, наряду с проблемой наполнения административной системы на местах квалифицированными и понимающими чиновниками, острый и до недавнего времени был вне внимания. Предпринимаемые в последнее время шаги в этом направлении дают надежду на то, что ситуация по элите будет меняться к лучшему, и федеральное правительство через «своих» назначаемых представителей сможет использовать «решающий фактор» местной элиты.

Пятый блок

В пятый блок, учитывая возрастающую роль религиозных организаций в общественной жизни по всем мире, должна входить направленная работа со стороны ведущих конфессий страны. Конечно, существующие противоречия между отдельными ветвями основных религий России будут оказывать прямое влияние на, и без того сложнейший, процесс ассимиляции не простой массы какой является «китайская рабочая сила». 

Но во главу угла работы в данном блоке должна ставится идея сохранения «статус кво» положений конфессий и территориальной целостностью страны, как гаранта этого статуса. Вся работа должна быть пронизана идей о множественности мировоззрений и обязательности сосуществования многогранного религиозного общества. Задача, соглашусь с возражениями, очень не простая, но без понимания важности данного подхода со стороны ведущих конфессий невозможно и существование самих конфессий как таковых в долгосрочном плане. 

Конечно, отношение официального Китая к религии подчеркнуто дружелюбное, но в обыденности своей местные китайские власти (которые являются носителями определенных национальных культурных установок) крайне индифферентны к нуждам верующих. Кроме того, активная атеистическая пропаганда на протяжении 60 лет также сделала свое дело. К власти в стране пришло поколение не несущее традиционных религиозно-культурных ценностей. Поэтому основная масса «китайской армии труда» также будет крайне индифферентна к этим вопросам. И вовсе не потому, что так им велели, а в силу отсутствия такого понимания как такового. За примером ходить далеко не надо. Возьмите недавнее прошлое России. Мало ли там примеров полного игнорирования требований и чаяний верующих? 

Поэтому, как не старается церковь, как институциональный орган, отвернуться от работы с «новыми российскими рабочими» работа настигнет их. Но настигнет уже в более тяжелейших условиях и потребует значительно больших затрат на миссионерство, если можно так выразиться. Нет, работа эта не должна выразиться в «крестовом или полумесячном перемалывании» китайских иммигрантов или «временных рабочих». Но работа, активная и целенаправленная, имеющая основную цель воспитание духа уважения ко всем религиям должна вестись по обе стороны границы. 

И без прямого диалога в рамках ШОС по этим вопросам, в увязке с вопросами миграции рабочей силы между странами участницами, не обойтись. На данный момент религиозный фактор является наиболее важным в отношениях между странами участницами ШОС. При всей открытости внешней политики и видимости выстраивания экономико-политического альянса религиозная непохожесть скрывается и находится вне поля активного взаимодействия. Данный подход, при всей аргументированности, является полностью ошибочным и без взаимодействия в данном поле не может быть достигнуто то для чего создаются альянсы – мирное, эффективное развитие участников на принципах общности интересов. 

Заканчивая мысли, которые родились в свете событий во Франции, хотелось бы подчеркнуть, что только активная работа с массой «новых русских рабочих» при осуществлении эффективной политики экономического развития на местах и повышения благосостояния простых российских граждан, которым терять кроме себя уже нечего, позволит добиться цели – связывание и ассимиляции, в хорошем смысле этого слова, массы «новых российских рабочих». 

Потому что, вся эта масса трудоспособного населения, предоставленная сама себе, без должного «обслуживания» и «воспитания» со стороны государства российского есть сахарная пыль, которая, по прошествии времени, от слежалости самовозгорится и взорвется. И затушить этот огонь можно будет только кровью. 

Ноябрь 2005 года. Москва – Пекин
<regentov @ yahoo.com>

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования