header left
header left mirrored

США и Азия. Пасьянс по правилам Азия-2025

Оценки Пентагона по развитию ситуации в Азии 

Дмитрий Регентов

События последних месяцев, начало силовой операции США в Афганистане и ситуация, складывающаяся вокруг этого региона, вновь заставили автора вернуться к результатам работы группы по прогнозированию ситуации в Азии, проведенной силами Министерства Обороны США и Госдепартамента летом 1999 года.  Полный текст доклада автор не смог найти, и информация в открытых источниках по результатам работы данной группы была столь краткой и размытой, что все содержание доклада было реконструировано.  Поэтому автор приносит свои извинения читателям, если они обнаружат какие-то неточности в изложении положений этого доклада.

1. Условия и обстоятельства для нового пасьянса в Азии

Холодная война закончилась, как и полагается войне, победой одной противоборствующей стороны над другой.  Варшавский Договор был распущен, и баланс сил в Европе изменился.  Страны Восточной Европы, бывшие члены Договора, заклеймили позором "оккупацию", заявили о приверженности принципам построения "европейского общего дома" и подали заявки о вступлении в члены НАТО.  Новые страны, образовавшиеся в результате распада СССР, принялись выстраивать свои национальные государства, экономику и определяться со своим местоположением в структуре международных отношений.

Россия, объявившая себя приемником СССР и его долгов, занятая наведением порядка в структуре государственности, вместе с тем не упускала возможности подавать сигналы европейскому сообществу о миролюбивом характере своих намерений, подкрепляя их, зачастую прямолинейными и неуклюжими, но конкретными действиями.  Усиливающие экономические и торговые связи между Россией и Европой, возможность построения нормальных торговых отношений между частными иностранными и русскими партнерами на рынке России постепенно изменили отношение европейцев к России.  В умах европейской общественности образ врага - русского медведя с корявой "ядерной дубинкой" сменился на образ не очень успешного, но мирно настроенного соседа, с которым можно говорить, вести какой-то диалог, договариваться и прогнозировать развитие.

Все это не могло не повлиять на одну из краеугольной составляющей системы безопасности Европы, сложившейся в период острого противостояния двух супердержав, - Североатлантический Альянс (НАТО). Созданный на основе американских оккупационных частей и подразделений национальных армий стран-участниц, НАТО имело одну основную направленность - обеспечить безопасность Европы от танкового броска Вооруженных Сил СССР.  Строящее, в течение долго периода времени, на этом свою деятельность НАТО в период пост Холодной войны стало терять свою значимость для Европы.  Да и расходы на содержание такой мощной военной структуры, в отсутствии явной военной угрозы, не вызывала восторга у европейских стран, экономика которых переживают не самые лучшие времена.  Даже ряд межэтнических конфликтов на пространстве бывшего СССР, "странная" война на Балканах и еще более странная, если не сказать агрессивная, "военно-гуманитарная" операция в отношении Югославии, результатом которой стала, и это признано уже многими ведущими аналитиками и политиками мира, гуманитарная катастрофа сербской части населения Косова не смогли остановить процесс снижения веса военной структуры европейского дома и выхода на передний план общеполитической структуры Объединенной Европы - Совета Европы. 

Все большее втягивание войск НАТО в осуществление несвойственных для военной организации полицейских функций в Европе стало вызывать ропот стран участниц, которые стали задаваться вопросами сводившихся к одному.  Целесообразно ли поддерживать такой дорогостоящий контингент для осуществления операций, в которых можно было бы ограничиться небольшим, но высоко мобильным, обладающим мощным возможностями контингентом?  Некоторые члены НАТО пошли дальше в своих рассуждениях.  Так, Франция и Германия предприняли шаги по созданию своего "корпуса быстрого реагирования", выделив в него воинские подразделения, унифицировав систему управления и процесс принятия решения на применение силы.  Все это не могло не вызывать озабоченность у Америки, рассматривающей складывающуюся ситуацию в отношениях с европейскими союзниками, как ослабление своей ведущей роли в этом регионе.

Разразившийся одновременно с волной конструктивного переосмысливания роли военной структуры Альянса в будущей структуре новой Европы, экономический кризис в Азии и позитивная роль Китая, за счет жесткой централизированной валютной политики, сдержавшего волну кризиса в регионе и снизившего, таким образом, давление на мировую экономику, не могли не привлечь к себе пристального внимание правительств Европы и, прежде всего, Америки. Нельзя сказать, что прежде ни правительство Америки, ни правительства Европы не уделяли Азиатско-Тихокеанскому региону (АТР) достаточного внимания.  

Импорт и экспорт из стран АТР в торговом обороте Европы и Америки давно уже составляли весомую долю.  Стратегические прогнозы экономического развития АТР также указывали на возрастание значения стран этого региона для мировой экономики.  А происшедшие события еще раз наглядно показали, в какой степени мировая экономика зависима от экономической стабильности во всех регионах.  Темпы мощного экономического развития, стремительный рост золотовалютных запасов и положительная роль Китая, сыгранная в кризисе, ставило Китай на одну планку с ведущими державами региона - Индией, Японией, Южной Корей.  А перспективы развития страны выводили Китая на первую линию.  Ведь к 2025 году население Китая составит 1,7 млрд. человек и ВВП составит 6 - 7 триллионов долларов США, что будет равняться ВВП Объединенной Европы или США в середине 90 годов.

2. Кто был за столом

До начала этих исследований в мировой прессе появлялись статьи и исследования, которые рассматривали ситуацию в развитии региона АТР, прогнозировали те или иные моменты развития ситуации.

Так, в 1997 году, четыре года назад был опубликован доклад ("Breaching the Great Wall" Chalmers Johnson) посвященный проблемам взаимоотношениям Америки и Китая. В нем Джонсон указывал на то, что основная проблема в отношениях стран будет экономический вызов со стороны Китая. Это будет значительным испытанием для Америки, но не только для внешней экономической политики, но для внешней политики страны, в целом. К сожалению, подчеркивал автор, американцы продолжают отрицать возможность изменения сути силы из области военной мощи в область экономики и индустриальной силы. Правительство США значительно увеличивает свой военный бюджет, ничего не делая для строительства, укрепления и защиты экономической безопасности своей страны. Статья заканчивалась выводом о том, что сейчас требуется переопределение направления во внешней политике, обороне, безопасности и экономики в сторону Азии, в общем, и Китая, в частности.

Многие другие статьи и заметки ведущих экономистов и политологов, специализирующихся на азиатском направлении, в той или иной мере, затрагивая вопрос отношений США и Азиатского региона, подчеркивали необходимость изменения содержания политики США в Азиатском регионе, и особенно в отношении Китая.

Поэтому работа группы по прогнозированию началась не на пустом месте, а опиралась на уже существующие работы и специально проведенные исследования.  В основу материала для анализа легли работы, исследовавшие вопросы глобального характера применительно к Азии.  Это работы экономическому и демографическому развитию стран региона, развитию религий в мире, состоянию дел в экологии региона и запасах питьевой воды, с последующим прогнозом развития ситуации и т.д.

Авторами 147 страничного доклада, под рабочим названием "Азия 2025", стала группа ведущих специалистов по прогнозированию.  Среди участников группы следует отметить присутствие таких известных лиц как: Грэхэма Фуллера из корпорации Рэнд (Graham Fuller, Rand Corportion), Аэрона Фриедберга из Принсетоского Университета (Aaron Friedberg, Princeton University), Николаса Эберстада из Американского Института предпринимательства (Nicholas Eberstadt, American Enterprise Institute) и ряда других специалистов аналитических центров флота США, морской пехоты, ВВС и т.д.  Группу возглавил сам Эндрю В. Маршал (Andrew W. Marshall) - легендарное лицо в Пентагоне, возглавлявший в то время Управление прогнозирования (Office of Net Assessment), основная задача которого является прогнозирование вероятности возникновения опасности интересам и самим США по всему мире. 

Надо отметить, что Эндрю В. Маршал (Andrew W. Marshall) хорошо известен специалистам, как человек, который очень озабочен тем, что в Пентагоне крайне мало внимания уделяется все возрастающей мощи континентального Китая.

Местом проведения работ группы "Азия 2025" был выбран колледж Морских операций ВМС США, Ньюпорт, Родайленд (US Naval War College in Newport, Rhode Island). 

Несмотря на четко прослеживающеюся ведомственную принадлежность специалистов, задействованных в работе группы, на первой странице доклада написана фраза, которая, примерно, звучит так:  Доклад "... не отражает официальной политики или позиции" государства.  К сожалению, трудно определить, как построена структура доклад, известно лишь, что в нем рассматривалось пять основных сценариев и десяток подсценариев.

Начав с представления теоретического варианта развития экономики, экологи и других важных факторов, определяющих ситуации в регионе на рубеже 2025 года, авторы остановились на анализе развития военной мощи Китая.

В частности, было указано, что наличие мощного ВВП в начале 21 века, который по оценке специалистов МВФ в 2025 году составит 6 - 7 триллионов долларов США, позволит Китаю закупать самое передовое оружие, которое будет на тот момент на рынке вооружений. Такое высокотехнологическое вооружение как крылатые ракеты всех вариантов базирования также будут доступны Китая. Учитывая планы Китая по развитию космических технологий, достижения пилотируемых космических полетов, наращивание спутниковой группировки на орбите крылатые ракеты могут стать грозным оружием Китая в достижении превосходства на море и на суше в регионе.

Очевидно, что прогнозируемая ситуация развития Китая так взволновала авторов, что в самом тексте доклада неоднократно утверждалось: "...Китай будет постоянным соперником США.", "...стабильный и мощный Китай будет постоянно пытаться изменить существующий статус-кво в Восточной Азии.", "...нестабильный и, соответственно, слабый Китай будет так же опасен, так как лидеры могут захотеть укрепить свою власть посредством угрозы иностранной военной агрессии.". Можно сказать, что утверждения о вероятной опасности со стороны коммунистического Китая, в том или ином варианте, пронизали весь текст доклада.

Реакция на появление этого доклада со стороны прессы и политических обозревателей была, мягко говоря, сдержанной.   Некоторые обозреватели, в частности газеты "Washigton post", напрямую указывали, что доклад не только не дипломатичен или не убедителен, а авторы просто ищут что то, руководствуясь одной мыслью: "Где же эта будущая неприятность?".  Вместе с тем, предлагаемые рецепты авторов доклада имеют только одну направленность - наращивание мускулатуры для совместной дружбы против кого-то.

Некоторые эксперты подчеркивали, что уже в течении последних 10 лет вооруженные силы (ВС) США и оборонная промышленность (ОП) США находились в условиях отсутствия "полновесного" противника.  По их мнению, ВС США, после окончания холодной войны, испытывает недостаток в мотивации многовариантного и массивного противодействия на многих фронтах.

Проведение миротворческих операций под эгидой ООН - это не противоборство с сильным противником, а борьба с группами вооруженных гражданских лиц в жестких рамках соглашений и конвенций. К тому же ОП США должна жить и комплекс, сформировавшийся во времена Холодной войны, требует вливаний и постановки новой задачи по оснащению и снабжению прежних потребителей. Причем в ценовых масштабах и объемах, соотносимых с прежними временами.  И вот в этом докладе США уже осмысливают свое положение в новом глобальном конфликте, но уже не в "старой" Европе, а в АТР.  В документе, подчеркивали обозреватели, нигде не называется враг конкретный. Китай, основной лейтмотив всех положений доклада, обтекаемо, называется "...возможным соперником США..." в будущем.  

Другие угрозы времен пост Холодной войны такие как - терроризм, внутренние конфликты в странах, операции по поддержанию мира по типу Боснийской операции, также остаются как объекты приложения сил ВС США.  Но все они блекнут по сравнению с такой масштабной угрозой, как конфронтация с Китаем.  Страна, владеющая ядерным оружием, и с населением в 2 млрд. человек - достаточный и значимый противник.  Как отмечали некоторые обозреватели, это вполне приятная как для ОП, так и для ВС США замена противника советского образца.  А доклад, который лег потом в основу доктрины "Общий взгляд 2020" ("Joint Vision 2020"), как нельзя лучше аргументирует, почему стране необходимы сильные, мощные ВС и ОП.

3. "Индийская карта". Варианты расклада

Первый сценарий:  "Новый порядок в Южной Азии".  Сценарий описывает ситуацию 2010 года, когда Пакистан, ослабленный постоянным экономическим кризисом, межэтническими и религиозными конфликтами, неспособностью властей осуществлять порядок и закон на местах, входит в состояние дестабилизации.  Племена билуджи, патан, населяющие Север Пакистана, уставшие от постоянного доминирования национальности пенджаб, восстают.  Мохариджы выходят на улицы, нестабильность усиливает действия религиозных экстремистов-талибанов и возрастание влияния религиозной партии Джамат-аль-Ислами. 

В  отличие от Пакистана Индия, удачно комбинируя политические и экономические методы, добивается устойчивого экономического роста, стабилизации положения в стране, выстраивает мощные вооруженные силы.  В страну идут мощные потоки иностранных инвестиций, и страна начинает играть ведущую роль в регионе в противовес Китаю.  Успешное экономическое развитие, наращивание военно-экономического потенциала делает Китай второй державой в регионе, которая претендует, наравне с Индией, на лидерство в регионе. Все это приведет к сближению США и Индии, заставит США предпринять меры по укреплению своего военного присутствия в Южной Корее, Японии и АТР.

К 2012 году парализованный Пакистан полностью потеряет контроль над провинцией Кашмир, которая полностью перейдет под контроль религиозных экстремистов. Индия потребует от Пакистана взять ситуацию под контроль и прекратить деятельность религиозных экстремистов в районе. Когда власти Пакистана не справляются с проблемой, Индия вводит свои войска и оккупирует район. Пакистан потребует вывести войска. К требованиям Пакистана присоединяется Китай, который также требует вывести войска и начинает концентрировать войска на границе с Индией. США, озабоченные развитием событий, вмешивается в ситуацию и требует от Китая не вмешиваться в конфликт. Для содействия переговорам в район Бенгальского залива США посылает группировку боевых кораблей. 

Индия, опасающаяся удара оружием массового поражения (ОМП) со стороны Пакистана, наносит превентивный воздушно ракетный удар обычными средствами по объектам хранения и разработки ОМП, который не достигает поставленной цели.  В ответ Пакистан наносит удар по индийским войскам, сосредоточенным вдоль границы тактическими ядерными средствами, мотивируя свои действия возможностью потери страной суверенитета и актом агрессии против страны.  В это время разведслужбы США обнаруживают, что часть арсенала ОМП Пакистана захвачены силами религиозных экстремистов. С целью предотвращения полномасштабной войны между Индией и Пакистаном с использованием ОМП США наносит превентивный воздушный удар высокоточным оружием в обычном снаряжении по объектам хранения, производства и средствам доставки ОМП Пакистана.  Столкнувшись с фактом такого тесного военного сотрудничества США и Индии, Китай прекращает вмешательство в конфликт и снимает все ранее выдвинутые требования. 

Погрузившийся после этого в анархию Пакистан создает угрозу региональной безопасности и Индия вводит войска на территорию Пакистана под предлогом восстановления порядка. Законодательные собрания Северо-Запада Пакистана, племен балух и сидхов принимают решения присоединиться к федерации штатов Индии. Изолированные племена пенджабов также принимают решение присоединиться к федерации штатов Индии с целью создания большого единого штата Пенджаб.  Индийские власти пойдут на прием в состав федерации этой части племен и создание единого штата на условиях автономности, но только в обмен на передачу прав по представлению штата на международной арене и защите от внешней угрозы.  Обновленная федерация штатов Индии становится новой силой претендующей на роль доминирующей региональной силы.

Соединенный экономический потенциал штатов Индии послужит основой для стремительного экономического роста. Исчезновение Пакистана, как субъекта региональной политики, усиление Индии окажет прямое влияние на процессы в Центральной Азии. Талибский Афганистан, ослабший от исчезновения своего основного спонсора - Пакистана, ввергается в анархию и гуманитарную катастрофу. Соседние с Афганистаном страны - Иран, Таджикистан, Узбекистан с целью спасения этнических групп вводят свои войска на территорию Афганистана и аннексируют территории компактного проживания или контролируемые этими группами.  Как предполагается, в рамках сценария, Пакистан исчезает полностью к 2020 году, а Индия набирает силу.  Государства Центральной Азии сменят свою ориентацию в приоритетах экономического сотрудничества с Западно-Восточного направления на Северо-Южное направление. Начинается строительство магистральных энергетических и транспортных линий от стран Центральной Азии к Индии. Иран подключается к транспортной цепочке и установит новые отношения со странами региона. Используя преимущества географического расположения новой федерации, порта Карачи, и подключения Ирана к континентальному транспортному потоку Индия становится крупнейшим транзитным узлом в Западной Азии. 

В новой обстановке соответствующие службы и департаменты правительства США вырабатывают новый подход к вопросам присутствия США в этом регионе и выстраивания системы новых отношений со странами региона.  У США появляются новые союзники в лице Ирана и Индии, которые, озабоченные сохранением своего положения ведущих транзитных государств, предпримут достаточные и необходимые усилия для обеспечения безопасности стратегических транспортных путей и нефтепроводов в регионе. Все это позволит США снизить свое военное присутствие в Индийском Океане и на Ближнем Востоке.

Китай, не решавшийся противодействовать союзу Индии и США, предпримет ряд шагов и активизирует деятельности по всем направлениям в Индокитае и Российском Дальнем Востоке с целью закрепления своей позиции и создания противовеса возвышающейся Индии.  Все это может привести к созданию угроз интересам США в Западной Азии со стороны Китая.  В этой связи, США предпримут меры по обеспечению безопасности своих интересов, что неминуемо приведет к столкновению интересов стран и превращение региона Южно Восточной Азии в арену конфликтов и вооруженного противостояния.

Второй сценарий:  "Новое Китайско-Индийское содружество".  В соответствии с этим сценарием США не достигло своей цели - установление партнерских и стратегических отношений с Индией.  В период до 2008 года Индия, вынашивая идею превращения в супердержаву региона, проводит новый цикл испытаний ядерного оружия. Для достижения своих целей Индия также наращивает военный потенциал, причем, особое развитие получают военно-морские силы. Все инициативы США по переговорам с Индией по ядерному потенциалу останавливаются после проведения Индией третьего цикла испытаний ядерного оружия. 

Ослабленная Индонезия снижает уровень обеспечения безопасности стратегических транспортных путей в проливах, что вызывает озабоченность Индии и Китая, которые усиливают взаимные консультации и контакты по вопросу обеспечения безопасности судоходства в проливной зоне Юго-Восточной Азии и пролива Малакка.

В результате распада Индонезии на ряд мелких образований, в зоне проливов усиливается угроза стратегическим транспортным путям. Сепаратисты захватывают нефтяные и газовые месторождения в Асех, Натун и Тиморе. Возрастающие гонения на китайскую диаспору, угроза интересам стран, зависящим напрямую от безопасности проливов (в это число входят - США, Япония, Китай, Индия, Австралия) приводит к тому, что страны объединяются для обеспечения безопасности судоходства путем конвоирования судов. В 2016 году, в преддверии выборной компании в США, исламские экстремисты наносят удар по фрегату ВМС США проходящему по проливу Ломбок вблизи Индонезии. Все кандидаты в Президенты США требуют вывода всех кораблей из региона во избежание последующих жертв от террористических актов. Правительство США идет на вывод соединений кораблей из региона. В 2017 году правительства Индии и Китая усиливают консультации и переговоры по вытеснению США из региона Южно Китайского моря, которое является объектом устремлений Китая, и Индийского океана, который является объектом устремлений Индии. В результате достижения договоренности между странами ВМС Индии совершают бросок и устанавливают контроль над проливом Малакка, Китай устанавливает контроль над проливом Ломбок и Сунда.  В дополнение Китай устанавливает жесткий контроль за акваторией вблизи острова Спратли и газового месторождения Натун.  Индия, отвечающая за безопасность судоходства в своем районе, успешно решает проблему пиратства в проливе Малакка.  Китай наводит порядок в своей зоне ответственности и гасит волну пиратства, применяя все доступные средства.  После установления полного контроля над проливами, обеспечивающего безопасность судоходства Китай и Индия вновь открывают их.  Многие страны региона, в том числе и Япония высоко оценивают действия Китая и Индии по установлению режима безопасности судоходства в проливной зоне Индонезийского архипелага.  В период 2017 и 2025 года присутствие США, в силу доминирования Китая и Индии на морских просторах, становится избыточным и сокращается. Партнеры США в Западной Азии выстраивают новые отношения с региональными лидерами и отходят от сотрудничества с США.  При таком сценарии США начинает налаживать отношения сотрудничества и кооперации с одной из держав, пересматривая свои позиции по ряду договоров, например, по договору о нераспространении ракетного оружия и т.д.

4. "Китайская карта". Как не положи, все одно - неудобно

Третий сценарий:  "Китай действует".  Сценарий предусматривает прямое военное противостояние морских сил США и КНР. Это произойдет, примерно, в 2015 году, когда США вынуждены будут вывести все военные базы из Южной Кореи и Японии. Причинами вывода будут факторы как политического, так и националистического характера. В первом случае, это будет процесс объединения двух Корей, которое вызовет небывалый рост ультранационалистических настроений среди населения Южной Кореи, усиление негативного отношения к базам со стороны населения и местных правительств Японии. Тому будет способствовать усиление военной мощи континентального Китая и возрастание боязни нового, сильного Китая, способного взять под жесткий контроль проливные зоны в Южно Китайском Море через которые проходит до 80 процентов объемов поставок углеводородного сырья в регион. Во втором, мнение общественности по вопросу пребывания иностранных военных баз качнется в сторону части настроенной ультра националистически. Вероятно, что в отношении расположенных в этих странах американских баз будут совершены ряд террористических актов. Общественность США поддержит решение правительства о выводе, в основном, из - за потерь в результате террористических актов.

В этих условиях Китай предпримет целый ряд шагов для доказательства того, что США не прикладывают усилия для ухода и вывода своих войск из региона. Вероятно, Китай пойдет на усиление морского присутствия своего флота на акватории реально находящихся под контролем флота США. В результате, непреднамеренного столкновения боевых кораблей обеих сторон или учений флота одной из сторон, на котором будет имитироваться нападение на группировку кораблей другой стороны, вспыхнет короткий вооруженный морской конфликт. Правительство США во избежание разрастания крупномасштабной войны отведет свой флот, уступив акваторию Китаю.

Индия также воспользуется моментом ухода США из региона для повышения своего влияния и значимости в системе региональных отношений. Индия активизирует работы по строительству мощных военно-морских сил, способных выполнять задачи вне ограниченной акватории. Индия, как и Япония, постарается выстроить новые отношения и установить более глубокие отношения, наподобие тех, что существуют сейчас между странами зоны Арабского (Персидского) залива. Но все равно, Индия будет выстраивать свои отношения с учетом стратегических интересов и мнения Китая. Вполне вероятно образование, в последующем, в этом регионе новой политической структуры, в котором ключевую роль будут играть Китай, Индия, Япония.

Четвертый сценарий:  "Нестабильный Китай". Сценарий также предусматривает военное противостояние на региональной арене Китая и США. Но, в отличие от других сценариев, в этом случае Китай выступает как слабое государство. Допущенный, в силу объективных и субъективных причин, перекос в развитии экономической и политической систем приводит к дестабилизации положения в стране. Экономика страны приходит в упадок. Ослабление власти центра вызвало волну выступлений сепаратистского направления на окраинах. В Тибете, Синьцзяне и Автономном районе Внутренняя Монголия проходят массовые выступления и вооруженные восстания. По стране идут волнами забастовки в крупных городах.  Среди военных зреет недовольство верховной властью, в результате чего в 2010 году происходит смена руководства страны и к власти приходит группа военных.  Но процесс дестабилизации заходит далеко и для отвлечения от проблем внутреннего характера, военные прибегают к технологии "управляемого конфликта".  ВМС Китая прилагают усилия для установления контроля над всей акваторией Филиппинского моря.

Одновременно Китай поднимает вопрос о территориальных претензиях в отношении российского Дальнего Востока, Сибири, о районах на границе с Казахстаном. Вероятно, что для снятия энергетической зависимости от импорта из стран Ближнего Востока, "новое правительство" потребует от соседней России и Казахстана поставок нефти, шантажируя возможностью неуправляемого гуманитарного кризиса.  Это приведет отношения Китая с этими странами на грань войны. В дальнейшем, по мере усиления конфронтации на внешнеполитической арене в неспокойных районах страны проводятся карательные экспедиции по подавлению выступлений.  Кроме того, под предлогом защиты этнических китайцев в странах региона Юго-Восточной Азии, в отношении которых местные правительства осуществляют политику дискриминации, вооруженные силы Китая вмешиваются в межэтнический и межконфессиональный конфликт в Индонезии и вводят свои войска на территории компактного проживания этнический китайцев. Разваленная непрекращающимися беспорядками, Индонезия не в силах противостоять вторжению и она обращается за помощью к странам региона. Учитывая наличие интересов США в этом регионе, правительство США принимает решение об усилении своего военного присутствия в регионе. Происходит увеличение войск на базах в Японии и на базах своих партнеров в регионе. 

Пятый сценарий  условно можно назвать "Сильный Китай".  В этом сценарии Китай, достигший впечатляющих успехов в развитии экономики, путем экономической экспансии занимает доминирующее положение на континентальной части Азии.  Крупномасштабные проекты с участием всех приграничных стран и ведущих региональных стран - лидеров континентальной части Азии связывают Китай прочными экономическими узами со всеми участниками.  Российский Дальний Восток и Сибирь становятся все больше зависимыми от торговли с Китаем. Экономическое проникновение капиталов деловых кругов Китая в этот регион приводит к формированию ситуации, когда процент проживающих там китайских граждан превышает процент российских граждан. 

Но Китай не ограничивается расширением своего присутствия на российском Дальнем Востоке и Сибири.  Китай активно начинает осваивать регион Юго-Восточной Азии. Акватория Южно-Китайского моря переходит "де-факто" под контроль ВМС Китая. Все острые вопросы, относительно спорных островов, снимаются странами, претендующими на них.  Индия, также претендующая на роль лидера, не может конкурировать с Китаем в силу замедления экономического роста, обострения внутренних политических и этнических проблем. Китай "договаривается" с Индией о разделе сфер влияния и определяет позиции по вопросам требующих совместных решений.  Южная и Северная Корея, занятые проблемами объединения и определения направления будущего развития, не представляют особой проблемы и не в состоянии играть какой-либо роли в регионе.  Окруженный со всех сторон Тайвань попадает фактически под контроль континентального Китая. Япония, опасаясь возможности перекрытия потоков энергоносителей и продовольствия в страну, договаривается с Китаем о "нейтралитете" по некоторым вопросам и, получив гарантии территориальной неприкосновенности, занимает на региональном уровне нейтральную позицию.  Основав "новые отношения стратегического характера" с Японией Китай добивается вывода американских войск с Корейского полуострова и островов Японии.  Их действия поддерживаются странами региона.  Встает вопрос об окончании военного и значительном снижении политического присутствия США в регионе.  Правительство США принимает ряд шагов по сохранению своего присутствия, что приводит к обострению отношений и усилению скрытого и открытого противостояния между США и Китаем.  В целом, Юго-Восточная Азия превращается в группу стран, управляемых из Пекина.

5. Заметки на полях или "Хочешь знать будущее, смотри на сегодня" (Конфуций)

Вместо заключения, полного общих фраз, предлагаю вам самим прочитать выборку сообщений из информационной ленты Интернета и подумать. Не напоминает ли вам это что-то уже знакомое?

Информационная лента Интернета:

Информационное интернет агентство "МилитариЧайна ком".

2001.10.22. 20 числа войска Пакистана и Индии на линии контроля в штате Кашмир вновь вели огонь. На этой недели стороны уже трижды обменивались огневыми ударами. 

Информационное интернет агентство "МилитариЧайна ком".

2001.10.23. Президент Пакистана Мушарраф 22 октября выступил с предупреждением Индии о не вмешательстве в дела Пакистана и что страна "...имеет достаточно сил, чтобы защитить себя...".

2001.10.23. Индия способна уничтожить ядерный потенциал Пакистана в случае угрозы его применения. Такой вывод сделан специалистами МО США, которые провели анализ возможных вариантов развития ситуации в регионе. Пакистан, реагируя на это сообщение, помещенное в индийские СМИ, уже официально объявил о том, что Индия несет полную ответственность за ситуацию, которая может возникнуть в результате необычной концентрации на границе войск.

РИА "Новости". 

2001.10.29. Индия представит в ООН специальный доклад, подготовленный Министерством внутренних дел и службой разведки под эгидой Совета национальной безопасности Индии, о финансовой поддержке Пакистаном терроризма в штате Джамму и Кашмир. По информации индийских СМИ за последние 10 лет Пакистан израсходовал на это более 200 миллионов долларов США. Среди террористических группировок насчитывается примерно 3 тысячи наемников, которые обходятся в 50 миллионов долларов США ежегодно.

Появление этого доклада еще больше обострит отношения между Индией и Пакистаном в свете резолюции ООН, призывающей не допускать финансирование, политическую и любую иную поддержку терроризма.

Информационное интернет агентство "МилитариЧайна ком".

2001-11-06. С понедельника вооруженные силы Индии переведены в состояние повышенной готовности в связи с концентрацией войск Пакистана на границе с Индией. По заявлению правительства индийского штата Кашмира на линии контроля уже происходили обмен огнем войск Пакистана и Индии.

Информационное интернет агентство "МилитариЧайна ком".

2001.11.06. По сообщению европейских СМИ существует угроза захвата в Пакистане исламскими террористами ядерного оружия, арсенал которого, по примерным оценкам, от 30 до 50 ядерных боеголовок. Подчеркивалось, что даже захват частей для производства ядерного оружия может представить угрозу. В связи с этим, высказывались предположения о возможности перемещении ядерного арсенала на территорию страны партнера Пакистана - Китай, имеющие общую границу. 

Информационное интернет агентство "Ananova.com".

2001.11.07. Генерал-лейтенант Нанаватти, возглавляющий северный военный округ Индии, заявил, что его страна балансирует на грани войны с Пакистаном из-за Кашмира. По его мнению, власть Индии в этом районе вполне можно восстановить силой оружия. "Хотя появление ядерного оружия и изменило ситуацию, но вполне допустимо проведение небольшой военной операции и с применением обычных средств" - заявил Нанаватти в прессе.    Правительство Пакистана пока не отреагировало на заявление.

Источники (Библиография):

1. 2025 Vision: A China Bent On Asian Dominance Group Bids to Forecast Strategic Challenges. Robert G.Kaiser, The Washington Post, March 17, 2000, Page A25

2. "Asia 2025" and "Joint Vision 2020". Blueprint for permament militarization of America by Srdja Trifkovic. The Rockford Institute - Center for International Affairs. Thursday, September 21, 2001. www.Rockfordinstitute.org/NewsST092100.htm

3. The USA is thinking itself into a new Global conflict. Andrew Marshall. Wednesday, August 30, 2000 Independent.UK

4. May 26.2000 For Pentagon, Asia Moving to Forefront. By Tomas E. Ericks, Washington Post Staff Writer. www.washigtonpost.com/wp-dyn/articles/a7981-2000May25.html 

5. Asia 2025: The Pentagon Prepares for Asian Wars. 19/11/200 Walden Bello //www.pl.net/8politics/pentagon

6. Новостная лента Интернета: http://Asiatimes.narod.ru/

7. Новостная лента Интернета: http://asiapacific.narod.ru

8. China Reform Monitor, American Foreign Policy Council, Washington, D.C. www.afpc.org/crm/

9. Asian Defence Yearbook 2000-2001.

10. Asia 1900-2025: the rise and fall of world religions by Jastin D.Long.

http://gem-werc.org./mmrc/

11. www.military.china.com/zh_ch/news2/

Москва, 2002 год
<regentov @ yahoo.com>

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования