header left
header left mirrored

Китай и АСЕАН

Об отношениях Китая со странами азиатского региона

Дмитрий Регентов

Китай превратиться в регионального лидера только при тесной интеграции в региональные структуры. Наиболее значима для Китая в этом плане влиятельная и старейшая в регионе Ассоциация Наций Юго-Восточной Азии – АСЕАН. 

СПРАВКА. 

Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которые на сегодняшний день, в общем, имеют население 500 млн. человек, общий ВВП в 737 млрд. долларов США, объем торгового оборота в 720 млрд. долларов США.  Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам.  После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года).  Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами».  В рамках последнего активно участвуют такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан. 

Процесс региональной интеграции стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) не возможен без последовательной интеграции всех стран региона. Китай, претендуя на роль ведущей экономической и политической державы региона, не может быть в стороне от формирования правил и условий общего регионального развития. Поэтому, курс на сближение и последовательную интеграцию в региональные структуры, взятый правительством страны в начале 90-х годов, создает условия для претворения в жизнь установки патриархов «китайских реформ» по превращению Китая к середине 21 века в регионального лидера и ведущую мировую державу. 

Страны-участницы АСЕАН также имеют свои виды на Китай, которые обусловлены геополитическим положением страны и видимыми экономическими выгодами от сотрудничества со страной, обладающей мощным экономическим потенциалом. 

С конца 2002 года, после 16 съезда КПК, Китай резко активизировал деятельность по интеграции в рамках программы «АСЕАН плюс 3». 

Рассматривая происходящие в регионе процессы интеграции, представляется возможным говорить о том, что интеграция Китая в региональные структуры обусловлена влиянием групп факторов, которые, в общем, можно разделить на две большие группы. 

Первая группа причин, имеющих геополитический характер. 

Глобально, Китай, претендуя на роль лидера в регионе, заинтересован в формировании единого пространства со странами региона по многим направлениям - от торговли до выработки основных направлений региональной политики. Это не представляется возможным вне таких влиятельных и представительных региональных организаций как АСЕАН, АПЭК. Добиваясь более тесной интеграции в региональных структурах Китая, помимо международных политических организаций, обретает определенные рычаги влияния, продвижения своих интересов и лоббирования на региональном уровне. Подтверждением тому, могут служить недавние события происшедшие на заседании многосторонней комиссии по развитию научных контактов при Комитете развития науки АСЕАН при выработке совместного заявления. Делегация Японии внесла в проект совместного заявления абзац о национальном характере корейцев. Представитель китайской делегации выступил с резким осуждением такого подхода и потребовал исключить такой абзац как унижающий корейскую нацию. После обсуждения, не взирая на позицию японской делегации, на совещании было принято предложение китайских представителей. 

А в частности, Китаю крайне необходимо иметь максимально дружественные отношения с организацией, с членами которой имеются спорные территории и акватории в Южно-Китайском море. Это обусловлено также тем, что не имея дружественно настроенных стран, которые контролируют проливные зоны в южных морях, Китай не может осуществить в полной мере свою концепцию «великой морской державы». А с учетом того, что ряд стран-членов АСЕАН, как например Филиппины, даже рассматривают Китай в качестве «вероятного противника», вопрос наличия тесных связей со странами региона во всех сферах и единство позиций по ряду внешнеполитических и региональных вопросов является жизненно необходимым для Китая. 

Китай также заинтересован в обеспечении безопасности судоходства на внутренних морях и в проливах. Подписанные в 2002 году Соглашение о безопасности на море и борьбе с пиратством и Соглашение о сотрудничестве в области нетрадиционной безопасности заложило основу более тесной кооперации между силовыми ведомствами стран АСЕАН и Китая по обеспечению безопасного судоходства и навигации в акватории проливов и внутренних морей. 

Всем известно, что пиратство в этом районе выросло и стало напрямую угрожать энергетической безопасности самого Китая. Сухие цифры статистики показывают, что Китай все больше испытывает зависимость от импорта из стран ЮВА и Ближнего Востока углеводородного сырья в силу дисбаланса между растущими потребностями промышленности и уровнем добычи в стране. По расчетам специалистов американского Института нефти и специалистов Пекинского Университета к 2010 году добывающая отрасль страны сможет удовлетворить только до 50% потребности промышленности в углеводородном топливе. И гарантированная безопасность поставок нефти, газа является, на самом деле, для Китая вопросом национальной безопасности. 

Группа причин, имеющих экономический характер. 

Интеграция в единую систему хозяйствования откроет для китайских производителей новые рынки, новые каналы продвижения своих товаров на перспективные рынки Европы, арабского мира, американского континента, Африки. 

Наличие общего рынка товаров и услуг со странами региона обеспечивает Китаю доступ на региональный рынок инвестиционного капитала, рынок заемных средств и выход на внешние рынки. Это также позволяет заимствовать опыт стран региона по внедрению европейских общепринятых стандартов работы в финансовой сфере, инвестиционном секторе. Все это придаст инвестиционному портфелю Китая дополнительную привлекательность для иностранных инвесторов, которые получат возможность страхования своих инвестиций у третьей стороны. 

В преддверии широкого доступа стран-членов ВТО на рынок Китая создание тесно интегрированной системы экономических отношений в регионе позволит Китаю осуществлять маневры определенного характера на региональном уровне в целях обеспечения, при возникновении угрозы, стабильности и безопасности экономики страны. 

Не следует забывать также и о стремлении Китая превратить национальную валюту в свободно конвертируемую или частично конвертируемую валюту регионального уровня. Наличие же общего рынка товаров и услуг прекрасная возможность для этого. 

Кроме того, более тесная интеграция в структуры АСЕАН позволит Китаю добиваться реальных соглашений в области тарифов по перевозкам. Это ложится основой плана создания индокитайского транзитного транспортного маршрута между тихоокеанским побережьем американского континента и ближневосточными, африканскими странами. План уже частично осуществляется в рамках программы развития Большого Меконгского субрегиона (БМС), соглашение по которому было достигнуто в начале 90-х годов прошлого века. Летом 2003 года Китай вновь подтвердил свои обязательства по проектам, внеся заявку на инвестирование 5 млрд. долларов США в строительство отрезка скоростного шоссе Куньмин (Китай) – Бангкок (Таиланд), проходящий по территории Республики Лаос. Реализация только этого проекта гарантирует загрузку китайских производителей дорожной техники и обеспечит наполнение мощных контейнерных терминалов на юге Китая. 

Вместе с тем, как среди стран-членов АСЕАН, так и внутри самого Китая существует ряд факторов оказывающих негативное влияние на процесс стабилизации и сближения стран региона, интеграции Китая в региональные структуры. 

Основным фактором можно назвать существующие среди стран региона опасения по поводу сохранения экономической самостоятельности как отдельных стран, так создаваемых общих региональных экономических структур. 

Отражением таких опасений может служить мнение автора теории восточно-азиатской экономической модели Даниэля Ляна (Daniel Lian), экономиста сингапурской компании «Морган Стэнли» (Morgan Stanley). Он считается, что появление на сцене мощного Китая вобьет последний гвоздь и завершит дело азиатского кризиса 1997 года. Соперничество Китая, по его мнению, сократит потенциальные темпы экономического роста стран Юго-Восточной Азии и поставит экономику региона в зависимое от состояния экономики Китая. 

Действительно, Китай на протяжении долгого времени показывает стабильный прирост по всем направлениям. Так, прирост ВВП Китая в 2002 году, по сравнению с 2001годом, составил 7,3 процента, прирост объема внешней торговли – 7,5 процентов, темпы роста инвестиций в основные фонды превысил 12 процентов. 

Растущие валютные запасы, а на сегодняшний день составляют, по разным оценкам, уже свыше 212,2 млрд. долларов США, в сочетании с агрессивной политикой продвижения китайский банков в регионе позволяют интенсифицировать продвижение юаня на рынки региона. Недавним постановлением Государственного управления валютного контроля КНР с 1 октября 2003 года китайские и зарубежные предприятия, занимающиеся приграничной торговлей, могут вести расчеты не только в свободно-конвертируемой и китайской национальной валюте (жэньминьби или юань), но и в национальной валюте страны покупателя. В Положении о валютном контроле в сфере приграничной торговле, в соответствии с которым будут осуществляться операции, указывается, что целью Положения является содействие здоровому развитию приграничной торговли компаний всех форм собственности соседних с Китаем стран. Среди стран, с которыми Китай имеет общую границу, членами АСЕАН являются Вьетнам, Лаос, Мъянма, Филиппины, Малайзия. Это также вызывает недовольство части финансовых кругов в странах АСЕАН и затрудняет процесс интеграции Китая в единое экономическое пространство со странами региона. 

Другим не менее значимым фактором, сдерживающим процесс интеграции Китая, является опасения стран региона по поводу военной мощи Китая. Эти опасения усилились после выступления Цзян Цзэминя с докладом на открывшимся 18 ноября 2002 года 16-м съезде КПК. В докладе было подчеркнуто, что гармоничное развитие оборонного и экономического строительства, связанно с модернизацией национальной обороны и армии на базе экономического развития страны. Региональные СМИ, обсуждавшие военный аспект съезда, особо отметили фразу выступавшего о том, что Китаю предстоит держать военно-стратегический курс на активную оборону и повышать свое умение вести боевые действия в условиях применения высокотехнологического оружия. 

Принятие нового оборонного бюджета на 2003 год, который предусматривает увеличение, по сравнению с прошлым годом, на 9,6 процентов, также не прибавил оптимизма в регионе. По оценкам экспертов Института стратегических исследований, не включивших в расчет скрытые статьи государственного бюджета оборонного характера, военный бюджет Китая составил свыше 185,3 млрд. юаней (около 22,3 млрд. долларов США). По словам министра финансов КНР Сян Хуайчэна принятие нового увеличенного оборонного бюджета направлено на обеспечение установок 16 съезда КПК по созданию модернизованной армии, способной вести эффективные боевые действия в современных условиях. 

Немаловажное место по этому вопросу занимает позиция стран АСЕАН к провозглашенному Китаем курсу на создание мощных морских сил и переносе внешних морских границ зоны ответственности за пределы внутренних морей. А в Китае в этой области сделано уже немало. Примером может служить спуск на воду летом – осенью 2003 году ракетных эсминцев нового проекта под номерами «168» и «170», которые, по оценке западных военных экспертов, повысят в разы боевую мощь военно-морских сил Китая. При наличии спорных акваторий и территорий между членами АСЕАН и Китаем, опасения и осторожность, которые высказываются военными руководителями стран региона, по вопросу более тесной интеграции Китая в регионе представляются обоснованными. 

В самом Китае, в последнее время, одной из наиболее острых проблем стало нарастание националистических настроений среди молодежи. По мере достижения Китаем значимых успехов во внешней политике, науке и технике это явление превращается в наиболее заметное общественное настроение. Особо явно тенденция роста националистических настроений отслеживается в китайском секторе Интернета. За последние два – три года, число пользователей Интернета в Китае значительно увеличилось. Только в течении 2000 года, по данным китайского информационного центра China Internet Network Information Center (CNNIC), количество пользователей Интернета в стране увеличилось с 8,9 млн. пользователей до 22,5 млн. Основной аудиторией китайского сегмента Интернета являются учащиеся и молодые специалисты, большинство которых мужчины (до 70 процентов). С учетом того, что 56 процентов из них моложе 24 лет, к 2020 году они будут представлять интересы общества в законодательной власти и составят основу кадрового аппарата исполнительной власти и силовых структур Китая. 

Хотя китайскими специалистами и высказывается мнения, что основным объектом, так называемого «сетевого молодежного национализма», является Япония и не урегулированные вопросы двухсторонних отношений, сохранившиеся со времен Второй Мировой войны, многие аналитики, как внутри Китая, так и за рубежом, высказывают свои опасения и полагают, что это только верхушка айсберга, который предстоит увидеть в обозримом будущем. 

Такая тенденция, конечно же, не может не вызывать опасения у стран, с которыми Китай имеет неурегулированные территориальные вопросы. А большинство этих стран – члены АСЕАН. 

Правительство Китая, понимая всю опасность негативного влияния всех вышеупомянутых факторов на процесс интеграции в регионе, предпринимает планомерные шаги по формированию среди стран региона, и в первую очередь членов АСЕАН, имиджа дружественной страны, не отходя, вместе с тем, от заявленного ранее курса на построение мощной региональной державы и ведущей мировой страны. Осознавая масштабность поставленной задачи правительство, действуя в традициях китайской культуры управления, сосредоточило усилия на нескольких направлениях, предоставив определенную свободу развития ситуации в остальных. 

Основные усилия правительства Китая направлены на развитие тесных экономических отношений. Китай активно поддержал идею создания единого торгового пространства в регионе странами АСЕАН и вхождения туда Китая, а также возможность интеграции других стран региона в это пространство. Действуя в этом духе, Китай подписал в 2002 году рамочное соглашение с АСЕАН о всестороннем экономическом сотрудничестве. 4 ноября 2002 года Китай, предложив усилить работу по интегрированному развитию морского, речного, воздушного сообщения в регионе, сделал предложение по унификации тарифных соглашений на фрахт. В 2003 году переговоры между АСЕАН и Китаем о создании зоны свободной торговли продолжились с новой силой. 

Тесная интеграция невозможна без открытости сотрудничества в информационном плане. Понимая важность для страны информационной составляющей интеграции, правительство Китая в ноябре 2002 года подписывает Меморандум понимания о сотрудничестве в области информации, телекоммуникационных технологий. В этом Меморандуме, помимо мер по интеграции информационных систем участников был рассмотрен один из щекотливых вопрос в отношениях между странами региона и Китаем. Это вопрос о правах на интеллектуальную собственность. Всем известно, что китайские производители, зачастую нарушая права на интеллектуальную собственность, копируют изделия и продвигают на рынок под своей маркой либо незаконно продают третьим странам под исходной маркой. Подписание этого меморандума, наряду с показательными акциями уничтожения контрафактной экспортной продукции, проведенными региональными управлениями таможенной службы Китая, и последовавшими судебными решениями продемонстрировало странам решимость центрального правительства Китая навести порядок в этой области. Это расценивается экспертами Департамента развития Азиатского Банка Развития как один из положительных моментов в региональной интеграции. 

Уделяется внимание Китаем инвестиционной составляющей региональной интеграции. Все целевые страны прямых инвестиций – члены АСЕАН, а также и страны-участницы программы «Диалог с партнерами». 

Примером, характеризующим направленность инвестиций в страны ЮВА может служить участие Китая с 1992 года в проекте развития БМС, где основной объем инвестиций идет в развитие транспортной инфраструктуры. В частности, в рамках проекта развития БМС, помимо упомянутых ранее 5 млрд. долларов США в лаосский участок скоростного шоссе Куньмин (Китай) – Бангкок (Таиланд), рассматривался вопрос о реконструкции железнодорожного узла на границе с Вьетнамом, расширении сети шоссейных дорого в Мьянме и так далее. 

Примером инвестиций в экономику стран-участников программы «Диалог с партнерами» может служить Пакистан. Хотя Пакистан выступает в азиатском регионе как долгосрочный геополитический партнер Китая, инвестиции в развитие терминальных комплексов пакистанских портов на берегу Бенгальского залива и строительство новых портовых сооружений были сделаны в рамках программы «Диалог с партнерами». 

Здесь хотелось бы отметить вероятность увеличения инвестиций из Китая за счет участия частного капитала, в частности, по программе развития БМС. Выступая 18 сентября 2003 года в городе Дали (провинция Юньнань, юго-запад Китая) на пресс-конференции, посвященной рабочему совещанию по организации встречи министров стран-участниц программы развития БМС, г-н Раят М.Наг (Mr. Rayat M.Nag), Генеральный директор Меконгского департамента Азиатского банка развития подчеркнул, что объем государственного финансирования некоторых проектов недостаточен. Объем средств, выделяемых с 1992 года правительствами Китая, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда и Вьетнама, может быть увеличен за счет привлечения капитала национальных частных инвесторов. В этом же выступлении он подчеркнул, что все виды инвестиций будут осуществляться под соответствующие гарантии. 

В самом же Китае в течение 2002 – 2003 года правительством приняты ряд постановлений дающих право экспорта частным компаниям, ведения операций в иностранной валюте, активно обсуждается вопрос организации частных инвестиционных фондов, банков. Рассматривается также вопрос участия частного и акционерного капитала в инвестиционной деятельности за рубежом. 

Все это создает превосходные условия для китайского частного капитала по участию в инвестициях за рубежом, в региональных и национальных программах развития. 

Другим направлением, на котором сосредоточило свои усилия правительство Китая, стали меры по обеспечению безопасности и доверия в регионе. Делая ставку на политическое участие, путем присоединения Китая к имеющимся в регионе соглашениям, больше внимания стало уделяться развитию военно-политического и военно-технического сотрудничества со странами региона. 

Знаменательна в этом плане, подписанная 4 ноября 2002 года в Пномпене Декларация о поведении в Южно-Китайском море. В подписании участвовали все страны АСЕАН и Китай. В свете наличия у всех стран, в том числе и участвующих в программе «Диалог с партнерами», спорных территорий и акваторий, заявление о неприменении силы для разрешения споров между участниками Декларации явилось одним из факторов обеспечившим в последствии прорывы Китая на внешнеполитическом направлении. 

Основным событием можно назвать прорыв в китайско-индийских отношениях в конце 2003 года. Индия, как известно, является участником программы АСЕАН «Диалог с партнерами». Китай, путем внешнеполитических и дипломатических усилий, добился прорыва по вопросу демаркации границы и принадлежности части территории в районе Джамму и Кашмир, Тибете, сблизил позиции по вопросам безопасности в акватории Тихого и Индийского океанов. Если учитывать, что в предыдущие несколько лет отношения между странами были достаточно напряжены из-за возможного вооруженного конфликта Индии с Пакистаном, у которого с Китаем партнерские отношения и подписан ряд межправительственных соглашений, то это наиболее примечательное событие внешнеполитической жизни региона. 

Кроме того, в течение осени-зимы 2002 года Китай урегулировал с Республикой Вьетнам вопрос по спорным участкам границы. Стороны демаркировали границу на этих участках, закрепив подписанием карт прохождения линии границы. Немаловажным стало принятие совместного плана поэтапного разминирования минных полей вдоль границы, оставшихся после вооруженной агрессии Китая против Вьетнама в 1979 году. 

Для закрепления успехов достигнутых Китаем на региональной внешнеполитической арене, в 2003 году Китай обращается с посланием уже ко всем странам азиатского региона, в котором заявляет о приверженности страны мирному развитию азиатского региона. Представляя Китай на четвертом ежегодном совещании Ассоциации парламентов Азии за мир (АПАМ), Председатель ПК ВСНП У Баньго первого сентября 2003 года произносит речь в которой, от имени правительства Китая, заявляет «…Китай является членом большой азиатской семьи и хорошо осознает свою ответственность за обеспечение мира на азиатском континенте. Без мира и стабильности в Азии не может развиваться и Китай…» 

И как продолжение этого заявления Китай делает следующий важный шаг навстречу странам региона. 8 октября 2003 года Китай присоединяется к Соглашению о мирных отношениях и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, подписав с АСЕАН соглашение о распространении на Китай действия инструментария данного соглашения. 

Особую роль Китай отводит другой недавно созданной региональной организации – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). ШОС важен для Китая, как пример успешного взаимодействия страны с другими странами азиатского региона, с которыми ранее были трения и напряженные отношения. Успех деятельности ШОС и конструктивная позиция Китая в организации будут реальным доказательством другим странам региона, что Китай способен, как региональный лидер, к диалогу и сотрудничеству по всему спектру проблем региона. 

Помимо политических форм воздействия Китай активно использует возможности в военной сфере. Так, за последнее десятилетие военно-техническое сотрудничество (ВТС) со странами региона получило новое развитие. За прошедшее время, Китай значительно активизировал продажи вооружений в регионе. Помимо поставок вооружений Пакистану и осуществления нескольких совместных разработок в области вооружений, Китай оказал значительную военно-техническую помощь некоторым странам региона. В частности, следует отметить целевые поставки вооружений, имущества в виде дара, безвозмездной передачи странам-членам АСЕАН – Камбоджи, Лаосу, Мьянме, а также обучение военно-технического персонала этих стран в военных учебных заведениях Китая. 

Но именно 2002 год стал для Китая годом прорыва в области ВТС со странами региона. Страна, одна из основателей организации АСЕАН, закупила у Китая военную технику и заявила о желании разместить новый долгосрочный заказ. В декабре 2002 года Таиланд, столкнувшись с проблемами в реализации национальной программы постройки боевых кораблей собственными силами, подписал соглашение о постройке на судостроительном заводе в Шанхае (Китай) двух патрульных кораблей полным водоизмещением до 1500 тонн. Кроме того, правительство Таиланда обратилось к Китаю с предложением о рассмотрении возможности закупок, по завершению поставок первой партии, дополнительно еще до десяти кораблей этого типа. 

Предпринятые действия Китая в области военно-политического сотрудничества со странами региона позволили провести 14 ноября 2003 года совместные учения военно-морских сил Индии и Китая. Группа военных кораблей обеих стран в акватории Восточно-Китайского моря отрабатывали учебные задачи взаимодействия по обеспечению безопасности судоходства, поиску и спасению людей на море. Хотя количество задействованных в учениях техники и людей было ограничено несколькими кораблями, примечателен сам факт проведения совместного учения странами, претендующими на морское господство в акватории южных морей и Индийского океана. 

Прошедшие ранее визиты дружбы боевых кораблей Военно-Морских Сил НОАК в страны региона, были оценены политологами как значительные шаги по расширению доверия в военно-политической области между Китаем и странами АСЕАН и региона. 

Помимо этих двух направлений правительство Китая активно развивает направление научно-технического сотрудничества со странами региона. Это направление интеграции значительно и представляет тему отдельной статьи. Хотелось бы только отметить, что научно-техническое сотрудничество Китая со странами региона достигло такого уровня, что рассматривается в странах – участницах программ совместных исследований в качестве определяющих научно-техническое развитие региона на ближайшие пять – десять лет. На встрече, посвященной вопросам развития сотрудничества, ученых и менеджеров научных центров Сингапура и центров научно-технического развития Китая, прошедшей в конце 2002 года, было отмечено, что соединение потенциалов ведущих стран в регионе по перспективным научно-техническим разработкам является значительным вкладом в формирование единой региональной политики научно-технического развития. 

Значительно расширились рамки участия Китая в региональных научно-практических конференциях и симпозиумах по вопросам народонаселения, проблемах водопользования и ирригации, а также по ряду других проблемам регионального развития, проводимых как региональными организациями, так и под эгидой ЮНЕСКО. 

Наиболее интересна для понимания путей интеграции ситуация в области культурных связей и туризма. Эти области не являются направлениями, на которых правительство Китая концентрирует свои усилия. Но темпы, которыми они развиваются, показывают, как реализуемый курс «народной дипломатии» на практике приносит ощутимые результаты. 

Китай, уже сейчас занимающий пятое место в мире по объему принятых туристов (на 2001 год Китай посетило более 89 млн. иностранных туристов), сам превращается в страну поставщика туристов в регионе. Показателен факт того, что, стремясь привлечь в свои страны китайских туристов, ряд стран региона в ноябре 2003 года подали заявления в МИД Китая о предоставлении режима упрощенного оформления виз для туристов. 

В области культурных обменов 2002 – 2003 год знаменовался открытием ряда центров культуры народов Китая во многих странах региона. Не смотря на существующие антикитайские настроения в некоторых странах (напомним антикитайские выступления и погромы середины 90-х прошлого века и начала этого в Индонезии, Малайзии и Филиппинах) делегации деятелей культуры принимали участие в региональных фестивалях культур народов региона, конкурсах классической музыки и других культурных мероприятиях. 

В целом, политика интеграции Китая в региональные структуры имеет конструктивный характер и несет значительные выгоды, которыми может и должна воспользоваться Россия. 

В частности, партнерские отношения, выстраиваемые Россией и Китаем в течение последнего десятилетия, могут служить основой для усиления позиций России в Юго-Восточной Азии. Используя имеющиеся опасения стран региона, по отношению к Китаю, и определенные позиции в руководстве этих стран Россия может предложить им более тесное сотрудничество. Особенно в тех областях, в которых, по мнению руководства этих стран, не желательно усиление китайского влияния. Это такие области как крупные инвестиционные проекты по освоению разведанных запасов шельфов, разведка и оценка объемов новых запасов в регионе, военно-техническое сотрудничество. Причем, если сотрудничество в последней строится на прямых двухсторонних соглашениях, то инвестиционные проекты и программы сотрудничества по вопросам безопасности могут и должны быть осуществлены в рамках ШОС. 

Это, совместно с активизацией работы в рамках форума АПЭК, также позволило бы России усилить свое влияние на дальневосточном направлении. Принимая во внимание определенные трудности в отношениях Китая и Японии и установившиеся с Китаем отношения стратегических партнеров, Россия могла бы выступить посредником в диалоге по трудным вопросам между Китаем и Японией. В этой области наиболее предпочтительней использовать возможности ШОС. 

Эти и другие аспекты должен учитываться при выработке среднесрочных и долгосрочных планов развития присутствия России в этом регионе. 

Предпринимаемые правительством Китая шаги по более тесной интеграции страны в региональную экономику и региональные политические организации уже сейчас дают реальные результаты. Осмысление происходящих изменений в позиции региональных организаций и правительств стран региона по вопросу интеграции Китая в региональные структуры позволяет заявлять о том, что тесная интеграция Китая превратит страну в ближайшее время в регионального лидера и одну из ведущих стран мира.

Ноябрь 2003 года
<regentov @ yahoo.com>

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования