header left
header left mirrored

Развитие культуры в Тибете

Материал пресс-канцелярии Госсовета КНР (июнь 2000 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Китай - единое многонациональное государство. В ходе длительного обмена, взаимного заимствования и стимулирования тибетцы - члены большой семьи китайской нации создали и развили свою блестящую культуру, отличающуюся большим разнообразием.

Тибетская культура сложилась на основе слияния культуры племени туфань, проживавшего в долине реки Цангпо (Брахмапутра) по ее среднему течению, и культуры древнего племени сянсюн, проживавшего в западной части Цинхай-Тибетского нагорья. В VII веке во время правления Сронцзангамбо в Туфань из Центрального Китая - района Чжунъюань, а также Индии и Непала проник буддизм. На тибетской почве возникла разновидность буддизма - тибетский буддизм. На тибетскую культуру оказали большое влияние культурные традиции Индии, Непала, Персии, арабских стран Западной Азии, но особенно ханьская культура района Чжунъюань. В ходе культурного развития Тибета сформировалась архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство, прикладные ремесла, а также музыка, танцы, театр, язык и письменность, книжная литература, народная литература, медицина и фармакология, астрономия и времяисчисление, отмеченные тибетским колоритом. Все эти отрасли культуры достигли высокого уровня.

В силу исторических причин в Тибете долгое время господствовал теократический феодально-крепостной строй, при котором вся власть была сосредоточена в руках небольшой горстки верхушки духовенства и знати. На протяжении длительного времени доминирующее положение занимала культура, тесно связанная с буддистским культом. Такое положение существовало вплоть до 1959 г., когда в Тибете начались демократические преобразования. В то время верхушка духовенства и знати монополизировала основные средства производства и все блага культуры и просвещения Тибета; культура и искусство служили лишь средством развлечения для высокопоставленного духовенства и аристократической знати. А широкие массы крепостных и рабов, составлявшие 95 процентов населения Тибета, влачили нищенское существование, не имея никаких гарантий права даже на выживание, где уже тут было говорить о праве на культуру и образование. Теократический феодально-крепостной строй, господствовавший в Тибете несколько столетий, не только серьезно сковывал развитие производительных сил, но и обрекал традиционную культуру Тибета, в том числе архитектурные и культурные памятники, на замкнутость в отрыве от внешнего мира и атрофирование. Что касается современных науки и техники, культуры и образования, то в Тибете вместо них были сплошные "белые пятна".

После образования КНР Центральное народное правительство уделяет большое внимание охране и развитию традиционной тибетской культуры. В "соглашении из 17 статей" о мирном освобождении Тибета, подписанном в 1951 г. Центральным народным правительством, четко предусмотрено: "исходя из реальной обстановки Тибета, постепенно развивать в Тибете национальный язык, письменность и школьное образование". В 1959 г. при помощи Центрального правительства в Тибете были проведены демократические преобразования, ликвидирован феодально-крепостной строй, миллионы крепостных и рабов получили свободу; постепенно создан аппарат районной национальной автономии, и развитие общества и культуры Тибета шагнуло в качественно новы период. Завершился тот период истории Тибета, когда блага культуры были монополией многочисленной прослойки. Хозяевами культуры стал весь тибетский народ.

Для удовлетворения непрерывно возрастающих материальных и культурных потребностей тибетцев в течение четырех с лишним десятилетий Центральное народное правительство и народное правительство Тибетского автономного округа, проводя в жизнь "Конституцию КНР" и "Закон КНР о национальной районной автономии", наряду с развитием в ТАР социальной и экономической сфер, проделали большую работу в области охраны и продолжения лучших традиций культуры, для чего были затрачены огромные людские, финансовые и материальные ресурсы и использованы правовые, экономические и административные рычаги. Были направлены силы на создание и развитие современной науки, культуры и просвещения. Успехи были достигнуты впечатляющие. Сегодня все тибетцы выступают хозяевами новой эпохи, наследниками и участниками развития и потребителями лучших национальных культурных традиций. Они совместными усилиями создают современную цивилизацию и культуру, результатом чего стали невиданные дотоле процветание и прогресс в области культуры.

I. ШИРОКОМАСШТАБНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТИБЕТСКОГО ЯЗЫКА

Тибетский автономный район - район компактного проживания тибетцев, удельный вес которых превышает 95 процентов всего населения ТАР. Тибетский язык и письменность являются общепринятым языком и письменностью района. В согласии с "Конституцией КНР" и "Законом КНР о национальной районной автономии", администрация ТАР уделяет большое внимание защите и гарантированию прав граждан на овладение, использование и развитие собственного языка и письменности. В 1987 и 1988 гг. были обнародованы для проведения в опытном порядке "Положения по вопросам обучения, использования и развития тибетского языка и письменности в Тибетском автономном районе" и "Инструкция по проведению Положений по вопросам обучения, использования и развития тибетского языка и письменности в Тибетском автономном районе", тем самым обучение, использование и развитие тибетского языка были поставлены на правовую основу. Местные правительства всех ступеней, действуя в соответствии с указанными постановлениями, не только гарантировали право тибетцев на овладение и пользование собственным языком и письменностью, но и обеспечили непрерывное развитие тибетского языка и письменности по мере развития политики, экономики и культурного дела.

Тибетский язык и письменность получили широкое применение во всех сферах общественной жизни Тибета. Со времени демократических преобразования в 1959 г. все резолюции, законодательные документы, принятые Собранием народных представителей ТАР, а также все официальные документы и объявления, рассылаемые правительствами разных ступеней и правительственными подразделениями, печатаются на двух языках - тибетском и китайском. Судопроизводство по делам, касающимся граждан тибетской национальности, ведется на тибетском языке, вся судебная документация составляются также на тибетском языке. На двух языках пишутся обозначения на печатях, проставляются названия граф в документах, бланках, обозначения на почтовых конвертах, бумаге для писем, писчей графленой бумаге и другие отличительные знаки; а также вывески учреждений, предприятий, учебных заведений, вокзалов, аэропортов, магазинов, гостиниц, кинотеатров, стадионов, названия улиц и дорожные знаки.

В настоящее время радиостанции и телестанции ТАР ежедневно вещают на тибетском языке более 20 часов. 1 октября 1999 г. Тибетская телестанция открыла спутниковый канал, с тех пор она передает ежедневно программу на тибетском языке и демонстрирует дублированные на местный язык телесериалы. Киноработники, ориентируясь на низы и земледельческо-скотоводческие районы, ежегодно показывают зрителям этих районов не менее 25 новых дублированных на тибетский язык кинофильмов. Ширится издание книг и периодических органов на тибетском языке, лишь за 10 лет с 1989 по 1999 г. было издано 441 название книг на тибетском языке, немало прекрасно оформленных изданий были удостоены премий в стране и за ее пределами. 

По статистике, в настоящее время в Тибете издаются 14 наименования журналов и 10 газет на тибетском языке. "Сицзан жибао" ("Ежедневная газета Тибета") выходит каждый день, большое число ее статей непосредственно пишется и редактируется на тибетском языке. Кроме того, были вложены большие средства в создание компьютерной системы редактирования и набора на тибетском языке. С появлением этой системы ушел в прошлое типографский линотипный набор. "Сицзан кэцзи бао" ("Научная газета Тибета") и "Сицзан кэнцзисиньси бао" ("научно-техническая и информационная газета Тибета") издаются на тибетской языке и пользуются спросом среди широких масс крестьян и скотоводов Тибета. Все художественные коллектив Тибета готовят репертуар и выступают на тибетском языке.

Обучение тибетскому языку гарантируется законом. В системе просвещения ТАР всесторонне внедряется двуязычная образовательная система, причем предпочтение отдается тибетскому языку. Уже составлены и изданы на тибетском языке учебники и справочные пособия для всех классов от первого начальной школы до последнего средней школы второй ступени.

С прогрессом и развитием общества словарный фонд и грамматика тибетского языка постоянно пополняется и развивается. Значительно продвинулась вперед работа по стандартизации специальных терминов и информатических технологий тибетского языка. Система кодирования тибетского языка уже официально прошла приемку государственных и международных органов стандартизации, тем самым тибетский язык уже вышел на международную арену информатики.

II. ЭФФЕКТИВНАЯ ОХРАНА И АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ

В старом Тибете работа по охране памятников культуры была фактически "белым пятном". Иное дело Тибет, выполнивший демократические преобразования. Центральное народное правительство неизменно уделяет большое внимание работе по охране культурных памятников. Еще в июне 1959 г. в Китае был создан Комитет по делам памятников культуры и архивных документов, усилиями которого было собрано и поставлено под охрану большое количество культурных ценностей, архивов и литературных памятников. Вместе с тем Центральное народное правительство специально организовало рабочие группы, которые провели в Лхасе, Шигацзе, Шаньнане и других местах обследование важнейших памятников культуры. Дворец Потала, монастыри Джоканг, Галдан, мавзолей царя Сронцзангамбо, мемориал борьбы тибетцев против английских интервентов в горах Цзуншань в Гьянгдзе, стоянка царства Гцгэ и др., всего 9 достопримечательностей, были включены в первый список важнейших культурно-исторических памятников страны, опубликованный Госсоветом КНР в 1961 г. 

Даже во время "культурной революции" Премьер Чжоу Эньлай лично дал указание о принятии особых мер по предохранению от разрушения таких важных памятников, как дворец Потала. В период после "культурной революции" Центральным народным правительством были ассигнованы более 300 млн. юаней, в счет которых были реставрированы более 1400 монастырей и храмов, в результате большое количество тибетских памятников были своевременно отремонтировано и сохранено. Особо следует упомянуть проведенную в период 1989-1994 гг. реставрацию дворца Потала, которая обошлась Центральному правительству в 55 млн. юаней. Кроме того, на отделку дворца было выделено большое количество золота и серебра. Масштаб работ по ремонту и реставрации Поталы был беспрецедентным в истории охраны памятников культуры Китая. 

В мае 1994 г. по поручению Комиссии мирового наследия ЮНЕСКО эксперты, побывав в отремонтированном дворце Потала, признали, что проектировочные и строительные работы по его реставрации стоят на передовом уровне и являются подлинным "чудом в охране древних сооружений"", "огромным вкладом в охрану тибетской и мировой культуры". Затем в декабре 1994 г. из-за своей ценности и сохранности дворец Потала был единогласно занесен Комиссией мирового наследия в "Каталог мирового наследия". Кроме того, представители разных стран также выразили мнение занести монастырь Джоканг и Лхасе в это каталог. 

В настоящее время ежегодные ассигнования Центрального народного правительства в охрану памятников культуры в Тибете достигают 4-5 млн. юаней. В 1994-1997 гг. Центральное народное правительство вложило почти 100 млн. юаней в строительство Музея ТАР строительной площадью в 21 тыс. кв.м. и размером территории 52479 кв.м. Этот музей стал одним из немногих музеев страны, спроектированных в соответствии с современными мировыми стандартами.

В 1965 г. народное правительство ТАР учредило Комитет по делам культурных памятников, курирующий работу по охране памятников культуры Тибета. Комитет опубликовал список 11 важнейших памятников районного уровня, в который были внесены монастыри Рамоче, Жэчжэн, чубу и др. Был произведен ремонт тех из них, которые нуждались в срочном ремонта. В 80-е гг. был обнародован ряд законодательных актов и постановлений, направленных на охрану памятников, как "Объявление народного правительства ТАР об усилении охраны памятников культуры", "Временные положения ТАР по делам утраченных памятников культуры", "Положения народного правительства ТАР по охране памятников культуры", "Меры по охране дворца Потала", тем самым работа по охране памятников культуры Тибета была поставлена на рельсы законодательства и стандартизации. Вместе с тем сформировались и непрерывно пополняются ряды работников по охране памятников культуры. По данным статистики, в настоящее время в Тибете насчитываются более 270 археологов, причем 95 процентов из них - тибетцы.

Большие успехи достигнуты в области археологических раскопок в Тибете. Археологические находки развалин Кажо в городе Чамдо привлекли к себе внимание китайских и мировых археологических кругов. Начиная с 70-х гг. китайские археологи, проводя ряд раскопок, обнаружили во многих местах остатки культуры палеолита и неолита, что помогло составить представление о становлении общества, историческом развитии и национальных традициях культуры Тибета. С середины 80-х гг. по начало 90-х гг. в Тибете проводилось тотальное обследование древних культурных памятников, в ходе которого было обнаружено более 1,7 тыс. достопримечательностей и памятников древней культуры, были собраны и раскопаны несколько тысяч предметов старины, приведены в порядок письменные памятники объемом более 6 млн. знаков, 670 диаграмм, было сделано более 30 тыс. фотографий и сняты эстампы с более чем 400 надписей и рисунков, выполненных на стелах, каменных барельефах и фресках. Таким образом были воссозданы контуры, общая картина эволюции и развития Тибета с древности до наших дней, прослежен долговременный культурный обмен между тибетцами и ханьцами и другими соседними национальностями. 

Все это послужило и послужит современным и будущим ученым и археологам обстоятельным и достоверным основанием в деле охраны памятников культуры и археологической работы в Тибете. В настоящее время в Тибете имеется 18 культурно-исторических памятников государственной категории, 3 культурно-исторических города всекитайского значения, 4 памятника культуры на уровне автономного района и более 20 памятников, находящихся под охраной городов и уездов. В последние годы в Японии, Франции, Италии, Аргентине и других странах мира успешно состоялись экспозиции тибетских памятников культуры, что способствовало культурному обмену между тибетцами и другими национальностями мира и усилило интерес к Тибету со стороны мирового сообщества.

Все письменные памятники и архивные материалы находятся в Тибете под надежной охраной. По объему и количеству библиографических разделов эта коллекция уступает в Китае только письменным памятникам на китайском языке. В июне 1959 г. по указанию Госсовета КНР Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района обнародовал "Положения о мерах по усилению работы с памятниками древней культуры, письменными документами и архивными материалами" и приступил к работе по приведению в порядок, спасению, сбору и охране документов и архивным материалов, которые находились в распоряжении бывшей тибетской администрации и подчиненных ей органов, также как и в распоряжении монастырей и аристократии. 

В 1984 г. Центральное народное правительство Китая ассигновало большие средства на строительство Архива Тибетского автономного района, оборудованного в соответствии с современными требованиями, что значительно улучшило условия архивной работы. К настоящему времени фонды этого архива составляют более 3 млн. папок. Усилиями сотрудников архива были отредактированы и изданы "Собрания материалов исторического архива Тибета", "Инвентарный реестр года Железа-Тигра" и другие сборники, ставшие авторитетнейшими изданиями для тибетологов. Кроме того, в административных структурах различных ступеней Тибета имеется около 4 млн. папок архивных данных, написанных на разных материалах, таких, как бумага, тонкий шелк, дерево, металл, камень, листья и т.д., более 90 процентов из них написано на тибетском языке, остальные выполнены на китайском, маньчжурском, монгольском, хинди, санскрите, непальском, английском, русском и других языках. Содержание этих документов охватывает длительный исторический период (с династии Юань до сегодняшних дней). Все они составляют ценнейшую историко-архивную коллекцию с целостной системой хронологии.

III. УВАЖЕНИЕ И ОХРАНА ОБЫЧАЕВ, НРАВОВ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Государство уважает и охраняет право всех национальностей в Тибете, в первую очередь самих тибетцев, на выбор образа жизни и занятий общественной деятельностью в соответствии с традиционными нравами и обычаями, а также их свободу вероисповедания, культовых отправлений и участия в религиозных и народных праздниках. Вместе с тем по мере прогресса и развития общества были ликвидированы некоторые тлетворные, отжившие обычаи, порожденные феодально-крепостническим строем, в которых получило отражение презрительное отношение к простому народу. в отказе от отсталых, нездоровых традиций выразилось стремление тибетского народа к современной цивилизации и здоровому образу жизни, а также непрерывный прогресс культуры тибетского народа в условиях новой эпохи. Тибетцы сохраняют традиционную одежду, украшения, способы приготовления пищи, стиль жилых построек. 

С другой стороны они заимствовали кое-какие современные обычаи, касающиеся одежды, пищи, жилища, транспорта, свадебных и похоронных обрядов. Эти новшества несомненно обогатили их жизнь. Каждый год тибетцы отмечают как традиционные праздники ( в Лхасе: Новый год по тибетскому календарю, праздник "Сагадава", праздник урожая "Ванго", праздник "Сюедунь", праздник купанья, праздник фонарей, праздник "Дама", праздник зажжения тутовых листьев, праздник "Гарчачэн" и скачки; а в остальных местах Тибета: различные другие праздники), так и современные праздники (международный женский день, 1 мая, День китайской молодежи 4 мая, международный день защиты детей 1 июня, Национальный праздник 1 октября). Почти каждый монастырь в Тибете отмечает свой праздник: "Шимо Чэнто" в монастыре Ташилунпо, праздник "Нганзо" в монастыре Галдан, праздник сутр и религиозных танцев в монастыре Самье, праздник "июльский Ваджра" в монастыре Сакья, праздник выбора шеста для молитвенного флажка в монастыре Цхурпу, праздник "Палтунг Танбо" в монастыре Радренг и др. Сочетание новых представлений и культуры с традиционной культурой тибетского народа привело к образованию новых нравов и обычаев, отличающихся национальным колоритом и созвучных с духом времени.

Центральное народное правительство и правительство ТАР придают особо важное значение уважению и охране свободы вероисповедания нормальных религиозных отправлений граждан. После демократических преобразований администрация Тибета, идя навстречу требованию широких масс духовенства и верующих ,взяло под охрану религиозные и старинные памятники, монастыри и храмы. По решению Центрального правительства дворец Потала, три храма в Лхасе, храм Джоканг, монастырь Ташилупо в Шигацзе и другие были объявлены памятниками культуры государственного значения. В этих храмах и монастырях были реставрированы многочисленные фрески, статуи, иконы "танка", роспись, орнаментировка; в хорошем состоянии содержатся сутры с буддийскими канонами, жертвенные дары, ритуальные предметы, киоты с фигурками святых, также молельни, залы, павильоны и пагоды храмов и монастырей. 

В 80-х годах государство вложило большие средства в реставрацию известных монастырей Галдан, Юнгбулхакан, Сангагуто и др. Кроме того, был произведен ремонт давно не ремонтировавшихся монастырей Самье, Сялу, Сакья, Чангчжуг, Чампалин и Толин. Были приняты меры по сохранности буддийских канонических витков и религиозных книг, собранных во дворце Потала, Норбулинке и монастыре Сакья. Были собраны, приведены в порядок и изданы "Каталог канонических трудов дворца Потала", "Библиотека в краю снегов", "происхождение веры" (автор Дэу) и другие. В настоящее время в Тибете насчитывается более 1,7 тыс. храмов, монастырей и мест отправления религиозного культа нахинь. Регулярно проводятся религиозные мероприятия, ежегодно отмечаются религиозные праздники. Филиал Китайской ассоциации буддистов в Тибете является организацией, объединяющей все ветви тибетского буддизма, при нем имеется 7 окружных и городских ассоциаций буддистов, выпускается орган на тибетском языке "Тибетский буддизм", действуют институт и издательство буддийских канонов на тибетском языке.

IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Центральное народное правительство и правительство ТАР неизменно придают большое значение продолжению и развитию традиционной тибетской культуры и искусства. Еще в 50-х гг. работники культуры и искусства разных национальностей Китая вместе с тибетским деятелями в данной области провели сбор распространенных в народе напевов, танцев, устного фольклора: сказок, пословиц, частушек и др. На основе собранного материала был издан ряд сборников, в том числе сборник "Тибетских народных песен". С конца 70-х гг. по всей стране развернулась крупномасштабная обследовательская работа, затронувшая все отрасли культурного наследия тибетского народа. В 80-х гг. в административном центре, а также во всех районах и городах Тибета были созданы специальные учреждения по сбору, изучению, приведению в порядок, редактированию и изданию памятников тибетской литературы и искусства. 

Эта работа приняла невиданные в истории масштабы. Направленные правительством ТАР обследовательские группы побывали в городах, деревнях и монастырях района, где провели тщательное обследование на предмет традиционной культуры и искусства. Собраны письменные документы на тибетском и китайском языках объемом в 20-30 млн. знаков. Было сделано большое количество аудио и видеозаписей, снято около 10 тыс. фотоснимков. На основе итогов обследования были отредактированы и изданы энциклопедия "Тибетский театр", вошедший в серию "Китайский театр", сборник "Народные песни Тибета", вошедший в серию "Собрание песен народов Китая", сборник "Народные танцы Тибета", вошедший в серию "Собрание народных танцев Китая" и сборник "Тибетские пословицы", вошедшие в серию "Собрание китайских пословиц". В настоящее время редактируются и готовятся к выпуску в свет сборники, посвященные тибетскому эстрадному искусству "Цюйи", народному песенному творчеству, музыкальному оформлению театральных постановок и устному прозаическому творчеству. Выпуск в свет данных сборников - это само по себе великий почин в деле возрождения из забвения и охраны традиционной культуры, литературы и искусства тибетского народа.

Известный всем миру героический эпос "Гэсэриада" - нетленное творение тибетского народа, раритет в сокровищнице китайской и мировой литературы - раньше существовал лишь в форме устных преданий. Для спасения этой жемчужины тибетского литературного творчества в 1979 г. в ТАР были создана специальная организация, в обязанность которой вошли сбор, приведение в порядок, изучение и издание "Гэсэриады". Государство включило эту работу в список важных общественно-научных тем государственного значения при составлении 6-го, 7-го и 8-го пятилетних планов социально-экономического развития Китая. 

За 20 лет было собрано около 300 экземпляров эпоса "Гэсэриада", выполненных ручным или ксилографическим способом. В том числе 100 экземпляров на языках, помимо тибетского; всего было издано более 70 томов эпоса на тибетском языке, тираж изданий превысил 3 млн. экземпляров. Таким образом, "Гэсэриада", существовавшая раньше лишь в виде устного народного творчества, впервые предстала миру как систематизированный и целостный капитальный труд, за которым укрепилась слава "шедевра мирового поэтического эпоса". В то же время было издано 20 томов "Гэсэриады" в переводе на китайский язык, а также на английском, японском и французском языках. Столь масштабного издания древнего эпоса, пожалуй, не знает история тибетского и мирового издания культурного наследия.

Большого прогресса достигли современная тибетская литература и искусство, сохранившие традиционные средства выражения и художественный стиль. Тут немалую роль сыграли работники культуры и искусства, направленные в Тибет из внутренних районов страны уже после мирного освобождения Тибета. Они собрали в народе крупицы тибетского фольклора и на этой основе создали поэтические произведения, повести, а также либретто песенно-танцевальных программ, живописные полотна, киносценарии и пр. То есть фактически они явились первопроходцами в создании современных произведений литературы и искусства в Тибете - районе, творческая активность большинства населения которого была подавлена феодально-крепостническим строем. Атмосфера свободы творчества, сложившаяся благодаря демократическим преобразованиям, способствовала вовлечению в культурный процесс тибетской образованной молодежи. Выросшие уже на новых современных представлениях, эти молодые писатели, поэты и деятели других областей искусства создали целый ряд превосходных произведений, отмеченных ярким национальным колоритом. 

После демократических преобразований в 1959 г. в Тибете создан ряд превосходных художественных произведений, например, получившие широкую популярность песни "На Пекинской золотой горе", "Бывший крепостной поэт"; музыкальная пьеса "Прогулка по новому городу", песенно-танцевальный номер "Постирушки", монтаж-эпопея "Бывшие крепостные радуются солнцу", пьеса "Принцесса Вэнь Чэн", кинофильм "Крепостной" и др. Все они вызвали широкий отклик в Китае и за рубежом. В последние 50 лет тибетские профессиональные работники литературы и искусства написали и поставили 569 художественных сценических номеров, отличающих сочным национальным колоритом и проникнутых духом современной эпохи, из них 51 был удостоен государственных премий, 121 - премий районной категории. За последние 5 лет все профессиональные художественные ансамбли и труппы ТАР дали 4887 представлений, число зрителей достигло 2,79 млн. человек -раз. Ежегодно эти ансамбли и труппы устраивают более 400 представлений для простых жителей.

Бурно развиваются среди народных масс деятельность культуры и искусства. За истекшие с 1959 г. годы в городах и деревнях ТАР появились многочисленные самодеятельные коллективы и труппы тибетского театра. Эти труппы сами сочиняют и сами исполняют программы, отражающие новую жизнь раскрепощенных тибетцев, сохраняя при этом популярные в народе приемы сценического изображения. В 1963 г. состоялся Первый в ТАР фестиваль художественных самостоятельности, на котором с отчетными представлениями выступали народные труппы. Вслед за тем была образована делегация на Всекитайский фестиваль национального сценического творчества нацменьшинств. Фестиваль состоялся в Пекине, тибетские артисты показали свои лучшие номера, отмеченные новым содержанием и ярким национальным колоритом, продемонстрировав новый прогресс массового творчества с Тибете. 

В последние 5 лет при поддержке Центрального народного правительства и других провинций и городов страны в ТАР расширились масштабы строительства культурных объектов. Всего было инвестировано 140,46 млн. юаней. В настоящее время в Тибете имеется более 400 домов и уголков культуры, где развиваются многообразная самодеятельность и спорт. В июле 1996 г. открылась Тибетская библиотека, которая уже обслужила более 100 тыс. читателей-тибетцев. В Тибете насчитывается 17 разъездных артистических бригад "уланмучир" уездного уровня, более 160 коллективов художественной самодеятельности и трупп тибетского театра, которые дают представления для крестьян и животноводов и пользуются их горячей любовью, немало номеров и репертуаров, созданных этими коллективами и труппами, получили награды на всекитайских и районных отчетных смотрах. Кроме того, во всех районах, городах и уездах ТАР время от времени устраиваются массовые отчетные выступления, которые вносят оживление в культурную жизнь населения. 

В последние годы по тибетским традиционным праздникам "Сюедунь" в Тибете устраиваются выступления тибетского театра, песни и пляски, расширяется разнообразная культурно-массовая деятельность. Уезд Лочжаг славится спектаклями тибетского театра, песнями и плясками; уезд Бижу известен народным изобразительным искусством; волость Чэньгго уезда Гонггар славится народными танцами; в волости Цзюнжиуци уезда Нгамжин популярен тибетский театр; уезд Гьянцдзе известен живописными гобеленами и т.д. Этим уездам и волостям от имени государства было присвоено звание родины народного искусства". В уезде Дойлундеген создан Культурный парк государственного значения для сельских детей, в строительство которого Центральное правительство инвестировало более 2,6 млн. юаней; в 1996 г. была создана Тибетская художественная детская труппа. Эта труппа дважды совершала гастроли в Пекине, а в 1998 г. приняла участие в Международном фестивале детских коллективов в США, где ее представления были горячо встречены публикой. В 1995-1999 гг. 40 художественных коллективов ТАР, в том числе трупп художественной самодеятельности, в составе 360 человек участвовали в гастрольных поездках, научных симпозиумах в более чем 20 странах и районах мира, и везде их выступления вызывали сенсацию.

V. РАЗВИТИЕ ТИБЕТОЛОГИИ, ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ

В старом Тибете не проводилось вообще никаких исследований в области тибетологии в современном смысле. А ныне эта сфера науки добилась значительного прогресса. Тибетология прочно заняла место общепризнанной новой дисциплины мирового значения и пользуется престижем среди международной ученой общественности. Тибетология сегодня уже вышла за рамки "большого и малого трактатов буддийской доктрины" и охватывает широкий круг знаний: политику, экономику, историю, литературу и искусство, религию, философию, язык и письменность, географию, педагогику, а также археологию, этнографию, тибетскую медицину и фармакологию, астрономию и летоисчисление, экологию, проблемы продолжительного развития экономики, сельское хозяйство и скотоводство. То есть она стала всеохватывающей системой дисциплин, касающихся всех сторон жизни тибетцев. По статистическим данным, в Китае в области тибетологии работают более 50 учреждений с численностью 1000 человек ученого персонала.

Работы в области тибетологии в Тибете стартовали лишь после его мирного освобождения. Начиная с 70-х гг. в Тибете одно за другим был создан целый ряд специализированных учреждений по изучению тибетологии, главным из которых является Тибетская академия общественных наук (ТАОН). В прошедшие несколько лет ТАОН выполнила работу по составлению ряда важных монографий, среди них "Общая история Тибета" (на тибетском и китайском языках), "Ксагапа - политическая история Тибета (с примечаниями)", "Древняя и новая истории транспорта в Тибете" (на китайском языке), "Философские представления тибетцев" (на тибетском языке), "Тибетский философский словарь" (на тибетском языке), "Указатель документов по тибетоведению" и др. Все это означает существенный сдвиг в области научных исследований по тибетологии. "Сицзан яньцзю" (Исследования по Тибету) - одно из 100 наиболее авторитетных периодических изданий в Китае на китайском языке в сфере общественных наук. Особенно значительный прогресс имел место в сфере общественных наук в Тибете в последние несколько лет. Выдвинулась плеяда знающих специалистов и ученых, многие научные достижения восполнили "белые пятна" в тибетологии; был сделан важный вклад в дело сбора и приведения в порядок ценного культурного наследия тибетского народа, наследования и развития культурных традиций. Все это обогатило сокровищницу культуры китайской нации.

Большие успехи были достигнуты в работе по сбору и приведению в порядок исторической документации по тибетологии на китайском языке. В настоящее время в общей сложности издано более 200 наименования трудов общим тиражом более 5 млн. экземпляров. Эти труды имели большой резонанс как в стране, так и за рубежом. Они предоставили убедительные аргументы и фактический материал по многим аспектам тибетологии, по истории развития хань-тибетских отношений и отношений между Центральным правительством и местным правительством Тибета. Одновременно китайские тибетологи развернули широкий научный обмен и сотрудничество с зарубежными коллегами, приняли у себя более 200 зарубежных исследователей и ученых, и в свою очередь регулярно совершают заграничные поездки, в ходе которых читают лекции и обмениваются опытом.

Важной составной частью тибетской культуры является тибетская медицина. В сокровищнице китайской традиционной медицины тибетская медицина и фармакология стоит особняком, ее отличает ярко выраженная специфика. Надо сказать, что до 1959 г. в Тибете было всего 2 лечебных учреждения тибетской медицины: "Манцикхан" (Институт астрологии) в Лхасе и лечебница Бхайсаяраджи (по имени Будды врачевания). Строительная площадь обоих в общей сложности составляла лишь 500 кв.м., численность персонала не более 50 человек. Оборудование лечебниц было крайне примитивным, в день врачи принимали 30-50 пациентов, главным образом представителей аристократии, феодальной знати и высшего духовенства.

За 40 лет, прошедших после демократических преобразований, государство ассигновало свыше 800 млн. юаней на развитие тибетской традиционной медицины и фармакологии, благодаря чему эта отрасль стала быстро развиваться. 

В настоящее время в Тибете функционирует 14 лечебных учреждений тибетской медицины. Кроме того, в 60 с лишним уездных больницах открыты отделения тибетской медицины. Ы 1959 г. в Тибете насчитывалось всего 434 работника тибетской медицины и фармакологии, а в 1999 г. число штатных работников отрасли достигло 1071человека, в том числе 61 в ранге заведующего и заместителя заведующего отделением больницы, 166 главных лечащих врачей, 844 ординатора фельдшера. Больница Тибетского автономного района, созданная на базе Лхасского института астрологии и Лечебницы Бхайчсаяраджи, занимает несколько сот тысяч кв.м. и имеет персонал численностью 438 человек, в том числе 290 человек с медицинским образованием. Число коек в стационаре больницы - 250. Для рядовых тибетцев введено бесплатное медобслуживание, ежегодное число пациентов составляет 230 тыс. В этой больнице имеются амбулаторный прием, стационар, фармацевтический цех, Научно-исследовательский институт тибетской медицины и Институт астрологии; открыты терапевтическое, хирургическое, акушерско-гинекологическое, онкологическое, гастроэнтерологическое отделение и отделение по детским болезням. Кроме того, открыты более 20 специализированных отделений, таких, как профилактическое, стоматологическое, глазных болезней и др. Функционируют кабинеты рентгена, ультразвуковой диагностики, электрокардиологический, гастроскопический и др. То есть наряду с традиционными методами диагноза и лечения здесь пользуются и методами европейской медицины, что значительно повысило точность диагноза и эффективность лечения.

Уделяется большое внимание научному исследованию и преподаванию в области тибетской медицины и фармакологии.   Исследовательская работа ведется в учреждениях тибетской медицины и фармакологии всех уровней. На основе собранных материалов были изданы около 100 названий монографий по тибетской медицине. Кроме того, вышло много работ и статей по истории и теории тибетской медицины, библиографических сборников трудов, посвященных вопросам врачебной этики, травников тибетской медицины. Были изданы 32 монографии, в том числе "Джудиш"( "Четыре раздела классической тибетской медицины) на тибетском и китайском языках, "Синяя глазурь", "Атлас к Четырем разделам", "Диагностика тибетской медицины", "Биография знаменитых врачей тибетской медицины" и др. За 10 лет после своего образования Институт тибетской медицины Тибета подготовил 615 специалистов по всем разделам тибетской медицины и фармакологии. Изготовление тибетских лекарств вошло в русло регламентированного, стандартизированного и научнопоставленного производства. К настоящему времени в Тибете имеется более 10 фабрик тибетских лекарств, в том числе Фармацевтическая фабрика районного управления имеет 2 производственные линии, выпускает более 110 названия медикаментов, ее годовое производство достигает 46,1 млн. юаней.

Тибетская медицина призвана во всем мире и окружена вниманием мировых медицинских кругов. Каждый год в Тибет приезжают зарубежные эксперты и ученые, интересующиеся тибетской медициной. В США, Англии, Германии и других странах применяются методы и препараты тибетской медицины, некоторые страны направили на учебу в Тибет студентов и стажеров, интересующихся традиционной медициной. По мере прогресса эпохи в развитии тибетской медицины - древней науки о здоровье человека - наступил период небывалой активизации, возрастает ее роль в повышении уровня здоровья тибетцев, и все больше людей в мире пользуются ее благами.

VI. ИСТОРИЧЕСКИЙ СКАЧОК В ДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В прошлом в Тибете вообще не было школ, т.е. образовательных учреждений в современном понятии. Обучение детей было сосредоточено в монастырях. Были, правда, немногочисленные казенные духовные и светские школы старого типа, предназначавшиеся для отпрысков феодальной знати. Что касается широких масс крепостных и работ, то у них вообще не было возможности получить образование, число неграмотных составляло 95 процентов. В 1937 г. Министерство просвещения национального (нанкинского) правительства распорядилось открыть казенную начальную школу в Лхасе, однако число ее даже в "пиковые" годы едва достигало 300 человек. За 10 с лишним лет существования школы ее окончили всего 12 человек.

Положение резко изменилось после проведения в Тибете демократических преобразований. Правительство созданного Тибетского автономного района с самого начала взялось за образование, рассматривая его как первостепенную задачу и условие повышения культурного уровня тибетцев. В соответствии с установками законов, касающимися обеспечения права граждан на образование, в 1994 г. правительство ТАР обнародовало "Меры по обязательному обучению в ТАР". В сфере бюджетных ассигнований делу образования отводится приоритетное место, в частности четко предусматривается, что доля ассигнований на нужды образования в бюджетных расходах и инвестициях на капитальное строительство должна быть не менее 17 процентов. В 1990-1995 гг. объем бюджетных ассигнования на нужды образования ТАР составил 1,3 млрд. юаней. К настоящему времени в ТАР уже в первоначальных контурах сформирована относительно целостная система образования, контингент педагогического и обслуживающего персонала насчитывает 22,279 тыс. человек, среди них 19,276 тыс. дипломированных лиц в педагогическим образованием, удельный вес учителей из нацменьшинств (большинство которых составляют тибетцы) превышают 80 процентов.

Дело образования в ТАР развивается высокими темпами. В настоящее время здесь действуют 101 средняя школа, 820 начальных школ, 3033 учебных пункта, число учащихся в средних и начальных школах достигло 354,644 тыс. человек, среди них число учащихся в средних школах первой ступени составляет 34,756 тыс. человек, а учащихся в средних школах второй ступени - 9451 человек. 83,4 процента детей школьного возраста ходят в школы, для скотоводческих районов введено 3-летнее обязательное обучение, для земледельческих районов -6 летнее, а для главных городов и городских поселков - 9 летнее всеобщее обязательное обучение. 

Наряду с общеобразовательными школами в ТАР имеется 16 средних специальных учебных заведений. Число учащихся в средних учебных заведениях ТАР, а также в других городах страны, достигло 8161 человека. По мере развития обучения для взрослых коэффициент неграмотных среди молодежи в Тибете понизился с 95 процентов в 1951 г. до 42 процентов в 1999 г. В области высшего образования в Тибете созданы 4 высших учебных заведениях - Институт национальностей, Аграрно-животноводческий институт, Тибетский университет и Институт тибетской медицины, ныне численность студентов в общей сложности насчитывает 5249 человек.

За несколько десятков лет Тибет всего подготовил более 20 тыс. лиц с вузовским дипломом и 23 тыс. человек с дипломом среднего специального училища. Тибет имеет своих докторов и магистров наук, большую плеяду ученых, инженеров, профессоров, превосходных врачей, работников литературы и искусства.

VII. РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, ПРЕССЫ, ПЕЧАТИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, КИНЕМАТОГРАФИИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

До освобождения в Тибете вообще не было современных средств массовой информации, работали лишь несколько издательских домов, выпускавших главным образом священные книги. Лишь после мирного освобождения Тибета в районе появились периодические пресса и издательство гражданской литературы. За последние 20 лет темпы развития издательского дела, журналистики и производства аудио- и видеопродукции значительно ускорились, и в настоящее время уже в первоначальных контурах сформирована покрывающая весь район система прессы и печати.

Бурно развивается издательское дело. В Тибете одно за другим были созданы 4 издательства и одна фабрика аудио- и видеопродукции. За 30 лет после своего создания издательство "Сицзан жэньминь чубаньшэ" ("Тибетское народное издательство") издало в общей сложности более 6600 названий книг, распространило более 78,9 млн. экземпляров, среди них книги на тибетском языке составили около 80 процентов, около 100 наименований книг удостоены премий государственного и районного значения. К настоящему времени в Тибете насчитывается 25 различных типографий, включая Тибетскую типографию "Синьхуа". Шаг за шагом были внедрены компьютерный набор, офсетная печать, электронное цветораспределение, многоцветная печать и другие современные технологии. До мирного освобождения в Тибете вообще не существовало дистрибьюторских учреждений по сбыту книжной продукции, а в настоящее время здесь действует трехступенчатая сеть книжных магазинов "Синьхуа", включающая магазины районного, городского и уездного уровней, их всего 67. Эта сеть удовлетворяет нужды всего района. В последние 20 лет по каналам сети широкому читателю ТАР было предложено свыше 8000 наименований книг на тибетском языке общим тиражом более 90 млн. экземпляров. Устойчиво развивается дело периодики. В 1956 г. начала издаваться газета "Сицзан жибао", в 1977 г. -журнал "Сицзан вэньи" (Тибетская литература и искусство), а сегодня в районе выходит 52 названий газет и журналов.

Радиовещание, кинематография и телевещание в Тибете тоже появились только после мирного освобождения. В 1953 г. была создана лхасская радиостанция проволочного вещания; в 1958 г. она перешла на беспроволочное вещание; в 1959 г. открылась Тибетская народная радиостанция; в 1978 г. в опытном порядке начали передавать черно-белые телепрограммы; в 1979 г. в экспериментальном порядке приступили в цветной телетрансляции; в 1985 г. состоялось официальное открытие Тибетской телестанции; в 1995 г. был сдан в эксплуатацию Тибетский центр по дублированию радио- и телепрограмм. За 40 лет государство и администрация ТАР вложили 530 млн. юаней в дело развития радиовещания, кинематографии и телевидения, Центральное правительство и все братские провинции (города) предоставили в качестве помощи Тибету большое количество аппаратуры и материалов, направляли 5 партий технических и административных работников численностью свыше 200 человек, одновременно подготовили для Тибета большую партию специалистов-тибетцев. В настоящее время в Тибете функционируют 2 районные радиостанции, 36 радиопередающих и радиоретрансляционных станций средневолнового и коротковолнового диапазона, 45 радиоретрансляционных станций с амплитудной модуляцией уездного уровня, 2 телестанции, 354 телетрансляционные станции и 1475 наземных станций спутниковой связи. Охват населения радио- и телевещания достиг соответственно 65 процентов и 55 процентов. В Лхасе и окружающих районах охват населения телевещанием достиг 75 процентов. Ныне демонстрация кинофильмов является одной из наиболее популярных форм приобщения к культуре тибетцев, рассеяно проживающих в земледельческих и скотоводческих районах Тибета. В настоящее время в Тибете насчитывается 436 кинотеатров, 650 низовых кинобригад, более 9300 кинопрокатных пунктов, годовая демонстрация фильмов достигла 130 тыс. сеансов, численность зрителей составляет 28,5 млн. В среднем каждый тибетец из земледельческих скотоводческих районов имеет возможность хотя бы раз в месяц побывать на демонстрации фильмов. Причем фильмы, предназначенные для проката в земледельческих и скотоводческих районах, выпускаются на тибетском языке, так что вопрос доступности содержания лент для крестьян и скотоводов успешно разрешен. Радио, кино и телепрограммы уже прочно вошли в жизнь народов всех национальностей Тибета, которые играют важную роль в приобщении их к благам культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении 40 с лишним лет тибетская культура, развиваясь на основе своих лучших древних традиций и сохраняя национальный колорит, достигла большого прогресса. Этот прогресс выражается прежде всего в том, что изменился сам субъект тибетской культуры. Если в старом Тибете в сфере культуры царила безраздельная монополия феодалов-крепостников, составлявших лишь незначительную часть населения, то теперь культура стала общим достоянием всех тибетцев. Тибетцы в своей массе продолжают славные культурные традиции, совместно развивают свою национальную культуру и пользуются ее благами. Прогресс тибетской культуры выражается, во-первых, в тех глубоких изменениях, которые произошли в тибетской культуре. Были отвергнуты регрессивные, тлетворные элементы культуры, сопутствующие феодально-крепостническим отношениям, в то же время были взяты под охрану государства и окружены уважением вера и нормальные культовые отправления тибетцев; были приняты меры по продолжению лучших традиций тибетской культуры и бережной охране ее памятников. Причем эти традиции были обогащены содержанием, отражающим дух эпохи и требования социального прогресса. Словом, тибетская культура развивается как по форме, так и по содержанию. Прогресс тибетской культуры выражается еще и в качественно новой модели развития. На место замкнутости, застоя и упадка, царивших раньше в культуре Тибета, пришли открытость внешнему миру и готовность воспринять модернизацию. Наряду с развитием традиционной культурой в Тибете впервые за свою историю появились и стали быстро развиваться современные наука, техника, образование и средства массовой информации.

На фоне несомненного прогресса тибетской культуры явным диссонансом выглядит неоднократные заявления клики Далай-ламы о том, якобы "тибетской культуре грозит уничтожение". Версия "угрозы уничтожения тибетской культуры" стала флагом, под которым группируются враждебно настроенные к Китаю силы, ведущие при поддержке кое-каких зарубежных сил антикитайскую пропаганду. Вся история Тибета за 40 с лишним лет со времени демократических преобразований свидетельствует о том, что то, что клика Далая называет "угрозой уничтожения тибетской культуры", на самом деле является ее истинным прогрессом.

Ибо культура относится к сфере общественного сознания и ее развитие тесно связано с развитием социально-экономического базиса и надстройки. Формирование и развитие современной культуры Запада является непосредственным результатом европейской буржуазной революции, уничтожившей средневековый феодально-крепостной строй и тоталитарную систему правления, базировавшуюся на единстве светской и духовной властей, революции, которой сопутствовали религиозные реформы и прогресс в сфере идеологии и культуры. И в Тибете за 40 с лишним лет прогресс в сфере культуры стал возможным лишь благодаря ликвидации теократической формы правления и феодально-крепостного строя, еще более жестокого и мрачного, чем европейское средневековье. Вполне закономерно, что вместе с крушением феодально-крепостного строя были "уничтожены" те атрибуты тибетской культуры, которые были связаны со старым общественным строем, при котором небольшая кучка феодалов монополизировала все блага культуры; "уничтожению" подвергся и "культурный деспотизм", при котором высшее духовенство монопольно распоряжалось общественной и политической жизнью. Такое "уничтожение" является закономерным результатом исторического и культурного развития Тибета. Без такого "уничтожения" не может быть и речи о социальном и культурном раскрепощении и развитии Тибета, не может быть и речи о доступе широких масс тибетцев к достижениям и благам культуры; не может быть и речи о подлинной свободе совести; когда вера является частным делом каждого верующего; не может быть и речи об истинной свободе вообще. Несомненно, для клики Далай-ламы, олицетворяющей феодально-крепостные устои, такого рода "уничтожение" означает крах всех иллюзий по восстановлению в Тибете старых порядков. Неудивительно, что эта клика подняла крик об "уничтожении традиционной культуры Тибета".

Во-вторых, культура любого народа не может развиваться изолированно, лишь в условиях исторического и социального прогресса возможно обновление и обогащение ее форм и содержания. В ходе обмена с культурой других народов происходят извлечения и абсорбция полезных элементов извне. 40-летнее развитие тибетской культуры - это период постепенного избавления от мрака и отсталости и перехода на путь реформ, открытости и модернизации. Это период налаживания взаимодействия и обмена с современной цивилизацией, включая современную западную культуру. По мере изменений в способе производства и образе жизни произошли перемены и в менталитете и идеологии тибетцев. Появилось много такого, чего не было и не могло быть в традиционной тибетской культуре, но что могло быть в традиционной тибетской культуре, но что стало насущно необходимым для современного образа жизни. Например, научное исследование, технические достижения, образование и средства массовой информации; лучшие традиции тибетской культуры в условиях новой эпохи также получили новое развитие. В то же время то отжившее и отсталое в традиционной культуре, не отвечающее социальному развитию и жизни народа, постепенно отсеивается. Все это - нормальные и закономерные явления в развитии культуры, они свидетельствуют о прогрессе и процветании тибетской культуры в наши дни. Суть заявлений клики Далай-ламы о якобы существующей "угрозе уничтожения тибетской культуры" заключается в попытке "остановить" прогресс в Тибете, сохранить незыблемыми образ жизни и ценностные критерии, которые существовали при старом феодально-крепостническом строе. Однако это абсолютно противоречит ходу истории и коренным интересам тибетского народа и потому является до нелепости абсурдным.

В настоящее время все человечество уже вступило в новое тысячелетие, наблюдается стремительное развитие глобализации экономической деятельности и информатизации общественной жизни, что сулит резко изменить материальную и культурную жизнь нашей планеты. По мере углубления реформ, в частности по мере реализации стратегии крупномасштабного освоения западных районов Китая, Тибет обретает все более обновленный облик, его поступь на пути модернизации и общения с миром становится все более уверенной. Все эти процессы сулят тибетской культуре новое развитие и прогресс. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования