Тогон-Тэмур (25 мая 1320 — 23 мая 1370; монг. Тогоонтөмөр, тронное имя Ухагату-хаган или Ухаганту-хаган (среднемонг.: Uqaɤantu qaɤan; монг. Ухаант хаан — «Обладающий умом»), в китайской историографии под посмертным именем Шуньди, кит. трад. 順帝, упр. 顺帝, пиньинь: Shùndì, или Хуэйцзун, кит. упр. 惠宗, пиньинь: Huìzōng) — последний император монгольской империи Юань, частью которой был Китай. Его правление характеризовалось продолжением борьбы монгольской знати между собой и подъёмом ханьских народных восстаний. При нём монголы были в 1368 году изгнаны из Китая, где была провозглашена новая династия Мин.
До воцарения
Тогон-Тэмур родился в семье Хошилы, когда тот эвакуировался в Центральную Азию.
После междоусобицы, разразившейся после смерти хана Есун-Тэмура, Тогон-Тэмур последовал за отцом через Монголию в Шанду. После смерти Хошилы, когда трон снова занял его брат Туг-Тэмур, Тогон-Тэмур был удалён от двора и сослан в Корё, а затем в Гуанси.
В 1332 году умер Туг-Тэмур. Его вдова Будашири-хатун[en], повинуясь воле мужа, в обход сына самого Туг-Тэмура, Эл-Тэгуса, призвала на трон сына Хошилы Иринджибала, а когда тот через два месяца умер — старшего брата Иринджибала, Тогон-Тэмура. Регент Эль-Тэмур настаивал на воцарении Эл-Тэгуса, но Будашири вновь не согласилась, и Тогон-Тэмур был призван из Гуанси.
Эль-Тэмур из страха перед обвинением в соучастии в предполагаемом убийстве отца Тогон-Тэмура, Хошилы, отложил интронизацию на полгода. Весной 1333 года Эль-Тэмур умер, и летом подросток Тогон-Тэмур взошёл на трон.
Правление
Согласно китайским источникам, Тогон-Тэмур проводил значительное время на охоте, занимался сексуальными практиками, а также конструировал механические приспособления в дворцовом саду, так как увлекался механикой. Страной правили государственные канцлеры. Из них наиболее значительны две фигуры: Баян и его племянник Тогто, из племени меркит.
Баян устранил оппозицию юному императору, затем закрыл Академию Ханьлинь и отменил экзамены на должность, а в 1340 году был казнён в результате интриг. Тогто проявил себя как активный политик: возобновил экзаменацию, снизил налоги и продолжил строительство Великого канала. Когда в 1355 году он также был казнён в результате интриг при дворе, центральная власть потеряла контроль над страной. Ряд монгольских полководцев на севере вёл независимую политику (в том числе Болод-Тэмур, Цаган-Тэмур и Хух-Тэмур).
Во второй половине правления Тогон-Тэмура страна перенесла ряд наводнений, массовый голод, эпидемии, в области государственной политики недовольство инфляцией и принудительными работами (в том числе и на постройке канала). Это послужило подъёму национально-освободительного движения на основе эсхатологических настроений. В 1351 году оно вылилось в т. н. Восстание красных повязок. В 1356 году один из вождей повстанцев, Чжу Юаньчжан (будущий император Хунъу) занял Нанкин и создал государственный аппарат, распространив свою власть на юге Китая и устранив конкурентов. После этого междоусобицы среди монгольских владык на севере Китая в 1360 годах обратили на себя внимание Чжу Юаньчжана, и в 1368 году под ударами его войск Пекин пал, а Тогон-Тэмур с супругой и двором бежал в северную столицу династии, Шанду. В том же году Чжу Юаньчжан перенёс свою столицу из Нанкина в Пекин и провозгласил себя императором династии Мин.
Отступление на север
Объединившиеся повстанческие группы в Южной части Китая создали новую династию, с основателем Чжу Юаньчжаном, и проводили военные экспедиции в Северный Китай, победив армию Юань в 1368 году. Войска Тэмура вынуждены были отступать к Хэбэю.
В 1369 году, когда Шанду также попал под оккупацию Мин, Тоган Тэмур бежал на север, в Инчан (кит. 应昌), расположенный в южной части Монголии, где в 1370 году и умер. Его сын Аюширидар сразу же вступил на престол, провозгласив эру Северной Юани.
На момент его смерти, Монгольская империя сохранила свое влияние от Японского моря до Алтая.
Мин дал Тогон-Тэмуру посмертное имя «Шанди». Юань построили храм в его честь.
Даже после Тогон-Тэмура Монголия сопротивлялась Мин. В юго-западном Китае самозванец «царевич Лян» создал монгольское движение сопротивления в Юньнани и Гуйчжоу. На севере ханы-чингизиды правили Монголией, утвердив своё правопреемство от Монгольской империи. Историки династию Юань после Тогон-Тэмура называют Северной Юань.
Наследие
Монгольская летопись «Эрдэнийн товч» включают стихотворение, известное как «Плач Тогон-Тэмура».
Семья
Императрицей Тогон-Тэмура и матерью его наследника Аюширидара была кореянка, известная как Императрица Ци.
Религия
Тогон-Тэмур исповедовал тибетский буддизм, был учеником кармап и практиковал тантру. Согласно истории линии кармап, Кармапа III Рангджунг Дордже посетил Пекин, чтобы принять участие в коронации своего ученика. Он дал ему эликсир долгой жизни, за которым специально ездил в Самье. Согласно тибетским источникам, этот эликсир позволил Тогон-Тэмуру прожить дольше, чем всем остальным императорам династии Юань. Следующий Кармапа, Ролбий-Дордже (1340—1383) в 19 лет был приглашён Тогон-Тэмуром ко двору, три года был наставником императора и учредил в Китае множество монастырей. В школе Карма Кагью Тогон-Тэмур считается одним из предыдущих перерождений линии Тай Ситупы, приближённого к Кармапе тулку.
Путешественники
- Примерно в 1338—1349 к Тогон-Тэмуру в качестве посла Делийского султаната (султана Мухаммеда Туглака) совершил путешествие знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута.
Интересные факты
- Про Юнлэ, императора династии Мин, широко использовавшего монгольские войска для усиления своей власти, среди монголов распространялась легенда о том, что настоящий отец Юнлэ — Тогон-Тэмур, а мать была захвачена Чжу Юаньчжаном, уже будучи беременной. Эта легенда отражена в монгольской летописи XVII века Алтан-Тобчи.
Ссылки