header left
header left mirrored

Жизнь и быт Уйгуров

Материалами для изготовления одежды служат преимущественно хлопчатобумажные ткани. Для изготовления праздничном одежды используют шелк, бархат, сукно. Жители Лобнора носили одежду из кендыря, зимой халаты, подбитые утиными шкурками. Таглыки употребляли шерстяные ткани собственного изготовления.

У мужчин нижней одеждой служит длинная распашная рубаха с длинными, широкими рукавами и шаровары (иштан или тамбал), очень широкие, собранные в поясе на шнурке. Под рубахой турфанцы носят еще короткую, до пояса рубашку — (калта хантай). Верхнее платье составляют халаты разных цветов и короткая, стеганная на вате кофта (чамча). Халат (чапан) шьется на подкладке и покрывается хлопчатобумажной материей темных цветов или же полосатой. Застежки имеются у горла и на груди; пуговицы пришивают иногда на сложенном вдвое шнурке, пришитом почти по всей ширине борта. С другой стороны такой же шнурок заканчивается петлей.

Зимой носили бараньи шубы, штаны на ватной подкладке, широкие, кожаные, подбитые мехом штаны, в которые при верховой езде забирают полы халата и шубы. Рубаху, халат и кофту подвязывали поясом из свернутого платка. К поясу слева иногда подвешивали нож в ножнах, носовой платок, трубку и кисет. Обували кожаные чувяки, мягкие кожаные или сафьяновые ичиги (майса) зеленого или красного цвета; при выходе на улицу на них надевали галоши (кепиш). Большинство обувалось в кожаные сапоги с каблуками, обычно очень высокие и с язычком спереди, закрывающим колено. В сапоги надевали чулки из маты, а в холодное время — шерстяные чулки (пайпак).

На голову надевали тюбетейку (допа или борюк). Старинная сшивная тюбетейка состояла из широкой, цилиндрической части с круглой или конической верхушкой; она обшивалась по краю полосой из другой материи, нередко вышитой. Теперь чаще употребляется небольшая квадратная тюбетейка. Теплая шапка (тумак) делается на меховой подкладке и с меховым околышем.



Национальный женский костюм представлял собой длинное платье прямого, туникообразного покроя с прямыми проймами для рукавов, на кокетке со стоячим воротником. Рукава делались широкие, длинные, иногда с манжетами. Поверх платья женщины надевали безрукавку, борта, ворот и низ которой обшивались тесьмой. Женские шаровары, широкие внизу и перехваченные у щиколотки, иногда украшаются снизу вышивкой или цветной лентой. Платье имеет застежку спереди. Девушки раньше всегда носили платье с разрезом на плечах: ворот и борта по разрезу обшивали цветной тесьмой и застегивали на пуговицы или завязывали тесемками. Платье замужних женщин, имеющих детей, украшалось нашивкой на груди поперечных лент (в Хотане и Курле). Верхняя одежда отличается от мужской только преобладанием ярких цветов (красного, зеленого, желтого) и отсутствием пояса. Кроме короткой, стеганой кофты (чамча), носят кофты и безрукавки маньчжурского покроя, с характерным вырезом ворота и широкой правой полой. Зимний женский костюм не отличается от мужского; у бедных людей нередко одна шуба служила и мужу, и жене. Малышам шьют одежду в виде комбинезона, в котором соединены вместе рубашка, штаны и чулки.

Волосы женщины заплетают в косы. Раньше девушки причесывались на прямой пробор, оставляя челку на лбу и заплетая пять кос, а две косы женщина получала право носить только после рождения ребенка (в Тур- фане даже 3 детей) или после особого обряда заплетания волос. В концы кос вплетают черные шелковые шнурки с кистями. Иногда они заканчиваются особым украшением (чачгуч) из шелковых черных шнурков и кистей с серебряными подвесками ювелирной работы. На голову надевается тюбетейка, подобная мужской, но богаче украшенная вышивкой, бисером, бусами. В холодное время надевают меховую шапку, обычно с более широким, чем у мужских шапок, околышем. Из-под шапки на спину спускается большое белое покрывало из кисеи или из маты. Спереди из-под шапки выпускается небольшой белый платок из прозрачной кисеи, нередко вышитый по краям и окаймленный кистями. Богатые женщины носили шапки с меховым околышем, иногда шапки делались из выдры, в южных оазисах шапки шились из шкурок барашка. Лобнорские женщины надевают белое покрывало поверх шапки и повязывают его ниже подбородка, как платок, или носят одно покрывало в виде платка. Раньше (XIX в.) носили еще шапочки из лебяжьих и утиных шкурок перьями наружу.

Из ювелирных украшений у уйгурских женщин распространены кольца, обычно с драгоценным или полудрагоценным камнем, серьги, браслеты. Серьги делают в виде кольца из серебряной проволоки с красивой пирамидкой филигранной работы на нижней стороне дужки. Носят также стеклянные и коралловые бусы. Украшением одежды служат также пуговицы из коралла или драгоценного камня, отделанные золотом или серебром. Широко распространено украшение одежды вышивкой, например ворота, кантов и кокетки платья, околыша на тюбетейках; вышитая узорная лента оторочивала концы женских шаровар. Теперь вышивка на будничном платье вытеснена нашивками из цветного ситца.

Пища

В пище уйгуров преобладает мучная основа. Хлеб пекут в виде лепешек из кислого и пресного теста, круглых, плоских или выпуклых с дырой посредине. Распространено приготовление пирожков (самса) с тыквой, с луком, с мясом. Пекут в печах, расположенных на току или во дворе. Печи бывают либо в виде большого, опрокинутого горшка без дна, либо в виде ямы, обмазанной тонким слоем глины. В печь кладут дрова, и накаливают стенки. Затем тесто смачивают водой и прилепляют к стенкам. На жару тесто быстро пропекается. Прочие блюда готовят в чугунном казане (котле).

Распространенным кушаньем является лапша, которую подают в виде супа или густого блюда с приправой из мяса, овощей. К лапше добавляют мелко крошенные лук, репу, мясо, главным образом баранину. Из муки готовят ряд праздничных блюд — маленькие пельмени (чдчура), большие пельмени, сваренные на пару (манту), пирожки, блины на сале и др. Ряд блюд готовят из риса, в их числе каша с мясом и жиром, каша с мясом и фруктами, суп с рисом, суп с рисом и горохом, а главное — плов с бараньим мясом, с большим количеством моркови, лука и красного перца. Из жиров наибольшее распространение имеют сало и растительные масла: хлопковое, кунжутное, конопляное. Широко распространены блюда из кукурузы, которую в Турфане и Хами заменяет джугара. Наиболее частое обеденное блюдо — умач, похлебка из кукурузной муки, которую едят с кислым молоком и лепешкой. Нередки также овощной суп, суп с просом и кислым молоком. Мясные блюда: кавап — шашлык из кусочков баранины, поджаренных на вертеле, колбаса из конины и из баранины. Все- блюда обильно сдобрены перцем, имбирем, кориандром, миндалем. В хлеб’ прибавляют анис, тмин.

Молоко употребляют только кипяченое и квашеное, его добавляют во^ многие блюда и чай. Разбавленное водой (айран), оно является прекрасным освежающим напитком. Из молока готовят также сливки и сухой творожный сыр. Наиболее распространенный напиток — чай, кирпичный, черный или зеленый. В восточных оазисах (Турфан, Хами) и в Или чай варят в казане; в него при этом добавляют соль, масло или сало (аткак чай) и пьют из больших чашек.

Очень большую роль в питании уйгуров играют дыни и разнообразные фрукты. Из недозрелых персиков и абрикосов варят похлебку, заправленную мукой. Обычно едят три раза в день: утром, в полдень и вечером.

У лобнорцев основную пищу составляла рыба, но к ней добавляли* мясо диких птиц и животных. В пищу употребляли корни кендыря и молодые побеги тростника.

В северных оазисах распространена глиняная посуда (обычно кашгарского производства), а в южных оазисах, кроме того, бытует деревянная: посуда. Для воды делаются кувшины с ручкой или без ручки, с перехваченным горлышком и расширенным отверстием. Вместо глиняного кувшина иногда используют тыкву-горлянку. Пиала является весьма распространенной посудой; из нее едят суп и пьют чай, завариваемый в небольшом чайнике. Уйгуры едят на супа или на полу: расстилают большую1 скатерть, на нее кладут лепешки, ставят кушанья, пиалы для чая. Плов едят руками, с одного большого блюда, лишь маленькие дети получают свою порцию в пиале.

Несмотря на мусульманский запрет на вина, уйгуры в городах пили? китайскую водку, а в селениях приготовляли араку из зерен ячменя и проса и боксун из проса.

Семья и обрядность

У уйгуров распад большой семьи завершился давно. Малая семья основана на патриархальных началах, однако женщины пользовались относительной свободой. Дети у уйгуров относятся весьма почтительно к родителям: в присутствии отца сын не садится без разрешения, не курит, дома не ложится первым спать и т. д. Ислам допускает полигамию, но господствующей была моногамная форма семьи. Города Кашгарии были издавна известны оригинальным обычаем оформления браков на короткий срок, который официально оформлялся и расторгался муллой. Мужчина, приехавший в другой город по делам, вступал в брак, а уезжая, расторгает его. Развод вообще не представлял никаких затруднений. В южных оазисах редкая женщина не была замужем несколько раз.

Большинство важнейших событий в семье отмечается при участии многих членов сельской общины. На 3—4-й день после рождения ребенку дают имя, более торжественно справляется в честь новорожденного бешиктой, когда ребенка кладут в колыбель (на 6-й, 7-й или 15-й день). Иногда колыбель осыпают обрядовыми* хлебцами (богурсак), вареными в кипящем сале. В возрасте 5—6 лет мальчикам делают обрезание, по случаю чего устраивается пир с участием родственников: и соседей.

Прежде брак заключался в раннем возрасте, обычно с 12—15 лет, по сговору родителей, часто при помощи свах. Свадьбе предшествует церемония сватовства со стороны семьи жениха. За девушку у уйгуров, по обычаю, давался небольшой выкуп (аилык) и предусмотренный шариатом махр — обеспечение жене в случае развода.

В качестве сватов сторона жениха посылает обычно родственников. На первом4 свидании решался вопрос, отдадут ли дочь. На втором свидании договаривались- о деловой стороне — определяли размеры приданого, махра, анлыка, количество продуктов и топлива, которое жених доставит в дом невесты для пира. На празднество приглашались родные и соседи. Жених и невеста брали хлеб, обмакивали его в воду, а затем в соль и оба откусывали его.

В дом мужа невесту везут в арбе, в сопровождении женщин. По дороге поезд невесты стараются задержать ее родичи и требуют, чтобы невеста откупилась деньгами или танцами. Жених должен снять невесту с арбы или с коня и на руках перенести через порог. Затем невеста обходит вокруг костра, разведенного во дворе, и ее уводят в комнату для молодых. Иногда еще несколько дней шло взаимное гостевание новой родни друг у друга. По-видимому, как пережиток матрилокального брака сохраняется посещение после свадьбы молодой женой дома ее родителей каждую пятницу. Первого ребенка она рожает также в доме своих родителей, после чего регулярные посещения прекращаются.

Значительно отличается свадебный обряд у лобнорцев. Родители сговаривали здесь детей очень рано, и родители мальчика присылали родителям девочки продукты и топливо, помогали в ее содержании. Свадьба происходила, когда жениху и невесте исполнялось 15—16 лет. За 5 лет до этого юноша переселялся в дом невесты со своей лодкой, сетями и припасами, расплачиваясь своим трудом за невесту. Накануне свадьбы жених дарил девушке лисьи шкуры, хлеб и пучок перьев серой цапли. После угощения две женщины провожали молодых на другую сторону Тарима, где они ночевали в палатке. На другой день они ходили с визитами и их везде одаривали рыбой, кендырем, холстом и посудой. Тесть дарил им лодку, сети, утварь, скот.

В Кашгаре наиболее важным событием в жизни женщины была не свадьба, а чачваг, или «заплетание волос в косы»; проводилось оно обычно когда женщина достигала примерно 30 лет и отмечалось торжественнее, чем свадьба. Центральным моментом празднества был выход женщины в дорогих нарядах. Она садилась на стул, ей заплетали две косы. После этого обряда она пользовалась большим уважением, а если выходила замуж, то на более выгодных условиях, чем малолетняя невеста.

Закон о браке 1950 г., принятый в КНР, изменил и положение уйгурской женщины. Запрещены браки между малолетними. Женщина получила равные права в семье. Брак заключается по обоюдному согласию.

Похороны устраивают, по возможности, в день смерти: покойника обмывают и заворачивают в саван из белой ткани. Одетого покойника выносят на войлоке в другую комнату, где собрались знакомые. При прощании усиливаются причитания женщин. Могилу делают с подбойной нишей, которую потом закладывают сырцовым кирпичом, а могилу закапывают и ставят камень или глинобитное возвышение. К пережиткам доисламских верований относится обычай втыкать на кладбищах длинные шесты с привязанными к ним коровьими хвостами и тряпками. Богачи строили над могилами своих родных мазары — склепы с куполом. После похорон поминки справляются в доме какого-нибудь родственника, так как в доме покойного еще нельзя разводить огня («душа покойного витает в доме и может обжечься»). На 3-й, 7-й и 40-й день поминки снова проводятся уже в своем доме.

Похороны у лобнорцев в XIX в. значительно отличались от общеуйгурской обрядности: на 3-й день покойника клали в лодку, другой лодкой прикрывали ее как крышкой и ставили на низеньких подставках в неглубокую яму, которую закрывали жердями и тростником, а сверху засыпали землей. Вместе с покойником клали в могилу часть его сетей, или ими обтягивалась могила.

Наряду с исламом у уйгуров сохранилось много пережитков домусуль- манских культов, в том числе и господствовавшего ранее буддизма: мечети и мазары святых иногда стоят в непосредственной близости с руинами буддийских святынь, а в легендах, связанных с ними, можно проследить буддийские источники.

Среди верований широко распространена вера в духов (дива и пери). Изгнанием злых духов из больных занимались профессионалы-заклинатели (перихон), приемы которых имели чисто шаманский характер.

Литература, искусство

Богатая культура уйгуров в своем развитии испытала влияние Индии, Ближнего Востока, Китая. Памятники раннеуйгурской культуры — буддийские храмы, скульптура, живопись — дошли до нас, несмотря на вандализм последователей ислама.

В уйгурском фольклоре есть сказки, неразрывно связанные с жизнью. В сказках о животных аллегорически выражен социальный протест. В волшебных сказках человек с помощью ковра-самолета или волшебного зеркала преодолевает злые силы и стихии.

Древнейшим уйгурским литературным памятником является поэма «Хуастанифт», созданная в V в. Позже получила широкое развитие переводная буддийская литература. Под влиянием мусульманской культуры написана в 1069 г. дидактическая поэма «Кутадгу-билиг» Юсуфа Баласа- гунского. С конца XV в. получили широкое распространение произведения поэта Алишера Навои, некоторые его газели перешли в уйгурский фольклор. Очень популярно имя поэтессы Сары-хан, жившей в Хотане на рубеже XVIII—XIX вв. Ей приписывается создание некоторых песен, до сих пор исполняемых уйгурами. Из мемуарно-исторических сочинений необходимо назвать «Таарих и Эминие» Муллы Мусы (XIX в.), у которого имеется и много стихотворений религиозно-философского содержания. Крупным поэтом того времени был Мулла Билал, его творчество тесно связано с фольклором.

Одним из тех, кто стоял у истоков современной уйгурской литературы, был поэт Энвер Насири (1914—1945).

Большую роль в развитии современной уйгурской литературы сыграл Лутпулла Муталлип (1922—1945). Он был поэтом, драматургом, фельетонистом. В любом жанре Муталлип выступал активным борцом за народное счастье. Соратник Муталлипа поэт Билал Азизи (1920—1945) писал о родине, о дружбе народов. Эти темы характерны для всего творчества Азизи. Лирические стихи лишь помогали ему полнее раскрыть основные темы. В 1945 г. гоминьдановские реакционеры и местные националисты расстреляли обоих поэтов.

Широко известно творчество современных уйгурских писателей, таких, как Зуннун Кадыр, Алкам Ахтам. В развитии современной уйгурской литературы большую роль играли литературные журналы. Они печатали повести, рассказы, стихи, либретто, очерки, басни и т. д. Журналы знакомили широкие круги читателей с новыми произведениями и со старым литературным наследием. Уйгурский читатель получал возможность знакомиться с писателями СССР и других стран в переводах на уйгурский язык.

Уйгуры среди народов Восточной Азии славятся как отличные музыканты и певцы. Их музыкальные инструменты самобытны и многообразны. Наиболее распространенным из них является дутар, типа домбры с кузовом овальной формы и длинным грифом, имеющим 8—15 передвижных ладов, границами между которыми служат узкие перепояски из тех же струн в 3—4 ряда. Наряду с дутаром в состав струнных инструментов входят: щипковый инструмент (тамбур) с 3 металлическими струнами, трехструнная домбра (шенгза), по ритму близкая к китайской, цимбалы (янчин) с 48 металлическими струнами, гусли (калун) с 18 парами струн, смычковый инструмент (гиджек), имеющий от 4 до 10 струн. Из ударных инструментов в ходу небольшой бубен (дап), большой барабан (думбак) и малый (награ). Духовые инструменты — небольшая флейта из камыша (пай) и длинная медная труба (карнай). Все эти инструменты, кроме медной трубы, воспроизводят музыку из цикла «Двенадцать му- камов». Мукамы по своему характеру являются народным произведением. В настоящее время старинное народное музыкальное творчество продолжает жить. Весь цикл мукамов —170 песен на 70 мелодиях был записан музыковедами.

Уйгурские танцы очень популярны и разнообразны. Они исполняются сольно, парами и с большим количеством участников, но сольные танцы преобладают. Распространены совместные танцы мужчин и женщин. Популярна игра «пота оюн» со сменным партнером, во время которой девушка приглашает на танец молодого человека, ударяя его кушаком, завязанным узлом, а после короткого обмена стихами молодой человек таким же образом приглашает другую девушку и т. д.

В народном искусстве уйгуров имеются такие элементы театра, как пантомима, акробатика. В Кучаре, например, популярны шуточные представления «коровы» и «всадника». «Корову» представляют два человека, идущие один за другим, согнувшись. Голова «коровы» делалась из платков, концы которых закручивались как рога. Передний из участников нес в руках голову и руководил движениями, порой очень удачно подражая животному. «Всадник» ловко раскачивает «ноги» — набитые ватой шта- нины, свисающие с импровизированного седла. Наряжаются также обезьяной, козлом, женщиной на лошади. Иногда представление включает целые сцены и даже пьески: неправый суд, воровство дынь и т. п. Однако лишь после революции 1949 г. в Синьцзяне получило развитие театральное искусство в современных формах. Создан целый ряд любительских коллективов и первый профессиональный театр в Урумчи, включающий и уйгурскую труппу. Они ставят пьесы, написанные советскими уйгурскими авторами, переведенные узбекские, китайские, казахские пьесы. Имеются уже и первые произведения своей современной драматургии, даже уйгурские оперы. Одна из них, «Гарип Санам», пользуется большим успехом.

Ранее школьное обучение находилось почти целиком в руках духовенства. Школы устраивались при мечетях или на квартире муллы-преподавателя. Обучение сводилось к чтению религиозных книг на арабском языке. В 1940 г. менее 5% детей было охвачено образованием. Теперь же в Урумчи работают государственные средние школы и несколько институтов. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования