header left
header left mirrored

Юйгу

Народность юйгу занимает территорию по северным отрогам горы Циляншань, на западе провинции Ганьсу. Она состоит из четырех этнически разных теперь групп. Одна группа называет сама себя сарыг югур («желтый уйгур») и в количестве около 2 тыс. человек живет в районе Минхуа (волости Лянхуа и Минхай), к востоку от г. Цзюцюань (бывш. Сучжоу). Сарыг югуров, обитателей степей, называют еще ойлыг («степной», «равнинный»), а жителей гор — таглыг («горный», «горец»).

Группа юйгу, называющая себя шира югур («желтый уйгур»), в количестве около 1500 человек, живет в волостях Канлочу и Матисы, около г. Чжанъе (бывш. Ганьчжоу). Следующая группа — часть шира югуров, отделившаяся от основной массы в количестве около 200 человек, — населяет волость Югэй, недалеко от оз. Кукунор. Группа, именующая себя югур (уйгур), в количестве около 400 человек, живет в волостях Чэнтан и Хуаннипо, на юг от г. Цзюцюань.

Всего юйгу в КНР насчитывается не более 4 тыс. человек (1953 г.). 20 февраля 1954 г. в провинции Ганьсу был образован автономный уезд с центром в г. Сунань и было введено единое наименование для всей народности — «юйгу».

Этногенез

Сарыг югуры тюркоязычны. Их язык вместе с хакасским и шорским языками относится к северо-восточной группе тюркских языков. Исторически он происходит от одного из народно-разговорных древнеуйгурских языков, испытавших влияние языка древних киргизов. Сильное влияние на него оказали китайский (в фонетике, морфологии, лексике), тибетский (в лексике) и монгольский языки. Шира югуры, живущие в Канлочу и Матисы, говорят на „диалекте монгольского языка, который сохранил архаичные черты. Шира югуры, населяющие волость Югэй, усвоили местный тибетский говор. Юйгу, живущие в волостях Чэнтан и Хуаннипо, говорят теперь только по-китайски.

Примерно три столетия тому назад сарыг югуры еще имели свою письменность, восходящую к согдийской графике. Открытие С. Е. Маловым в 1910 г. около Сучжоу уйгурских рукописей от 1687—1688 гг. и даже 1702 г. приводит к выводу о том, что у сарыг югуров уйгурское письмо в монастырях было в ходу до начала XVIII в. Древнеуйгурским литературным языком, который далеко не совпадает с разговорным языком сарыг югуров, в позднейший период пользовались главным образом буддийские монахи. С ростом тибетского влияния, особенно в религиозной сфере, тибетское письмо вытеснило уйгурское и своя древняя письменность была забыта. Грамотные сарыг югуры до 1949 г., частично и после, пользовались тибетскими буквами для записей на родном языке. Записывали песни, хозяйственные расчеты и пр. Такие же записи тибетскими буквами делали и шира югуры. Китае- язычные юйгу из волости Чэнтан пользовались иероглификой.

Все группы юйгу хорошо владеют китайским языком. Это единственный язык, связывающий юйгу в одно целое. В настоящее время китайский язык и иероглифическая письменность приняты у народности юйгу как государственный язык и письменность.

Этническую основу современных юйгу составляют древние уйгуры Монголии и Турфана. Сам термин «юйгу» — транскрипция этнонима «уйгур»: уйгуру йугу(р) (с метатезисом) > йуйгу.

По сведениям китайских источников, тюркоязычные уйгуры, предки ганьсуйских юйгу, переселились в Ганьчжоу и Ляньчжоу из бассейна р. Селенги в VII—VIII вв. н. э. Новый поток хлынул в середине IX в., когда уйгурский каганат в Монголии был разгромлен киргизами. Предания самих юйгу сообщают о том, что они пришли в район Сучжоу с запада, из Сиджи-Хаджи и Цяньфутун в XVII—XVIII вв. (ср. современное Ходжо — селение Турфанского оазиса и Цяньфодун — Пещера тысячи будд около Дуньхуана).

Таким образом, в формировании юйгу принимали участие несколько потоков уйгуров: древний (из Монголии) и новый (из западных земель). На територии Ганьсу юйгу обитают больше тысячи лет.

Наиболее древняя тюркоязычная группа именует монголоязычную группу, как и себя, сарыг югур, указывая этим на их общее происхождение. Но монголоязычная группа называет тюркоязычных юйгу иначе — хара югур. Последний термин искусственный и официально не принят.

Кроме этнических названий, юйгу в быту пользуются наименованиями по лингвистическому принципу. Сарыг югуры свою речь и себя называют югур сдз («уйгурская речь», «уйгуры»), а шира югуров — ынгар сдз («непонятная, чужая речь»).

О единой основе всех групп юйгу свидетельствуют родо-племенные деления, общие всем группам. Родовые деления объединяются в 7 отаков (джиты охтак): 1) йацкыц талуй, 2) днддн сакыс, 3) ышпана, 4) пэй, 5) йаглахкар, 6) хурангат, 7) арт сахыс. Родо-племенные деления (всего их около 50) разнородны по своему составу. Примерно третью часть составляют племена и роды монгольского происхождения: арлат, джуныл, калка, каргос, конг(ы)рат, ойрат, брге, пагана, солтусг темурчин, туман и др. Примерно пятая часть имеет соответствия среди родов и племен тюркоязычных народов восточной ветви, в формировании которых участвовали древние киргизы: кыргыс, йаглахкар (с подразделениями на ак и кара), кон, кулин, пегеши, пэй, чунса, шартын. Около половины всего состава не имеет соответствий. Можно думать, что это собственно уйгурские роды и племена. К ним относятся анджан, вай (с подразделениями на эрки и йаны), йун, каджан, камер, паглыг, патан, пашу, сокалыг, сына, чанбан, эркэр и др.

Какое количество людей охватывает тот или иной отак или племенное деление, сказать трудно, никто таким подсчетом не занимался. Все эти этнические единицы юйгу не имеют административного или экономического значения, основная их роль — регулировать браки по принципу экзогамии.

Занятия и материальная культура

До образования КНР значительная часть сарыг [югуров мужчин занималась духовной деятельностью. Это были ламы разных степеней, объединявшиеся в религиозную общину. 10—15 дней в месяц они работали в хозяйстве своих семей, а остальное время — на общину. Крестьянская часть населения занималась скотоводством и земледелием. Выделялись крупные хозяйства частных лиц и монастырей. Состоятельность их определялась количеством скота. Малоимущие крестьяне нанимались батраками в крупные хозяйства на кабальных условиях.

В настоящее время главное занятие юйгу — скотоводство. Разводят овец, коров, коз, верблюдов, лошадей, мулов. Степные юйгу, жители долин, занимаются земледелием и огородничеством. Основная посевная культура — просо. Сажают бобы, картофель, лук, выращивают дыни и арбузы. Побочные промыслы — охота, собирание лекарственных растений, транспортировка грузов. Автономный уезд юйгу — перспективный район по добыче нефти и полезных ископаемых: найдены руды с высоким содержанием железа. В конце 1958 г. в уезд проведена ветка железной дороги от магистрали Ланьчжоу—Синьцзян. Появились первые промышленные предприятия.

Селения степных юйгу состоят из 10, 20, иногда 30 дворов, в некоторых районах живут отдельными домами-усадьбами, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Жилище оседлых юйгу — глинобитный дом с плоской крышей и земляным полом. Фасад раньше (40— 50 лет назад) ориентировался на восток, теперь — на юг. В строительстве домов участвуют китайские мастера. Жилищный комплекс юйгу — один двор или сочетание двух, трех дворов. В каждом дворе — помещения для людей и скота. Окна и двери все выходят во двор. Перед домом в некоторых случаях имеется огород (сэйондзы) или сад (терекйондзы), затем наружный двор (таскхарагыл); стеной он не огорожен. Сразу же за воротами начинается внутренний двор (ишкерагыл). Иногда он делится на две части: первая — для скота, вторая — для людей. Во внутреннем дворе находятся главный дом (чоткан), кухня (чоан) и другие подсобные пристройки. Дома возводятся без фундамента, в редких случаях под домом делается основание из раствора песка и глины с навозом. Дверь (сык), из одной или двух половинок, открывается внутрь комнаты, ведет сразу в жилое помещение. Налево и направо от двери — окна с решеткой.

В главном доме налево (реже направо) от дверей — кан с топкой у задней стены. На кане — кошмы из овечьей шерсти (йынак), маленький столик (тервелчын). Напротив дверей, в южной стене устроена ниша-молельня (чункур) с деревянным алтарем (кунчжоу). Обстановка главного дома: стол на высоких ножках (пезыктервелчын), кресла (большое— чжицзы, маленькое — тынцзы), сундуки (аркам), зеркало (шыл).

Кочевые юйгу, обитатели гор, живут в четырехугольных войлочных палатках. Жердь, поддерживающая палатку в центре, называется сурук. На стенах палатки и на полу — ковры и кошмы. Из двух камней устраивается очаг с котлом для приготовления пищи и кипячения чая.

Стол юйгу не отличается большим разнообразием. Основные блюда: менсемен — суп с лапшой, к которому прибавляют порой мясо и овощи; митан — рисовая каша, часто жидкая; сокпа семен — каша из чумизы или пшена. Как хлеб употребляют вареные на пару пампушки — кимзы. Излюбленный напиток — чай, приготовленный по-тибетски, с толокном и коровьим маслом, его пьют в большом количестве. Пьют также молоко и сливки. Едят палочками.

Мужчины носят короткую куртку, большей частью шелковую, которая застегивается налево (охсохтын). Куртка бывает красного, бордового, зеленого цветов. В холодное время надевается куртка, подбитая мехом, снизу надевают брюки (йум). На ногах — чулки (вацзы), сапоги (шиуо), зимой валенки (чжэншиуб). Сверху куртки надевают длинный халат из толстой шерстяной материи (тон) такого же цвета, как и куртка. Он застегивается налево. Линия застежки и рукава отдечаны широкой вышитой лентой (чинкеп), а иногда оторочены полоской меха соболя. Халат подвязывается у пояса длинным шарфом (кур), часто синего цвета. В теплое время левый рукав не надевается, он свободно виситг как у тибетцев. На голове — кепки или шляпы: самодельные (лембем пе- рык) или европейские фетровые (лимо). Некоторые на левой руке носят нефритовый браслет (кулагы).

Одежда мальчиков такая же, как у взрослых.

Женщины носят два халата: внизу старый и легкий (эрхкэтон), сверху нарядный, новый (йанытон). У пожилых женщин халат черный, у молодых — различных цветов. Халат повязывается цветным шарфом, оба конца которого свешиваются сзади и по бокам. Поверх шаровар надеваются чулки с прикрепленными к ним туфлями (кхэй). На голове — шляпа из белого войлока, конической формы, с маленькими полями. Снаружи поля обшиты по окружности тремя полосками черного бархата, средняя полоска зубчатая. К вершине конической тульи прикреплен пучок бордовых или красных шелковых нитей, спадающих на поля (чжала). Шляпа неглубокая, она держится на макушке с помощью ленты (сакалхтык), которая проходит на подбородке. Женщины носят очень богатые и яркие украшения. Прикрепленные к волосам, на грудь свисают две широкие ленты (кембеш), расшитые кораллами, бирюзой, жемчугом, нефритом и украшенные серебром. Вдоль спины тянется длинная лента, сужающаяся книзу (тхундесык). Длина ее колеблется от 1.5 до 2 м и более. Вся лента усеяна круглыми раковинами (тхун), которые привозят из района оз. Кукунор и с о. Хайнань. Всего раковин до 30. Лента ввиду ее большой длины закручивается за пояс. В ушах, серьги, обычно серебряные кольца с вкраплениями коралла и бирюзы (сырга), на пальцах перстни (кэйчицзе). Все эти украшения женщины носят со дня свадьбы.

Девочки одеваются почти так же, как женщины, но их украшения проще, чем у взрослых. На лбу они носят ленту с бахромой (шаж дарткы), на груди — расшитый кусок материи (шонгар), а на спине — свисающий на двух лентах расшитый прямоугольник, кончающийся кистями.

Духовная культура

Юйгу исповедуют ламаизм. Верующие ходят на поклонение в Лхасу или монастырь Таэрсы (в Цинхае). Во многих домах у юйгу имеются молитвенные алтари с изображениями будд (пыркан) в два ряда. Над алтарем висят два шарфа (катак): слева синий, справа белый. Алтарь деревянный, с дверцами из двух половинок.

Духовные лица получают образование в монастырях, проходя несколько степеней: 1) панда (тиб. ванда) —ученик, начинающий изучать каноны и помогающий учителю в хозяйственных делах монастыря; 2) ыркесул (тиб.) —ученик, умеющий уже самостоятельно читать каноны и обслуживать население; 3) ремцамба (или карем кхарчи — тиб.)—начальная учительская степень, можег иметь учеников; 4) чурци (тиб.) —учитель с полным знанием канонов, может иметь до 30 учеников; 5) чире ыртен (тиб.) — высокий духовный сан, лицо с этой степенью имеет право сидеть рядом с гэгэном (живым буддой). После смерти гэгэна, через 2—3 года, составляют список всех детей, родившихся за это время. Из них выбирают 3, 5, 7 имен и направляют их с посыльным в Таэрсы или, что реже, в Лхасу. Посыльный, вернувшись, объявляет имя нового гэгэна. Молодой гэгэн принимает имя своего предшественника.

В Минхае в 1958 г. был третий гэгэн, 42 лет. Он стал гэгэном, когда ему было семь лет. Как грамотный человек он привлечен на государственную службу: с 1957 г. работает в издательстве национальной литературы в Ланьчжоу.

Раньше юйгу отчасти придерживались шаманства, в настоящее время оно почти не практикуется.

Прежде у юйгу существовал обряд поклонения небу и воде. Поклонение небу совершалось два раза в год. Старцы (охчутпа, тиб.) читали молитву небесному хану (кхан тепыр), затем резали овцу, съедали мясо, а кости выбрасывали в поле, прося благополучия людям и скоту. Поклонение воде совершалось в первый день пятого месяца на берегу озера. Теперь этот обряд у юйгу ушел в прошлое, но у тибетцев он еще бытует.

Браки у юйгу моногамные. Разводов обычно не бывает. Если жена не рожает, муж не имеет права развестись с ней или взять вторую жену. Если супруги не могут жить вместе, то разъезжаются, но они не считаются разведенными и не могут вторично вступить в брак. У юйгу господствует экзогамия. Юноша не может жениться на девушке из своего рода. Нельзя жениться также на девушке из другого рода, но носящей то же имя. Дети носят имя рода отца. В родственных связях братья матери имеют больше прав, чем братья отца.

В прошлом браки заключались в очень раннем возрасте, о браке для мальчиков договаривались с трехлетнего возраста. Теперь юноши женятся 18—20 лет, девушки выходят замуж 17—18 лет.

Раньше за невесту платили выкуп (калын) скотом, вещами или деньгами. За единицу расчета принималась лошадь. Жениха подыскивали родители невесты. Теперь выбор свободный.

Свадьба обычно длится два дня. Первый день она проводится в доме невесты. До свадьбы в ее доме собираются гости и помощницы. Вывешиваются украшения.

Из дома жениха приносят подарки. Ночью не спят, поют песни, веселятся. На рассвете невесте подносят украшения и заплетают три косы: две носятся спереди, одна — сзади (до тогог как девочке исполнится 12 лет, ей заплетают одну косу, после 12'лет — семь косичек, которые носятся сзади). После подношения украшений невесту провожают в дом жениха, где второй день продолжается свадьба. Вечером гости расходятся.

Когда девушка в семье, не имеющей сыновей, достигает зрелости, родители относятся к ней так же, как относились бы к сыну. Она надевает украшение женщины (кембеш) и имеет право встречаться с мужчинами, дети носят ее фамилию. Такие девушки называются сурукчин («поддерживающая дом, как главная жердь юрту»). Другое название ее-сык- туткан («хранящая двери» или «продолжающая род», т. е. дочь в роли сына). Молодежь в настоящее время не придерживается такого обычая.

При похоронах над покойником два-три дня лама читает каноны. Он же устанавливает время для выноса тела. Покойника выносят в определенное место в поле (тыр), закрепленное за каждой семьей, и сжигают. Через три дня приходят родственники, собирают пепел в белый мешок и закапывают, насыпая сверху холмик земли. Этот способ захоронения называется дттур. Так хоронят лам и пожилых людей. Молодых людей после чтения канонов сразу зарывают в землю в одежде, поместив их в нишу (туртейлык), лицом на юг, головой на запад. Через несколько лет могилу раскапывают, останки сжигают и пепел зарывают. Умерших младенцев, не читая канонов, зарывают около дома. Поминки устраиваются на 40-й день и через три года. Родственники умерших в эти дни устраивают угощение и делают подарки.

Монголоязычные шира югуры Канлочу хоронят покойников по тибетскому обычаю, относя их в горы и оставляя на съедение птицам. Через три дня приходят посмотреть. Если птицы не клюют, то лам просят читать молитвы до тех пор, пока птицы не склюют труп.

При встрече юйгу протягивают обе руки ладонями вверх. Это отголосок старинного тибетского обычая приветствовать протянутыми ладонями и высунутым языком, означавшим, что в руках нет оружия и нет яда, ибо, согласно тибетскому поверью, язык отравителя черен.

Фольклор юйгу разнообразен и богат. В прозе первое место принадлежит сказкам волшебного и бытового содержания. Много сказок о животных. Обычным действующим лицом многих сказок являются ламы, которые часто попадают в смешное положение. Сказки юйгу имеют большое сходство с китайскими и монгольскими сказками.

Известны исторические легенды и предания о происхождении и местах обитания юйгу.

Сарыг югуры с глубоким чувством воспринимают свои старинные песни. Исполняя или слушая лирические песни, они испытывают при этом такое сильное волнение, что иногда даже плачут. После 1949 г. создано много новых песен. В танцах сарыг югуров очень заметно тибетское влияние. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования