Народность пумиЧисленность: 29 657 человек Районы проживания: пров. Юньнань Язык: пуми Религия: ламаизм, даосизм ПУМИ, пуинми, пужими, пэйми (самоназв.), сифань (устаревшее назв.) |
Народ в Китае (пров. Юньнань, Сычуань). Числ. 30 тыс. чел. Говорят на яз. пуми центральной группы сино-тибетской семьи. Распространены также кит. и тибет. яз.
По преданию, П. пришли из более сев. р-нов в 13 в. Их предками являлись древние дицян. Традиц. занятие – земледелие, преимущественно пашенное (кукуруза, ячмень, овес, гречиха), животноводство (козы, коровы, лошади, свиньи), птицеводство, пчеловодство. Развиты домашние ремесла – изготовление с.-х. орудий, плетение из бамбука, ткачество. Дома в деревне располагаются по склону горы. Традиц. жилища обычно двухэтажные (нижний этаж для скота, верхний – жилой), стены и крыша деревянные. Очаг устраивается в центре комнаты. Одежда мужчин – штаны и длинная куртка, шапка или тюрбан, женская – широкая юбка, кофта и пояс. Осн. пища – каши, лепешки. Традиц. семья большая, патриархальная, современная – малая, моногамная. Традиц. верования – культы духов деревьев, гор и др., существовал шаманизм. Развит культ предков, под влиянием соседей получили распространение буддизм-ламаизм, бон, дунба, а также даосизм. В праздники, особенна на Новый год, проводятся конные скачки, перетягивание каната, борьба. Богат и разнообразен фольклор: сказки, песни, танцы и пр.
Источник (за исключением численности) : "НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА" Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", М., 1998 г. А.М.Решетов |
---|
Национальность пуми
Народность пуми преимущественно проживает в Ланьпин-бай-пумийском автономном уезде, уездах Вэйси, Юншэн и Нинлан-иянском автономном уезде провинции Юньнань. Незначительная часть проживает в Мули-тибетском автономном уезде и уезде Яньюань провинции Сычуань.
Язык пуми относится к языковой ветви цян тибетско-бирманской языковой группы китайско-тибетской языковой семьи. Есть два сильно отличающихся друг от друга диалекта: южный и северный. Некогда пумийцы использовали письменность, созданную на основе тибетского письма. Эта письменность не нашла широкого распространения. Сегодня пумийцы используют китайскую письменность.
У большинства пумийцев распространен аминизм. Незначительная часть исповедует ламаизм и даосизм.
Живущие в разных местах пумийцы называют себя по-разному. Пумийцы из уездов Ланьпин, Лицзян и Юншэн называют себя “пуинми”, самоназвание пуми означает “белый человек”. В китайских исторических летописях пуми упоминаются под названиями “сифань” или “бацзюй”. После образования КНР, согласно пожеланию народности, национальности было дано единое название – пуми. В прошлом пумийцы населяли высокогорья Тибета, их кочевое племя обитало в приграничных районах Цинхая, Ганьсу, Сычуани. Примерно до VII в. пумийцы мигрировали на юго-запад нынешней Сычуани, стали одной из основных народностей района Сичан, а также вошли в тесный контакт с ханьцами и тибетцами. В эпоху династии Юань часть пумийцев последовала за монгольским войском на запад провинции Юньнань. Здесь национальность пуми стала неуклонно развиваться и усиливаться. Главное занятие пумийцев – сельское хозяйство. В прошлом производство было неразвитым ввиду того, что 90% возделываемых земель находились в горах, а методы хозяйствования были очень примитивными. После образования КНР, особенно после основания в 1988 г. Ланьпин-бай-пумийского автономного уезда, народность пуми добилась значительного развития в различных сферах.
Источник: Китайский информационный Интернет-центр |
---|