Народные ремесла, резьба, фигурная резка |
---|
Резьба по нефриту (玉雕 юйдяо)
Поскольку «юй» (нефрит) в Китае – собирательное понятие для всех драгоценных камней, «резьба по юй» стала неотъемлемой частью китайских искусств и ремесел. По мнению британского натуралиста доктора Джосефа Нидхэма, любовь к изделиям из нефрита является отличительной чертой культуры Поднебесной. В Китае были обнаружены примитивные орудия труда из необработанного нефрита, относящиеся к Новому каменному веку. Однако нет оснований полагать, что древние расценивали нефрит как сколь-либо значимый материал. Выбор оправдывался его твердостью и удобством для изготовления разного рода инструмента и оружия. Со временем люди научились ценить красоту камня, который после обработки и шлифовки становился не только предметом практического применения, но и декоративным изделием, радующим глаз.
![]() |
Со сменой рабовладельческого строя феодальным нефрит окончательно превратился в предмет роскоши. Среди похоронных предметов, относящихся к тому периоду, обнаружено много поделок из нефрита, которые служили украшениями усопших или же церемониальными сосудами. В настоящее время среди экспонатов в музеях по всей стране представлены нефритовые вазы, курильницы, треножники, кубки, чаши всевозможных форм.
В середине феодальной эры в Китае стали появляться крупные изделия из нефрита. По сей день в Круглом городе парка Бэйхай стоит кувшин, выполненный из нефрита, размером с небольшую ванну. Из него потчевал вином своих приспешников император династии Юань Кублай Хан. Этот 3,5 тонный кубок, 493 см в диаметре, 70 см в высоту и 55 см в глубину, вмещает до 3000 литров вина. Эллиптической формы чаша украшена изображениями облаков, волн, драконов и морских коньков. И это - старейшее нефритовое изделие дошедшее до нас с тех времен в нетронутом виде.
![]() |
Также следует упомянуть о другом изваянии из нефрита, относящемся ко времени правления императора Цянлуна (18 в.), - скульптурной композиции «Усмирение Великого наводнения Могучим Юем». Гравировка выполнена вслед за появлением одноименной картины в период династии Сун. На каменной глыбе, высотой в 2,4 м и ок. 1 м в ширину, изображен героический символ всего китайского трудового народа – Великий Юй – в сражении с Великим наводнением. Согласно историческим записям, необработанный камень, весом ок. 5 т, был доставлен из района Хотан, Синьцзян, проделав путь длиной в 4000 км, на что ушло 3 года. И еще несколько лет потребовалось мастерам на обработку и полировку камня.
![]() |
«Есть цена у золота, а нефрит – бесценен», гласит китайская поговорка. Иногда нефритовые изделия описывают как «достойные цепи городов», это сравнение прижилось с тех пор, как правитель государства Цин князь Чжао предложил «связку» из 15 городов в обмен на знаменитый круглый нефрит Ху. Что делает нефрит столь драгоценным в глазах китайцев?
Во-первых, его редкость. Структура камня формируется миллионы лет, поэтому особенно трудно найти зеленый и белый нефриты, а также агат. Раньше люди в погоне за драгоценными камнями поднимались в горные районы на яках, чтобы копытом животного разбить необработанные камни, скрывающие под собой полностью или частично драгоценный юй. Иногда горные потоки смывали камни вниз, где их подбирали наблюдательные и везучие старатели. Потребность в камне возрастала при праздновании определенных событий, и все больше людей отправлялись в горы на добычу нефрита, делая его еще более редким.
Во-вторых, его твердость. По этому параметру все драгоценные камни принято подразделять на 2 категории: жадеиты и нефриты. К первым относят камни без каких-либо полостей, обладающие коэффициентом твердости 6 и выше (за основу принята 10 – твердость алмаза). Самые ценные камни этой категории, например, зеленый нефрит, может обладать коэффициентом твердости до 8-9. Жадеиты устойчивы к режущей технике с покрытием из карборунда (с алмазным напылением). Изготовленные из этого материала предметы гладкие на ощупь, блестят, сверкают и прозрачны, их волокна не видны невооруженным глазом.
![]() |
С другой стороны, нефриты с твердостью ниже 6 можно с легкостью обработать резцом. Однако их рыночная стоимость значительно ниже жадеитов.
В-третьих, расцветка камня – его естественный оттенок также влияет на его цену. Некоторые из них белоснежны, другие – ярко красного цвета, а третьи – притягательно зеленого. Бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные камни используют для изготовления украшений – сережек, колец, при этом камень не потеряет своего первоначального оттенка. Некоторые камни могут переливаться всеми цветами радуги, и только грамотный мастер способен использовать это свойство с максимальной пользой. Даже небольшой дефект, трещинку в камне можно превратить в «милые пятнышки», например, в насекомое на цветке, бельчонка на дереве, тем самым добавляя изделию жизни и привлекательности.
![]() |
В Китае во всех крупных городах существует множество нефритовых мастерских и заводов. Процесс обработки камня, раннее проходивший вручную, теперь частично механизирован. И хотя некоторые операции стали проходить быстрее, резьба по нефриту по-прежнему остается оплотом ручной работы. А цена на драгоценный юй будет продолжать расти, вслед за сокращением его запаса на земле.
Светящийся нефритовый кубок (夜光杯 егуанбэй)
Егуанбэй (досл. с кит. «кубок, светящийся в ночи») является гордостью нефритовой отрасли Цзюцюаня, пров. Ганьсу.
С незапамятных времен горы Цилян (пров. Ганьсу) славились месторождениями нефрита белоснежного, зеленого, черного и желтого оттенков. Местные мастера вырезали из них винные кубки чистого или смешанного цветов. Бэй (кубки) могли иметь самую разную форму: на ножке, с плоским дном, украшенные гравировкой – все они служили примером безупречного вкуса. Их ценность также заключается к нечувствительности к резким перепадам температур.
![]() |
Легенда гласит, что князь Му (ок. 10 в. до н.э.) династии Чжоу, находясь во хмели, обнаружил, что его чаша сияет в лунном свете. Так кубки получили свое название. Оно закрепилось после того, как поэт Ван Хань, живший в период династии Тан, сочинил следующие строки:
Добрая водка с прекрасной лозы... Кубки блестят в полутьме
Пиба звучит... Жажда томит - всадник летит стремглав...
Не насмехайтесь над пьяным героем, павшим в белый песок -
С давних времен из походов и битв много ль вернулось людей?..
(«Лянчжоуский напев», перев. А. Матвеев).
![]() |
Предприятия по производству нефритовых кубков в настоящее время стали второй достопримечательностью в Цзюцюане, после перевала Цзяюйгуань - западного окончания Великой стены. Каждый турист мечтает побывать на нем и приобрести егуанбэй в качестве сувенира.
![]() |
Резьба по слоновой кости (牙雕 ядяо)
В Китае резьба по слоновой кости известна еще с доисторических времен. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. В Исторических записях периода Воюющих государств рассказывается история некого богача Мэнчана, подданного государства Ци. Он «покинул свою родину ради путешествия заграницу, а когда прибыл в государство Чу, преподнес кровать из слоновой кости, стоившей тысячи золотых слитков. Малейшее повреждение кровати дорого обошлось бы тому, кто его причинил».
![]() |
Этот вид народного искусства требует осторожного обращения. Мастер должен принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности расположения ядра в бивне. Как правило, сначала ремесленник «отесывает» кость, придавая ей грубую форму, и лишь затем приступает к обработке более тонкими инструментами для придания завершенного вида. Для более крупных работ прежде лепится макет из глины, если он одобрен, мастера приступают к работ с костью. Еще более масштабные проекты предполагают отдельную обработку частей композиции и соединение их в одну на заключительном этапе.
В 1974 г. на пекинском заводе Искусств и ремесел выпустили монументальную скульптуру из слоновой кости «Железная дорога Чэнду-Куньмин». Она достигает 180 см в длину, 64 см в ширину и 110 см в высоту (вкл. основание), вес композиции составляет 318 кг, на ее изготовление ушло 5000 трудодней. Обладая истинным национальным колоритом, впоследствии она была преподнесена Генеральной Ассамблее ООН.
![]() |
Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков», чья история едва насчитывает сотню лет. Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика». Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие своего резака, т.к. проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. При этом ошибись мастер хоть на волосок – и вся работа пойдет насморку.
![]() |
Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу. Вэн Жунбяо – заслуженный работник этой отрасли – в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого и был украшен гравированными пейзажами (павильонов и башен, облаков и гор). Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбяо – резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное призвание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных шариков в шариках».
Филиграная резьба (微雕 вэйдяо)
Искусство филигранной резьбы, главным образом, заключается в нанесении иероглифов микроскопического размера на слоновую кость или человеческий волос. Вырезая иероглифы, мастер не может видеть свою работу и целиком полагается на свое чувства. Поэтому вэйдяо иногда называют «искусством по наитию».
![]() |
Во многих городах Китая живут мастера, способные на зернышке слоновой кости выгравировать поэмы, картины, миниатюрные печати, используя палитру минимум в 10 цветов.
Чжан Юньху, микро-каллиграф из Шанхая, на кусочке кости в 3 см2 воспроизвел всю антологию «Трехсот танских поэм», насчитывающих ок. 10000 иероглифов. Для невооруженного глаза работа представляет собой ряды черный точек-игольных уколов.
![]() |
В 1982 г. Чжан Юньху поразил мир своей новой работой – на кусочке кости в 2,8 см2 он выгравировал все 14000 иероглифов Конституции Коммунистической партии Китая. Работа была выполнена в течении 2-х недель. При 100-кратном увеличении можно заметить, что иероглифы написаны четко, изящным каллиграфическим почерком.
Филигранная резьба по волосу была разработана совсем недавно членом Исследовательского института по искусствам и ремеслам г.Сучжоу, Шэнь Вэйчжоном. На волосе в несколько см длиной, без помощи каких-либо увеличительных приборов, мастер может выгравировать поэмы и другие тексты, полагаясь лишь на свои чуткие пальцы. Для этого ему необходима полная тишина, в которой он, медитируя и контролируя свой пульс, отдается своему делу, нанося линии тоньше волоса. При большом увеличении можно насладиться четкостью линий выполненной работы. Этот вид резьбы появился в Китае на основе традиций гравировки каллиграфии. Начало было положено ок. 2000 лет назад: на гадальных костях, обнаруженных на раскопках периода Западной Чжоу (Гуюань, пров. Шэньси) различимы иероглифы в рисовое зернышко, черты которых с волос толщиной. Кроме того археологи обнаружили на гадальных ракушках периода ранней Ин гравировки размером с просяное зернышко, различимых только при 5-кратном увеличением.
![]() |
Резка гравюр-силуэтов (影雕 индяо)
Традиция резки гравюр является направлением Хуэйаньской школы резки по камню пров. Фуцзянь, получившее свое название «ин» (кит. «тень») от схожести с первыми черно-белыми фотографиями. За сложность и изысканность индяо в Китае прозвали чудом.
![]() |
Используя целую армию различных резцов, толщина которых варьируется от ногтя до иглы, ремесленник копирует изображение с фотографии, вырезая его на поверхности голубого песчаника толщиной в 5 см. Изображение, сочетающее реальное и вымышленное, получается сочетанием точек разной глубины, размера и плотности расположения на поверхности камня. При этом сама работа может быть миниатюрной (4-5 см2) или гигантской (100 м2).
![]() |
Гравюры, изготовленные на Хуэйаньском уездном заводе резки по камню, часто преподносят в качестве подарков во время дипломатических встреч, они экспонируются на различных выставках по всему миру.
![]() |
Ледяные скульптуры (冰雕 биндяо)
Фигурная резка по льду – сезонное ремесло, получившее свое начало и развитие в северных районах Китая, также принято называть «ледяными фонарями». Давным-давно люди стали использовать выдолбленные ледяные блоки в качестве лампочек для фонарей, чтобы защитить их от задувания в зимние ночи. Так искусство резки по льду получило свою примитивную начальную форму.
![]() |
Жители Харбина, столицы самой северной провинции Хэйлунцзян, организовали первый фестиваль «ледяных фонарей» зимой 1963 г. С помощью различных трафаретов мастера изготовили ледяные фонари самой различной формы, внутри которых зажгли свечи. Фестиваль получил всеобщее признание, и с того времени была заведена традиция – проводить фестиваль каждую зиму, с Нового года по традиционный фестиваль фонарей (приходящийся, как правило, на середину февраля), при этом масштабы мероприятия росли, а уровень мастерства ремесленников непрерывно повышался.
![]() |
Наряду с ледяными фонарями были построены павильоны, террасы, мосты и башни, украшающие специально созданный по этому случаю пейзаж из сверкающих ледяных холмов, «хрустальных» деревьев, переливающихся птиц и животных, рыбок, плавающих в прозрачных бассейнах.
![]() |
Ледяные скульптуры стали прекрасными декорациями для демонстрации отдельных сцен из классических китайских пьес, сюжетов, взятых из произведений художественной литературы, разыгрываемых непосредственно на фестивале. Некоторые из представленных работ поражают своими масштабами: например, пагода могла состоять из 200 огромных ледяных блоков, в вечернее время освещенная сотнями встроенных разноцветных лампочек, представляла поистине незабываемое зрелище. Ледовое шоу, полное сверкающих огней о полупрозрачных строений, напоминает посетителям фестиваля сказочный изумрудно-хрустальный дворец короля Дракона.
![]() |
Основным материалом для скульптур выступает речной лед. При постоянной температуре в -20-30ºС в реках северного Китая образуется достаточно льда для строительства ледяных городков. Сначала рабочие выпиливают ледяные блоки, которым скульпторы затем находят назначение в соответствии с их толщиной, прочностью и прозрачностью. Крупномасштабные работы зачастую составляют из большого числа ледяных блоков.